Ограниченность операционной зоны Тихоокеанского флота не давала возможности нашим подводным лодкам (как и надводным кораблям) действовать на всем протяжении японских коммуникаций. В то же время вероятность неожиданного появления противника в этом районе вызывала необходимость держать наши военно-морские силы в постоянном напряжении [Граница зоны проходила в 70—120 милях от советского побережья в Японском море и в 25—35 милях на других участках. В корейских водах она шла примерно по параллели мыса Болтина. Восточнее и южнее этих линий действовали военно-морские силы США.
Специально разработанным планом предусматривалось развертывание подводных лодок в Японском море на подходах к портам Северной Кореи, перед главной базой Тихоокеанского флота (Владивосток) и у западного побережья южной части Сахалина.
Развертывание подводных лодок началось 8 августа 1945 года. На назначенные позиции они прибыли на следующие сутки.
9 августа подводная лодка Л-17 (командир капитан-лейтенант М.И.Кислов) обнаружила тральщик противника. Командир подводной лодки начал маневрировать для выхода в атаку, но, заметив в воздухе японский самолет, приказал срочно погрузиться. Когда Л-17 всплыла, тральщика уже не было видно.
12 августа подводная лодка Щ-119 (командир капитан-лейтенант А.К.Калашников) обнаружила в порту Маока транспорт противника. Командир решил дождаться выхода транспорта из порта. Утром 13 августа погода сильно ухудшилась, и Щ-119 вынуждена была погрузиться. Находясь на грунте, лодка продолжала вести наблюдение с помощью шумопеленгатора. Вскоре акустик доложил, что слышит шум винтов. Через десять минут подводная лодка всплыла под перископ. Несмотря на плохую видимость, командир обнаружил транспорт, шедший примерно в 12 кабельтовых от подводной лодки. Сблизившись с ним до 9 кабельтовых, подводная лодка выпустила три торпеды, но торпеды не достигли цели.
Вечером 14 августа подводная лодка Щ-127 (командир капитан 3 ранга М.Д.Мельников) донесла, что обнаружила группу японских кораблей, следовавших в западном направлении.» Лодке было дано приказание наблюдать за конвоем и докладывать об обстановке. Примерно через
час от нее поступило второе донесение. Мельников сообщал, что в составе корабельной группы предположительно имеются линейный корабль и четыре эсминца. Как раз в это время на переходе в Сейсин находился наш десант. Чтобы прикрыть его от возможного удара, были срочно выделены двенадцать подводных лодок (четыре тип «Л», две — «С», шесть — «Щ»). Однако необходимость в них вскоре отпала, так как выяснилось, что обнаруженные корабли (крейсер в охранении эсминцев и сторожевиков) направляются не к Сейсину, а в Гензан.
21 августа подводная лодка Щ-126 (командир капитан-лейтенант В.А.Морозов), осуществлявшая поиск противника, обнаружила японский мотобот. Командир Щ-126, считая, что судно несет дозор, с дистанции 7—8 каб открыл огонь из 45-мм орудия. После нескольких попаданий мотобот затонул.
В ночь на 22 августа подводная лодка Л-12 (командир капитан-лейтенант П.3.Шелганцев), наблюдавшая в крейсерском положении за входом в порт Румои, заметила огни транспорта, шедшего без охранения. Подводная лодка сблизилась с судном и с расстояния 5—6 каб выпустила по нему три торпеды «веером». Однако торпеды прошли мимо цели. Шелганцев снова вышел в атаку и с вдвое меньшей дистанции повторил залп тремя торпедами. Средняя из выпущенных в залпе торпед поразила транспорт.
Через несколько часов командир Л-12 обнаружил в перископ шедший переменным курсом конвой в составе транспорта, сторожевого корабля и шести катеров. Сближение с противником длилось около часа. Недалеко от цели подводная лодка была обнаружена и выйти в атаку не смогла. Погрузившись на 40 метров, она оторвалась от преследования. Противник сбросил пять глубинных бомб, но Л-12 серьезных повреждений не получила.
Вечером 22 августа подводная лодка Л-19 (командир капитан 3 ранга А.С.Кононенко), находясь на позиции у западного побережья о. Хоккайдо, потопила вражеский транспорт. На следующий день подводная лодка атаковала еще один крупный транспорт, следовавший в составе конвоя в порт Румои.
После того как сопротивление японских вооруженных сил было сломлено, подводные лодки возвратились с позиций. К 31 августа все они (за исключением Л-19, которая, видимо, подорвалась на минах) возвратились в базу.
В течение очень короткого срока действий на коммуникациях (менее месяца) двадцать восемь подводных лодок Тихоокеанского флота тринадцать раз обнаруживали противника. Ими было выполнено шесть торпедных атак, потоплено два транспорта, повреждено одно транспортное судно, артиллерийским огнем уничтожен вражеский мотобот.
Противник не смог организовать нашим подводным лодкам сильного противодействия. Отмечено лишь два случая их преследования и атак глубинными бомбами: на Щ-119 было сброшено 12 бомб, на Л-12 — пять. Щ-123 и Л-19 были безуспешно атакованы японскими подводными лодками на позициях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, стойкость и мужество, проявленные личным составом при защите Отечества и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне Тихоокеанский флот награждён Орденом Красного Знамени.
В послевоенные годы благодаря огромным успехам в развитии экономики, пауки и техники советский Военно-Морской Флот неузнаваемо преобразился, сделал резкий качественный скачок в
своем развитии. ВМФ стал подлинно океанским, ракетно-ядерным, отвечающим всем требованиям современной войны.
Основную ударную силу Военно-Морского Флота стали составлять атомные подводные лодки и морская ракетоносная авиация. По своим боевым возможностям современные атомные подводные лодки не идут ни в какое сравнение с подводными лодками периода Великой Отечественной войны. Вооруженные ракетами, самонаводящимися торпедами и разнообразной электронной аппаратурой, обладающие практически неограниченной дальностью плавания, эти подводные лодки способны из любого района Мирового океана наносить разрушительные удары по береговым объектам на территории агрессора, успешно вести борьбу с кораблями любых классов.
В конце 50-х – начале 60-х годов началось оснащение Тихоокеанского флота СССР ракетным и ядерным оружием. Дальнейшее развитие ракетного и атомного подводного судостроения позволило приступить к созданию атомных подводных ракетоносцев. Первая атомная подводная лодка для ТОФ проекта 659 была заложена в Комсомольске-на-Амуре в 1958 году. Для размещения атомных подводных лодок готовились пункты базирования в бухте Крашенинникова (Камчатка) и бухте Павловского (Приморье), создавалась необходимая инфраструктура. В бухте Павловского были построены водонасосная станция, судоремонтные мастерские, здание штаба, баня, общежитие, казармы для личного состава, пожарное депо, малая котельная, здание штаба береговой базы. Возведены дамбы, пирсы, молы.