Бойко В. Трагедии Тихоокеанского подплава

Зарождение и становление Тихоокеанского Подплава

Первые подводные лодки в Сибирской флотилии (так в XIX веке называлась флотилия кораблей Тихого океана) появились в период Русско-японской войны 1904-1905 гг. Первоначально их отправили для усиления прибрежной обороны Порт-Артура. Но, в пути поступило известие о капитуляции Порт-Артура, и подводные лодки направили во Владивосток.  

   21 декабря 1904 года (по юлианскому календарю) в Сибирский флотский экипаж были зачислены для довольствия команды подводных лодок, перевезенные во Владивосток по железной дороге: «Касатка» (12 подводников), «Фельдмаршал граф Шереметев» (11 подводников), «Налим» (11 подводников) и «Скат» (12 подводников). Все они были построены в Петербурге, на Балтийском заводе, причем «Фельдмаршал граф Шереметев» — на частные средства потомков графа. Так было сформировано первое в русском флоте соединение подводных лодок — «Отдельный отряд миноносцев».

   25 декабря во Владивосток прибыли подводные лодки «Сом» (приобретена у Голландии и первоначально называлась «Fulton», прошла модернизацию в  Петербурге на Невском заводе),  и «Дельфин» (построена на Балтийском заводе в Петербурге и считается первой русской боевой подводной лодкой) со своими командами. 

  Эти две подводные лодки, как и предыдущие четыре, зачислили временно во Владивостокский отряд крейсеров, а их команды («Сом» — 9 подводников; «Дельфин» — 10 подводников) 29 декабря определили для довольствия в Сибирский флотский экипаж, в роту портовых средств. Приказом командира Владивостокского порта № — 1116 от 29 декабря 1904 года «Отдельному отряду миноносцев» в составе 6 миноносцев с 1 января 1905 года было предписано начать кампанию.

По проекту программы плавания судов Владивостокского порта на 1905 год в отдельном отряде подводных лодок числилось уже девять единиц: «Касатка», «Скат», «Дельфин», «Налим», «Кефаль», «Сом», «Осетр», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Форель». Отдельно была указана полуподводная лодка лейтенанта С.А.Яновича — «Кета», существенно усовершенствовавшего подводную лодку С.К.Джевецкого, которую было решено использовать для действий в Амурском лимане. Опыт пробного плавания подводных лодок в заливе Петра Великого показал, что они «слишком малы… для непрерывного крейсерства в открытом море», поэтому их привлекли к обороне Владивостока.

   9 мая 1905 года приказом командира Владивостокского отряда крейсеров №-215 Отдельный отряд подводных лодок был передан в подчинение командира Владивостокского порта и 4 июня 1905 года вошел в состав вновь созданного разнородного соединения «Отдельный отряд судов для охраны вод Уссурийского края», а 11 июня в соответствии с приказом по Морскому ведомству № — 96, был преобразован в «Отряд подводных лодок Владивостокского порта».
25 апреля 1905 года были утверждены «Правила о служебных правах служащих в командах подводных лодок», содержащие 10 пунктов. 11 марта в Петербурге в существовавшую классификацию судов ввели два новых разряда: посыльных судов и подводных лодок (приказ по Морскому ведомству №-52) — с этого времени в российском флоте официально появился термин «подводные лодки».

    На начало 1906 года в отряде Владивостокского порта числилось  13 единиц. Подводные лодки занимались стрельбами и погружениями, производились учебные атаки. Одновременно их личный состав знакомился с береговой чертой.

   Плавание отряда подводных лодок в 1907 году проходило следующим порядком: выполнив основную программу, отряд, в составе наиболее исправных подводных лодок, заходил в бухту Разбойник, где подводные лодки выполняли более сложные задачи в надводном положении. Для обеспечения подводного плавания требовалась постоянная база. Эти функции выполнял состоящий при отряде транспорт-мастерская «Ксения» после оборудования на нем помещения для жилья. В продолжение всей кампании в бухте Золотой Рог действовала пристрелочная станция, осуществлявшая пристрелку торпед. В дальнейшем эта станция работала в каждую кампанию.

    8 октября 1907 года все подводные лодки Владивостокского отряда были введены в разряд судов действующего флота. С 8 декабря 1907 года, на основании приказа № — 273 по Морскому ведомству, отряд подводных лодок получил наименование «Отряд Подводного Плавания».    С 1 апреля 1908 года подводные лодки, зачисленные в разряд судов действующего флота, получили наименование «Отряд подводного плавания Тихого океана». Плавание отряда подводного плавания проходило по обычной программе.

26 января 1909 года приказом №-19 по Морскому ведомству утвержден нагрудный знак для офицеров подводного плавания. В конце декабря во Владивостоке получили предписание из Петербурга: «С 1 января 1910 года на  Тихом океане из входящих в состав отряда подводного плавания подводных лодок «Сом», «Щука», «Бычок», «Кефаль», «Плотва», «Палтус», «Осетр», «Касатка», «Налим», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Скат» и «Дельфин» сформировать дивизион подводных лодок. Вспомогательными судами при дивизионе назначить транспорт «Ксения» и подводную лодку «Форель».

  С 1 января 1910 года отряд подводного плавания Тихого океана стал называться «Дивизион подводных лодок Тихого океана». 27 мая 1911 года, на основании Положения о командовании морскими силами, приказ по Морскому ведомству №-150 предписывал: «Командование военно морскими силами в Тихом океане вверяется командующему Сибирской флотилией». С этой даты дивизион подводных лодок Тихого океана стал именоваться «Дивизион подводных лодок Сибирской флотилии». 13 июня 1911 года по причине аварии была исключена из списков подводная лодка «Форель». В сентябре 1913 года дивизион принимал участие в совместных маневрах с сухопутными войсками Приамурского военного округа, а затем совершил практическое плавание по бухтам побережья, близлежащим к Владивостоку, дальних походов подводные лодки не совершали. За 1913 год по причине невозможности использования были исключены из списков подводные лодки «Плотва», «Бычок», «Осетр» и «Палтус». В 1914 году дивизион подводных лодок, начав кампанию, с 15 по 30 апреля находился во Владивостоке. С 1 мая он перешел на свою базу, где был до 20 июля. С началом военных действий дивизион  вернулся в Золотой Рог. 9 февраля 1915 года подводные лодки «Налим», «Сом» и Щука» отправлялись по железной дороге на Черное море. Подводную лодку «Скат» отправили в конце прошлого года.

   К 1 января 1915 года в состав Сибирской флотилии входил дивизион из семи подводных лодок и вспомогательное судно «Ксения», состоящее при нем. В кампанию 1915 года дивизион подводных лодок включал всего три подводные лодки: «Касатку», «Кефаль» и «Дельфин».

    «Касатка» не принимала участия в кампании, так как ее готовили к переводу на Балтику. В 1915 году туда были отправлены «Касатка» и «Фельдмаршал граф Шереметев».

На 1 января 1916 года в составе Сибирской флотилии числились уже две подводные лодки («Кефаль» и «Дельфин»), при которых состоял транспорт-мастерская «Ксения».

   В 1916 году «Дельфин» и «Ксения» ушли в Кольский залив и впоследствии вошли в состав флотилии Северного Ледовитого океана, а «Дельфин» была сдана Владивостокскому порту. 19 мая база подводных лодок в бухте Разбойник со всем имуществом была сдана в ведение Владивостокского порта. Дивизион подводных лодок Сибирской флотилии прекратил свое существование. После 13 мая 1916 года уже советские подводники на Тихом океане появились через 16 лет в 1932 году.    

С 1932 года началось активное строительство Морских Сил Дальнего Востока. В числе первых соединений формировались бригады подводных лодок.

База подводных лодок Сибирской флотилии. Бухта Разбойник, залив Стрелок. Японское море. 1908 год, сентябрь.
Миноносец «Грозовой» и подводные лодки Сибирской флотилии.
 1908 год.
Порт-Артур. Вид на Тигровый полуостров, где собирались подводные лодки.
Подводные лодки на Дальнем Востоке в Русско-японскую войну.
Подводная лодка «Касатка». Владивосток. 1905 год. 
Первые подводные лодки Сибирской флотилии у борта плавбазы.
Карта базирования и действий подводных лодок
в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

Знак «За оборону Порт-Артура» (из коллекции автора)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.