И вновь задача – экипаж, в поход!
Уходим под покровы моря,
Отдать швартовы, турбинам полный ход!
Наперекор сомненьям и с судьбою споря.
Никак мне не забыть любимой мамы взоры,
Что видела меня в последний раз на берегу.
Теперь вокруг меня задвижки и приборы
Прости, но по-другому не могу.
И я прошу тебя, не нужно злиться
Послушай, мама, всем бы так везло,
Мне с дружным экипажем получилось слиться,
Но что-то там у нас произошло…
Тревога! Аварийная тревога!
В седьмом пожар – задраенный отсек!
И нет пути назад, здесь с этим строго,
Быть может, здесь останемся навек…
Как приговор в центральный поступил доклад,
Тревоги перезвон и на разрыв трансляция
Команды точны, эхом, как набат:
«В седьмом все плохо, взрыв регенерации!»
С центрального: «Восьмой, на связь!»
Молчит восьмой, молчит жилой.
В нём оказался я, с судьбой своей смирясь,
Но я же здесь, я всё ещё живой.
А так хотелось бы туда, где солнца яркий свет,
И хоть на миг сейчас увидеть маму.
Заканчивается воздух, сил дышать совсем уж нет,
Но смерть настойчива, она упряма.
От боли стиснув зубы, сжимаю кулаки!
Мы ждем ребят из аварийных партий.
И только сердца слабые толчки –
Здесь наша жизнь поставлена на карту.
Раздались крики в темноте,
Мы знаем — путь закрыт в девятый
И тонут звуки в хрипоте –
Какую цену смерти мы ещё заплатим?
Стучим повторно и стуком, словно умоляем,
Но накрепко с той стороны задраен люк,
Мы тихо, молча и покорно умираем…
И продолжается по переборке перестук.
В девятом слышат крики из восьмого,
Есть РБЖ и есть приказ –
«Погибнешь сам, спасёшь другого» –
Так надо, слёзы капают из глаз…
Сражаемся со смертью дальше,
И в это время сверху кто-то люк открыл,
Ах, если б вы пришли чуть раньше,
Возможно б, братцы, я ещё пожил…
Нет с нами тридцать человек –
А все живые — Богом позабытые.
Я среди них, я не покинул свой отсек,
Они в отсеках, на века, закрытые.
Используют сигнальные ракеты –
Пока не наступил рассвет.
Надежды тают, как от них отсветы.
Пошли вторые сутки, но со штабом связи нет.
А наверху такая тишь да благодать,
Что может голову вскружить.
Так не хотелось, братцы, помирать,
Но у живых один приказ – как можно дольше жить…
Искать пропавших без вести друзей,
Оставшихся в отсеках лодки…
Отправятся туда лишь те, кто посильней.
Внутри отсеков запах гари и проводки.
Дым, темнота, подлодка обесточена
И тонет по чуть-чуть, всё время оседая на корму.
Система ВВД в последние отсеки подана,
Чтоб лодке продержаться на плаву.
Но ранним утром по прошествии трёх дней,
К-8 улеглась на дно Биская,
Я и товарищи мои остались в ней,
В пучины вод навечно улетая.
Так трудно гибнуть в восемнадцать.
Ах, мама, если сможешь, ты меня прости.
В восьмом нас было девятнадцать
Твой сын погиб, но не свернул с пути.
В одном не слушал, мама, твой наказ.
Вернуться и забыть про море.
Есть долг, присяга и, конечно же, приказ,
А с ними ни один моряк не спорит…
К-8 Советская атомная подводной лодка типа «Кит» проект 627А. Вступила в состав Северного флота 31 августа 1960 года.
Весной 1970 года находилась на боевой службе в Средиземном море. АПЛ направлена в Северную Атлантику океан для участия в учения ВМФ «Океан» в котором участвовали силы всех флотов на всех океанах.
Вечером 8 апреля 1970 года подводная лодка находилась севернее Азорских островов. При всплытии АПЛ с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков. Одновременно начался пожар в 7 отсеке, где горела регенерация. На АПЛ сыграли боевую тревогу.
АПЛ всплыла в надводное положение. Пожар распространялся по воздуховодам. Офицеры первой смены ГЭУ БЧ-5, понимая, что выхода не будет, задраились в отсеке и погибли (инженер-капитан 3 ранга Хаславский В.Г., инженер капитан-лейтенант А.С.Чудинов, инженера-капитан-лейтенант А.В.Поликарпов, , старший инженер-лейтенант Г.В.Шостаковский и старший инженер-лейтенант Г.Н.Чугунов. Перед гибелью они заглушили ядерные реакторы и предотвратили возможность взрыва.
Из 20 человек, находившихся в 8 отсеке спасли только 4-х человек. Из 9-ого отсека вывели 19 человек. Во время пожара погибло 30 подводников. Начальник медицинской службе корабельный врач Соловей А.М. отдал свой изолирующий противогаз прооперированному старшине Ю.Ильченко, а сам погиб.
К месту аварии АПЛ прибыло болгарский грузовой пароход «Авиор». Командир АПЛ капитан 2 ранга В.Б.Бессонов оставил на АПЛ 22 человека, которые в условиях шторма продолжали борьбу за живучесть подводной лодки. остальных членов экипажа эвакуировали на болгарский теплоход и на три советские судна, подошедшие к месту аварии.
Однако АПЛ потеряла поперечную остойчивость при попытки буксировки и затонула, унеся с собой всю боевую смену и командира АПЛ.
АПЛ с четырьмя ядерными торпедами затонула на глубине 4680 м. в 490 километрах от Испании
Поправка : «Однако ПЛ потеряла ПОПЕРЕЧНУЮ остойчивость». В этом ошибка экипажа — на самом деле ПЛ потеряла ПРОДОЛЬНУЮ остойчивость. Дело в том, что в училищах курс остойчивости и непотопляемости корабля давался только на примере поперечной остойчивости. О ПРОДОЛЬНОЙ остойчивости в подводном положении говорилось об идентичности с поперечной с соответствующей метацентрической высотой — обычно для подводных лодок 62, 658, 675 пр. порядка 0,4- 0,5 м. В надводном положении характерис-тика поперечной остойчивости оставалась в указанных пределах, а продольная ввиду наличия плоскости ватерлинии и соответвтеннно восстанавливающего момента имела величину 127- 140м. И если поперечная остойчивость с малой метацентрической высотой в надводном положении допускала крен до 45- 50град с борта на борт и ПЛ не опрокидывалась, то с продольной остойчивостью моряки не заморачивались, еще бы — 137 м!!! Казалось бы не о чем говорить. Однако на деле все оказалось вовсе не так и при затоплении кормовых отсеков точка опрокидывания ( на «попа») оказалась в пределах дифферента всего 5-6 град. Это и не учел командир Бессонов, хотя командир БЧ-5 докладывал командиру свои опасения. При проверках после гибели К-8 знания командным составом вопросов остойчивости и непотопляемости выявились значительные пробелы. Оказалось, что вопросы остойчивости и непотопляемости лучше знали механики ПЛ. На флотах провели серию занятий по остойчивости и непотопляемости. К сожалению при аварии АПЛ «Комсомолец»наряду с другими ошибками в борьбе за живучесть экипаж не учел опыта К-8 в вопросах остойчивости, в связи с чем было упущено время эвакуации экипажа, что и определило большое количество гибели моряков.
Наверно вы правы, но так написано в статье о ее гибели в Интернете