Бойко В. Трагедии тихоокеанского подплава.

Подводная лодка М-19

Подводная лодка тип «М» VI серии заложена 20 июля 1933 года на заводе №-198 в Николаеве. 14 мая 1934 года спущена на воду,  16 июня 1934 года по железной дороге отправлена во Владивосток, где на заводе №-202 (Дальзавод) была окончательно достроена. 29 августа 1934 года подводная лодка вошла в состав Морских сил Дальнего Востока с базированием на г. Владивосток и именовалась «Подводная лодка №-19 Бригады подводных лодок тип «М». 15 сентября 1934 года получила литерно-цифровое обозначение М-19.

26 марта 1935 года в составе полудивизиона подводных лодок переведена для базирования на бухту Находка.  26 декабря 1940 года М-19  вместе с подводными лодками М-2, М-20 и М-24 совершила первое в истории Подплава групповое плавание подводных лодок подо льдом.

23 августа 1943 года подводная лодка села на мель в бухте Разбойник. С помощью минного заградителя «Томск»  была снята с камней и вскоре введена в строй. 9 августа 1945 года М-19 находилась в составе 7-го дивизиона 2-й Бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. В Боевых действиях участия не принимала.

1 июня 1948 года затонула на глубине двадцать шесть метров в бухте Постовая (Советская Гавань) в результате столкновения в надводном положении с подводной лодкой М-12 при отработке задач боевой подготовки.

Девятнадцать моряков-подводников были спасены, но погиб личный состав отсека, который получил пробоину.

2 июня 1948 года М-19 поднята АСС флота и СС «Песчаный», вскоре восстановлена и вновь введена в строй.

28 ноября 1950 года  выведена из Боевого состава Военно-морского флота и передана Аварийно-Спасательной Службе 7-го ВМФ для обеспечения тренировок водолазов.

18 января 1951 года подводная лодка М-19 исключена из состава Военно-морского флота СССР со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. 1 октября 1951 года расформирована команда.

1 июня 1948 года погибли:

лейтенант Никонов Виктор

старшина 2 статьи Лысов Владимир

старшина 2 статьи Козлов

Вечная память погибшим подводникам

Подводная лодка С-117 (Щ-117)

Подводная лодка тип «Щ» V-бис серии заложена 10 октября 1932 года на заводе №-189 (Балтийский завод) в Ленинграде, как головная подводная лодка серии под наименованием «Макрель». Секциями по железной дороге перевезена на Дальний Восток, где на заводе №-202 (Дальзавод) во Владивостоке произведена ее окончательная сборка. 15 апреля 1934 года  спущена на воду,  28 января 1935 года вошла в состав Тихоокеанского флота. Вскоре имена собственные для названий подводных лодок были отменены, и «Макрель» стала именоваться Щ-117.

9 августа 1945 года Щ-117 находилась  в составе 8-го дивизиона 3-й Бригады подводных лодок ТОФ в Советской Гавани. С началом Боевых действий подводная лодка вышла в Боевой поход и заняла указанный район у берегов южного Сахалина, но встреч с противником не имела.

10 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «С-117».

14 декабря 1952 года 90-я Бригада подводных лодок, куда входила и С-117, проводила плановые учения «Нанесение ударов по конвою противника группой подводных лодок при наведении разведывательной авиацией». Согласно плана учений, в них должны принять участие шесть подводных лодок бригады: М-253, М-277, М-278, С-117, С-119 и С-120. Подводные лодки делились на две группы, при этом С-117 выходила в море несколько раньше других подводных лодок с целью ведения разведки и наведения на корабли условного противника подводных лодок. В 11.35 14 декабря С-117 покинула пирс в Советской Гавани. К восьми часам подводная лодка должна была прибыть в назначенный для проведения учений район Татарского пролива с задачей передать на другие подводные лодки данные об отряде условного противника, которого изображал корабль-цель ЦЛ-27, выходящий из Холмска. В дальнейшем С-117 было предписано занять позицию близ Холмска для контроля выходящих из порта судов.

В 18.50 14 декабря на командном пункте бригады была принята радиограмма с С-117, в которой командир  подводной лодки докладывал, что на подводной лодке вышел из строя правый дизель, и что С-117 продолжает движение в назначенный район под вторым. В 20.25 Оперативный Дежурный штаба флота дал оповещение на корабли и суда флота об обнаружении в районе Холмска плавающей мины. Для ее поиска и уничтожения с рассветом 15 декабря было решено использовать ЦЛ-27. В 00.25 15 декабря оперативный дежурный передал на корабли и суда уточненные данные координат мины,  спустя 41 минуту была получена квитанция с С-117 на переданную радиограмму. В 03.15 командир С-117 доложил, что правый дизель введен в строй. По плану учений ЦЛ-27 вышел из Холмска в 15.00 15 декабря. В это время в штабе ждали донесения с С-117 об обнаружении корабля, но его не последовало. На требование в 19.00 донести свое место подводная лодка не ответила. В течение всей ночи с 15 на 16 декабря штаб бригады неоднократно запрашивал С-117, но подводная лодка молчала. Не ответила она и на требование включить ходовые огни и вернуться в базу.

В 01.00 17 декабря приступили к поиску С-117, которые окончились безрезультатно.

15 — 16 декабря 1952 года С-117 погибла в Охотском море при отработке задач Боевой подготовки. Точная причина гибели неизвестна.

25 апреля 1953 года подводная лодка исключена из состава ВМФ;

   По данным на окончание 2019  года считалась пропавшей без вести, точное время и причины гибели не установлены.

Погибли 52 члена экипажа из них 12 офицеров

Из характеристики командира:
«Командир ПЛ капитан 2-го ранга Красников В. А. назначен на должность 19.01.51 г. приказом ВМФ № 0200. Стаж службы в подводном плавании 11 лет. В должности помощника командира подводной лодки был около 7 лет. В связи с ремонтом ПЛ в 1951 г. задач БП с выходом корабля в море не выполнял. Однако выходил в море на других подводных лодках типа «С» в качестве дублера командира корабля и назначался посредником на ПЛ С-120, выполнявшей задачу разведки порта Холмск в 1951 г., на тактическом учении флота.

В мае — июне 1952 г. сдал зачёты на допуск к самостоятельному управлению ПЛ типа «С» командиру 90-й БПЛ и флагманским специалистам флота. Дважды был проверен Командующим флотом и 6.08.52 г. приказом Командующего 7 ВМФ № 0365 был допущен к самостоятельному правлению подводной лодкой типа «С».

Тактически подготовлен. Управляет кораблём хорошо. Корабль, море и военно-морскую службу любит. Является кандидатом на должность командира большой подводной лодки».

Таким образом, из характеристики видно, что район в акватории города Холмска Красникову был хорошо известен, так как он уже участвовал в этом районе в учениях в качестве штабного посредника.

Из воспоминаний бывшего флагманского механика 90-й бригады подводных лодок Даниила Фланцбаума:
«Командир лодки капитан 2-го ранга Красников — опытный подводник, участник боевых действий на подводных лодках Черноморского флота в качестве штурмана или минёра. Награжден боевыми орденами. В должности командира лодки недавно, но к самостоятельному управлению допущен». Красников боевой офицер, имеющий за участие в боях на Чёрном море три ордена и три медали, сомневаться в его политической благонадёжности, ни у командования, ни у следователей, оснований не было.
Также при этом учитывались характеристики других членов экипажа:
«Заместитель командира ПЛ по политической части капитан 3-го ранга Лавриков А. М. назначен на ПЛ 12.12.51 г. Имеет стаж службы на подводных лодках 3 года. Имеет положительную партийно-политическую характеристику…»
«Старший помощник командира ПЛ капитан-лейтенант Корцемалов В. С. к порученным служебным обязанностям относится добросовестно. Опытный офицер-подводник, на подводных лодках служит семь лет. В 1952 г. окончил ВСКОС по классу командиров подводных лодок и намечался к перемещению на должность командира подводной лодки типа «М»…».
«Командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант Кардаполов Г. М. в должности с декабря 1951 г. Управление техническими средствами освоил удовлетворительно. Практические навыки по эксплуатации требуют дальнейшего упрочения и расширения. Руководящие документы, инструкции и наставления по специальности знает хорошо. Имеет практические навыки по борьбе за живучесть в подводном и надводном положении».

Анализ происшествий на подводных лодках Тихоокеанского флота говорит о  возможной технической аварии на С-117, в результате которой экипаж не успел передать сигнал бедствия. Однако рассматривался вариант что ПЛ ушла в Японию. Но возглавлявший комиссию по расследованию гибели лодки Константин Рокоссовский, тогда почти невзначай обронил фразу: «Не будем плохо думать о погибших», и версию о тайном побеге за рубеж отставили.

Погибший экипаж ПЛ «С-117» 15 декабря 1952 года:

Прикомандированы на поход:

  1. капитан 2 ранга Вознюк Степан Григорьевич – секретарь парткомиссии Политотдела 90 бригады ПЛ 7-ого ВМФ
  2. капитан 3 ранга Нечитайло Владимир Федотович – посредник на учениях, командир ПЛ С-23
  3. старший лейтенант Янчев Виктор Петрович – старший офицер разведуправления 7-ого ВМФ
  4. старший инженер-лейтенант Гутман Яков Маркович – старший офицер химотдела 7-ого ВМФ
  5. лейтенант Винокуров Иван Гаврилович – бывший командир БЧ-1 ПЛ

Экипаж:

  1. капитан 2 ранга Красников Василий Антонович — командир ПЛ, 1919 года рождения
  2. капитан 3 ранга Лавриков Анатолий Михайлович – замполит ПЛ, 1914 года рождения
  3. капитан-лейтенант Карцемалов Владимир Сусаевич – старший помощник командира
  4. старший лейтенант Котов Николай Семенович – командир БЧ-1
  5. лейтенант Еременко Анатолий Иванович – командир БЧ-2,3 (прикомандирован на поход)
  6. старший инженер-лейтенант Кардаполов Геннадий Михайлович – командир БЧ-5
  7. старший лейтенант Коломиец Анатолий Дмитриевич – старший фельдшер
  8. старшина 2 статьи Богуш Вадим Александрович – командир отделения ЭНГ
  9. старшина 2 статьи Бочков Владимир Николаевич – командир отделения СКС
  10. матрос Вандышев Николай Иванович – моторист-ученик
  11. матрос Варивода Сергей Михайлович – трюмный-ученик
  12. матрос Вельков Анатолий Иванович – электрик
  13. матрос Веселов Николай Алексеевич – электрик-ученик
  14. матрос Ганжа Григорий Афанасьевич – моторист-ученик
  15. старший матрос Григоров (Григорьев) Михаил Иванович – старший моторист
  16. старший матрос Елагин Михаил Николаевич – старший рулевой-сигнальщик
  17. матрос Зимнов Иван Григорьевич — моторист
  18. матрос Зоткин Трофим Иванович – рулевой-сигнальщик-ученик
  19. старший матрос Зюбин Анатолий Николаевич – старший трюмный
  20. старший матрос Иванов Геннадий Михайлович – старший радиотелеграфист
  21. матрос Кальной Иван Петрович – рулевой-сигнальщик
  22. матрос Кацун Григорий Яковлевлевич – трюмный-ученик
  23. матрос Кириллов Владимир Степанович – кок
  24. матрос Кроваленко Михаил Макарович – трюмный
  25. матрос Королев Владимир Степанович – моторист
  26. матрос Кочетыгов Василий Акимович – рулевой-сигнальщик
  27. матрос Кривцов Иван Иванович – радиотелеграфист (прикомандирован с ПЛ С-115)
  28. матрос Кузнецов Виктор Антонович – торпедист-ученик
  29. старший матрос Крохалев Сергей Николаевич – старший торпедист
  30. старшина 1 статьи Литовченко Петр Кириллович – командир отделения комендоров
  31. матрос Масленников Александр Андреевич – трюмный
  32. матрос Маркин Николай Данилович – акустик-ученик
  33. старшина 2 статьи Михайльцев Сергей Викторович – командир отделения акустиков
  34. матрос Муравьев Егор Алексеевич – торпедист-ученик
  35. матрос Мухин Владимир Андреевич — строевой
  36. старший матрос Неволин Иван Николаевич – старший электрик
  37. матрос Огнетов Александр Павлович – акустик
  38. старшина 2 статьи Першаков Леонид Петрович – старшина группы мотористов
  39. матрос Рудковский Иван Федорович — моторист
  40. старшина 1 статьи сс Савёнок Федор Михайлович – старшина группы рулевых (боцман)
  41. старший матрос Савченко Дмитрий Николаевич – старший рулевой-сигнальщик
  42. матрос Сенин Геннадий Александрович — торпедист
  43. старший матрос Ставер Николай Кузьмич – старший торпедист
  44. матрос Татюник Василий Иванович – радиотелеграфист
  45. матрос Терехов Юрий Данилович – электрик-ученик
  46. старший матрос Торгашин Николай Федорович – старший электрик
  47. матрос Шихалев Анатолий Александрович — трюмный

Вечная слава погибшим подводникам!

Подводная лодка Щ-117 в бухте Находка. 1936-1937гг.

Ограждение рубки и кормовое орудие подводной лодки Щ-117.

Памятник погибшим  подводникам  С-117.  Бухта Постовая, Советская Гавань.

      

Памятник погибшим  подводникам  С-117.  Бухта Постовая, Советская Гавань.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *