Баншац Б. Корабельная династия «Москва» (Продолжение 24)

«Были  боевые  корабли,  но  они  выглядели  мирно,  потому,  что  их  сделали  из  ледоколов,  насыпных  пароходов  и  землеотвозных  шаланд.  Они  были  простыми  рабочими,  вооруженными  наспех  и  случайно,  красногвардейцами,  взявшимися  за  оружие,  чтобы  защитить  свой  труд» (1)  эти  слова  писателя – мариниста  Сергея  КОЛБАСЬЕВА  по  праву  можно  отнес-ти  не  только  к  кораблям  Красной  Азовской  флотилии  периода  гражданской  войны,  которым  были  посвящены  данные  строки,  но  и  ко  многим  десяткам  других  судов  торгового,  пассажирского,  промыслового  и  технического  флотов,  переоборудованным  в  годы  гражданской,  советско-финской  и  Великой  Отечественной  войн  в  тральщики  и  сторожевые  корабли,  военные  транспорты  и  плавбазы,  штабные  и  госпитальные  суда,  плавбатареи  и  канонерские  лодки.
 В  годы  гражданской  войны  большое  значение  приобрели  речные  и  озерные  флотилии,  формирование  которых  происходило  за  счет  мобилизованных  и  вооруженных  полевыми  и  морскими  орудиями  гражданских  судов.  Часть  кораблей  была  передана  также  из  состава  Балтийского  и  Черноморского  флотов  и  флотилии  Северного  Ледовитого  океана.  За  годы  войны  на  различных  театрах  боевых  действий  были  сформированы  34  речные  и  озерные  флотилии  и  9  самостоятельных  отрядов  вооруженных  кораблей  и  катеров  общей  численностью  более  200  судов. Так,  например,  из  92  кораблей  Волжской  ВФ  83  были  переоборудованы  из  гражданских  судов.  Азово – Донская  флотилия  (41  ед.)  полностью  состояла  из  переоборудованных  судов.  Каспийская  флотилия  из  24  кораблей  имела  17  переоборудованных.  Западно–Двинская  флотилия  имела  все  25  единиц  из  числа  торговых  судов.
Среди  судов,  мобилизованных  из  народного хозяйства,  были  и  суда,  носившие название  «Москва» и  «Москвич».
Действуя  плечом  к  плечу  с  частями  Красной  армии,  военные  моряки  вели  бои  с  морскими  и  речными  силами  интервентов и  белогвардейцев,  вы-саживали  десанты,  оказывали  сухопутным  войскам  огневую  поддержку,  производили  переправы  войск  через  водные  рубежи,  обеспечивали  народно-хозяйственные  перевозки.
Мобилизация  судов  для  переоборудования  в  боевые  корабли,  а  также  применение  их в  качестве  транспортов  в  широких  масштабах  началось  с  осени  1918  года,  когда  на  период  каждой  навигации  декретами  Совнаркома  и  постановлениями  Совета  Рабочей  и  Крестьянской  Обороны  объявлялось  о  мобилизации  речного  флота  и  вводилось  военное  положение  на  водном  транспорте.  Это  позволило  в  целом  поддерживать  уровень  технической  оснащенности  флота  в  соответствии  с  требованиями  вооруженной  борьбы  на  озерно–речных  бассейнах  и  в  прибрежных  районах  морей.

Весной 1918 г. в Архангельск и Мурманск пришли боевые корабли Англии, Франции и США с десантами морской пехоты якобы для охраны военных запасов в этих портах от вторжения немцев и белофиннов. 2 августа 1918 г. большевики и часть матросов бывшей флотилии Северного Ледовитого океана увели из Архангельска большую часть речных пароходов (до 50 вымпелов).

Проходя через населенные пункты на реке (Холмогоры, Емецкое, Двинский Березник), большевики забирали с собой все стоявшие там пароходы и баржи. В Котласе под руководством бывшего заместителя архангельского губисполкома Павлина ВИНОГРАДОВА началось создание красной Северодвинской флотилии. Первоначально (6–7 августа) были вооружены три парохода, а  две железные баржи грузоподъемностью в 5000 пудов были обращены в плавбатареи  № 1  и  № 2,   вооружены двумя 102/60-мм пушками каждая. (2) Бывшие  речные  железные  несамоходные  баржи  были  мобилизованы  25  сентября  1918 г. и  кроме  двух  шестидюймовок  на  них  установили 37 – мм  орудие  и   два пулемета.  Официально  от  Главода  суда  флотилии  были  переданы  лишь  в  январе  1919 г.

  Баржа-новинка, в последующем переоборудованная в плавбатарею

Плавбатарея  «КАНСК»  (№ 5)  СДВФ

Плавбатарея СДФ (чеортежи)

  25  сентября  плавбатарея  № 1,  буксируемая  пароходом  «Чернопенье»,  в  составе  отряда  кораблей  (канонерские  лодки  «Павлин  Виноградов»  и  «Какстон»  и  ПБ-2,  буксируемая  пароходом  «Нагорный»)  прибыла  на  фронт.  На  следующий  день  они  начали  обстрел  неприятельских  позиций.  Противник  оставил  свои  передовые  позиции  и  отошел  на  линию  Борки – Пучуга.  В  связи  с  началом  замерзания  Северной  Двины,  союзная  флотилия  7  октября  ушла  с  фронта.  Красные  части  атаковали  позиции  союзников  и  после  четырехдневных  упорных  боев  заняли  район  Борки – Городок,  захватив  13  орудий,  в  т. ч.  одну  120 – мм  пушку,  установленную  на  деревянном  плоту,  а  также  много  стрелкового  оружия  и  продовольствия.
16  октября  батарея  в  перестрелке  вывела  из  строя  плавбатарею  противника,  предположительно  вооруженную  203 – мм  орудием.

24 октября  СДФ  ушла  на  зимовку  в  Великий  Устюг.
   Инспектировавший  в  октябре  1918 г.  Флотилию уполномоченный  Моркома  при  штабе  Северного  фронта  военмор  МЯКИШЕВ  докладывал,  что  «существующую  флотилию…,  имея  в  виду  преобладающее  значение  ее  в  боевом  отношении  в  сравнении  с  сухопутными  частями,  надо  признать  преступно  малочисленной  и  вооруженной,  так  что  говорить  о  тактическом  применении  ее  как  целой  боевой  единицы  нельзя,  а  можно  разбирать  лищь  отдельные  вооруженные  суда».(3)

    В  начале  ноября  началось  потепление  и  4  ноября  корабли  флотилии  вновь  отправились  на  фронт,  где  находились  до  14  ноября.  За  это  время  они  несколько  раз  обстреливали  позиции  противника,  потопили  плав-батарею  (деревянный  плот  с  130/55  мм  пушкой)  и  сбили  2  аэроплана.
    16  ноября в  приказе по  войскам 6-й  армии  ГИТТИСА  отмечалась  заслуга  северодвинских  речников  в  борьбе  с интервентами:  «С  первых  дней  войны  именно  речники  явились  первыми  предложить  свои  услуги  в  боевой  работе,  приведя  с  собой  из  Архангельска  почти  весь  речной  флот.  И  в последнее  время  благодаря  дисциплине,  спаянности,  знаниям,  неустра-шимости  речников  англо – американцы  получили  на  Северной  Двине  удар,  заставивший  их  бежать  на  30  верст.  Объявляю  северодвинским  речникам  от  имени  Советской  республики  благодарность  за  отличную  боевую  работу  на  Северной  Двине.  Уверен,  что  в  будущем  они  столь  же  успешно  и  храбро,  нанося  удар  за  ударом,  помогут  нам  выбросить  в  море  англо – франко – американские  банды.» (4)
Это  относилось  и  к  морякам  плавбатареи  № 1,  которая  18  апреля  1919 г.,в  связи с  новыми  изменениями  в  судовом  составе  флотилии  и переименованием   ряда  судов  получила  название   «МОСКВА».

Государственные символы кораблей будущего ВМФ СССР формировались в ходе гражданской войны. Первым таким символом стала надпись «РСФСР», нанесённая на плавучих батареях  Северо-Двинской флотилии «Москва», «Кронштадт», «Петроград», «Туркестан» и «Канск» на фальшборте в районе форштевня над названиями.(5)
Зима  1918 – 1919 гг.  была  полностью  использована  для  приведения  кораблей  в  боеспособное  состояние.  Судовая  артиллерия  находилась  в  хаотическом  состоянии,  надлежащего  наблюдения  за  орудиями  в  течении  зимы  не  было.  Запасные  части  и  самые  необходимые  принадлежности  отсутствовали.  Механизмы  орудий,  всю  зиму  простоявших  на  открытом  воздухе  без  наблюдения,  были  попорчены  и  требовали  капитального   ремонта.  Орудия  были  расстреляны  до  пределов,  но  запасных  не  имелось.  Вся  артиллерия  свыше  четырех  дюймов  была  установлена  на  баржах.
Плавучие  батареи,  составляющие  главную  боевую  силу,  из – за  своей  громоздкости  и  малоподвижности  не  могли  конкурировать  с  быстроходными  канонерским  лодками  противника.  Командный  состав  был  мало  подготовлен  для  серьезных  оперативных  задач.  Вопрос  связи  кораблей  между  собой  не  был  разработан  и  связь  осуществлялась  при  помощи  мегафона.
В  течении  кампании  1919 г.,  несмотря  на  непрерывные  бои  и  отсутствие  технических  средств,  было  сделано  все  возможное  для  исправления  допущенных  ошибок.

В апреле 1919 года части 6-й армии перешли в наступление на северодвинском рубеже для овладения устьем Ваги, а активная боевая деятельность Северо-Двинской флотилии,  начавшаяся  1 мая,  когда канонерки «Павлин Виноградов» и «Карл Либкнехт» под прикрытием плавбатареи «Москва» атаковали позиции англичан и белых у деревни Кургомень,  смогла упредить  действия интервентов и их флотилии. Огнем  канонерок  и  плавбатареи  уничтожены  здание  штаба,  узел  связи  и  17  блиндажей.
18  мая  огнем  плавбатареи  повреждены  2  неприятельских  корабля. 19 мая, в 5 ч. 30 мин., суда союзной флотилии, поднимаясь в строе пеленга от мыса Кургомень, открыли огонь по судам красной флотилии, сосредоточив огонь на плавбатарее «Москва» и ее буксире «Арнгольд». Канонерки «Павлин Виноградов» и «Карл Либкнехт» спустились до деревни Троица и своим огнем отогнали две головные канонерки союзников, нанеся им повреждения и вызвав на одной из них пожар. Флотилия союзников, отойдя за пределы досягаемости огня артиллерии канонерок Северодвинской флотилии, поддерживала интенсивный огонь по плавбатареям «Москва» и «Туркестан» и по красным канонеркам.

В 6 ч. 15 мин. союзники стали засыпать снарядами плавбатарею «Москва» и буксир «Арнгольд», пробив несколькими снарядами борт последнего и разбив его правое гребное колесо.

Плавбатареям был отдан приказ отступать вверх по Двине к селу Яковлевскому, что и было выполнено под прикрытием канонерок «Павлин Виноградов» и «Карл Либкнехт».
В этих боях особо отличились экипажи канонерок «Павлин Виноградов», «Карл Либкнехт», «Урицкий», «Коммунист», «Володарский», плавбатареи  «Москва», «Петроград», «Кронштадт».

В начале июня была усилена огневая мощь плавбатареей Северо-Двинской флотилии. На плавбатарее «Москва» заменили две 120/45-мм пушки на две 152/45-мм пушки.  В марте 1920 г.  были  установлены  доставленные  из  Петрограда  203 – мм  орудия.

203 — мм  орудие  плавбатареи  «МОСКВА»

С  1  июля  по  8  августа  корабли  флотилии  препятствовали  интервентам  прорваться  вверх  по  Северной  Двине,  обстреливали  вражеские  тральщики,  пытавшиеся  уничтожить  минные  заграждения,  и  вели  обстрел  позиций  противника.  7  июля  плавбатарея  получила  повреждения  во  время  налета  вражеской  авиации.
В ночь на 14 сентября на берегу были  оборудованы корректировочно-наблюдательные посты, а утром и днем, в  течение 6 часов, плавбатареи вели обстрел береговых укреплений и  кораблей белогвардейцев (канонерская лодка, 2 плавбатареи, 2  вооруженных парохода, 3 катера), подавили артиллерийскую батарею и  разрушили несколько объектов. Противник вынужден был вы- вести свои  речные силы из боя.
В  сентябре  продвижение  кораблей  было  задержано  из – за  минной  опасности.  Траление  началось  22  сентября.  За первый день работ было вытралено всего 2 мины, а предстояло  протралить 6 линий заграждений (противника и своих).  Сложность  заключалась, как в том, что противник поставил неконтактные  магнитные мины, средств борьбы с которыми не было, так и в том, что  отсутствовали контактные тралы, пригодные к использованию на малых  глубинах.  В последующем были использованы самодельные тралы (донный — деревянный из шестов со свинцовыми грузами и сетевой — из стального  троса), которые завозились на шлюпке к фарватеру и затем вручную  подтягивались к берегу. Моряки-добровольцы (150-180 человек) таким  способом обезвредили 27 мин.

Поскольку сухопутное командование постоянно требовало артиллерийской поддержки судов, командование Северодвинской флотилии придумало оригинальный выход — было решено красноармейцев и моряков обратить в… бурлаков. Так как плавбатареи обладали сравнительно малой осадкой, то «бурлаки» могли протащить их по довольно мелким местам вдоль левого берега, где, по предположению красных, магнитных мин не должно было быть. 29 сентября водолазы у острова Селец впервые извлекли магнитную мину.

Взрыв плавучей мины. Северная Двина, август 1919 года

   7 октября было решено спустить плавбатареи вниз по течению. Однако проводка барж «бурлаками» оказалась слишком медленной. Люди были непривычны к такой работе, а скорее всего просто саботировали. Тогда командование плюнуло на мины, и 10 октября плавбатареи № 1 и № 4 на буксирах тральщиков «Перебор» и «Порог» понепротраленному участку реки, при отсутствии навигационных знаков и  в густом тумане  совершили 117-километровый переход  и  без проблем прошли район предполагаемого магнитного заграждения и 13 октября в 14 часов прибыли к деревне Коллежской (Почтовое).
14  октября,  заняв  огневую  позицию,  плавбатареи  начали  обстрел  укреплений  и  кораблей  противника.  За  6  часов  непрерывной  стрельбы  они  разрушили  несколько  блиндажей  и    подавили  трехорудийную  батарею.   Именно советская речная флотилия сорвала планы интервентов и белогвардейцев по захвату Котласа и Вологды и соединению с колчаковским фронтом.

16 октября,  воспользовавшись переброской части  красноармейцев  на другие участки, белогвардейцы утром нанесли контрудар. Вахтенные  комендоры плавбатареи «Москва» обнаружили корабли противника на  дистанции 35 каб. и первыми же выстрелами достигли удачных  попаданий. После 20-минутного боя флотилия противника отступила  и  больше  в  боях  не  участвовала.

17 октября  из-за сильного снегопада и появления льда  Командующий флотилией отдал приказ о переходе кораблей в базы.
18 октября с фронта ушли плавбатареи, а 23 октября в  Котлас прибыли штаб СДФ  и последние корабли.(6)

22  января  1920 г.  приказом  Реввоенсовета  № 25  командир  плавбатареи  «Москва»  ГРИБОВСКИЙ  Яков  Сергеевич,  помощник  командира  ГРОМОВ  Василий  Никифорович,  старшие  комендоры  КАЛИНИН  Алексей  Федорович  и  РЯБУХИН  Николай  Георгиевич,  военмор  МЕНЬШИКОВ  Михаил  Алексеевич  были  награждены  орденами  Красного  Знамени.(7)

17  мая  1920 г.  плавбатарея  передана  в  состав  Морских  Сил  Северного  моря  (Беломорская  флотилия).  26 мая 1920 года Северо-Двинская флотилия была расформирована.  С  8  июня  «Москва»  находилась  на  хранении  в  порту,  а  20  июля  разоружена  и  возвращена  Мортрану.   
Несколько  иные  данные  приведены  в  Справочнике:  с 28.06.1920 – ПБ-24,  с.14.08.1920 – «Красный  великан»,  23.07.1920 разоружена  и  возвращена Мортрану.(8)

    В 1921г. для пополнения Енисейского флота из числа беломорских судов

были выделены три металлические несамоходные баржи — бывшие плавбатареи  Северо-Двинской флотилии и буксиры нидерландской постройки «Амстердам»  и  «Вильгельмина»,  переименованные в «Полярный» и «Северный». Об этом перегоне писал  в  книге  «В глубинах Балтики»   его участник А.М.МАТИЯСЕВИЧ,  командовавший  в  годы  войны  подводной лодкой  «Лембит»,  неоднократно представляемый к званию Героя  Советского Союза,  но удостоенный звания Героя России лишь после смерти: «В  декабре  1920 г.    в Москве приняли решение передать на Енисей   для пополнения  Енисейского флота из состава беломорских судов три буксирных парохода и несколько металлических барж. Для перегона на Енисей выделили два буксирных парохода, построенных еще накануне первой мировой войны в Голландии: «Амстердам» с машиной мощностью 450 лошадиных сил и «Вильгельмина» — в 300 лошадиных сил. Несамоходных судов передавали нам пять:  три металлические плоскодонные  баржи, бывшие плавучие артиллерийские батареи Северо-Двинской военной флотилии, и два небольших лихтера «Анна» и «Рево», построенные за границей. Все суда были в запущенном состоянии. Баржи — артиллерийские батареи — стояли у причала Моисеева острова, орудия с них уже были сняты, но на палубах и в трюмах оставались еще орудийные фундаменты, которые теперь следовало убрать. Работы было по горло. На всех несамоходных судах надо было подготовить из стальных тросов браги для буксировки их морем. На баржах люковые закрытия не соответствовали требованиям морского перехода, и их надо было надежно  загерметизировать…  Все подготовительные ремонтные работы закончили в срок. Три баржи надежно законвертовали — герметично закрыли трюмы и заварили иллюминаторы. Их должны были буксировать (без груза и людей) транспортные суда…  В погожий августовский день  караван  вышел  из  Архангельска…  В тот год наши буксирные пароходики, несмотря на помощь ледокола №8, смогли добраться лишь до Оби. На Енисей, они пришли только следующим летом.»(9)

  Какие из  бывших  плавбатарей  перешли  на  Енисей  и  дальнейшая  судьба  всех  пяти  барж  неизвестна.

================================================================
Портовое  судно  «МОСКВА»  входило  в  состав  плавсредств  Черноморского  флота  в  1917 – 1918 г..  8.04.1920 г.  мобилизовано  и  вошло  в  состав  Днепровской  военной  флотилии.  Впоследствии  возвращено  Обводу  Днепровского  бассейна.  Тактико – технические  данные  отсутствуют. (10)
================================================================
В  состав  Донской  флотилии  входил  речной  буксирный  пассажирский  пароход  «МОСКВИЧ».  Мобилизован  в  апреле  1919 г.  и  включен  в  состав  Царицынского  отряда  судов  флотилии.  Использовался  в  качестве  штабного  корабля.  28.06.1919 г.  передан  в  состав  Астрахано – Каспийской  ВФ  (Военной  флотилии  Астраханского  края)  и  переклассифицирован  в  госпитальное  судно.  Впоследствии  возвращен  Обводу  Волжского  бассейна.  Тактико – технические  данные  отсутствуют.(11)
===============================================================
Литература:
(1) КОЛБАСЬЕВ С.А. «Хороший  командующий»  М. 1932 г. стр.1.
(2) «Северо – Двинская  военная  флотилия  1918 – 1919 гг.  Гражданская  война  в  России:  Война  на  Севере».  М. АСТ,2000,  стр.456

(3) Там  же,  стр. 457 – 458.
(4) «Борьба  за  торжество  Советской  власти  на  Севере.  Сборник  документов  (1918 – 1919).»  Архангельск, Сев.-Зап. Кн. Изд., 1967 г., стр.63.

(5)  Гражданская война. Т. II. Ч. 2. Озёрные и речные флотилии (Север, Северо-Запад). Л.: Редакционно-издательский отдел Морских сил РККФ, 1926. С. 83.

(6) «Северо – Двинская  военная  флотилия  1918 – 1919 гг.  Гражданская  война  в  России:  Война  на  Севере».  М. АСТ,2000,  стр. 84-87, 100-106
«Три  века  российского  флота»  Том 2,  стр. 149 – 150.
«Боевая  летопись  ВМФ  СССР  (1917 – 1941)»  стр.76 – 86.
(7)  «Сборник  лиц,  награжденных  орденом  Красного  Знамени  и  почетным  революционным  оружием.»  М.,  ГВИ,  1926.

(8)  «Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917-1927 гг.). Справочник.  М.1981, стр. 403,  467.
(9)  МАТИЯСЕВИЧ А.М.  «В  глубинах  Балтики».  Стр.17 – 19.
(10) «Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917-1927 гг.). Справочник.  М.1981, стр. 243, 430.
(11)  Там  же,  стр.334,  433

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *