Блытов В. Живые — помните погибших. Она утонула!

Закончена публикация-расследование бывшего командира атомной подводной лодки ТОФ  В.Г. Жилина о гибели ракетного атомного подводного крейсера с крылатыми ракетами К-141 «Курск». это всего лишь версия, но она имеет право на существование. Как имеет право на существование фильм французских режиссеров, как имеет право на существование версии вице адмирала Валерия Рязанцева и многих других флотоводцев, адмиралов и офицеров. имеют право, пока все не получат простого, понятного и ясного объяснения, что же случилось там под водой 12 августа 2000 года.

На мой взгляд причины гибели боевого корабля и 118 человек, до сих пор окончательно не установлены. Имеется заключение Генерального Прокурора и различных комиссий, но оно вызывает массу вопросов и содержит некоторые значительные неясности, которые до сих пор не раскрыты то ли по причинам секретности, то ли по другим причинам.

Семьи, друзья, родные и сослуживцы до сих пор не получили вразумительного ответа, как погиб уникальнейший корабль ВМФ и как и почему погибли их близкие люди. Как это могло случиться? Почему их не спасли? Имеются ли гарантии, что подобные случаи более повторяться не будут? Есть ли уверенность, что люди , выходящие в море на защиту своей Родины, более не будут так гибнуть? Вопросы, версии, загадки и какие-то тайны. И чем больше что-то скрывается, тем больше имеется причина раскрыть истинную подоплеку этой трагедии, даже если она сверхсекретна. Вспомним погибших и как это было.

В этом году 12 августа исполнится уже 18 лет страшной трагедии – гибели ракетного атомного подводного крейсера с крылатыми ракетами К-141 «Курск» со всем ее экипажем, офицерами штаба 7-ой дивизии ПЛ и прикомандированными с завода «Дагдизель».

До сегодняшнего дня нет окончательной ясности, что же произошло с ПЛ. Даже сами флотские начальники, родные и близкие погибших не всегда соглашаются с официальной версией Генеральной прокуратуры. Чувствуется какая-то недоговоренность в этой страшной катастрофе. А всякие не конца расследованные и скрываемые по каким-то причинам катастрофы, что самое страшное, имеют специфику повторяться.

Официальная версия, изложенная генеральной прокуратурой России, в лице Генерального прокурора Устинова гласит так: 12 августа в 11 часов 28 минут на «Курске», взорвалась та самая произведенная в Казахстане практическая перекисно-водородная тор­педа калибра 650 мм с заводским N 1336А ПВ. Взорвалась она в трубе торпедного аппарата N 4, куда была загружена для подготовки к выстрелу утром того же дня. В результате чего сдетонировал остальной боекомплект.

Появилась ясность с гибелью ракетного атомного подводного крейсера с крылатыми ракетами? Все удовлетворены решением комиссии? Наверно нет. Почему? Скорее всего, многие не поверили в эту версию. Слишком много осталось белых неясных пятен.

В часы катастрофы стало понятно, что в происшествии с «Курском» много неясного и таинственного: первые сообщения в средствах массовой информации говорили сначала, что подводная лодка легла на грунт и связь с ней установлена. Из сказанного можно сделать вывод, что ничего страшного сейчас на лодку подадут воздух и питание и далее можно спасть. Не учтено одно, что атомные подводные лодки на дно не ложатся, ни при каких условиях. Снизу на атомоходах идет забор воды для охлаждения ядерного реактора. Что надо сделать, что могло произойти, чтобы атомоход лег на дно? Только крупная авария. Это поняли сразу специалисты – моряки, знающие специфику службы на атомных подводных лодках.

И таких вопросов у всех моряков и прежде всего подводников скопилось весьма много. Тем более, что там погибли наши друзья, однокашники, сослуживцы, которых большинство из нас знали, знали их семьи, сопереживали и до сих пор сопереживаем их горю. Особенно страшно было в те первые дни когда стало известно о катастрофе, а что произошло непонятно. Сопереживали не только в России, но и во всем мире. Много стран протянуло России руку помощи, но командование Северного флота категорически отказались. А когда поняли, что самим не спасти и обратились за помощью к иностранцам, то и спасать уже было некого. Упущено время, упущены возможности, погибли люди, которых уже не вернешь. И это удручает больше всего. Что мы оказались в положении голого короля. А ценой за неконтролируемое уничтожение флота в 90-х годах стали жизни 118 человек. Не просто людей, а прежде всего грамотных, подготовленных специалистов подводников. И в тоже время детей, отцов, братьев, мужей, друзей, сослуживцев, однокашников. Это страшно, когда гибнут молодые ребята. Гибнут непонятно как, и непонятно из-за чего.

Коротко:

К-141 «Курск» был российским атомным подводным ракетоносным крейсером с крыдатыми ракетами проекта 949А «Антей». Заложили его на заводе «Севмаш» еще в 1992 году, а принят в эксплуатацию уже через два года — 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы находился в пункте базирования Видяево в составе Северного военного флота России. Назначение подлодки данного класса — уничтожение авианосных ударных соединений.

Трагедия случилась 12 августа 2000 года в Баренцевом море. Подлодка, находясь на учениях Северного флота, в установленное время не вышла на связь, а на следующий день усилиями поисковиков была обнаружена уже на дне.

Попытки российских спасателей добраться до оставшихся в живых членов экипажа не увенчались успехом. Лишь 20 августа к месту аварии «Курска» прибыло норвежское спасательное судно с водолазами, которые на следующий день смогли проникнуть внутрь подлодки — внутренние отсеки оказались заполнены водой. 21 августа в 17 часов начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели всех 118 членов экипажа АПЛ К-141 «Курск».

В вопросе о том, что произошло в тот день с подводной лодкой, до сих пор нет единого мнения. Официальная версия событий и расследование прокуратуры во главе с тогдашним генеральным прокурором Владимиром Устиновым, как и следовало ожидать, подверглись острой критике.

Собственные версии событий и трактовки произошедшего излагали средства массовой информации (например, в авторской программе Сергея Доренко 2 сентября 2000 года), бывшие офицеры военно-морского флота (вице-адмирал Валерий Рязанцев в книге «В кильватерном строю за смертью»), а также зарубежные режиссеры (Жан Мишель Карре в фильме «Курск: Субмарина в мутной воде»).

Тем не менее все сходятся в одном: все началось 10 августа 2000 года с выхода в море АПЛ «Курск» на учения Северного флота в Баренцево море.

Утром 12 августа в воскресенье подводный крейсер условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Петр Великий», далее «Курск» должен был начать торпедную учебную атаку группы кораблей.

В 11:30 на крейсере «Петр Великий» гидроакустики обнаружили сильный акустический сигнал, похожий на подводный взрыв, моряки ощутили, как содрогнулся корпус корабля. Позднее произошел еще один взрыв. Взрывы зафиксировала даже сейсмическая станция в Норвегии. На это происшествие на крейсере тогда не обратили особого внимания. Командир крейсера объяснил содрогание корпуса корабля вибрацией антенны станции воздушного наблюдения.

Однако после этого связь с лодкой пропала, и в течение несколько часов она не отвечала на сигналы и не поднималась на поверхность, хотя по планам должна была произвести донесение..

К вечеру субботы были начаты поисково-спасательные мероприятия, в 23:30 лодка была признана аварийной, 13 августа ее местоположение было установлено. В понедельник, 14 августа, экипаж спасательного судна «М. Рудницкий» приступил к попыткам наладить связь с экипажем затонувшего «Курска» и определить его состояние.

Из-за ухудшившихся погодных условий спустить на дно глубоководный спасательный аппарат «Приз» смогли только 16 августа. Попытки проникнуть внутрь судна провалились.

20 августа в район катастрофы АПЛ прибыло норвежское спасательное судно «Seaway Eagle» с норвежскими и английскими водолазами. На борту судна находится английский подводный спасательный аппарат LR-5, после чего начались попытки попасть внутрь атомного крейсера «сухим» путем. Утром 21 августа норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9-го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13:00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9-й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. Вечером представитель Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак подтвердил факт гибели экипажа подлодки, на следующий день в России был объявлен траур.

Операция по подъему тел погибших моряков-подводников началась 25 октября 2000 года и закончилась через две недели.

Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, через три дня она была отбуксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ. По непонятной причине было принято решение первый отсек не поднимать и он был на дне отрезан и взорван.

Согласно официальной версии, причиной катастрофы послужил взрыв торпеды в торпедном аппарате на носу подводной лодки, в результате чего сдетонировал остальной боекомплект. Причиной взрыва стала утечка водородной смеси из микротрещин корпуса торпеды, последующие взрывы уничтожили носовую часть судна. Экипаж во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 5-бис отсеках погибли в течение нескольких минут.

По версии вице-адмирала Валерия Рязанцева, который входил в правительственную комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы «Курска», причиной самого первого взрыва – взрыва «толстой» торпеды 65-76 ПВ — стало ее наполнение необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года. Произошло это, как он считает, по вине самих членов экипажа, которые неправильно выполняли инструкции. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода началась после загрузки торпеды в торпедный аппарат. Из-за недостатков в инженерной конструкции подлодок такого класса экипаж, чтобы предотвратить повышение давления в первом отсеке при залповой стрельбе торпедами, оставил открытыми захлопки системы вентиляции, в результате чего ударная волна от взрыва торпеды 65-76 ПВ попала во второй отсек. После этого весь личный состав командного отсека получил тяжелые контузии и оказался в неработоспособном состоянии.

Второй взрыв, как полагает Рязанцев, произошел из-за столкновения «Курска» с грунтом. Уже после этого на глубине 108 метров подлодка столкнулась с грунтом. Торпедные аппараты с боевыми снарядами, оснащенные взрывателями, в этот момент смялись и разрушились, что и стало причиной их взрыва.

Другие версии:

Некоторые эксперты заявляли, что «Курск» мог погибнуть в результате обстрела американкой подводной лодкой «Мемфис», которая находилась неподалеку от места учений вместе с другой подлодкой — «Толедо». Согласно этой версии, «Толедо» столкнулась с «Курском», а экипаж прикрывавшего судна «Мемфис» совершил пуск торпеды, так как команда якобы услышала звук открываемого торпедного аппарата на «Курске». Эта теория поддерживается некоторыми адмиралами и официальными лицами, ее придерживаются и некоторые западные эксперты. Сторонники данной версии событий уверены, что руководство России намеренно скрыло эту информацию, чтобы предотвратить конфликт с США.

Также высказывалась версия о столкновении АПЛ с миной времен Второй мировой войны. Большинство экспертов отвергли ее как маловероятную: старая мина вряд ли могла пробить высокопрочный корпус подлодки. По другой трактовке событий, «Курск» получил повреждение в результате столкновения с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» во время экстренного всплытия подлодки. Упоминалась и возможность торпедирования «Курска» уже своими: неудачный испытательный пуск вовремя не разорвавшейся противоторпеды в ответ на учебный пуск торпеды «Курском».

Еще одна версия, которая обсуждалась в экспертном сообществе — столкновение с подводным объектом. Член государственной комиссии и капитан первого ранга Михаил Волженский считает, что торпеду в аппарате могло заклинить из-за сильного механического удара по корпусу лодки. Эксперт полагает, что наиболее вероятной причиной катастрофы могло стать столкновение с иностранной подводной лодкой и «скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов «Курска».

Подозрения, связанные с историей о гибели атомной подлодки, вызваны, прежде всего, бездействием властей и командования флота, которое не спешило спасать экипаж, а также длительностью операции по подъему корпуса судна. В официальной версии также есть расследования немало темных моментов.

Белые пятна и темные моменты:

Подъем субмарины случился лишь спустя год после трагедии благодаря общим усилиям 120 компаний из 20 государств. Осложнения были обусловлены не только наличием боезапаса и двух атомных реакторов на борту, но и секретностью операции.

Потеря всего экипажа такого важного военного судна нанесла серьезный удар по репутации российского военного флота. Под острую критику попало и первое лицо государства — главным виновником трагедии Сергей Доренко в своей авторской передаче выставил именно Владимира Путина. Журналист впоследствии поплатился за это: его программа на Первом канале вскоре была закрыта.

Однако в истории с «Курском» президент запомнился не этим эпизодом: в сентябре 2009 года он в эфире программы Ларри Кинга на CNN, отвечая на вопрос о том, что же на самом деле произошло с подлодкой «Курск», ответил: «Она утонула». Фраза немедленно стала одним из мемов путинского правления

Семьи погибших получили значительные компенсации, а вдова командира судна Ирина Лячина даже пошла в политику: выдвигалась кандидатом в депутаты Государственной думы, а также работала помощником председателя Совета Федерации Сергея Миронова.

По результатам расследования прокуратуры был сделан отчет генпрокурора Устинова на двух тысячах страниц, в котором он пришел к выводу, что в деле о катастрофе «Курска» отсутствует состав преступления. Таким образом, виновных в смерти 118 человек не нашлось. Хотя были сняты, по результатам спасательной операции, с должностей многие офицеры штаба дивизии, штаба флотилии и штаба Северного флота.

Но до сих пор, ясности в гибели атомного подводного крейсера и его экипажа нет. По морским обычаям надо помнить о погибших подводниках и помнить, что каждая нераскрытая катастрофа имеет специфику повторяться. А этого допустить никак нельзя.

Вспомним поименно погибших подводников, преклоним свои головы.

Список экипажа и прикомандированных на поход, трагически погибших на атомном подводном крейсере с крылатыми ракетами  «К-141» «Курск» 12 августа 1999 года в Баренцевом море.

(Координаты гибели: Ш – 69040`С, Д – 37040`В)

SONY DSC

Командование штаба:

  1. капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович – начальник штаба 7-й дивизии АПЛ, 1958 года рождения, закончил ЧВВМУ имени Нахимова и ВМА имени Кузнецова, г. Севастополь, 2 отсек
  2. капитан 2 ранга Шепетнов Юрий Тихонович — флагманский специалист ракетного оружия 7-ой дивизии АПЛ, 1964 года рождения, закончил ЧВВМУ имени Нахимова, г. Севастополь, 2 отсек
  3. капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович – заместитель начальника электро-механической службы, 1960 года рождения, закончил Севастопольское ВВМИУ, Днепропетровская область, г. Марганец, 2 отсек
  4. капитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич – помощник начальника электро-механической службы, 1964 года рождения, закончил Севастопольское ВВМИУ, Крымская область. г. Феодосия, 2 отсек
  5. капитан 3 ранга Байгарин Марат Ихтиярович – ВРИО флагманского минера, 1955 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, г. Санкт-Петербург, 2 отсек

Управление корабля:

  1. капитан 1 ранга Лячин Геннадий Петрович – командир корабля, 1955 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, г. Волгоград, 2 отсек
  2. капитан 2 ранга Дудко Сергей Владимирович – старший помощник командира, 1969 года рождения, закончил ВВМУРЭ имени Попова, Брестская область. г. Пинск, 2 отсек
  3. капитан 2 ранга Шубин Александр Анатольевич – заместитель командира по воспитательной работе, 1959 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, г. Севастополь, 2 отсек
  4. капитан-лейтенант Репников Дмитрий Алексеевич – помощник командира, 1973 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, г. Севастополь, 3 отсек
  5. старший мичман Ерасов Игорь Владимирович – специалист СПС, 1965 года рождения, г. Воронеж, 3 отсек
  6. старший мичман Самоваров Яков Валерьевич – начальник секретной части, 1977 года рождения, Архангельская область, п. Луповецкий, 2 отсек

БЧ-1 (штурманская)

  1. старший лейтенант Сафонов Максим Анатольевич – командир БЧ-1, 1974 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, Московская область, п. Горки, 2 отсек
  2. старший лейтенант Тылик Сергей Николаевич – командир электронавигационной группы, 1975 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, Мурманская область. п. Видяево, 2 отсек
  3. старший лейтенант Бубнив Вадим Ярославович – инженер электронавигационной группы, 1977 года рождения, закончил Санкт-Петербургский Военно-морской институт, Челябинская область. г. Копейск, 2 отсек
  4. старший мичман Рузлев Александр Владимирович – старший боцман, 1976 года рождения, Мурманская область, п. Видяево, 2 отсек
  5. старший мичман Фесак Владимир Васильевич – техник электронавигационной группы, 1962 года рождения, Донецкая область, г. Шахтерск, 2 отсек
  6. мичман Козырев Константин Владимирович – техник электронавигационной группы, 1976 года рождения, Мурманская область, п. Видяево, 2 отсек
  7. мичман Полянский Андрей Николаевич – техник электронавигационной группы, 1974 года, Краснодарский край, г. Тихорецк, 2 отсек
  8. старшина 2 статьи контрактной службы Леонов Дмитрий Анатольевич – командир отделения рулевых, 1979 года, Московская область, г. Яхрома, 2 отсек
  9. матрос Миртов Дмитрий Сергеевич – рулевой-сигнальщик, 1981 года, республика Коми, г. Ухта, 2 отсек

БЧ-2 (ракетная)

  1. капитан 3 ранга Силогава Андрей Борисович – командир БЧ-2, 1970 года рождения, закончил Калининградское ВВМУ, г. Севастополь, 2 отсек
  2. капитан-лейтенант Шевчук Алексей Владимирович – командир группы управления, 1974 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, Мурманская область, п. Видяево, 2 отсек
  3. старший лейтенант Панарин Андрей Владимирович – инженер группы управления, 1975 года рождения, закончил Санкт-Петербургский Военно-морской институт, Ленинградская область. п. Молодцово, 2 отсек
  4. капитан-лейтенант Гелетин Борис Владимирович – командир группы старта, 1975 года рождения, закончил Калининградское ВВМУ, Мурманская область, г. Североморск, 2 отсек
  5. старший лейтенант Узкий Сергей Васильевич – командир группы целеуказаний, 1977 года рождения, закончил Санкт-Петербургский Военно-морской институт, Архангельская область. г. Северодвинск, 2 отсек
  6. мичман Вишняков Максим Игоревич – техник группы целеуказаний, 1977 года рождения, Днепропетровская область, г. Кривой Рог, 3 отсек
  7. мичман Кислинский Сергей Александрович – техник группы старта, 1974 года рождения, Костромская область, п. Тареча, 2 отсек
  8. старшина 2 статьи контрактной службы Аненков Юрий Анатольевич – механик БЧ-2, 1979 года рождения, Курская область, д. Подазовка, 3 отсек
  9. матрос Котков Дмитрий Анатольевич – механик БЧ-2, 1981 года рождения, Вологодская область, д. Новинки, 3 отсек (тело не найдено)
  10. матрос Павлов Николай Владимирович – механик БЧ-2 (дублер), 1980 года рождения, Воронежская область, с. Лесково, 3 отсек

БЧ-3 (минно-торпедная)

  1. старший лейтенант Иванов-Павлов Алексей Александрович – командир БЧ-3, 1977 года рождения, закончил Санкт-Петербургский Военно-морской институт, Одесская область. г. Килия, 2 отсек
  2. старший мичман Ильдаров Абдулкадыр Мирзоевич – старшина команды торпедистов, 1980 года, республика Дагестан, с. Хучни, 1 отсек
  3. матрос Нефедков Иван Николаевич – командир отделения торпедистов, 1980 года рождения, Свердловская область, с. Красная гора, 1 отсек (тело не найдено)
  4. матрос Борисов Максим Николаевич – торпедист, 1981 года, Владимирская область, г. Муром

БЧ-4 (связи)

  1. капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич – командир БЧ-4, 1968 года рождения, закончил Тихоокеанское ВВМУ, Московская область, г. Коломна, 3 отсек
  2. капитан-лейтенант Носиковский Олег Иосифович – командир группы ЗАС, 1971 года рождения, закончил Калининградское ВВМУ, Калининградская область, г. Светлый, 3 отсек
  3. капитан-лейтенант Фитерер Сергей Геннадьевич – командир группы космической связи, 1976 года рождения, закончил Калининградское ВВМУ, г. Калининград, 3 отсек
  4. старший мичман Калинин Сергей Алексеевич – техник группы ЗАС, 1970 года рождения, Киевская область, с. Лиляки, 3 отсек
  5. старший мичман Свечкарев Владимир Владимирович – техник группы ЗАС, 1973 года рождения, г. Нижний Новгород, 3 отсек
  6. старший мичман Чернышев Сергей Серафимович – техник группы космической связи, 1968 года рождения, г. Севастополь, 3 отсек

БЧ-5 (электро-механическая)

  1. капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович – командир БЧ-5, 1966 года рождения, закончил Севастопольское ВВМИУ, г. Севастополь, 2 отсек
  2. капитан 3 ранга Мурачев Дмитрий Борисович – командир дивизиона движения, 1969 года рождения, закончил Севастопольское ВМИУ, г. Севастополь,  5 отсек
  3. капитан-лейтенант Колесников Дмитрий Романович – командир турбинной группы дивизиона движения, 1973 года рождения, закончил ВВМИУ имени Дзержинского, г. Санкт-Петербург, 7 отсек
  4. капитан-лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич – командир группы автоматики дивизиона движения, 1972 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, Крымская область, с. Передовое, 5 отсек
  5. старший лейтенант Митяев Алексей Владимирович – инженер группы автоматики дивизиона движения, 1977 года рождения, закончил Санкт-Петербургское ВМИУ, г. Санкт-Петербург, 6 отсек
  6. капитан-лейтенант Пшеничников Денис Станиславович – командир группы дистанционного управления – 1, 1974 года рождения, закончил ВВМИУ имени Дзержинского, г. Севастополь, 5 отсек
  7. капитан-лейтенант Любушкин Сергей Николаевич — командир группы дистанционного управления – 2, 1972 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, Нижегородская область. г. Шапки, 5 отсек
  8. капитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович – инженер группы дистанционного управления -1, 1975 года рождения, закончил ВВМИУ имени Дзержинского, Запорожская область, с. Балоши, 8 отсек
  9. старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович – инженер группы дистанционного управления-2, 1977 года рождения, закончил ВВМИУ имени Дзержинского, г. Севастополь, 9 отсек
  10. капитан-лейтенант Аряпов Рашид Рамисович – командир трюмной группы дивизиона движения, 1971 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, Самаркандская область, п. Наиш, 6 отсек
  11. капитан 3 ранга Щавинский Илья Вячеславович – командир электротехнического дивизиона, 1969 года рождения, закончил ВВМИУ имени Дзержинского, г. Санкт-Петербург, 5 отсек
  12. капитан 3 ранга Белозеров Николай Анатольевич – командир электротехнической группы, 1968 года рождения, закончил ВВМИУ имени Дзержинского, Воронежская область. с. Подгорное, 5 отсек
  13. старший лейтенант Кузнецов Виталий Евгеньевич – инженер электротехнической группы, 1976 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, г. Великий Новгород, 5-бис отсек
  14. старший лейтенант Рванин Максим Анатольевич – инженер электротехнической группы, 1975 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, г. Архангельск, 4 отсек
  15. капитан 3 ранга Милютин Андрей Валентинович – командир дивизиона живучести, 1972 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, г. Санкт-Петербург, 2 отсек
  16. капитан-лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич – командир трюмной группы дивизиона живучести, родился в 1973 году, закончил Ленинградское ВВМИУ, г. Воронеж, 2 отсек
  17. капитан-лейтенант Солорев Виталий Михайлович – командир группы автоматики дивизиона живучести, 1974 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, Брянская область. г. Стародуб, 3 отсек
  18. старший лейтенант Кириченко Денис Станиславович – инженер дивизиона живучести, 1976 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, г. Ульяновск, 4 отсек
  19. старший мичман Борисов Андрей Михайлович – техник группы автоматики дивизиона движения, 1970 года рождения, Рязанская область, с. Перкино, 8 отсек
  20. старший мичман Горбунов Евгений Юрьевич – техник-дизелист, 1964 года рождения, Нижегородская область, п. Заволжье, 5 бис отсек
  21. старший мичман Кузнецов Виктор Викторович – старшина команды турбинистов, 1972 года рождения, г. Курск, 8 отсек
  22. старший мичман КозАдеров Владимир Алексеевич – техник-турбинист, 1967 года рождения, г. Липецк, 7 отсек
  23. старший мичман Цымбал Иван Иванович – техник-электрик, Луганская область, д. Макартетино, 5 отсек
  24. мичман Байбарин Валерий Анатольевич – старшина команды трюмных, 1975 года рождения, Челябинская область, г. Копейск, 5 бис отсек
  25. мичман Баланов Алексей Геннадьевич – старшина команды трюмных, 1978 года рождения, республика Чувашия, с. Анастасово, 6 отсек
  26. мичман Бочков Михаил Александрович – техник трюмный, 1977 года рождения, г. Севастополь, 9 отсек
  27. мичман Иванов Василий Эльмарович – старшина команды электриков, 1977 года рождения, республика Мари-Эл, д. Чуксолло, 9 отсек
  28. мичман Ишмуратов Фанис Маликович – техник-турбинист, 1974 года рождения, Республика Башкирия, д. Бахтиргариево, 7 отсек
  29. мичман Хивук Владимир Валерьевич – техник-поверитель, 1974 года рождения, Курская область, с. Белица, ст. Сосновый Бор, 2 отсек
  30. мичман Шаблатов Владимир Геннадьевич – техник-электрик, 1977 года рождения, республика Мари-Эл, г. Йошкар-Ола, 5 отсек
  31. главный корабельный старшина контрактной службы Гесслер Роберт Александрович – командир отделения турбинистов, 1978 года рождения, республика Башкирия, п. Западный, 8 отсек
  32. главный старшина контрактной службы Майнагашев Вячеслав Виссарионович – специалист трюмный, 1976 года рождения, республика Хакассия, п. Нижний Курлугаш, 6 отсек
  33. главный старшина контрактной службы Неустроев Александр Валентинович – электрик, 1979 года рождения, Томская область, п. Лоскутово, 5 отсек
  34. старшина 1 статьи контрактной службы Зубайдулин Решид Рашидович – электрик, 1979 года рождения, Челябинская область, п. Межозерный, 7 отсек
  35. старшина 2 статьи контрактной службы Аникеев Роман Владимирович – специалист трюмный, 1978 года рождения, Мурманская область, п. Видяево, 7 отсек
  36. старшина 2 статьи контрактной службы Садовой Владимир Сергеевич – командир отделения турбинистов, 1979 года рождения, Нижегородская область, п. Юганец, 7 отсек
  37. матрос Борисов Юрий Александрович – турбинист, 1981 года рождения, республика Коми, п. Благоево, 8 отсек
  38. матрос ДРЮченко Андрей Николаевич – электрик, 1979 года рождения, Архангельская область, г. Северодвинск, 2 отсек
  39. матрос Коломейцев Алексей Юрьевич – турбинист, 1980 года рождения, республика Коми, г. Пыть-Ях, 4 отсек
  40. матрос Коркин Алексей Алексеевич – специалист трюмный, 1981 года рождения, г. Архангельск, 6 отсек
  41. матрос Кубиков Роман Владимирович – турбинист, 1978 года рождения, г. Курск, 7 отсек
  42. матрос Ларионов Алексей Александрович – трюмный, 1981 года рождения, республика Коми, г. Емва, 5 отсек
  43. матрос Логинов Игорь Васильевич – турбинист, 1980 года рождения, республика Коми, п. Благоево, 4 отсек
  44. матрос Мартынов Роман Вячеславович – турбинист, 1981 года рождения, республика Коми, г. Ухта, 8 отсек
  45. матрос Налетов Илья Евгеньевич – турбинист, 1981 года рождения, Вологодская область, д. Ивачино, 7 отсек
  46. матрос Некрасов Алексей Николаевич – турбинист, 1981 года рождения, Курская область, п. Тим, 7 отсек
  47. матрос Сидюхин Виктор Юрьевич – турбинист, 1980 года рождения, республика Коми, г. Ухта, 8 отсек
  48. матрос Старосельцев Дмитрий Вячеславович – трюмный, 1980 года рождения, г. Курск, 4 отсек
  49. матрос Тряничев Руслан Вячеславович – трюмный, 1980 года рождения, Вологодская область, г. Череповец, 3 отсек
  50. матрос Халепо Александр Валерьевич – тубинист, 1981 года рождения, республика Коми, с. Усть-Лыжа, 4 отсек
  51. матрос Шульгин Алексей Владимирович – трюмный, 1981 года рождения, Архангельская область, г. Котлас, 1 отсек

БЧ-7 (управления, радиотехническая)

  1. капитан 3 ранга Садков Александр Евгеньевич – командир БЧ-7, 1967 года рождения, закончил Тихоокеанское ВВМУ, Амурская область, г. Шивановск, 2 отсек
  2. капитан-лейтенант Логинов Сергей Николаевич – командир гидроакустической группы, 1973 года рождения, закончил Тихоокеанское ВВМУ, Запорожская область. г. Энергодар, 3 отсек
  3. старший лейтенант Коровяков Алексей Владимирович – инженер гидроакустической группы, 1976 года рождения, закончил ВВМУРЭ имени Попова, Ленинградская область. г. Пушкин, 3 отсек
  4. старший лейтенант Коробков Алексей Владимирович — гидроакустической группы, 1975 года рождения, закончил ВВМУРЭ имени Попова, Мурманская область, п. Островной, 3 отсек
  5. капитан-лейтенант Родионов Михаил Олегович – командир вычислительной группы, 1973 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, 2 отсек
  6. старший лейтенант ЕрахТин Сергей Николаевич – инженер вычислительной группы, 1977 года рождения, закончил ВВМУРЭ имени Попова, Мурманская область. п. Видяево, 2 отсек
  7. старший лейтенант Гудков Александр Валентинович – командир группы радиоразведки, 1977 года рождения, закончил Калининградское ВВМУ, г. Калининград, 3 отсек
  8. старший мичман Власов Сергей Борисович – техник группы радиоразведки, 1957 года рождения, Мурманская область, п. Видяево, 3 отсек
  9. старший мичман Федоричев Игорь Владимирович – старшина команды радиометристов, 1973 года рождения, Тульская область, г. Алексин, 3 отсек
  10. мичман Таволжанский Павел Викторович – техник гидроакустической группы, 1976 года рождения, Белгородская область, г. Клименки, 3 отсек
  11. мичман Белов Михаил Александрович, техник гидроакустической группы, 1974 года рождения, Нижегородская область, г. Богородск, 3 отсек
  12. мичман Грязных Сергей Викторович – техник вычислительной группы, 1978 года рождения, Архангельская область, г. Северодвинск, 2 отсек
  13. мичман Зубов Алексей Викторович – техник гидроакустической группы, 1974 года рождения, Днепропетровская область, г. Павлоград, 1 отсек
  14. мичман Парамоненко Виктор Александрович – техник гидроакустической группы, 1973 года рождения, Вологодская область, г. Николаевск, 2 отсек

 

Медицинская служба

  1. капитан м/с Станкевич Алексей Борисович – начальник медицинской службы, 1974 года рождения, закончил ВМА имени Кирова, Сумская область, г. Глухов, 4 отсек
  2. мичман Романюк Виталий Федорович – фельдшер, 1971 года рождения, г. Севастополь, 4 отсек

Химическая служба

  1. капитан 3 ранга Безсокирный Вячеслав Алексеевич – начальник химической службы, 1970 года рождения, закончил Севастопольское ВВМИУ, Сумская область, г. Ворожба, 4 отсек
  2. старший мичман Хафизов Наиль Хасанович – старший инструктор химической службы, 1960 года рождения, республика Башкирия, с. Слак, 5 бис отсек
  3. мичман Рычков Сергей Анатольевич – техник химической службы, 1965 года рождения, г. Ташкент, 3 отсек
  4. мичман Троян Олег Васильевич – техник химической службы, 1971 года рождения, г. Баку, 5 отсек

Служба снабжения

  1. старший мичман Беляев Анатолий Николаевич – старший кок инструктор, 1954 года рождения, Рязанская область. п. Пролетарский, 4 отсек
  2. старший мичман Кичкирук Василий Васильевич – старшина команды снабжения, 1967 года рождения, Житомирская область, с. Старый Майдан, 4 отсек
  3. главный корабельный старшина контрактной службы Янсанов Саловат Валерьевич — кок-инструктор, 1977 года рождения, республика Башкирия, г. Ишамбай, 4 отсек
  4. матрос Витченко Сергей Александрович – кок, 1980 года рождения, Ленинградская область, г. Кировск, 4 отсек
  5. матрос Евдокимов Олег Владимирович – кок, 1980 года рождения, г. Курск, 4 отсек

Прикомандированные

  1. старший лейтенант Борисов Арнольд Юрьевич – ведущий инженер военной приемки МО, 1976 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского Комсомола, 1 отсек
  2. Гаджиев Мамед Исмаилович – представитель завода «Дагдизель», 1958 года рождения, республика Дагестан, с. Хрюг (тело не найдено)

Пусть земля погибшим будет пухом. Будем помнить, пока живем, о наших погибших друзьях и будем делать все, чтобы такая катастрофа более никогда не повторилась. Их дети уже выросли. Многие из них стали моряками и наш долг перед ними, хотя бы понять, что же произошло тогда в холодных водах Баренцева моря.

Дай Господь, чтобы такие трагедии на нашем флоте более никогда не повторялись!

 

Статья написана по материалам из Интернета, использованы снимки из Интернета.

 

 

10 комментариев

Оставить комментарий
  1. В статье указано, что офицеры БЧ-5 «Курска» заканчивали, в основном, «Ленинградское ВВМИУ». Однако это не так. большинство офицеров БЧ-5 на «Курске» были выпускниками ВВМИОЛУ им.Дэержинского (находилось в Адмиралтействе и выпускало подводников-атомщиков),а не Ленинградского ВВМИУ им.Ленина (что находилось в г.Пушкине и готовило механиков-надводников.
    Севастопольское ВВМИУ в 1993 году фактически прекратило выпуски офицеров механиков в связи с его закрытием и образованием на его основе украинского электромеханического факультета Военно-морского института. Поэтому все офицеры БЧ-5 моложе 1972 года рождения, уже не могли заканчивать СВВМИУ.Поэтому никак:
    «-капитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович – инженер группы дистанционного управления -1, 1975 года рождения, закончил Севастопольское ВВМИУ, Запорожская область, с. Балоши, 8 отсек
    и старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович – инженер группы дистанционного управления-2, 1977 года рождения, закончил Севастопольское ВВМИУ, г. Севастополь, 9 отсек» не могли заканчивать СВВМИУ по причине своей молодости: первый не ранее 1997 г, а второй-не ранее 1999 года,когда уже и украинского электромеханического факультета ВМИ ВМСУ (закрыт в 1996 г.) в Голландии не существовало!

    1. Согласен с вами. Знаю, что последний выпуск Голландии был в 1992 году, потом курсанты не принявшие украинскую присягу, были переведены в Санкт-Петербургский военно-морской инженерный институт имени Дзержинского, существовавший самостоятельно до 1998 года, после чего он вошел в состав Пушкинского ВМИИ, который сейчас после непонятного, на мой взгляд, объединения с ВВМИРЭ имени Попова стал называться Политехническим институтом военно-морского флота. Последнее объединение было идеей адмирала Римашевского А.А. начальника ВУНЦа, видимо по команде Сердюкова А.Э. и его команды, с целью банальной продажи комплекса зданий ВВМУРЭ имени Попова, расположенном в очень удобном месте, напротив Петродворцовых парков.
      Если у вас есть сведения, кто из погибших с «Курска» какие инженерные институты закончили и как они точно назывались на момент выпуска — присылайте буду рад исправить. Но в интернете написано так. Видимо неправильно.
      Извините. знаю что в стране на момент распада было три военно-морских инженерных училища — имени Дзержинского, имени Ленина и Севастопольская Голландия. Когда отменили имена Дзержинского и Ленина точных сведений к сожалению нет, когда Ленинградские ВМУЗЫ стали называться Санкт-Петербургскими тоже. Помогите исправить. Кстати тогда же произошло объединение Ленкома с Фрунзе, потом Фрунзе переименовали в корпус Петра Великого. Много было изменений. Вопрос стоял при Сердюкове о переводе всех ВМИ в Кронштадт и продаже всех исторических зданий остальных ВМИ. Причем в Кронштадте не были готовы даже здания для перевода. Не говоря о том, что при таком переводе ВМИ потерли бы всю материальную базу и профессуру. У Сердюкова даже на этот перевод был договор с Валентиной Матвиенко, причем главкома ВМФ на то совещание по переводу всех военно-морских институтов даже не пригласили.
      Сам я был на тот момент доцентом Калининградского ВВМУ (Балтийского ВМИ имени Ф.Ф.Ушакова) и все эти изменения, объединения, передислокации и закрытия происходили на глазах. От своего института я был откомандирован в группу по корректировке учебных планов и программ и работал в главном штабе ВМФ, в управлении ВМУЗов с офицерами с других ВМИ у адмирала Бутакова — начальника ВВМУЗ и прекрасно помню указ Ельцина и приказ Министра обороны от 98 года о сокращении более 50% военно-учебных заведений и переходе на Болонскую и Монреальскую системы в военно-морском образовании. Экономили на всем чем можно и нельзя. Двое офицеров-связистов, погибших на «Курске», были моими учениками и я их прекрасно знал.

  2. http://www.stihi.ru/2017/09/19/9933

    http://www.stihi.ru/avtor/kom_pl&book=1#1

    Памяти подводников АПЛ К-141 — «Курск» — цикл стихов

    Гнев
    Реквием
    Тризна
    Плач
    Жестокий вальс
    Воды и Вечности стена уже…

    1. Разрешаете ли вы напечатать их на нашем сайте «За тех, кто в море@? Если разрешаете и это ваши стихи, то пожалуйста пришлите вашу фотографию и напишите коротко о себе для размещения сведений об авторе на мой адрес blotov@mail.ru

  3. Вадим Тимофеевич Кулинченко

    У меня есть два рассказа посвящённые коллегам АПЛ «Курск» «Роковой выход» и «Предчувствие»

    1. Вадим Тимофеевич они будут обязательно опубликованы в ближайшие дни. Скорее всего сегодня вечером

  4. Вопросов больше, чем ответов! Вечная память погибшим!!!

  5. Анатолий

    Утизизация АПЛ «Курск» прозводилась на СРЗ «Нерпа». Я участвовал в утилизации, моя группа рабочих утилизировала кормовой отсек винто-рулевого комплекса и кормовую оконенечность. Не верю в достоверность заявлений Моцака и Дыгало, что личный состав, еще будучи в живых, стучал по ПК кормового отсека. Это было невозможно. Доступ к ПК в отсеке весьма затруднен из-за насыщенности приварного насыщение, установленных трубопроводов и кабельных трасс. А расстояние от палубы до шахты схода в 9 отсек более 3 метров. На верхненй палубе выгоревшие полностью кабельные трассы по ПБ от поста КХРП и до провизионной цистерны. Это случилось из-за возгорания В-64, раположенных в районе поста КХРП. Возгорание произошло из-за поступления воды по системе вентиляции. Так ка после удара АПЛ о грунт «упали» тарелки и прочных захлопок и переборочных заклопок вентиляции. Версия! Личный состав, находящийся в 9 отсека отравился продуктами горения.

  6. Анатолий Чередниченко

    Утизизация АПЛ «Курск» прозводилась на СРЗ «Нерпа». Я участвовал в утилизации, моя группа рабочих утилизировала кормовой отсек винто-рулевого комплекса и кормовую оконенечность. Не верю в достоверность заявлений Моцака и Дыгало, что личный состав, еще будучи в живых, стучал по ПК кормового отсека. Это было невозможно. Доступ к ПК в отсеке весьма затруднен из-за насыщенности приварного насыщение, установленных трубопроводов и кабельных трасс. А расстояние от палубы до шахты схода в 9 отсек более 3 метров. На верхненй палубе выгоревшие полностью кабельные трассы по ПБ от поста КХРП и до провизионной цистерны. Это случилось из-за возгорания В-64, раположенных в районе поста КХРП. Возгорание произошло из-за поступления воды по системе вентиляции. Так ка после удара АПЛ о грунт «упали» тарелки и прочных захлопок и переборочных заклопок вентиляции. Версия! Личный состав, находящийся в 9 отсека отравился продуктами горения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *