Баншац Б. Корабельная династия «Москва» (продолжение — 21)

В  1874 г.  Василий  Иванович  КОСТРОВ  и  котельнические  первой  гильдии  купцы  И.П.КОРДАКОВ  и  С.С.ЗЫРИН  заключили  между  собой  договор  по  владению  пароходством  на  Северной  Двине,  вложили  по  30000  руб.  и  открыли  «Товарищество  Северо – Двинское  пароходство  на  вере».  Спустя  несколько  лет  КОСТРОВ  учредил  «Северо – Двинское  буксирно – товарно – пассажирское  пароходство  В.И.КОСТРОВА  с  сыновьями».  Позднее  вла-дельцем  стал  его  старший  сын  Николай.  Ему  принадлежали  суда  «Петер-бург»,  «Юг»,  «Москва»,  «Гражданин»,  «Север»,  «Двина»,  «Крым»,  «Ус-тюг». Конторы  находились  в  Устюге,  Вологде  и  Архангельске.  В  расписа-нии  пароходства  указывалось,,  что  суда  «легкопассажирские  со  всеми  удобствами  и  электрическим  освещением».  В  апреле  1911 г.  Н.В.КОСТ-РОВ  продал  все  пароходы  и  переехал  в  Москву.(1)
Пароход  «Москва»
Длина -126 фут.
Ширина — 33 фута  3  дюйма
Высота — 7 футов
Осадка  -порожняя — 1,3  четв.
-при  полном  грузе -2,2  четв.
Число  служащих – 12  чел.
Наибольшее  число  груза,  поднимаемого  судном,  буксируемого  против  течения – 1,6  тыс.  пудов
Наибольшее  число  пассажиров,  принимаемых  судном:  1  класс – 15,  2  класс – 18,  3  класс – 100  чел.
Главный  материал  постройки  судно – сталь.
Год  постройки  судна – 1892
Число  сил  судна (номинальных) – 30
Число  машин – 1
Число  котлов – 1
Давление  пара  в  котлах  6 2/3 атмосфер.
Место  плаванья  судна – бассейн  р. Северная  Двина,  Вологда – Архангельск.(2)
Пароходы  приобрело  «Северное  пароходное  общество  составе  «Котлас,  Архангельск, Мурман». Железный  пассажирский  пароход  «Москва» 1892 г. постройки,  прошедший  капитальный   ремонт  в 1913 г. Район  преимущест-венного  плаванья – бассейн  реки  Северная  Двина.
Наибольшая  длина  18  саж.
Наибольшая  ширина  — с  кожухами  4 саж. 2  арш. 4 вершк.
— без  кожухов  2саж. 1  арш.  14  вершк.
Высота  борта  12  четв.
Осадка   — порожняком     2  четв.   2   вершк.
— при  полной  нагрузке    3  четв.   2   вершк.
Орудие  движения — колесо
Род  двигателя —  паровой
Число  сил  в  машинах   — номинальных  30

— индикаторных 120

Грузоподъемность  без  топлива — 1,6  тыс.  пудов
Род  топлива – дрова.

В  списках  Северного  речного  пароходства   за  1929 г.  «Москва»  не  чис-лится.  Вероятно,  ее  списали,  переименовали  или  отправили  на  другой  бассейн.(3)

=============================================================

Принадлежащий  Северо – Двинскому  пароходному  обществу  построенный  в  Германии  в  1895 г.  пароход  «Москва».
Длина  наибольшая 115  футов  6 дюймов
Ширина  наибольшая  без  кожухов  20  футов 8  дюймов.

Число  сил  индикаторных 120
Главный  материал  постройки  судна – железо.
Место  плаванья –Архангельск – Вологда.(4)

================================================================
В  составе  «Товарищества  Западно – Сибирского  пароходства  и  торгов-ли»  в  Тюмени    на  реке  Обь   была  баржа  «Москва»

Наибольшая  длина  35  саж.
Наибольшая  ширина  6 саж.
Высота  судна  (посередине  длины  судна  без  настроек 1  саж.12 верш.
Осадка  — порожнего  судна  с  оснасткой  1  четв. аршина 3  вершка
-при полной  нагрузке  11 четв. аршина
Количество  груза,  поднимаемого  судном  при  полной  нагрузке  85000 пудов
Год  постройки  1904
Род  перевозимых грузов – разные  грузы
Наибольшее  количество  груза,  которое  может  поднять  судно,  считая  в  т.ч.  и  пассажиров,  не  считая  топлива
-кубическое  содержание  внутреннего  пространства – 183,7 куб. саженей
-квадратное  содержание  свободного пространства 117 кв.саженей
На  судне  может  быть  помещено  одновременно
— людей:  на  палубе – 20,  в  трюмах  1400
— лошадей: на  палубе -60
— повозок : на  палубе -45 (5)
Ранее     указывалось,  что на  судне  может  быть  помещено  одновременно

— людей: в  трюмах  800

— лошадей: на  палубе -70

— повозок:  на  палубе -39 (6)
==============================================================

Обскому  пароходному  товариществу  принадлежал построенный  в  1881 г. на  Тюменском  заводе  Трапезникова  железный  буксирный  пароход  «Ком-мерсантъ»,  до  1907 г.  как  «Москва»  принадлежавший  «Товариществу  За-падно–Сибирского  пароходства  и  торговли»
Число  сил  номинальных — 100
Число  сил  индикаторных  — 400
Наибольшая  длина – 182 фута
Наибольшая  ширина – с  кожухами – 44 фута ½ дюйма
— без  кожухов – 22 фута  ¼ дюйма
Высота  без  надстроек – 8 фут.5 1\2 дюйм
Осадка  судна  — порожнего  5  четв.  Аршина
— при  полной  нагрузке 7 четв. Веаршина  2 вершка.
Число  пассажиров,  принимаемых  судном
— 1  и  2  класса – 15
— 3  класса – 150
Наибольшее  количество  груза,  буксируемого  судном против  течения – 2,0 тыс. пудов
На  судне  может  быть  помещено  одновременно
— людей  на  палубе – 130,  в  трюме – 70
— лошадей  на  палубе – 70 (7)
================================================================

Жена  гурьевского  купца  Д.М.Кутузова  владела  товарным  тендером  «Москва». Приписка  Гурьев.  Построен  в  1880 г.  в  Астрахани,  в  1895 г. в
Гурьеве  прошел  капитальный  ремонт.  Материал – сосна.
Число  палуб – 1
Число  мачт – 1
Длина – 63,30 англ. футов
Ширина – 21,65 англ. футов
Глубина —  7,52 англ. футов
Вместимость — полная -147,72  куб.м (52,20 рег. т.)
— чистая – 141,15 куб.м (49,88 рег. т.)

Экипаж – 4  чел.(8)
================================================================
Шхуна  наливная «Москва» принадлежащая  бакинскому  купцу  Гаджи  Мамед  Зейналову  и  Ко, (приписка  Баку),  построена  в  1888 г.  в  Астрахани.
Материал – сосна.
Число  палуб – 2

Число  мачт – 3

Длина – 142,80 англ. футов

Ширина – 37,50 англ. футов

Глубина —  12,81 англ. футов

Вместимость — полная -1261,84  куб.м (445,88 рег. т.)

— чистая – 1198,75 куб.м (423,59 рег. т.)

Экипаж – 11  чел.(9)

================================================================
На  1  января  1905 г. в  порту  Баку  значилась   принадлежащая  Аджи  Мамед  Багир  Зейналову  и  Ко,  построенная  в  1888 г.  в  Астрахани  шхуна  наливная  «Москва».  Материал – сосна.
   Число  палуб – 2

Число  мачт – 3

Длина – 146,60 англ. футов

Ширина – 37,50 англ. футов

Глубина —  13,15 англ. футов

Вместимость — полная -1292,21  куб.м (1230,41 рег. т.)

— чистая – 456,61 куб.м (434,63 рег. т.)

Экипаж – 11  чел.(10)
===============================================================

Железный  наливной  пароход  «Москва»,  принадлежащий  купцам  братьям  Масловым  и  А.М.Солину  Танкерный  пароход «Москва»  построен  в  1894  г.  на  AB «Bergsunds Mekaniska Verkstad»  Швеция, Стокгольм.
Число  палуб – 1

Число  мачт – 2

Длина – 151,00 англ. футов

Ширина – 27,75 англ. футов

Глубина —  14,30 англ. футов

Вместимость — полная – 1643,13  куб.м (580,21 рег. т.)

— чистая – 1257,21 куб.м (443,96 рег. т.)
Двигатель  вертикальный  среднего  давления
Число  сил  номинальных -100
Число  сил  индикаторных — 400

Экипаж – 16  чел.(11)
Этот  же  пароход  значится  как  танкерный  пароход построен  в  1895 г.,  стр. № 228. Мощность  400 л.с.,  длина  46,0 м,  ширина  8,4 м, водоизмещение  580 т.ИМО  5600630.  Владельцы  Солим  и  Маслов.  приписан  к  порту  Астрахань.   Списан  до  1910 г. (12)

На  1.09.1905 г.  принадлежал  Торговому  дому  «Братья  Кащеевы»  (при-писка  Астрахань).
Осадка — без  груза  71/2  англ.  фута
— с  полным  грузом  12  англ. футов
Скорость  91/2 мили
Грузоподъемность  41 000  пудов.(13)
Числится  в  списках  за  1911 (№ 103), 1912 (№ 157), 1913 (№ 161), 1914 (№ 153)  гг.

================================================================
Шхуна  товарная «Москва»,  принадлежащая  алешкинским  купцам  Т. И С. Балковым  и  М.Капустину  (приписка  Одесса),   построена  в  1889  (1890) г.  в  Алешки  Таврической  губернии.  Материал —   дуб  и  сосна.
Число  палуб – 1

Число  мачт – 2

Длина – 101,30 англ. футов

Ширина – 26,80 англ. футов

Глубина —  10.28 англ. футов

Вместимость — полная -415,46  куб.м (146,80 рег. т.)

— чистая – 394,68 куб.м (139,46 рег. т.)

Экипаж – 7  чел.(14)
================================================================
Шхуна  товарная «Москва»,  принадлежащая  алешкинскому  мещанину  С.Писареву  (приписка Феодосия),  построена  в  1890 г.  в  Алешки  Таврической  губернии.  Материал — дуб  и  сосна.
Число  палуб – 1

Число  мачт – 2

Длина – 96,00 англ. футов

Ширина – 23,10 англ. футов

Глубина —  8,40 англ. футов

Вместимость — полная -347,47  куб.м (122,79 рег. т.)

— чистая – 329,69 куб.м (116,00 рег. т.)

Экипаж – 5  чел.(15)
Числится  в  списке  1901 г.  № 733.
================================================================

Шхуна  товарная «Москва»,  принадлежащая жителям  Баку  Аджи  Абаеву,  Аджи  Усейн  Тагиеву  и  Насрулле  Ахундову   (приписка  Баку),   построена  в  1881 г.  в  Астрахани.  Материал — сосна. В  1891 г.  В  Астрахани  прошла  ка-питальный  ремонт.  На  1.01.1903 г.  принадлежала  Насрулле  Ахундову  и  Ко.

Число  палуб – 2

Число  мачт – 2

Длина – 118,05 (118,03) англ. футов

Ширина – 32,25 (32,23) англ. футов

Глубина —  8,00 (8,88) англ. футов

Вместимость — полная -837,73  куб.м (296,02 рег. т.)

— чистая – 778,98 куб.м (275,26 рег. т.)

Экипаж – 8  чел.(16)
В  списке  на  1.01.1914 г.  значится  принадлежащей  Насрклле  Ахундову  и  нефтепромысловому  обществу «Тумаев  и  Ко».
Грузоподъемность  17000 пудов  (17).
================================================================
Шхуна  наливная  «Москва»,  принадлежащая  мещанину  П.И.Веселову  (приписка  Астрахань),  построена  в  1897 г.  в  Астрахани. Материал ель  и  сосна.
Число  палуб – 1

Число  мачт – 2

Длина – 106,00 англ. футов

Ширина – 33,00 англ. футов

Глубина —  11,10 англ. футов

Вместимость — полная -812,70 куб.м (286,87 рег. т.)

— чистая – 776,24 куб.м (274,00 рег. т.)

Экипаж – 8  чел.(18)

================================================================
Гулета  товарная  «Москва»,  принадлежащая  алешкинскому  купцу  М.Не-прядову  (приписка  Ростов),  построена  в  1896 г.  в  Алешки  Таврической  губернии.  Материал  ель  и  сосна.
Число  палуб – 1

Число  мачт – 2

Длина – 72,00 англ. футов

Ширина –  19,80 англ. футов

Глубина —  8,70 англ. футов

Вместимость — полная -209,31 куб.м (73,96 рег. т.)

— чистая – 189,90 куб.м (67,10 рег. т.)

Экипаж – 5  чел.(19)
================================================================
ПРИМЕЧАНИЕ
      Сравнительная  таблица  для  перевода  старых  русских  мер  в  метрические
1 верста – 500  саженей — 1067 м
1 сажень — 3  аршина — 7 футов — 21336 м
1 аршин -16 вершков – 28 дюймов – 71,12 см
1 вершок – 4,445 см
1 фут – 12 дюймов – 30,48 см
1 дюйм – 2,54 см
1 квадратная  верста – 250000  кв.  саженей – 1,138 кв. км – 113,81 га
1 десятина – 2400  кв. саженей – 1,0925 га
1 квадратная  сажень – 9 кв. аршинов – 4,5522 кв. м.
1 квадратный  аршин – 256 кв. вершков – 0,5058 кв. м
1 квадратный  дюйм – 6,452 кв. см
1 кубическая  сажень – 27 куб. аршинов – 9,713 куб. м
1 кубический  аршин – 4096 куб. вершков – 0,35973 куб. м
1 кубический  вершок – 87,824 куб.  см
1 кубический  фунт – 0,0238 куб. м
1 пуд – 40 фунтов – 16,38 кг
1 фунт – 96 золотников – 409,5 грамм
1 золотник – 4,266  грамм

   Английский  фут — единица измерения длины в английской системе мер. Точное линейное значение различается в разных странах.   В 1958 году на конференции англоговорящих стран страны-участницы унифицировали свои единицы длины и массы. Полученный «международный» фут стал равняться в точности 0,3048 м,  что  соответствовало  русскому  футу.

Реги́стровая то́нна — единица объёма, равная 100 кубическим футам, то есть 2,83 м³. Применялась для оценки тоннажа в судоходстве и была введена в Великобритании в 1854 году. Коэффициент для перевода в тоннаж — 0,5919.
Тендер — одномачтовое парусное судно длиной око-ло 20 м и водоизмещением 200 тонн. Мачта не имеет уклона, а с носу выдается длинный горизонтальный бушприт, который может быть вдвигаем внутрь судна при свежем ветре. Парусность: косой грот, брифок, топсель и несколько кливеров.

Шхуна (шкуна) — парусное судно с 2-мя или 3-мя мачтами, имеющими косые паруса. Рангоут шхуны отличался сравнительной высотой нижних мачт, к которым прикрепляются короткие стеньги. Уклон мачт на шхуне несколько больший, чем у судов с прямой парусностью.

Шхуна обыкновенная имеет 2 или 3 мачты; на фок-мачте ставятся 1—2 прямых паруса (марсель и брамсель); на остальных мачтах — одни косые паруса.

Голет, галет, гулет, гулета,  гулетта (фр. Goelette «шхуна») — парусно-гребное двухмачтовое торговое судно  европейских государств XVIII — начала
XIX века. На рубеже XIX−XX веков название «голет» было вытеснено названием «шхуна».

Типичный корабль этого типа имел гафельное парусное
вооружение по типу шхуны. Между мачтами нёс грот-стаксель, иногда вместо него нёс стеньги с топселями и бом-топселями. На бушприте рас-полагались два кливерных паруса или кливер и стаксель.  Полная длина судна составляла 17−23 метра, ширина 5,2−9,1 метра, высота борта 1,8−3,4 метра, грузоподъёмность 50−100 тонн.  Они обладали хорошей способностью к лавированию и могли управляться небольшим экипажем.

ЛИТЕРАТУРА

(1) ЧЕБЫКИНА  Г.Н.  «Устюжане»,   Великий  Устюг, 1995 г.

(2) «Паровые  суда  Архангельской  губернии»  (Календарь  Архангельской  губернии  за  1903 год,)

(3)  «Список  судов  речного  флота  к  началу  навигации  1917 г.  в  бассейне  Северной  Двины»  (Москва,  1919 г.)     № 173

(4) «Справочник  Вычегорскага  округа  путей  сообщения» (Вытегра,  1910 г.)      № 15

(5) «Список  паровых и  непаровых  судов,  плавающих  по  рекам,  состоя-щим  в  ведении    Томского  округа  путей  сообщения  по  состоянию  на  1  января  1917 г.»  (Тюмень, 1917 г.)  Непаровые  суда  № 481.

(6)  «Список  паровых и  непаровых  судов,  плавающих  по  рекам,  состоя-щим  в  ведении    Томского  округа  путей  сообщения  по  состоянию  на  1  января  1915 г.».  Непаровые  суда  № 487.
(7)  «Список   паровых и  непаровых  судов,  плавающих  по  рекам,  состоя-щим  в  ведении    Томского  округа  путей  сообщения  по  состоянию  на  1  января  1915 г.»  № 95
(8) «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января  1896 г.»
Парусные  суда  Каспийского  моря.  № 328
(9)   Там  же. № 329
(10) «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января  1905 г.»

Парусные  суда  Каспийского  моря.  № 312

(11)  «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января  1896 г.»  Паровые  суда  Каспийского  моря. № 123
(12) https://fleetphoto.ru/vessel/131510/

(13) «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  сентября  1905 г.»   Паровые  суда  внешних  морей.  № 171
(14)«Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января  1896 г.»  Парусные  суда  внешних  морей.  № 645. «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января  1899 г.»  Парусные  суда  внешних  морей.  №  666.

(15)  Там  же,  № 646

(16)  «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января  1897 г.»  Парус-ные  суда  Каспийского  моря. № 13. «Русский  торговый  флот.  Список  су-дов  к  1  января  1903 г.»  Парусные  суда  Каспийского  моря.  № 323 «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января  1905 г.»  Парусные  суда  Каспийского  моря.  № 310.

(17)  «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января  1914 г.»  Парусные  суда  Каспийского  моря.  № 333.
(18)«Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января  1903 г.»  Парусные  суда  Каспийского  моря.  № 325.

(19) «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января  1903 г.»  Парусные  суда  внешних  морей.  № 809

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *