Статья из Интернета. Загадочная гибель подлодки Фисановича

http://gorod.tomsk.ru/index-1365991561.php

Фисанович И. И.

О подвигах командира-подводника Северного флота Израиля Фисановича написано немало книг и статей. Герой Советского Союза Фисанович стал примером для многих поколений командиров. Однако тайна гибели советской подлодки, которой командовал Фисанович, до сих пор не раскрыта. Кто-то винит во всем англичан, а кто-то припоминает одну мистическую историю.

У него нет могилы. Ею стало Северное море. В шотландском порту Данди его имя на века высечено в списке славы погибшим подводникам. Его именем названы улицы в Полярном и Кировограде. Моряков, не вернувшихся на берег, не считают погибшими. Для всех они живы, просто не вернулись из боевого рейда…Во время Великой Отечественной он был одним из самых результативных командиров на Севере. Друзья-подводники также называли его романтиком полярных морей — он писал стихи, всегда был душой любой компании. Судьба подарила ему хоть и короткую, не необычную и героическую жизнь. Но и смерть его была тоже очень необычной — но такой же героической…А ведь судьба словно все время как бы отвращала его от опасной профессии. Но он упрямо шел к своей цели — стать настоящим Героем. Израиль Фисанович родился 23 ноября 1914 года в бедной еврейской семье в городе Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина). В 1922 году семья переехала в Харьков, и родители отдали Изю в фабрично-заводское училище. Затем он работал на Харьковском тракторном заводе.

Романтически настроенный паренек мечтал о высшем образовании, которое было недоступно при его финансовом положении, и активно участвовал в общественной работе. И тут горком комсомола весьма неожиданно предложил Фисановичу поступить в Высшее Военно-Морское Училище имени Фрунзе в Ленинграде. Он согласился, ибо это соответствовало его романтической натуре. На выпуске молодой лейтенант за отличную учебу получил от наркома обороны Ворошилова именные серебряные часы. С 1936 года Фисанович служит на подводных лодках Северного Флота, с 1938 года он становится командиром разных субмарин. В канун Великой Отечественной он был назначен командиром подлодки «М-172» (такие лодки на флоте называли «Малютками» из-за небольшого водоизмещения).

Капитан-лейтенант Фисанович в августе-сентябре 1941 года, действуя на коммуникациях противника в Баренцевом море, потопил на этой лодке с экипажем всего в 20 человек три вражеских транспорта. Что сделать было, прямо скажем, весьма непросто. Ведь вооружение «малютки» — всего лишь два торпедных аппарата и две торпеды в них. Запасные торпеды не были предусмотрены. Еще имелась 45-миллиметровая зенитная пушка… Лодка была рассчитана лишь на однодневные походы. Но Фисановичу удавалось топить фашистов и на гораздо большем удалении от базы в Полярном, где базировалась его лодка. 21 августа 1941 года подводная лодка Фисановича (старшим на борту был комбриг Иван Колышкин, о котором уже писала «Правда.Ру») скрытно подошла к вражескому порту Лиинахамари. Подняв буквально на мгновение перископ, Фисанович увидел примерно в полумиле вражеский транспорт, стоявший под разгрузкой войск и военной техники. Выстрелив торпедой по транспорту и утопив его, лодка стала выходить из порта.

Немцы явно не ожидали столь дерзкого нападения… Фисанович, умело маневрируя, сумел уйти от преследования и благополучно вернулся на базу. Спустя сутки его лодка потопила паровую пассажирскую яхту с перевозимыми немецкими солдатами. Затем его экипаж прорвался в узкий и длинный фьорд Петсамо и утопил транспорт противника. Фисанович одним из первых на Северном флоте за один поход утопил два транспорта противника и стал мастером торпедных атак! За два года его лодка совершила 17 походов и утопила два крупных военных корабля, 10 транспортных судов и один пассажирский транспорт противника. Лодка Фисановича стала Гвардейской.

Представьте себе, что все вышеописанные подвиги были совершены на самой маленькой лодке Северного флота. «Малютка» Фисановича показала, на что способна, если ей управляет геройский командир с не менее геройским экипажем. Вообще Фисанович, несмотря на то, что получил высочайшее звание Героя Советского Союза, был очень общительным и веселым человеком.

По отзывам современников, ему был доступен любой круг общения, от высших офицеров до матросов, везде он считался своим. Его перу принадлежат книги о моряках-подводниках «Записки подводника» и «История малютки», которые были написаны еще в годы Великой Отечественной и сразу после выпуска стали бестселлерами. Он также писал стихи, не был лишен чувства юмора. Сам он, по воспоминаниям современников, говорил, что в подводной службе как раз чувство юмора — самое первое дело…

Как гласят исторические первоисточники, в 1944 году Герой Советского Союза капитан 2 ранга Израиль Фисанович вместе с тремя другими заслуженными командирами-североморцами прибыл в Англию получать подводные лодки, переданные Советскому Союзу после раздела итальянского флота ввиду выхода Италии из войны. Для ускорения процедуры англичане предложили русским свои старые лодки — не тащить же из Италии корабли вокруг воюющей Европы. Все вроде бы были довольны. Но в последний момент, блестящий, творчески мыслящий командир-подводник Фисанович обнаружил в порту новую английскую подводную лодку и, как говорится, положил на нее глаз.

Англичанам после сокрушительных побед Красной Армии под Сталинградом и на Курской дуге как-то неудобно было отказать союзникам, и они, скрепя сердце, согласились отдать свою новейшую лодку. За два месяца опытные подводники под командованием Фисановича великолепно освоили британскую субмарину «Санфиш», получившую после поднятия на ней Советского военно-морского флага индекс «В-1», и лодка первой должна была начать переход на Северный флот. Английское адмиралтейство составило маршрут перехода и гарантировало безопасность до зоны ответственности советского Северного флота в Баренцевом море.

О пребывании Фисановича в Англии очень мало документальных свидетельств, поэтому предложим читателям некую легенду, найденную в интернете. За подлинность ее ручаться трудно, конечно. Но вот в то, что романтичный Фисанович в такую историю попасть мог по определению — почему-то верится без всяких околичностей. Перед выходом в море, после приемки английской лодки, капитан 2 ранга Фисанович прогулялся по Лондону — надо было купить подарок жене. После некоторых колебаний он выбрал в одной из лондонских лавочек хорошие женские часики и попросил упаковать их, чтобы в дороге они не повредились. Хозяин лавочки, пожилой еврей, типичный диккенсовский персонаж, внимательно рассматривал необычного русского офицера. Орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны, американский крест «За храбрость», Золотая Звезда и знак командира подводной лодки… Моряк бегло говорил по-английски, что свидетельствовало о его образованности, он был худощав, подтянут, черноволос.

Когда моряк ушел, щедро расплатившись за покупку, хозяин лавочки сразу же позвонил в еврейскую общину Лондона со своеобразным «докладом». То, что он услышал, заставило его затрепетать: «Как ты мог, Мойша? Это же единственный в мире еврей-подводник, герой. Он потопил фашистов больше, чем волос на твоей старой голове!».

Вечером, когда Фисанович подошел к проходной порта, к нему бросился измученный угрызениями совести старый Мойша. Он чуть ли не силой отобрал у него покупку, вернул деньги и тут же вручил немыслимой красы золотые часы, усыпанные бриллиантами. И тут же растаял в лондонском тумане, как бы уйдя по-английски. Фисанович пожал плечами, приняв поистине королевский подарок, и шагнул на борт своей субмарины, уже готовой к отходу. Позже, уже после Второй мировой, английские авторы писали, что эти самые часы принесли немало несчастий прежним обладателям. Из-за драгоценных часов травились, вызывали на дуэль, судились…

И Фисановичу бриллиантовые часы счастья не принесли. 25 июля 1944 года подводная лодка «В-1» под советским военно-морским флагом вышла из шотландского порта Лервик. А 27 июля связь с лодкой пропала. На свою базу на Кольском полуострове она так и не пришла…

Как погиб Фисанович со своим экипажем, осталось тайной на долгие годы. Лишь через много лет после войны, в 1954-м, в британской прессе проскочила крохотная заметка о героизме летчиков королевского воздушного флота. В частности, говорилось в числе прочего о том, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года самолет британской береговой охраны в 230 милях к северу от Шотландских островов атаковал и потопил подводную лодку противника. Эту заметку случайно прочитал немецкий историк, изучавший архивы кригсмарине. Покопавшись в фашистских архивах (а значительная их часть, между прочим, уцелела и хранится до сих пор), он обнаружил, что ни одна из великого множества немецких субмарин в это время в этом месте океана появиться не могла!

Еще через несколько лет тот же историк, уже при помощи британских ученых, раскопал, что именно в этом месте должна была в это время находиться лодка под командованием Фисановича. Получается, что его лодку потопил английский самолет! Позднее, когда и советские историки «подключились» к исследованию, эта версия, увы, подтвердилась. В мистику верить, конечно, грешно, но все-таки жуткая история с неожиданно подаренными, словно упавшими с неба советскому подводнику в руки «несчастливыми» драгоценными часами впечатление производит…

Еще через несколько лет в падкой на сенсации англоязычной прессе, достаточно свободной от цензуры, появились публикации, что британское командование намеренно потопило свою же новейшую подлодку, чтобы хорошая техника не досталась русским. У королевских адмиралов уже был опыт с обреченным на гибель конвоем PQ-17 — решать политические и военные проблемы ценою жизней моряков. Кстати, от англичан до сих пор нет четкого ответа — а почему все-таки самолет бомбил лодку, очертания которой летчику были хорошо известны — ведь практически своя же? Сама-то лодка опознала британский «Либерейтор», потому и не погрузилась и к отражению атаки не готовилась…Офицеры с других лодок, пришедших из Англии, говорили, что если бы Фисанович возвращался домой другим путем, не согласованным с британским командованием, то его лодка, возможно, уцелела бы. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения…Статья подготовлена Андреем Михайловым

Подводные лодки В-1 и В-4 отходят от причала в британском порту Розайт
https://www.liveinternet.ru/users/steampunk3d/post322989475

27 июля 1944 г. – Великая Отечественная война. Северный флот.. Гибель средней подводной лодки «В-1» («Санфиш») СФ. Потоплена по ошибке английским самолетом «Либерейтор» во время перехода в Полярный из Великобритании в Норвежском море. Данные с сайта http://www.deepstorm.ru/ «Штурм глубины» Автор капитан 3 ранга запаса Николаев Андрей Станиславович и с сайта «ОБД «Мемориал» http://www.obd-memorial.ru/html/index.html специализированной организации — корпорации «ЭЛАР».

  1. капитан 2 ранга Фисанович Израиль Ильич – командир ПЛ (Харьков)
  2. капитан-лейтенант Редькин Григорий Семенович – помощник командир ПЛ (Ленинград)
  3. старший лейтенант Башкинов Диамид Васильевич – командир БЧ-1 (Ленкорань)
  4. старший лейтенант Апрелков Николай Васильевич – командир БЧ-3 (Челябинская область)
  5. старший инженер лейтенант Мартынов Аркадий Васильевич – командир БЧ-5 (Сормово)
  6. старший инженер лейтенант Свердель Илья Ефимович – командир моторной группы (Харьков)
  7. старший лейтенант медицинской службы Савченко Василий Петрович – начальник медицинской службы (Киевская область)
  8. старший лейтенант Падчин Николай Николаевич – представитель СМЕРШ
  9. Равенсдейл С. – офицер связи королевских ВМС Великобритании
  10. главный старшина Николаев Валентин Филадельфович – переводчик (Могилевская область)
  11. главный старшина Андрющенко Иван Иванович – старшина группы рулевых (боцман) (Николаевская область)
  12. старший краснофлотец Белкин Евгений Абрамович – моторист (Воронеж)
  13. старший краснофлотец Воронин Иван Михайлович  — моторист (Ивановская область)
  14. старшина 2 статьи Гончар Владимир Павлович – командир отделения штурманских электриков (Полесская область)
  15. старший краснофлотец Горожанкин Михаил Александрович – старший моторист (Ярославская область)
  16. главный старшина Данилов Александр Александрович – старшина группы радистов (Архангельск)
  17. старший краснофлотец Егунов Борис Иванович – электрик (Харьков)
  18. старший краснофлотец Задорин Иван Михайлович – радист (Архангельск)
  19. старшина 2 статьи Кабанов Василий Михайлович – командир отделения торпедистов (Шуя)
  20. мичман Карпенко Алексей Дмитриевич – старшина группы электриков (Днепропетровская область)
  21. старший краснофлотец Комаров Илья Сергеевич – электрик (Калининская область)
  22. старший краснофлотец Кононов Евгений Гаврилович – моторист (Калининская область)
  23. краснофлотец Короткий Василий Васильевич – торпедист (Воронежская область)
  24. краснофлотец Крикотин Иван Михайлович – рулевой (Одесская область)
  25. старшина 2 статьи Логинов Василий Александрович – кок (Ярославская область)
  26. старший краснофлотец Лунин Николай Иванович – электрик (Краснодарский край)
  27. старший краснофлотец Мазуров Иван Иванович – старший рулевой (Смоленская область)
  28. старший краснофлотец Матвиенко Григорий Абрамович – рулевой (Донецкая область)
  29. старшина 2 статьи Мирошниченко Григорий Иванович – командир отделения рулевых (Кировоградская область)
  30. главный старшина Мягков Александр Петрович – старшина группы мотористов (Черниговская область)
  31. старший краснофлотец Немов Василий Андреевич – торпедист (Ульяновск)
  32. старшина 2 статьи Нефедов Александр Афанасьевич – комендор (Москва)
  33. краснофлотец Нечаев Петр Александрович – трюмный (Казань)
  34. старшина 2 статьи Николаенко Николай Фомич — командир отделения мотористов (Сумская область)
  35. старшина 2 статьи Николаенко Иван Иванович – командир отделения электриков (Винницкая область)
  36. старшина 2 статьи Павленко Иван Максимович – командир отделения комендоров (Полтавская область)
  37. краснофлотец Полозов Евгений Евстафьевич — строевой (Челябинск)
  38. старший краснофлотец Поченков Иван  Андрианович – трюмный (Сталинградская область)
  39. краснофлотец Путинцев Василий Антонович – акустик (Воронежская область)
  40. старшина 2 статьи Разумков Георгий Павлович – командир отделения акустиков (Смоленская область)
  41. старший краснофлотец Ростовцев Николай Иванович —  рулевой (Калининская область)
  42. краснофлотец Семенов Анатолий Михайлович – радист (Калининская область)
  43. старшина 2 статьи Сосновский Николай Дорофеевич командир отделения торпедистов (Каменец-Подольская область)
  44. старшина 1 статьи Сумнительнов Михаил Федорович – старшина группы трюмных (Кострома)
  45. мичман Торопцев Владимир Александрович – старшина группы торпедистов (Воронежская область)
  46. краснофлотец Туткевич Владимир Георгиевич – трюмный (Красноларский край)
  47. старшина 2 статьи Удивихин Александр Яковлевич – командир отделения СКС  (Молотовская область)
  48. старшина 2 статьи Фуртас Петр Иосифович – командир отделения радистов (Полтавская область)
  49. старший краснофлотец Церетян Гурген Абгарович – моторист (Тбилиси)
  50. старшина 2 статьи Чижевский Николай Юрьевич – командир отделения радистов (Смоленская область)
  51. старшина 2 статьи Шубин Николай Михайлович – командир отделения трюмных (Ярославль)

Данные о Израиле Фисановиче из Википедии:

В 1922 году семья переезжает в Харьков. Здесь Израиль закончил семилетнюю школу и поступил в школу фабрично-заводского ученичества при заводе сельхозмашин «Серп и молот».

После успешного окончания ФЗУ в 1932 году, Харьковский горком КСМУ направляет его по именной путёвке на военную службу в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. За время обучения курсант Фисанович получил четырнадцать поощрений командования и был награждён за отличные успехи в учёбе именными серебряными часами от Наркома Обороны К. Е. Ворошилова.

Предвоенное время

После окончания училища, с июня 1936 года лейтенант Фисанович служил на Балтике, был штурманом на подводной лодке М-77, дивизионным штурманом, командиром подводной лодки М-84. Летом 1938 года переведен на Северный флот, в течение осени сменил две штурманские должности на берегу.

В 1940 году по представлению командования был откомандирован в Ленинград на обучение в Высшие специальные курсы командного состава подводного плавания (КУОПП) имени С. М. Кирова.

Сразу после начала Великой Отечественной войны Фисановича вновь направляют на Север. 8 июля 1941 года он вступает в должность помощника командира подводной лодки Щ-404, а 22 июля назначается командиром подводной лодки М-172.

Великая Отечественная война

21 августа 1941 года М-172 первой проникла во вражескую гавань Линахамари и торпедировала транспорт, стоявший у пирса.

Фисанович не только первым прорвался по узкому длинному фьорду во вражеский порт Петсамо, но и первым среди командиров бригады подводных лодок Северного флота потопил за один поход два транспорта врага. Так с первого же боевого похода Фисанович возглавил когорту мастеров торпедной атаки.

За два года, под командованием Израиля Фисановича М-172 совершила 18 боевых походов. Было потоплено 2 крупных боевых корабля, 10 судов и 1 танкер противника — всего 13 единиц. Были выполнены задания по эвакуации и десантированию разведгрупп в тыл фашистов. Все члены экипажа М-172 были награждены орденами и медалями, многие неоднократно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Фисановичу Израилю Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 658).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года подводная лодка М-172 награждена орденом Красного Знамени. Следует отметить, что 25 июля 1943 года (вскоре после ухода Фисановича на повышение) приказом наркома Военно-Морского флота экипаж Краснознамённой подводной лодки М-172 был преобразован в гвардейский. В истории советского флота имелось всего 4 гвардейских Краснознамённых корабля и один из них «малютка» М-172.

В июле 1943 года капитан 2-го ранга Израиль Ильич Фисанович вступил в должность командира дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. В те же годы Израиль Ильич избирается членом президиума Еврейского антифашистского комитета.

Весной 1944 года капитана 2-го ранга И. И. Фисановича командировали в Великобританию, где англичане должны были передать Советскому Союзу в счёт репараций с Италией четыре английские подводные лодки. Их нужно было изучить и переправить своим ходом на советскую военную базу. За два месяца опытные подводники под командованием И.Фисановича освоили британскую подводную лодку тип S-«Sunfish» (81S), получившую после поднятия на ней Советского военно-морского флага индекс «В-1.

Гибель

25 июля 1944 года подводная лодка В-1 под советским военно-морским флагом вышла из шотландского порта Леруик на Шетландских островах, но на пути в Полярный погибла. Долгое время причины её гибели оставались невыясненными. Только в послевоенные годы немецким и советским историкам удалось установить, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года лодку атаковал и потопил самолёт «Liberator» 86-й авиаэскадрильи Берегового командования ВВС Великобритании, в 230 милях к северу от Шетландских островов, в точке с координатами 64°34′ с. ш. 1°16′ в. д.

В послевоенные годы публиковались различные версии обстоятельств, при которых подводная лодка Фисановича была затоплена, однако достоверных сведений на этот счёт до настоящего времени нет.

Фисанович был очень одарённым человеком, Он сочинял стихи, песни, писал газетные и журнальные статьи.

В 1944 году, ещё при жизни, была издана его книга «Записки подводника», повествующая о боевых делах подводников-североморцев в Великой Отечественной войне. Им же подготовлена рукопись книги «История Краснознамённой М-172». Книга вышла в свет в 1956 году.

Воспоминания современников

О Фисановиче я слышал ещё на Чёрном море, но познакомился с ним только на английской земле. Он обычно удивлял новых знакомых своим сугубо штатским видом, мало вяжущимся с представлением о «морском волке». Коротко остриженная голова, оттопыренные уши, разные по величине и форме, вечно воспаленные oт полярного ветра глаза. Все это не вязалось с распространенным в литературе довольно шаблонным образом бородатого капитана, «стальными» глазами уставившегося во мглу бушующего моря.

Взгляд у Фисановича был вовсе не стальной, голос не охрипший, даже несколько женственный, не любил он ни пить, ни осыпать подчиненных ругательствами.

Он был интересным собеседником и очень остроумным человеком.

Иосселиани Я.К. «Огонь в океане». М.: Молодая гвардия, 1959, стр.411

Награды

— Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (03.04.1942);

— Орден Ленина (03.04.1942);

— Орден Красного Знамени- дважды: (08.11.1941), (02.07.1942);

— Орден Отечественной войны 1-й степени (26.01.1943);

— Военно-морской крест (США) (07.1943);

— Наградные серебряные часы (06.1936);

— «Отличник ВМФ».

Семья

Супруга — Елена Андреевна Фисанович (Бурьянова), (1913—1985). Родилась в г. Харькове, в предвоенный год закончила ЛЭТИ, электротехнический факультет по специальности «Электрооборудование подводных лодок».

Сын — Тарас Ильич Фисанович (род. в 1939), хирург-онколог, кандидат медицинских наук, с 1999 года живёт в г. Гамбурге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *