В 1874 г. Василий Иванович КОСТРОВ и котельнические первой гильдии купцы И.П.КОРДАКОВ и С.С.ЗЫРИН заключили между собой договор по владению пароходством на Северной Двине, вложили по 30000 руб. и открыли «Товарищество Северо – Двинское пароходство на вере». Спустя несколько лет КОСТРОВ учредил «Северо – Двинское буксирно – товарно – пассажирское пароходство В.И.КОСТРОВА с сыновьями». Позднее вла-дельцем стал его старший сын Николай. Ему принадлежали суда «Петер-бург», «Юг», «Москва», «Гражданин», «Север», «Двина», «Крым», «Ус-тюг». Конторы находились в Устюге, Вологде и Архангельске. В расписа-нии пароходства указывалось,, что суда «легкопассажирские со всеми удобствами и электрическим освещением». В апреле 1911 г. Н.В.КОСТ-РОВ продал все пароходы и переехал в Москву.(1)
Пароход «Москва»
Длина -126 фут.
Ширина — 33 фута 3 дюйма
Высота — 7 футов
Осадка -порожняя — 1,3 четв.
-при полном грузе -2,2 четв.
Число служащих – 12 чел.
Наибольшее число груза, поднимаемого судном, буксируемого против течения – 1,6 тыс. пудов
Наибольшее число пассажиров, принимаемых судном: 1 класс – 15, 2 класс – 18, 3 класс – 100 чел.
Главный материал постройки судно – сталь.
Год постройки судна – 1892
Число сил судна (номинальных) – 30
Число машин – 1
Число котлов – 1
Давление пара в котлах 6 2/3 атмосфер.
Место плаванья судна – бассейн р. Северная Двина, Вологда – Архангельск.(2)
Пароходы приобрело «Северное пароходное общество составе «Котлас, Архангельск, Мурман». Железный пассажирский пароход «Москва» 1892 г. постройки, прошедший капитальный ремонт в 1913 г. Район преимущест-венного плаванья – бассейн реки Северная Двина.
Наибольшая длина 18 саж.
Наибольшая ширина — с кожухами 4 саж. 2 арш. 4 вершк.
— без кожухов 2саж. 1 арш. 14 вершк.
Высота борта 12 четв.
Осадка — порожняком 2 четв. 2 вершк.
— при полной нагрузке 3 четв. 2 вершк.
Орудие движения — колесо
Род двигателя — паровой
Число сил в машинах — номинальных 30
— индикаторных 120
Грузоподъемность без топлива — 1,6 тыс. пудов
Род топлива – дрова.
В списках Северного речного пароходства за 1929 г. «Москва» не чис-лится. Вероятно, ее списали, переименовали или отправили на другой бассейн.(3)
=============================================================
Принадлежащий Северо – Двинскому пароходному обществу построенный в Германии в 1895 г. пароход «Москва».
Длина наибольшая 115 футов 6 дюймов
Ширина наибольшая без кожухов 20 футов 8 дюймов.
Число сил индикаторных 120
Главный материал постройки судна – железо.
Место плаванья –Архангельск – Вологда.(4)
================================================================
В составе «Товарищества Западно – Сибирского пароходства и торгов-ли» в Тюмени на реке Обь была баржа «Москва»
Наибольшая длина 35 саж.
Наибольшая ширина 6 саж.
Высота судна (посередине длины судна без настроек 1 саж.12 верш.
Осадка — порожнего судна с оснасткой 1 четв. аршина 3 вершка
-при полной нагрузке 11 четв. аршина
Количество груза, поднимаемого судном при полной нагрузке 85000 пудов
Год постройки 1904
Род перевозимых грузов – разные грузы
Наибольшее количество груза, которое может поднять судно, считая в т.ч. и пассажиров, не считая топлива
-кубическое содержание внутреннего пространства – 183,7 куб. саженей
-квадратное содержание свободного пространства 117 кв.саженей
На судне может быть помещено одновременно
— людей: на палубе – 20, в трюмах 1400
— лошадей: на палубе -60
— повозок : на палубе -45 (5)
Ранее указывалось, что на судне может быть помещено одновременно
— людей: в трюмах 800
— лошадей: на палубе -70
— повозок: на палубе -39 (6)
==============================================================
Обскому пароходному товариществу принадлежал построенный в 1881 г. на Тюменском заводе Трапезникова железный буксирный пароход «Ком-мерсантъ», до 1907 г. как «Москва» принадлежавший «Товариществу За-падно–Сибирского пароходства и торговли»
Число сил номинальных — 100
Число сил индикаторных — 400
Наибольшая длина – 182 фута
Наибольшая ширина – с кожухами – 44 фута ½ дюйма
— без кожухов – 22 фута ¼ дюйма
Высота без надстроек – 8 фут.5 1\2 дюйм
Осадка судна — порожнего 5 четв. Аршина
— при полной нагрузке 7 четв. Веаршина 2 вершка.
Число пассажиров, принимаемых судном
— 1 и 2 класса – 15
— 3 класса – 150
Наибольшее количество груза, буксируемого судном против течения – 2,0 тыс. пудов
На судне может быть помещено одновременно
— людей на палубе – 130, в трюме – 70
— лошадей на палубе – 70 (7)
================================================================
Жена гурьевского купца Д.М.Кутузова владела товарным тендером «Москва». Приписка Гурьев. Построен в 1880 г. в Астрахани, в 1895 г. в
Гурьеве прошел капитальный ремонт. Материал – сосна.
Число палуб – 1
Число мачт – 1
Длина – 63,30 англ. футов
Ширина – 21,65 англ. футов
Глубина — 7,52 англ. футов
Вместимость — полная -147,72 куб.м (52,20 рег. т.)
— чистая – 141,15 куб.м (49,88 рег. т.)
Экипаж – 4 чел.(8)
================================================================
Шхуна наливная «Москва» принадлежащая бакинскому купцу Гаджи Мамед Зейналову и Ко, (приписка Баку), построена в 1888 г. в Астрахани.
Материал – сосна.
Число палуб – 2
Число мачт – 3
Длина – 142,80 англ. футов
Ширина – 37,50 англ. футов
Глубина — 12,81 англ. футов
Вместимость — полная -1261,84 куб.м (445,88 рег. т.)
— чистая – 1198,75 куб.м (423,59 рег. т.)
Экипаж – 11 чел.(9)
================================================================
На 1 января 1905 г. в порту Баку значилась принадлежащая Аджи Мамед Багир Зейналову и Ко, построенная в 1888 г. в Астрахани шхуна наливная «Москва». Материал – сосна.
Число палуб – 2
Число мачт – 3
Длина – 146,60 англ. футов
Ширина – 37,50 англ. футов
Глубина — 13,15 англ. футов
Вместимость — полная -1292,21 куб.м (1230,41 рег. т.)
— чистая – 456,61 куб.м (434,63 рег. т.)
Экипаж – 11 чел.(10)
===============================================================
Железный наливной пароход «Москва», принадлежащий купцам братьям Масловым и А.М.Солину Танкерный пароход «Москва» построен в 1894 г. на AB «Bergsunds Mekaniska Verkstad» Швеция, Стокгольм.
Число палуб – 1
Число мачт – 2
Длина – 151,00 англ. футов
Ширина – 27,75 англ. футов
Глубина — 14,30 англ. футов
Вместимость — полная – 1643,13 куб.м (580,21 рег. т.)
— чистая – 1257,21 куб.м (443,96 рег. т.)
Двигатель вертикальный среднего давления
Число сил номинальных -100
Число сил индикаторных — 400
Экипаж – 16 чел.(11)
Этот же пароход значится как танкерный пароход построен в 1895 г., стр. № 228. Мощность 400 л.с., длина 46,0 м, ширина 8,4 м, водоизмещение 580 т.ИМО 5600630. Владельцы Солим и Маслов. приписан к порту Астрахань. Списан до 1910 г. (12)
На 1.09.1905 г. принадлежал Торговому дому «Братья Кащеевы» (при-писка Астрахань).
Осадка — без груза 71/2 англ. фута
— с полным грузом 12 англ. футов
Скорость 91/2 мили
Грузоподъемность 41 000 пудов.(13)
Числится в списках за 1911 (№ 103), 1912 (№ 157), 1913 (№ 161), 1914 (№ 153) гг.
================================================================
Шхуна товарная «Москва», принадлежащая алешкинским купцам Т. И С. Балковым и М.Капустину (приписка Одесса), построена в 1889 (1890) г. в Алешки Таврической губернии. Материал — дуб и сосна.
Число палуб – 1
Число мачт – 2
Длина – 101,30 англ. футов
Ширина – 26,80 англ. футов
Глубина — 10.28 англ. футов
Вместимость — полная -415,46 куб.м (146,80 рег. т.)
— чистая – 394,68 куб.м (139,46 рег. т.)
Экипаж – 7 чел.(14)
================================================================
Шхуна товарная «Москва», принадлежащая алешкинскому мещанину С.Писареву (приписка Феодосия), построена в 1890 г. в Алешки Таврической губернии. Материал — дуб и сосна.
Число палуб – 1
Число мачт – 2
Длина – 96,00 англ. футов
Ширина – 23,10 англ. футов
Глубина — 8,40 англ. футов
Вместимость — полная -347,47 куб.м (122,79 рег. т.)
— чистая – 329,69 куб.м (116,00 рег. т.)
Экипаж – 5 чел.(15)
Числится в списке 1901 г. № 733.
================================================================
Шхуна товарная «Москва», принадлежащая жителям Баку Аджи Абаеву, Аджи Усейн Тагиеву и Насрулле Ахундову (приписка Баку), построена в 1881 г. в Астрахани. Материал — сосна. В 1891 г. В Астрахани прошла ка-питальный ремонт. На 1.01.1903 г. принадлежала Насрулле Ахундову и Ко.
Число палуб – 2
Число мачт – 2
Длина – 118,05 (118,03) англ. футов
Ширина – 32,25 (32,23) англ. футов
Глубина — 8,00 (8,88) англ. футов
Вместимость — полная -837,73 куб.м (296,02 рег. т.)
— чистая – 778,98 куб.м (275,26 рег. т.)
Экипаж – 8 чел.(16)
В списке на 1.01.1914 г. значится принадлежащей Насрклле Ахундову и нефтепромысловому обществу «Тумаев и Ко».
Грузоподъемность 17000 пудов (17).
================================================================
Шхуна наливная «Москва», принадлежащая мещанину П.И.Веселову (приписка Астрахань), построена в 1897 г. в Астрахани. Материал ель и сосна.
Число палуб – 1
Число мачт – 2
Длина – 106,00 англ. футов
Ширина – 33,00 англ. футов
Глубина — 11,10 англ. футов
Вместимость — полная -812,70 куб.м (286,87 рег. т.)
— чистая – 776,24 куб.м (274,00 рег. т.)
Экипаж – 8 чел.(18)
================================================================
Гулета товарная «Москва», принадлежащая алешкинскому купцу М.Не-прядову (приписка Ростов), построена в 1896 г. в Алешки Таврической губернии. Материал ель и сосна.
Число палуб – 1
Число мачт – 2
Длина – 72,00 англ. футов
Ширина – 19,80 англ. футов
Глубина — 8,70 англ. футов
Вместимость — полная -209,31 куб.м (73,96 рег. т.)
— чистая – 189,90 куб.м (67,10 рег. т.)
Экипаж – 5 чел.(19)
================================================================
ПРИМЕЧАНИЕ
Сравнительная таблица для перевода старых русских мер в метрические
1 верста – 500 саженей — 1067 м
1 сажень — 3 аршина — 7 футов — 21336 м
1 аршин -16 вершков – 28 дюймов – 71,12 см
1 вершок – 4,445 см
1 фут – 12 дюймов – 30,48 см
1 дюйм – 2,54 см
1 квадратная верста – 250000 кв. саженей – 1,138 кв. км – 113,81 га
1 десятина – 2400 кв. саженей – 1,0925 га
1 квадратная сажень – 9 кв. аршинов – 4,5522 кв. м.
1 квадратный аршин – 256 кв. вершков – 0,5058 кв. м
1 квадратный дюйм – 6,452 кв. см
1 кубическая сажень – 27 куб. аршинов – 9,713 куб. м
1 кубический аршин – 4096 куб. вершков – 0,35973 куб. м
1 кубический вершок – 87,824 куб. см
1 кубический фунт – 0,0238 куб. м
1 пуд – 40 фунтов – 16,38 кг
1 фунт – 96 золотников – 409,5 грамм
1 золотник – 4,266 грамм
Английский фут — единица измерения длины в английской системе мер. Точное линейное значение различается в разных странах. В 1958 году на конференции англоговорящих стран страны-участницы унифицировали свои единицы длины и массы. Полученный «международный» фут стал равняться в точности 0,3048 м, что соответствовало русскому футу.
Реги́стровая то́нна — единица объёма, равная 100 кубическим футам, то есть 2,83 м³. Применялась для оценки тоннажа в судоходстве и была введена в Великобритании в 1854 году. Коэффициент для перевода в тоннаж — 0,5919.
Тендер — одномачтовое парусное судно длиной око-ло 20 м и водоизмещением 200 тонн. Мачта не имеет уклона, а с носу выдается длинный горизонтальный бушприт, который может быть вдвигаем внутрь судна при свежем ветре. Парусность: косой грот, брифок, топсель и несколько кливеров.
Шхуна (шкуна) — парусное судно с 2-мя или 3-мя мачтами, имеющими косые паруса. Рангоут шхуны отличался сравнительной высотой нижних мачт, к которым прикрепляются короткие стеньги. Уклон мачт на шхуне несколько больший, чем у судов с прямой парусностью.
Шхуна обыкновенная имеет 2 или 3 мачты; на фок-мачте ставятся 1—2 прямых паруса (марсель и брамсель); на остальных мачтах — одни косые паруса.
Голет, галет, гулет, гулета, гулетта (фр. Goelette «шхуна») — парусно-гребное двухмачтовое торговое судно европейских государств XVIII — начала
XIX века. На рубеже XIX−XX веков название «голет» было вытеснено названием «шхуна».
Типичный корабль этого типа имел гафельное парусное
вооружение по типу шхуны. Между мачтами нёс грот-стаксель, иногда вместо него нёс стеньги с топселями и бом-топселями. На бушприте рас-полагались два кливерных паруса или кливер и стаксель. Полная длина судна составляла 17−23 метра, ширина 5,2−9,1 метра, высота борта 1,8−3,4 метра, грузоподъёмность 50−100 тонн. Они обладали хорошей способностью к лавированию и могли управляться небольшим экипажем.
ЛИТЕРАТУРА
(1) ЧЕБЫКИНА Г.Н. «Устюжане», Великий Устюг, 1995 г.
(2) «Паровые суда Архангельской губернии» (Календарь Архангельской губернии за 1903 год,)
(3) «Список судов речного флота к началу навигации 1917 г. в бассейне Северной Двины» (Москва, 1919 г.) № 173
(4) «Справочник Вычегорскага округа путей сообщения» (Вытегра, 1910 г.) № 15
(5) «Список паровых и непаровых судов, плавающих по рекам, состоя-щим в ведении Томского округа путей сообщения по состоянию на 1 января 1917 г.» (Тюмень, 1917 г.) Непаровые суда № 481.
(6) «Список паровых и непаровых судов, плавающих по рекам, состоя-щим в ведении Томского округа путей сообщения по состоянию на 1 января 1915 г.». Непаровые суда № 487.
(7) «Список паровых и непаровых судов, плавающих по рекам, состоя-щим в ведении Томского округа путей сообщения по состоянию на 1 января 1915 г.» № 95
(8) «Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1896 г.»
Парусные суда Каспийского моря. № 328
(9) Там же. № 329
(10) «Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1905 г.»
Парусные суда Каспийского моря. № 312
(11) «Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1896 г.» Паровые суда Каспийского моря. № 123
(12) https://fleetphoto.ru/vessel/131510/
(13) «Русский торговый флот. Список судов к 1 сентября 1905 г.» Паровые суда внешних морей. № 171
(14)«Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1896 г.» Парусные суда внешних морей. № 645. «Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1899 г.» Парусные суда внешних морей. № 666.
(15) Там же, № 646
(16) «Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1897 г.» Парус-ные суда Каспийского моря. № 13. «Русский торговый флот. Список су-дов к 1 января 1903 г.» Парусные суда Каспийского моря. № 323 «Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1905 г.» Парусные суда Каспийского моря. № 310.
(17) «Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1914 г.» Парусные суда Каспийского моря. № 333.
(18)«Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1903 г.» Парусные суда Каспийского моря. № 325.
(19) «Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1903 г.» Парусные суда внешних морей. № 809