Подводная лодка Б-37
Советская подводная лодка проекта 641 заложена 18 июля 1958 года на заводе №-196 «Судомех» в Ленинграде. 2 сентября 1958 года зачислена в списки кораблей ВМФ СССР, 5 ноября этого года спущена на воду.
В мае 1959 года переведена по Беломоро-Балтийскому каналу на достроечную базу в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, 5 ноября 1959 года вступила в строй. 3 января 1960 года вошла в состав Северного флота, включена в состав 211-й Бригады подводных лодок 33-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием на Полярный.
11 января 1962 года погибла в результате взрыва боезапаса в торпедном отсеке. Б-37 стояла у пирса в Екатерининской гавани базы поселка Полярный, команда проводила ежедневный осмотр и проворачивание оружия и технических средств. Переборочные люки во всех отсеках были открыты. Внезапно на подводной лодке возник очаг пожара, который в считанные минуты вызвал взрыв боевого отделения торпеды, от которого сдетонировал весь боезапас из одиннадцати оставшихся торпед. Два носовых отсека подводной лодки были полностью уничтожены. Вся команда Б-37, находящяся на подводной лодке, погибла в результате воздействия ударной волны и отравления газообразными продуктами взрыва. В живых остались командир подводной лодки капитан 2 ранга А.Бегеба, находившийся на пирсе (взрывом первой торпеды его сбросило в воду) и командир БЧ-5 капитан 3 ранга Г.Якубенко, вызванный в штаб базы.
В результате взрыва погибли одиннадцать моряков на стоящей соседним бортом подводной лодке С-350 проекта 633 (подводная лодка затонула у пирса) и несколько моряков, которые находились в момент взрыва вблизи пирса.
Спасательные работы проводились силами АСС Северного флота в течение двадцати двух суток. Полузатопленные подводные лодки подняли на поверхность, установили в носовых отсеках глухие заглушки и отбуксировали в ДОК.
В результате работы правительственной комиссии однозначно установить причину взрыва не представилось возможным. Были выдвинуты две версии:
— случайный выстрел при разряжании оружия сменившимся вахтенным по охране подводной лодки;
— проведение с торпедой нерегламентных работ, вероятно с использованием открытого огня (паяльной лампы);
— дефект торпеды (при погрузке торпед на Б-37 на одной из них была повреждена боевая часть).
7 мая 1963 года ввиду невозможности восстановления подводная лодка Б-37 исключена из боевого состава ВМФ СССР в связи со сдачей в ОФИ и впоследствии на мурманской базе «Главвторчермета» на мысе Зеленый в Кольском заливе разделана на металл.
Погибли 11.01.1962 года
- капитан-лейтенант Золотайкин Виктор Родионович — заместитель командира ПЛ по политчасти
- капитан-лейтенант Симонян Арнольд Мкртычевич — старший помощник командира ПЛ
- капитан-лейтенант Базуткин Николай Прокофьевич — помощник командира ПЛ
- капитан-лейтенант Тренькин Василий Николаевич — командир БЧ-1
- лейтенант Авилкин Владимир Николаевич — командир рулевой группы
- старший лейтенант Леденцов Владимир Геннадьевич — командир БЧ-3
- лейтенант Лопаткин Николай Васильевич — командир торпедной группы БЧ-3
- инженер-лейтенант Тогидний Александр Григорьевич — командир моторной группы
- инженер-лейтенант Мацокин Емельян Кузьмич — начальник РТС
- капитан м/с Клочев Герман Алексеевич — начальник медслужбы
- матрос Бахтурин Владимир Николаевич — радиометрист
- матрос Болдырев Анатолий Павлович — торпедист
- матрос Василенко Михаил Васильевич — старший рулевой-сигнальщик
- мичман Выродов Семен Акакиевич — старшина команды рулевых- сигнальщиков
- старший матрос Гранкин Николай Васильевич — командир отделения штурманских электриков
- матрос Григорьев Анатолий Васильевич — ученик штурманских электриков
- матрос Голубчик Леонид Фроймович — старший электрик
- матрос Гусаков Виктор Григорьевич — старший электрик
- матрос Ефимов Олег Алексеевич — электрик
- мичман Иванов Виктор Васильевич — старшина команды торпедистов
- матрос Игнатьев Юрий Борисович — кандидат в курсанты ВВМИУ имени Дзержинского
- старший матрос Изгородкин Николай Савельевич — старший электрик
- матрос Ильин Михаил Михайлович — ученик радиометриста
- матрос Казанин Анатолий Архипович — ученик трюмного машиниста
- матрос Календжан Яик Сетракович — трюмный машинист
- матрос Колодежанский Николай Андреевич — моторист
- матрос Краснов Анатолий Петрович — трюмный машинист
- старший матрос Крымов Геннадий Александрович — командир отделения торпедистов
- старшина 2 статьи Куз Виктор Сергеевич — командир отделения трюмных машинистов
- матрос Курпас Владимир Михайлович — моторист
- старший матрос Ломакин Николай Кондратьевич — строевой
- мичман Лукин Иван Кузьмич — старшина команды радиотелеграфистов
- старший матрос Майер Геннадий Александрович — старший моторист
- матрос Мокейчук Владимир Николаевич — специалист СПС
- старший матрос Никифоров Николай Тимофеевич — командир отделения электриков
- старший матрос Новиков Николай Яковлевич — командир отделения электриков
- матрос Носков Александр Павлович — электрик
- матрос Носонов Евгений Георгиевич — рулевой-сигнальщик
- старшина 1 статьи Пантелеев Василий Васильевич — старшина команды трюмных машинистов
- старшина 2 статьи Пигаловский Юрий Константинович — командир отделения радиотелеграфистов
- старший матрос Поваляев Виктор Сергеевич — командир отделения мотористов
- матрос Савинов Николай Николаевич — кандидат в курсанты ВВМИУ имени Дзержинского
- старший матрос Сальников Евгений Павлович — командир отделения мотористов
- матрос Сенькин Владимир Владимирович — кандидат в курсанты ВМУПП имени Ленинского комсомола
- матрос Сидоров Станислав Васильевич — командир отделения мотористов
- матрос Симонов Юрий Михайлович — моторист
- матрос Симоненко Николай Антонович — ученик кока
- старший матрос Сливин Александр Семенович — старший матрос
- матрос Сорокин Виктор Викторович — торпедист
- старший матрос Степаненко Николай Иванович — старший кок
- старшина 1 статьи Томкевич Леонтий Яковлевич — старшина команды электриков
- старшина 1 статьи Уланенко Александр Григорьевич — старшина команды гидроакустиков
- матрос Уливанов Олег Павлович — ученик электрика
- матрос Чащихин Леонид Васильевич — старший матрос
- матрос Чернов Виктор Ильич — трюмный машинист
- старшина 2 статьи Черныш Николай Григорьевич — командир отделения гидроакустиков
- матрос Чуков Владимир Николаевич — моторист
- матрос Шаронов Лев Алексеевич — ученик торпедного электрика
- старший матрос Ярошенко Николай Федосеевич — электрик
Подводная лодка С-350
Подводная лодка С-350 заложена на заводе «Красное Сормово» в Горьком 22 октября 1957 года, явившись головной подводной лодкой 633 проекта. Спущена на воду 30 мая 1958 года. В период с 22 октября по 20 декабря 1958 года проходила заводские ходовые испытания. 20 ноября 1958 года включена в состав ВМФ (Черноморский флот условно).
С 21 декабря 1958 года по 31 августа 1959 года С-350 прошла государственные испытания, 31 августа 1959 года вступила в строй. 19 октября 1959 года была перечислена в состав Северного флота. 30 октября 1959 года перешла на Северный флот, зачислена в состав 96-й Бригады подводных лодок 4-й Эскадры подводных лодок (г. Полярный).
11 января 1962 года у пирса в Екатеринской гавани (г. Полярный) стояла вторым корпусом к подводной лодке Б-37, на которой произошел взрыв боезапаса. После взрыва в прочном корпусе первого отсека С-350 образовалась трещина и отсек стал быстро заполняться водой. Замполит С-350, обнаружив поступление воды во 2-й отсек, покинул его в корму, задраив за собой переборку, не подав команду «Покинуть отсек!». Когда из 2-го отсека раздался стук оставшихся в носовых отсеках моряков, замполит заблокировал кремальеру, обрекая на смерть одиннадцать подводников. Такой ценой замполит «спас» остальную команду, но замполит заблокировал не только остальных моряков, но и себя вместе со всеми и погиб в этом отсеке. После затопления 1 и 2-го отсеков С-350 легла носом на грунт, команда была выведена через аварийный люк 7-го отсека. С-350 разломилась пополам и затонула, но была поднята Аварийно-спасательной службой СФ, и после аварийно-восстановительного ремонта на СРЗ в Мурманске вновь введена в строй.
15 ноября 1964 года вошла в состав Отдельной Бригады Ремонтирующихся подводных лодок (п.Роста). 18 сентября 1966 года убыла из Беломорска по внутренним водным путям на КЧФ. В сентябре 1966 года подводная лодка перечислена в состав Черноморского флота. 3 августа 1977 года переоборудована в научных целях по проекту 633Л и ерейменована в СС-350. 18 сентября 1977 года отнесена к подклассу опытовых подводных лодок, зачислена в 475-й дивизион подводных лодок. 9 июля 1982 года исключена из состава ВМФ в ерей со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 1 октября 1982 года была расформирована и переоборудована в Учебно-тренировочное судно, и ерейменована в УТС-350. После раздела флота, в 90-х годах, на Севастопольской базе «Главвторчермета» в Инкермане разделана на металл
Погибли 11.1.1962
- старший лейтенант Петров Василий Иванович — заместитель командира по политической части
- старшина 2 статьи Гаращенко Владимир Спиридонович — командир отделения электриков
- матрос Герасименко Тарас Григорьевич — трюмный машинист
- матрос Мищенко Владимир Викторович — кандидат в курсанты ВВМУПП имени Ленинского комсомола
- старшина 2 статьи Морачев Валентин Иванович — командир отделения электриков
- матрос Моцкайтис Рульдас-Пранцишкас Антанас — кандидат в курсанты ВВМУПП имени Ленинского комсомола
- мичман Семенов Константин Афанасьевич — старшина команды торпедистов
- старшина 1 статьи Солохин Эрнаст Арсентьевич — старшина команды радиотелеграфистов
- матрос Соплин Василий Иванович — рулевой-сигнальщик
- матрос Шандура Игорь Вячеславович — специалист СПС
- старшина 2 статьи Шелегеда Анатолий Васильевич — инструктор химик-санитар
1973-1975 Командир С-350 Е.Зяблов. я, ком. БЧ-1.