Баншац Б. «Малая Земля» — правда и вымысел

В  1979  г.  при  изучении  с  личным  составом  на  политзанятиях  книги  Л.И. БРЕЖНЕВА  «Малая  земля»  мне  задали  вопрос:  «Это  на  самом  деле  так  и  было?».  Я  рассказал,  что  знал  о  Новороссийской  операции,  а  недавно,  при  изучении  документов   о  мотоботах  типа  ДБ  проекта  165  наткнулся  на  упоминание  о  них  в  этой  книге. 

В 1943 году полковник Брежнев был начальником политуправления 18-й армии, части которой вслед за морскими пехотинцами высадились на и в самом деле очень небольшой участок побережья — меньше тридцати квадратных километров, названный впоследствии Малой землёй.

Обратимся к книге: «17 апреля 1943 года мне надо было в очередной раз попасть на Малую землю

Переправы мы осуществляли только ночью. Когда я приехал на Городскую пристань Геленджика, или, как ее ещё называли, Осводовскую, у причалов не было свободного места, теснились суда разных типов, люди и грузы находились уже на борту. Я  поднялся  на  сейнер  «Рица».  Это  была  старая  посудина,  навсегда  пропахшая  рыбой,  скрипели  ступеньки,  ободраны  были  борта   и  планширь, изрешечена шрамами от осколков и пуль палуба. Должно быть,  немало  послужила она до войны, несладко приходилось ей и сейчас.

С моря дул свежий ветер, было зябко. На юге  вообще  холод  переносится тяжелее, чем на севере. Почему — объяснить не берусь,  но  это  так.  Сейнер  обживался на глазах. В разных местах на разных уровнях  бойцы  устанавливали  пулеметы и противотанковые ружья. Каждый искал себе закуток поуютнее,  пусть  хоть тонкой дощатой  перегородкой,  но  закрытый  со  стороны  моря.  Вскоре  поднялся на борт военный лоцман, и все пришло в движение.

Как-то странно это выглядело, будто толпой повалили на  рейд.  Но  так  было в первые минуты. Каждое  судно  точно  знало  свое  место. «Рица» шла первой, за ней пыхтели, как мы называли их, мотоботы — № 7 и № 9. Сейнер взял их на буксир, остальные суда вытянулись в караван с расстоя-нием 400-500 метров друг от друга, и мы взяли курс на Малую землю. Шли под охраной «морских охотников».

То далеко от нас, то ближе падали бомбы, поднимая огромные массы воды, и она, подсвеченная прожекторами и разноцветными огнями трассирующих нуль, сверкала всеми цветами радуги. В любую минуту мы ожидали удара и, тем не менее, удар оказался неожиданным. Я даже не сразу понял, что произошло. Впереди громыхнуло, поднялся столб пламени, впечатление было, что разорвалось судно. Так оно в сущности и было: наш сейнер напоролся на мину. Мы с лоцманом стояли рядом, вместе нас взрывом швырнуло вверх.

Упал, к счастью, в воду, довольно далеко от сейнера. Вынырнув, увидел, что он уже погружается. Часть людей выбросило, как и меня, взрывом, другие прыгали за борт сами. Плавал я с мальчишеских лет хорошо, все-таки рос на Днепре, и в воде держался уверенно. Отдышался, огляделся и увидел, что оба мотобота, отдав буксиры, медленно подрабатывают к нам винтами.

Я оказался у бота № 9, подплыл к нему и лоцман Соколов. Держась рукой за привальный брус, мы помогали взбираться на борт тем, кто под грузом боеприпасов на плечах с трудом удерживался на воде. С бота их втаскивали наверх. И ни один, по-моему, оружия не бросил.

Прожекторы уже нащупали нас, вцепились намертво, и из района Широкой балки западнее Мысхако начала бить артиллерия. Били неточно, но от взрывов бот бросало из стороны в сторону. Грохот не утихал, а снаряды вокруг неожиданно перестали рваться. Должно быть, наши пушки ударили по батареям противника. И в этом шуме я услышал злой окрик:

— Ты что, оглох? Руку давай!

Это кричал на меня, протягивая руку, как потом выяснилось, старшина второй статьи Зимода. Не видел он в воде погон, да и не важно  это было в такой момент. Десантные мотоботы, как известно, имеют малую осадку и низко сидят над водой. Ухватившись за брус, я рванулся наверх, и сильные руки подхватили меня.

Тут только почувствовал озноб: апрель даже на Черном море не самое подходящее время для купания. Сейнера уже  не  было. Бойцы выжимали одежду и негромко ругались: «Чертов фриц, проклятый!» Постепенно все поутихли, устраиваясь за ящиками и тюками. Ложились  согнувшись или ничком, будто это могло спасти. А ведь главное было впереди. Главное — бой, куда вступить нам предстояло сейчас же.   И вдруг в этой трагической обстановке, при свете взрывов и огненных трасс родилась песня. Пел один из матросов, помнится, очень большого роста; это была песня, рожденная на Малой земле, в ней говорилось о несгибаемой воле и силе таких вот бойцов, какие были сейчас на боте. Я знал эту песню, но теперь мне кажется, что именно тогда впервые ее услышал. Врезалась в память строка: «На тех деревянных скорлупках железные плавают люди».

Дата  перехода  в  апреле  1943 года  еще  дважды  подтверждена  в  тексте: «18 апреля в штаб Северо-Кавказского фронта, которым командовал генерал-полковник Иван Ефимович Петров, вылетела группа представителей Ставки во главе с маршалом Георгием Константиновичем Жуковым… Мне же лучше в тяжелый момент не покидать плацдарм. Так я и поступил: ос-тался с бойцами на Малой земле».

«Апрельские  бои,  последовавшие  за  памятной  переправой,  когда   мне пришлось искупаться в воде, были самыми жестокими на Малой земле.»

Как  утверждают  «начальник политотдела 18-й армии полковник Брежнев 40 раз на десантных кораблях переправлялся на плацдарм, под огнём противника высаживался на берег, лично участвовал в боевых действиях на передовой, заменил погибшего пулемётчика и огнём сдерживал идущего в атаку противника, пока ему не пришли на выручку подоспевшие бойцы. (https://ru.wikipedia.org/wiki)  
  Не  буду  судить  о  точности  этой  информации.  Обратимся  к  документам. 

Парусно – моторная  шхуна   «РИЦА»  погибла в  ночь  с  6  на  7  июля  1943 г.,  а  не  в  апреле,  как  написано в  книге. 

«РИЦА»  парусное моторное судно, 120 т (гр.), принадлежало  Черноморскому  государственному  морскому  пароходству.   Капитан — М. О. Роленко (погиб). Дата и место гибели — 06.07.43, у побережья Кавказа, в р-не поселка Архипо-Осиповка. Следовало из порта Геленджик в Туапсе в охранении «СКА-046». Вскоре после выхода было атаковано 8 торпедными катерами и потоплено торпедой. Погибло 6  чел. (2), Входила  в  состав Действующей  Армии  с  7.07.1941  по  6.07.1943 (3).

В  2008 г. Тольяттинский клуб подводной деятельности «Нептун-Про», обнаруживший  останки  шхуны,  собрался  провести  исследование «Рицы», на которой 65 лет назад в годы Великой Отечественной войны чуть не погиб Л.И. Брежнев. В ходе подводной экспедиции ее участники планировали поднять  на поверхность обломки шхуны, которые после будут выставлены в музее Новороссийска.  Останки шхуны «Рица» находились  в 2-х милях южнее Мысхако, где на грунте покоятся остатки еще не менее 10-ти судов, погибших во время Великой Отечественной Войны(4).  Координаты 44°23.981’N 38°12.213’E.  Глубина 36-38 метров.  Сведений  о  дальнейших  результатах  подводных  работ  не  обнаружено.

В  Донесениях  о  безвозвратных  потерях  личного   состава  Черноморского  флота найдено  6  фамилий,  погибших  на  ПМС  «Рица»,  у  которых  указаны  разные  даты,  место  гибели  и  маршрут  следования  судна.

— военный  лоцман  1  разряда  Гидрографического  отдела  ЧФ  старший  лейтенант  АВДЕЕВ  Иван  Ефимович,  родившийся  11.05.1902  (1909) г.  В  д. Туйково  Воронцовской  волости  Покровского  уезда  Владимирской  губернии,  призван  Сочинским  ГВК  24.07.1941 г.,  торпедирован  с  торпедных  катеров   во  время  проводки  моторного  судна  «Рица»  Геленджик – Туапсе  7  июля  1943 г. (ЦВМА, ф.920, оп.2, д.41,л.256).  Награжден  орденами  Красной  звезды  (30.11.1942)  и  Отечественной  войны  1  степени  (1.12.1943  посмерт-но).  В  Книге  Памяти  Севастополя  указан  как  капитан – лейтенант,  погиб  в  море  16.07.43  на  траверзе  с. Архипо – Осиповка  (том 1  стр.56);  

— комендор  плавсредств  тыла  НВМБ  гв. краснофлотец  ХАРЛАМОВ  Дмитрий  Васильевич,  1913 г.р.,   уроженец  с. Гремячское  Доминичевского  р-на  Смоленской  области,  призван  Доминичевским  РВК,  утонул  в  море  при  гибели  ПМС  «Рица»  на  переходе  Туапсе – Геленджик  на  траверзе  Архипо — Осиповка (ЦВМА, ф.1250, оп.2, д.423,  стр.41 об., пор.5);

— комендор  плавсредств  тыла  НВМБ  гв. краснофлотец  ЕГОРОВ  Георгий  Александрович,  1922 г.р.,  уроженец  г. Днепропетровска,  призван  Днепропетровским  РВК, утонул  в  море  при  гибели  ПМС  «Рица»  на  переходе  Туапсе – Геленджик  на  траверзе  Архипо-Осиповка (там  же,  стр.41 об., пор.6);

— командир   отделения  автоматчиков  386 ОБМП   сержант  МОЛЧАНОВ  Па-вел  Герасимович  1915 г.р.,  уроженец  ст  Ходанстовка  Сталинской  облас-ти,  призван  Орджоникидзевским  РВК,  утонул  в  море  при  гибели  ПМС  «Рица»  7.07.43.  (там  же,  стр.35, пор.10);

— санитарка  6-й маневренной токсилогической  группы  МСО  ЧФ  краснофлотец   ГАМАГОНОВА  Раиса  Николаевна,  1923 г.р.,  уроженка  г.  Майкоп,  призвана  Майкопским  ГВК,  утонула  в  море  при  гибели  ПМС  «Рица»  7.07.43.  (там  же,   стр. 35, пор.11).  В учетной  карточке  ф. №1  № 64  от  21.08.43  на  основании  ДБП  (ЦВМА, ф.1250,  оп. 2,  д.162, стр.215,  пор.64) значится  как  ГАМАЮНОВА,  утонула  5.7.43  при  торпедировании  корабля  «Рица»  на  боевом  посту.  В  Книге  Памяти  Адыгеи  значится  как  ГАМАГОНОВА, погибла  в  бою  5.7.43.(том  1, стр. 140);

— командир  отделения  пулеметчиков  7 ДСКА  старшина  2  статьи  БУРЬЯНЕНКО  Сергей  Владимирович,  1916 г. р.,  уроженец  г.  Кировограда,  призван  Кировоградским  РВК,  при  торпедировании  шхуны  «Рица»  утонул  6.07.43  (ЦВМА, ф.864,  оп.2,  д.1334,  стр.322 об., пор.13),  В  ДВП  указано  утонул  при  торпедной  атаке  на  траверзе   Фальшивый  Геленджик (5),  при  торпедировании  шхуны  «Рица»  6.7.43. (ЦВМА,  ф.1250,  оп.2,  д.421, л.239,  пор.2).

На  сайтах  Минобороны  РФ  сведений  о   РОЛЕНКО М.О.   и  лоцмане  СО-КОЛОВЕ не  найдено.  Возможно, произошла  ошибка  в  написании  фамилии  или  инициалов  капитана  «Рицы».  В представлении  к  награждению  орденом  Отечественной  войны  1  степени    на  И.Е. АВДЕЕВА  указано,  что   «во  время  проводок  многие  лоцманы  ГО  ЧФ  шли  с  Авдеевым  в  качестве  дублеров,  обучаясь  у  него  высокому  мастерству судовождения  в  тяжелой  навигационной  и  сложной  боевой  обстановке»  (ЦВМА, ф 3,  оп.1  д.589,  л.236) Вероятно,  СОКОЛОВ  был  один  из  дублеров.

Старшина  мотобота  «ДБ-9»   старшина  2  статьи  ЗИМОДА  Григорий  Васильевич  1915 г.р.,  уроженец  г. Осипенко  Осипенковского  района  Запорожской  области,  призванный  Осиповским РВК  осенью  1936 г.  (срок  службы  с  1937 г.)  3  июля  1943 г.  приказом  командующего  ЧФ  № 5   награжден  орденом  Красной  звезды.  В  представлении говорится,  что  «самоотверженно  выполняя  боевое  задание  командования  по  обеспечению  войск  18-й  армии  пополнением  десанта,  боезапасом,  продовольствием,  техникой  и  по  вывозу  раненых  с Мысхако  в  сложной  боевой  обстановке под  огнем  вражеской  артиллерии  и  бомбежки  с  воздуха  в  штормовые  погоды  т. Зиода  сделал  42  боевых  выхода.  Перевез:  боезапаса  172 т.,  продовольствия  85 т.,   войск  6500  чел.,  вывез  раненых  776  чел.,  танков  11  шт.,  разного  груза  424  тонны.

6  мая  1943 г.  вражеский  снаряд  разбил  левый  борт  катера,  осколком  был  ранен  моторист  ДБ,  т. Зимода  организовал  л/состав  катера  заделать пробоину и  катер  под  интенсивным  огнем  ни  на  минуту  не  прекратил  работу.

17  мая  т.  Зимода  работал целую  ночь,  подавая  фронту  боезапас.  Уже  стало  светло,  но  т. Зимода  не  отошел  от  руля  до  тех  пор  пока  не  закончил  разгрузку и  не  забрал  всех  раненых  с  берега».(ЦВМА, ф.3, оп.1,  д. 588, л. 106)

О  судьбе  десантного  бота   ДБ-9  информация  разноречива: 
— 7.11.1943 г.   накатом  волн  выбросило  на  берег  в  районе   Эльтигена  (6);
— 1.11.1943 г. затонул вместе с десантом после столкновения с «КМ-0188»  («СКА — 0188» — ББ). 

Противник дал высадить десант с поврежденного «КМ-0188», после чего открыл артиллерийский и пулеметный огонь. Отходящий «КМ-0188» ударил подходящий к берегу ДБ-9, который затонул со всем десантом(7);

-«ДБ-9»  был потерян весной 1943 года и исключен из списков. Затем, очевидно, его подняли, отремонтировали и включили в состав отрядов десантных плавсредств приказами по соединениям (Новороссийской ВМБ или бригады траления и заграждения), но он снова погиб, прежде чем успели попасть в приказы командующего флотом. Причем, поскольку названия ДБ-9   уже были присвоено другому  боту, старый получил к номеру окончание «а».(8)

Старшиной  «ДБ-9 а» в  октябре  1943 г. был  краснофлотец  ЦЕЦУЛИН  Павел  Григорьевич.  Бот  погиб  1.11.1943 г.  от  артиллерийского  обстрела   после  разгрузки  десанта  в  районе  Эльтигена. ЦЕЦУЛИН  награжден  медалью  «За  отвагу».  (ЦВМА, ф.3, оп.1, д.783,  л.184)

В  донесении  о  безвозвратных  потерях  личного  состава 613 –й  отдельной  штрафной  роты  ЧФ в  период  участия  в  боях  за  г. Новороссийск  внесено  245  фамилий,  учтенных  пропавшими  без  вести  в  районе  Новороссийска  10.09.1943 г.  Среди  них  и  матрос  ЗИМОДА  Григорий  Васильевич.  (ЦВМА,  ф.1250,  оп.2,  д.422,  л.207,  пор.87)   Циркуляром  начальника  ОРСО  ЧФ  № 0896  от  30.12.1943 г.  из  списков  Черноморского  флота  исключены  как  погибшие,  пропавшие  без  вести  и  умершие  от  ран  224  человека  из  613 –й  отдельной  штрафной  роты  ЧФ,  в  т.ч.  и  матрос  ЗИМОДА  Григорий  Васильевич.  (ЦВМА,  ф.1250,  оп.2,  д.164,  л.235,  пор.77)  Это  уточненное  донесение  о  пропавшем  без  вести  личном  составе  613-й  ОШР  за  период  участия  в  боях  за  г. Новороссийск  8.12.43 г. было  направлено  в  Управление  подготовки  и  комплектования  ВМФ,  где  20.12.43 г.  на  препроводительной  наложили  резолюцию:  «1. На  учет  потерь.  2. Для  снятия  с  особого  учета  запросить  обстоятельства,  при  которых  пропали  без  вести  л/с  613  роты»,(ЦВМА, ф.864,  оп.1, д.1335,  л.397)

Когда  и  за  что  был  осужден  и  разжалован  ЗИМОДА  в  опубликованных  на  сайтах  МО  РФ  документах  информации  нет.  Её  можно  получить  только по  запросу  в  архиве  Главной  военной  прокуратуры,  что  довольно  сложно.  Судимость  была  заменена  отправкой  в  штрафную  роту  для  искупления  кровью…

В  1970 г.  на  юго – западном  участке  городского  кладбища  на  Мысхакском  шоссе  в  Новороссийске  была  сформирована  братская  могила  советских  войнов,  погибших   в  1942 – 1943 г. На  ней  в  1975 г. была  установлена  стела  в  виде  наклонной  балки  с  двумя  якорями  из  мрамора  и  железобетона.  В  списке  захороненных на  31.09.2001 г.  значилось  709  человек,   на  12  мая  2014 г. учтено  2091  чел.,  в  т.ч.  1834  известных  и  257  неизвестных  войнов.  Матрос  ЗИМОДА  Г.В.  числится  под  номером  565.  В  списке  от  21.05.  2014 г.  значится  2257  фамилий,  в  т. ч.  № 696 – ЗИМОДА.

И  кто  знает,  как  сложилась  бы  судьба  отважного  черноморца  да  и  всей  страны,  не  подав  он  в  ту  ночь руку  находившемуся  в  воде   полковнику  Брежневу….

—————————————————————————————————————-
ПРИМЕЧАНИЕ

(1)БРЕЖНЕВ Л.И.  «Малая земля» М.: Воениздат, 1978.

(2) «Свод  объектов подводного культурного  наследия России . Часть I.  Чёрное и Азовское моря»,  Москва,  2016 г.,  стр.275,  пор. 1009.

Сайт  poiskpobeda@14argenis221990

(3) Перечень № 18  Органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Черноморского флота и Азовской военной флотилии,  входив-ших в состав Действующей АРмии в период Великой Отечественной вой-ны (1941-1945 гг.)

(4)  Газета  «Аргументы  и  факты»,  21.04.2008

(5)  В середине XIX века на месте современного села Дивномо́рское находился адыгейский аул Мезыб («многолесье»). Другое название, прочно закрепившееся за этим поселком, — Фальшивый Геленджик. Историки считают, что такое называние могло возникнуть в 30—40-е годы XIX века, когда капитаны судов в темноте, завидев тусклые огни, принимали эту небольшую бухту в устье реки Иногуа  за Геленджикскую и по ошибке заходили сюда, бросая якоря.  Координаты  44°30′00″ с. ш. 38°07′00″ в. д.

(6)  БАДЯКИН  А.Н.  «От  Новороссийска  до  Керчи».  Журнал  «Очерки  военно-морской  истории»  № 3,  стр.33.
(7)  НЕМЕНКО  А.В.«Освобождение Крыма ч.2.
(8)  КУЗНЕЦОВ  А.Я. «Большой  десант. Керченско-Эльтигенская операция»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.