Наверно не всем известен эпизод, вошедший в историю под названием «огненного» десанта, когда в ночь на 24 октября 1942 года 37 парашютистов-десантников из состава парашютно-десантной роты разведотдела штаба Черноморского флота десантировалась на занятый немцами аэродром Майкоп.
В результате решительных действий моряков-десантников были уничтожены и повреждены около двух десятков вражеских самолетов. Но сейчас речь пойдет о других героях – летчиках, которые числились пропавшими без вести больше 75 лет.
Впервые о погибших под станицей Ханская морских летчиках учительнице местной школы Валентине Ивановне Непомилуевой стало известно еще в начале 80-х годов прошлого века от старожилов станицы. По их словам 5 или 6 октября 1942 года над южной окраиной станицы произошел воздушный бой между советским самолетом «Пе-2», шедшим со стороны Туапсе и двумя немецкими истребителями «Ме-109». Один истребитель нашим летчикам удалось подбить и он упал где-то за горой Шпиль, а вот второй сбил наш самолет. Горящий самолет упал на самой окраине станицы и взорвался. Части самолета разбросало по близлежащим дворам. В один двор упал пулемет, в другой – шлемофон. На станичную улицу – планшет одного из летчиков. На месте гибели местные жители нашли фрагменты тел летчиков, обрывки тельников. Погибших летчиков тайком от немцев похоронили неподалеку от места падения. В 1987 году к поисковым работам на месте гибели самолета были привлечены курсанты Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков, тогда из воронки на месте падения был извлечен ствол 20-мм пушки ШВАК с номером ЧЕ138, подняты часть обшивки и приборная доска из кабины пилота.
Тогда же, по найденным обломкам, был предварительно установлен тип самолета «Пе-2». На многочисленные запросы от Валентины Непомилуевой в архивы ответа так и не поступило. Только в 2011 году дело, казалось, сдвинулось с мертвой точки, тогда из ЦВМА пришел ответ, что в начале октября 1942 года 40 бомбардировочный авиаполк ВВС Черноморского флота потерял три самолета: один 5 октября и два – 6 октября. В 2011 году на месте гибели экипажа местными жителями был установлен скромный памятник неизвестному экипажу самолета Пе-2.
В 2012 году Валентина Ивановна обратилась к поисковикам с просьбой помочь в установлении экипажа. Тогда впервые были осмотрены обломки самолета, хранящиеся в Ханской. Вердикт, вынесенный Евгением Порфирьевым по результатам осмотра гласил: обломки принадлежат нескольким самолетам, один из которых – истребитель ЛаГГ-3.
Вновь этот вопрос подняли пять лет спустя. В начале декабря 2017 года была сформирована рабочая группа под руководством Героя России Эдуарда Цеева. Основной целью было установление всех обстоятельств воздушного боя. Апшеронские поисковики еще раз осмотрели обломки, хранящиеся в музее, и обнаружили на них технологические клейма ОТК, ставившиеся при приемке деталей самолета на 39-м заводе Наркомата авиапромышленности СССР. А 17 декабря, побегав вокруг заросшей воронки, обнаружили рядом еще один обломок с клеймом завода. У ребят начало складываться мнение, что самолет мог быть бомбардировщиком ДБ-3ф, тем более что самолет ДБ-3ф Черноморского флота, выпущенный именно этим заводом потерпел катастрофу на аэродроме Майкоп в июне 1942, но тогда погиб только штурман самолета. Кроме того, оставался открытым вопрос с датой гибели самолета. Человеческая память не всегда достоверно фиксирует события. Ребята проанализировали практически все потери самолетов не только ВВС Черноморского флота, но и 5 воздушной армии, причем последнюю практически сразу исключили. В ней не было Пе-2, а единственный до сих пор не найденный ДБ-3ф был потерян в районе Армавира. После осмотра обломков, хранящихся в музее станицы Ханская, ребятами был сделан окончательный вывод о том, что придется полагаться только на материал, собственноручно собранный на месте падения.
По результатам предварительного исследования были сделаны следующие выводы:
- Обломки, осмотренные Евгением Порфирьевым во дворе Валентины Ивановны Непомилуевой и обломки, хранящиеся в музее станицы Ханская, принадлежат самолету ЛаГГ-3 место падения которого предстоит выяснить.
- Самолет Пе-2, сбитый немецкими истребителями в воздушном бою принадлежал 742 ОРАП и был сбит 1 ноября 1942 года (экипаж капитана Козули). Так как его самолет был выпущен 22-м авиазаводам, то найденное место падения – не его.
- Скорее всего, погибший летчик в тельняшке – штурман экипажа самолета ДБ-3ф из 36 мтап ВВС ЧФ, потерпевшего катастрофу 12 июня 1942 года старший лейтенант Зайцев.
Было решено организовать еще один выезд на место падения. 23 декабря 2017 года ребята под руководством Евгения Порфирьева, работая на уже заснеженном месте падения, отыскали чудом сохранившийся обломок с заводским номером мотора самолета.
И тут мозаика, неожиданно для всех, сложилась в ясную картину.
Согласно архивным данным ЦВМА: самолет Пе-3бис № 40312 с моторами М-105 № 117-22 и 22-82, из состава 27 отдельной разведывательной эскадрильи ВВВС Черноморского флота, не вернулся с боевого задания по разведке сектора № 16 Ростовского направления. Экипаж в составе летчика сержанта Снеговского Михаила Фадеевича и воздушного стрелка-бомбардира лейтенанта Сабодаша Бориса Александровича, пропал без вести.
Сразу стала ясна и причина, по которой Валентина Ивановна Непомилуева упорно отстаивала то, что это самолет Пе-2. Самолеты очень похожи внешне и даже производились на одном и том же заводе – 39-м; вся разница в том, что Пе-3бис – дальний истребитель. Самолеты этого типа в составе ВВС Черноморского флота использовались в качестве разведчиков. Стало также ясно, откуда взялась на месте падения пушка ШВАК: такие пушки устанавливались на Пе-3 в качестве курсовых.
Михаил Снеговский
Борис Сабодаш
Так, благодаря упорству и настойчивости простой учительницы и работе поисковиков объединения «Кубанский плацдарм» был возвращен из последнего полета еще один экипаж.
Будем надеяться, что в скором времени на памятнике появится новая гранитная доска, уже с именами экипажа.
Остается лишь добавить, что летчиком, сбившим самолет сержанта Снеговского и лейтенанта Сабодаша был Цвитан Галич из Хорватской эскадрильи, входившей в состав Люфтваффе. Это был его 25-й сбитый самолет. Галич погиб через полтора года, в апреле 1944 года в Югославии от попадания авиабомбы, сброшенной с истребителя «Спитфайр» в его самолет.