Травин А. Ненаписанное письмо (стихи про АПЛ К-8)

АПЛ К-8 после всплытия Zen.yandex.ru

И вновь задача – экипаж, в поход!

Уходим под покровы моря,

Отдать швартовы, турбинам полный ход!

Наперекор сомненьям и с судьбою споря.

Никак мне не забыть любимой мамы взоры,

Что видела меня в последний раз на берегу.

Теперь вокруг меня задвижки и приборы

Прости, но по-другому не могу.

И я прошу тебя, не нужно злиться

Послушай, мама, всем бы так везло,

Мне с дружным экипажем получилось слиться,

Но что-то там у нас произошло…

Тревога! Аварийная тревога!

В седьмом пожар – задраенный отсек!

И нет пути назад, здесь с этим строго,

Быть может, здесь останемся навек…

Как приговор в центральный поступил доклад,

Тревоги перезвон и на разрыв трансляция

Команды точны, эхом, как набат:

«В седьмом все плохо, взрыв регенерации!»

С центрального: «Восьмой, на связь!»

Молчит восьмой, молчит жилой.

В нём оказался я, с судьбой своей смирясь,

Но я же здесь, я всё ещё живой.

А так хотелось бы туда, где солнца яркий свет,

И хоть на миг сейчас увидеть маму.

Заканчивается воздух, сил дышать совсем уж нет,

Но смерть настойчива, она упряма.

От боли стиснув зубы, сжимаю кулаки!

Мы ждем ребят из аварийных партий.

И только сердца слабые толчки –

Здесь наша жизнь поставлена на карту.

Раздались крики в темноте,

Мы знаем — путь закрыт в девятый

И тонут звуки в хрипоте –

Какую цену смерти мы ещё заплатим?

Стучим повторно и стуком, словно умоляем,

Но накрепко с той стороны задраен люк,

Мы тихо, молча и покорно умираем…

И продолжается по переборке перестук.

В девятом слышат крики из восьмого,

Есть РБЖ и есть приказ –

«Погибнешь сам, спасёшь другого» –

Так надо, слёзы капают из глаз…

Сражаемся со смертью дальше,

И в это время сверху кто-то люк открыл,

Ах, если б вы пришли чуть раньше,

Возможно б, братцы, я ещё пожил…

Нет с нами тридцать человек –

А все живые — Богом позабытые.

Я среди них, я не покинул свой отсек,

Они в отсеках, на века, закрытые.

Используют сигнальные ракеты –

Пока не наступил рассвет.

Надежды тают, как от них отсветы.

Пошли вторые сутки, но со штабом связи нет.

А наверху такая тишь да благодать,

Что может голову вскружить.

Так не хотелось, братцы, помирать,

Но у живых один приказ – как можно дольше жить…

Искать пропавших без вести друзей,

Оставшихся в отсеках лодки…

Отправятся туда лишь те, кто посильней.

Внутри отсеков запах гари и проводки.

Дым, темнота, подлодка обесточена

И тонет по чуть-чуть, всё время оседая на корму.

Система ВВД в последние отсеки подана,

Чтоб лодке продержаться на плаву.

Но ранним утром по прошествии трёх дней,

К-8 улеглась на дно Биская,

Я и товарищи мои остались в ней,

В пучины вод навечно улетая.

Так трудно гибнуть в восемнадцать.

Ах, мама, если сможешь, ты меня прости.

В восьмом нас было девятнадцать

Твой сын погиб, но не свернул с пути.

В одном не слушал, мама, твой наказ.

Вернуться и забыть про море.

Есть долг, присяга и, конечно же, приказ,

А с ними ни один моряк не спорит…

К-8 Советская атомная подводной лодка типа «Кит» проект 627А. Вступила в состав Северного флота 31 августа 1960 года.

Весной 1970 года находилась на боевой службе в Средиземном море. АПЛ направлена в Северную Атлантику океан для участия в учения ВМФ «Океан» в котором участвовали силы всех флотов на всех океанах.

Вечером 8 апреля 1970 года подводная лодка находилась севернее Азорских островов. При всплытии АПЛ с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков. Одновременно начался пожар в 7 отсеке, где горела регенерация. На АПЛ сыграли боевую тревогу.

АПЛ всплыла в надводное положение. Пожар распространялся по воздуховодам. Офицеры первой смены ГЭУ БЧ-5, понимая, что выхода не будет, задраились в отсеке и погибли (инженер-капитан 3 ранга Хаславский В.Г., инженер капитан-лейтенант А.С.Чудинов, инженера-капитан-лейтенант А.В.Поликарпов, , старший инженер-лейтенант Г.В.Шостаковский и старший инженер-лейтенант Г.Н.Чугунов. Перед гибелью они заглушили ядерные реакторы и предотвратили возможность взрыва.

Из 20 человек, находившихся в 8 отсеке спасли только 4-х человек. Из 9-ого отсека вывели 19 человек. Во время пожара погибло 30 подводников. Начальник медицинской службе корабельный врач Соловей А.М. отдал свой изолирующий противогаз прооперированному старшине Ю.Ильченко, а сам погиб.

К месту аварии АПЛ прибыло болгарский грузовой пароход «Авиор». Командир АПЛ капитан 2 ранга В.Б.Бессонов оставил на АПЛ 22 человека, которые в условиях шторма продолжали борьбу за живучесть подводной лодки. остальных членов экипажа эвакуировали на болгарский теплоход и на три советские судна, подошедшие к месту аварии.

Однако АПЛ потеряла поперечную остойчивость при попытки буксировки и затонула, унеся с собой всю боевую смену и командира АПЛ.

АПЛ с четырьмя ядерными торпедами затонула на глубине 4680 м. в 490 километрах от Испании

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Поправка : «Однако ПЛ потеряла ПОПЕРЕЧНУЮ остойчивость». В этом ошибка экипажа — на самом деле ПЛ потеряла ПРОДОЛЬНУЮ остойчивость. Дело в том, что в училищах курс остойчивости и непотопляемости корабля давался только на примере поперечной остойчивости. О ПРОДОЛЬНОЙ остойчивости в подводном положении говорилось об идентичности с поперечной с соответствующей метацентрической высотой — обычно для подводных лодок 62, 658, 675 пр. порядка 0,4- 0,5 м. В надводном положении характерис-тика поперечной остойчивости оставалась в указанных пределах, а продольная ввиду наличия плоскости ватерлинии и соответвтеннно восстанавливающего момента имела величину 127- 140м. И если поперечная остойчивость с малой метацентрической высотой в надводном положении допускала крен до 45- 50град с борта на борт и ПЛ не опрокидывалась, то с продольной остойчивостью моряки не заморачивались, еще бы — 137 м!!! Казалось бы не о чем говорить. Однако на деле все оказалось вовсе не так и при затоплении кормовых отсеков точка опрокидывания ( на «попа») оказалась в пределах дифферента всего 5-6 град. Это и не учел командир Бессонов, хотя командир БЧ-5 докладывал командиру свои опасения. При проверках после гибели К-8 знания командным составом вопросов остойчивости и непотопляемости выявились значительные пробелы. Оказалось, что вопросы остойчивости и непотопляемости лучше знали механики ПЛ. На флотах провели серию занятий по остойчивости и непотопляемости. К сожалению при аварии АПЛ «Комсомолец»наряду с другими ошибками в борьбе за живучесть экипаж не учел опыта К-8 в вопросах остойчивости, в связи с чем было упущено время эвакуации экипажа, что и определило большое количество гибели моряков.

  2. Наверно вы правы, но так написано в статье о ее гибели в Интернете

Добавить комментарий для Игорь Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *