Божич В.М. Обучение русских мореходов морскому искусству в Черногории

Петр Великий обучал первых русских мореходов в Голландии. Но в морском музее в городе Пяраст (Черногория), городе на берегу Адриатического (как говорят югославы Ядранского) моря, имеется упоминание об обучении будущих русских мореходов морскому искусству. Память о них имеется там до сих пор в морском музее. Мореходная школа Марко Мартиновича, где обучались морскому делу будущие русские мореходы открыла им свои двери. Братские черногорцы и сербы обучались там морскому искусству. Не будем забывать этого.

Некоторые югославы, черногорцы, хорваты уехали тогда же на службу России.

РОДСТВО СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ В ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Как известно, в первые же годы своего правления молодой царь Петр I решил, что в России необходимо усиленно заниматься строительством и развитием Военно-морского флота. Это было особенно важно для укрепления обороноспособности Российской империи и для усиления позиций на юге страны. Для этого он созвал в селе Преображенское Боярскую думу, где предложил выстроить «флот или караван морской в сорок или вяще судов состояний, о чем надо положить не испустя времени». Дума на заседании 20 октября 1696 г. постановила: «Морским судам быть». С тех пор этот день официально считается датой рождения регулярного Военно-морского флота России. По указу царя Россия – крупнейшее континентальное государство – должна была стать и морской державой.

Фактически же строительство флота Петром было начато раньше, в 1693 г. на Соломбальской казенной верфи под Архангельском, а затем в конце 1695 г. в Воронеже. За более чем 30 лет (1693 – 1725 гг.) был создан регулярный военный флот России. Построено было 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 67 крупных галер и около 300 торговых судов.

Для осуществления таких грандиозных планов недостаточно было только построить суда. Военный флот должен иметь вооружение, надо было обеспечить их всестороннее содержание и ремонт. Еще одной немаловажной задачей была подготовка строителей кораблей, а также обучение будущего личного состава флота – матросов и офицеров. Надо было определить где и как обучить будущих морских офицеров.

Первыми строителями кораблей стали солдаты Преображенского и Семеновского полков. Это были прежде всего умелые плотники, собранные со всей России. Были приглашены и более 50 иностранных специалистов.

Особую заботу у царя и его единомышленников помимо спуска на воду, содержания и ремонта кораблей вызывало обучение их будущего личного состава — матросов и офицеров, если учесть, что ещё даже не определились, где и как это обустроить. В первую очередь для изучения кораблестроения и морского дела в 1697 году во время так называемого Великого посольства в Европу из Москвы выехали более 200 человек во главе с урядником Преображенского полка Петром Михайловым, под личиной которого скрывался сам царь. Вместе с ним отбыли Головин, Лефорт, Возницкий и другие приближённые. Великое посольство посетило Курляндию, Пруссию, «заглянуло» в Ригу, задержалось в Пилау; его встречали немцы и голландцы. Впрочем, если для кораблестроения нанимались по государевой воле иностранные мастера, то матросов Пётр I вербовал из моряков-славян. История сохранила имена первых пяти из них: Юрий Францев, Марко Дубровников, Антон Степанов, Лука и Пётр Николаевы. Таким образом, далматинские славяне с побережья Адриатики, а также наши соотечественники, волею судеб заброшенные в Южную Европу, подняли паруса на первых кораблях регулярного военного флота России.

В 1697 г. во время Великого Посольства в Европу из Москвы выехало более 200 человек во главе с урядником Преображенского полка Петром Михайловым. На самом деле под этим псевдонимом скрывался сам царь Петр I. Вместе с ним были Головин, Лефорт, Возницкий и другие приближенные. Великое Посольство посетило Ригу, Курляндию, Пруссию, значительно дольше они задержались в Пилау, Германии и Голландии. Петр, зная нужды и возможности России, активно приглашал разных мастеров из Европы. А вот первых матросов он нанял из моряков-славян, живших на побережье Адриатического моря. История сохранила имена первых пяти матросов, нанятых Петром I, это: Юрий Францев, Марко Дубровников, Антон Степанов, Лука и Петр Николаевы. Далматинские славяне с побережья Адриатики и русские, волею судеб заброшенные в южную Европу, стали первыми матросами поднявшими паруса на первых кораблях регулярного военного флота России.

Одной из труднейших задач того времени оказалась подготовка первых российских морских офицеров для молодого флота. Петр решил выяснить, у каких славянских народов развито морское дело и есть ли известные мореплаватели, которые могли бы оказать помощь в обучении будущих российских морских офицеров. Очень важно было найти именно славянский народ с богатыми морскими традициями, так как в этом случае русским, во время обучения, было бы проще понять язык.

С этой целью Петр I отправил к правителю Венеции графа Петра Андреевича Толстого с царской грамотой от 28 февраля 1697 г.. Венеции в то время были подчинены прибрежные славянские земли Черногории и Далмации, где традиционно проживали отличные мореходы. Туда же 2 октября царь Петр отправил из Гааги и Григория Островского. В Венеции русской делегации порекомендовали отыскать в Черногории капитана Марко Мартиновича (15.07.1663 – 28.10.1716 гг.). Марко окончил начальную школу при монастыре, а морскую науку вначале постигал с отцом. С 1694 г. Мартинович стал постоянно ходить в море на судах, одновременно обучаясь морскому делу в частных школах и самостанах (монастырях). Он был очень одаренным человеком и блестяще освоил не только теорию, но и морскую практику, став вскоре одним из самых известных мореплавателей на всем Средиземноморье.

В конце XVII века в Черногории, в городе Пераст, что в заливе Бока Которска, уже начала работать навигацкая школа капитана Марко Мартиновича. Григорий Островский в донесении Петру I писал: «А народ здесь славянский, разумеет по-русски. При плавании на кораблях, а также в бою очень подготовлен. При плавании и в сражения на море подготовлен лучше, чем венецианы. В боях против турок на боевых кораблях и галерах этот народ можно похвалить и лучше их для морского боя нет.»

Марко Мартинович охотно согласился обучать россиян премудростям морского дела. К тому времени в порту Пераст у него было уже около 40 больших судов дальнего плавания (водоизмещением свыше 500 тонн) и около 100 парусников разного тоннажа, а также судостроительная и судоремонтная верфи. Когда Петр I узнал, что Марко Мартинович согласен обучать молодых россиян, то назначил ему за это гонорар в 50 дукатов, что по тем временам считалось очень высокой платой.

В 1697 г. из Петербурга через Венецию была отправлена на учебу первая группа из 17 человек:

  1. князь Борис Иванович Куракин – пасынок царя Петра I
  2. Яков Иванович Лабан
  3. князь Петр Голицын
  4. князь Нитар (?) Голицын
  5. князь Федор Голицын
  6. Гавриил Иглков
  7. Михаил Иглков
  8. Андрей Иглков
  9. Иван Даниловых
  10. князь Андрей Иванович Репнин

А также были с ними были бояре:

  1. Абрам Федорович – брат царицы Московской
  2. Владимир Шереметьев – брат генерала
  3. Иван Ржевский
  4. Михаил Ртищев
  5. Никита Иванович
  6. Иван Бутурлин
  7. Михаил Матушкин

Эти имена (может быть не совсем правильные) приведены из списка на картине неизвестного художника, находящейся в Морском музее г. Котор, Черногория. На этой картине изображен Марко Мартинович в окружении некоторых российских курсантов. На столе перед ними находятся глобус, морская карта и некоторые навигационные инструменты.

Князь Борис Иванович Куракин писал в своем дневнике, что пошел учиться в Морскую Академию Черногории для того тоже, чтобы поднять престиж этого учебного заведения.

Марко Мартинович преподавал своим курсантам навигацию, магнитное дело, гидрометеорологию, чтение морских карт, а также руководил морской практикой на судах. Благодаря дневниковым записям российских курсантов, сохранились имена еще некоторых преподавателей: Франческо Домияни – геометрия, фортификация и планиметрия; Коронелли – картография; Джордано Раджи – астрономия и механика. Большое внимание в Навигацкой школе уделялось практике на судах. Руководителями, кроме Марко Мартиновича, были Иван Лазаревич, Иван Кастель и Джордано Раджи. Практика проходила в Адриатическом и Средиземном морях.

В те давние времена город Пераст был в расцвете своего морского, торгового и военного могущества. Многие жители города были превосходными мореходами и воинами. Народ жил безбедно – строились красивые дома и дворцы, горожане покупали картины, книги, дорогую мебель. В такой вот обстановке жили и обучались молодые русские князья и бояре.

Еще одна небольшая историческая справка о городе Пераст. Первые упоминания о нем были в 1326 г. Это единственный город в Черногории, который никогда не был захвачен турками. Судоверфь существовала здесь с 1367 г. В здании старой навигационной школы-музея сохранилось знамя Военно-морского флота России, которое   Петр I подарил адмиралу М. Змаевичу – черногорцу, родившемуся в г. Перасте.

При приеме Змаевича Матвея Христофоровича (1680 – 1735 г..) на службу в военно-морской флот России 3 ноября 1712 г. в Карловых Варах, где Петр I  в это время отдыхал, царь решил сам проверить его знания по навигации и военно-морскому искусству. Во время этого экзамена, Петр I был приятно удивлен глубокими познаниями Змаевича и дал указание: «Выдать корабль по личному выбору Змаевича». С тех пор Матвей Христофорович стал служить на Балтийском флоте России. Во время Гангутского сражения он командовал 1-м отрядом галерного флота и отличился в боях против адмирала Эреншельда. В 1719 году он стал уже Главным инспектором флота, а 22 октября 1721 г. ему было присвоено звание вице-адмирала. Он участвовал в строительстве 15 десантных кораблей и 15 галер. Во время похорон Петра I он нес корону Романовых. Императрица Екатерина I наградила Змаевича орденом Александра Невского, а 7 мая 1727 г. ему было присвоено звание адмирала. После смерти Екатерины I ему было предъявлено ложное обвинение и его осудили на смерть, но затем это было отменено. Вскоре Змаевича назначили Командиром Астрахани. После окончания военной службы, он получил имение в Таврове, где и скончался в 1735 году.

В 1711 г. в Черногорию прибыл полковник российской армии Михаил Милорадович, который по поручению Петра I, стал призывать черногорцев на военное сотрудничество в борьбе против турок. Черногорский правитель-владник Данило с воодушевлением согласился с предложением и сказал: «Мы даже и не думали, что Великий русский царь что-то знает о нас».

Заканчивая этот материал о подготовке первых офицеров Российского Военно-морского флота в Черногории, хочется отметить, что это был первый в истории южных славян случай, когда, благодаря царю Петру I, на них обратила внимание Россия. В дальнейшей истории сербов, черногорцев и других южных славян, это имело решающее значение для сохранения их как наций. С тех пор вот уже более 300 лет наши народы всегда вместе, в том числе и во всех войнах. Особенно это единство проявилось во время Второй мировой войны. Народ Югославии 8 июля 1941 г. первым, после нападения фашистской Германии на Советский Союз, поднял восстание против немецких оккупантов, а в 1945 г. при помощи сильной поддержки Советской армии, Югославия была освобождена от фашистов.

Если мы знаем, что первые российские морские офицеры обучались в Черногории, то мы были первые и, к сожалению, последние югославские морские офицеры и курсанты, которые обучались в СССР. В январе 1947 г. в Ленинград приехали 44 человека, но вскоре на учебе нас осталось 38, так как 6 человек решили вернуться на родину. В 1950 году мы закончили учебу, но уже как граждане СССР и, по политическим мотивам, не могли вернуться в Югославию. Выпускники нашего курса служили на разных флотах Советского Союза вплоть до пенсии. Позже в 60-е и 70-е годы некоторые вернулись на родину и уже там работали «на гражданке». Мы очень благодарны Высшему военно-морскому училищу им. М.В.Фрунзе, а особенно профессорам и преподавателям училища, которым удалось сделать из нас, не знавших даже русского языка, достойных и грамотных офицеров.

Участник и инвалид Народно-освободительной войны Югославии

Подпоручик Югославской Народной армии

Капитан I ранга в отставке ВМФ России

Божич Владимир Милошевич

 

 

30.11.2008 г.                         г. Таллинн, Эстония

 

 

Примечание: в этом материале частично использована статья профессора Милоша Милошевича «Об обучении россиян в Навигацкой школе города Пераст», напечатанная в «Ежегоднике» Морского музея г. Котора за 1983-1984 гг., стр. 107-137.

Приложение: копия иллюстрации картины неизвестного художника «Марко Мартинович обучает российских дворян морскому делу.» 1711 г.

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Очень интересная статья! Хорошо, что история не забывается.Спасибо.

  2. Владимир

    Учился в Таллинне в одном классе с сыном одного из таких офицеров- Костей Тушупом. Он сейчас в Питере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *