Среди бардов с которыми пришлось столкнуться за свою жизнь, которых пришлось слушать не только с электронных средств, но в натуре, наиболее положившими слова своих песен на сердце, стали Владимир Высоцкий и Игорь Тальков.
Оба ушли из жизни довольно в молодом возрасте. Когда вслушиваешься в слова их песен, то понимаешь, что эти слова переросли их жизнь и остались актуальными и сегодня. Каждое слово их песен бьет, как выстрел и является актуальным и сегодня.
Оба они люди разных эпох. Один творил раньше, другой как бы принял у него эстафету. Приблизительно, как было у Пушкина и Лермонтова.
Сегодня мой рассказ о Игоре Талькове. Чтобы что-то понять о человеке надо узнать кто он и откуда. В какой семье и окружении воспитывался, кем воспитывался.
Игорь Владимирович Тальков Родился 4 ноября 1956 года в селе Грецовка, Щекинского района, Тульской области.
Отец Игоря, Владимир Максимович Тальков (1907-1978) москвич и мать урожденная Швагерус Ольга Юльевна (1924-2007) уроженка деревни Иноземцево (Каррас), Ставропольского края познакомились в местах заключения поселок Орлово-Розово, Чебулинского района, Кемеровской области. После реабилитации 1953 года им не разрешили возвратиться в Москву, и они отправились для проживания в Тульскую область. Старший сын Владимир родился еще на поселении, а Игорь родился уже в Тульской области.
Игорь учился в школе № 11 города Щекино и одновременно занимался в музыкальной школе по классу баяна. Из школьных предметов больше всего ему нравились литература, география, история.
В школе он стал участником ансамбля «Гитаристы». В старших классах он освоил игру на фортепьяно и гитаре. Немного позже бас-гитара, скрипка и барабан.
Песни писать он начал с 1973 года и первой его композицией стала «Мне немного жаль». После этого было много набросков. В 1975 году появилась баллада о судьбе человека, названная им «Доля», которую он считал первой профессиональной работой.
В 16 лет он создал вокально-инструментальный ансамбль «Былое и думы», а после учебы в школе стал участником тульской профессиональной группы «Фанты». Помимо музыки Игоря увлекался театром, хотел даже поступить в театральное училище.
В 1975 году Игорь стал студентом физико-технического факультета Тульского педагогического института, но не доучился и уехал в Ленинград, где поступил в институт культуры имени Крупской, но скоро ушел и оттуда.
Игоря отправили служить в инженерные войска в одну из частей подмосковного Нахабино. Там Игорь тоже репетировал с созданным им ансамблем «Звездочка».
Отслужив в армии Игорь вернулся в Щекино, а потом отправился на заработки в Сочи. Там он принят бас-гитаристом в ансамбль гостинице «Жемчужина», где знакомится с лидер-вокалистом Александром Барыкиным.
В 1979 году в Сочи гастролировал испанский певец Мичел, которому понравился бас-гитарист из гостиничного ансамбля. Он стал работать у него в ансамбле вместо заболевшего бас-гитариста. Гастроли проходили по всему СССР и закончились в Сочи. Игорь продолжает работать и выступает с известными исполнителями ансамблей «Песняры» и «Веселые ребята».
В 1980 году директор клуба «Наука» в Москве пригласил Талькова выступить на дискотеке. Здесь он прочитал свою трилогию «Дед Егор», фабулу которой определил так: «Старый большевик попал в опалу, запил и «прозрел». Смотрит он из окна на улицу, на людей и рассуждает о границах, о своих и чужих, о том, что все ощущают боль одинаково, одинаково радуются. У всех одна голова и пять пальцев на руке, а мы всё стараемся разделиться, размежеваться». После этого выступления директора клуба уволили, а музыканта не приглашали выступать на дискотеках.
В 1984 году он выступал в группе, которая аккомпанировала певице Людмиле Сенчиной, и параллельно работал аранжировщиком у Стаса Намина. В это время им были написаны песни на музыку Якова Дубравина «Замкнутый круг», «Аэрофлот», «Ищу в природе красоту», «Праздник», «Право всем дано», «Час до рассвета», «Преданная подруга» и др.
В 1986 году стал солистом совместно с Ириной Аллегровой и аранжировщиком в группе «Электроклуб», созданной Давидом Тухмановым.
Осенью 1987 года группа «Электроклуб» заняла второе место на фестивале популярной музыки «Золотой камертон».
В 1987 году песня Давида Тухманова «Чистые пруды» в исполнении Игоря Талькова попала в передачу «Песня года», после чего к Талькову пришла известность лирического музыканта. Однако бо́льшая часть песен, которые писал Игорь Тальков, не была похожа на «Чистые пруды», и для того, чтобы их исполнять, он ушёл из «Электроклуба» и создал собственную группу «Спасательный круг». Группа ездила на гастроли по СССР с программой, которая состояла из двух частей: песни гражданской тематики и лирика. Сам он объяснял необходимость разбивки концерта на две совершенно разные части следующим образом:
— Я не хочу потерять трибуну, а сцена — это моя трибуна. Я к ней очень много шёл и в своих песнях я достаточно подробно излагаю свою точку зрения. Закона арестовывать артиста-композитора у нас нет, а если я своими словами начну говорить, — не в песнях, а просто говорить и собирать такую аудиторию, — то меня просто арестуют, потому что без санкции горисполкома мне никто не позволит этого делать. А артиста арестовать — нет такого закона.
— Это своеобразное прикрытие для тебя?
— Безусловно.
В свободное время Тальков изучал историю России по материалам, которыми снабжали его соратники, среди прочих журналист-международник Алексей Денисов, и которые он самостоятельно разыскивал в архивах и библиотеках. Для этого он обязательно выделял хотя бы два часа в день. В доме Талькова собралось немало российских и зарубежных исторических мемуаров, воспоминаний, исследований, статистических данных. Таким образом, он постоянно накапливал информацию, а потом происходил процесс написания песни. Так, после одной бессонной ночи, Тальков буквально за две минуты написал песню «Россия», ни разу не исправив ни одной строки.
В 1988 году программа «Взгляд» организовала сборный концерт во Дворце спорта в Лужниках. В числе приглашённых артистов был и Игорь Тальков. Согласно договорённости, его выступление должно было состоять только из одной песни «Примерный мальчик», но вместо неё он спел композиции, которые считал необходимыми на тот период. В результате ведущие «Взгляда» прервали концерт, а Тальков был вынужден покинуть сцену. В книге «Битлы перестройки» названы мифом утверждения певца, что он был запрещён в этой передаче.
В декабре 1989 года ведущий телепрограммы «До и после полуночи» Владимир Молчанов включил клип на песню «Россия», снятый съёмочной группой телепрограммы, в свою передачу. После этого аудитория по-настоящему узнала Игоря Талькова, он стал известен как автор и исполнитель разноплановых песен.
В 1990—1991 годах Тальков был на пике популярности. Его стали приглашать в кинопроекты, что означало новый уровень его карьеры.
Так, оценив актёрские данные Талькова после просмотра клипа на песню «Россия», кинорежиссёр Алексей Салтыков пригласил его на главную роль в фильме «Князь Серебряный» (впоследствии переименованный в «Царь Иван Грозный»). Однако после смены режиссёра сценарий был изменён и стал лишь отдалённо напоминать роман Алексея Константиновича Толстого, приобретя отчасти пародийный характер. Тальков не закончил своей роли, отказался её озвучивать и на презентации фильма в августе 1991 года попросил прощения у Алексея Толстого и зрителей за то, что принял в нём участие.
Параллельно съёмкам в «Князе Серебряном» Игорь Тальков работал на картине «За последней чертой», играя предводителя банды рэкетиров. Одного из рэкетиров сыграл Владимир Тальков. Игорь долгое время отказывался сниматься в роли отрицательного персонажа, опасаясь того, что это отрицательно скажется на восприятии поклонниками созданного им сценического образа. Пять раз вся съёмочная группа во главе с режиссёром убеждала его в том, что именно резко отрицательная роль позволит лучше раскрыть многоплановость его актёрского таланта.
В 1990 году в «Песне года» прозвучала песня «Бывший подъесаул». Перед исполнением этой песни на одном из концертов Тальков рассказал о том, кому она посвящена: «Бывший царский офицер Филипп Миронов, Георгиевский кавалер, герой Русско-японской войны, в 1917 году изменяет присяге, срывает с себя ордена, золотые погоны и кресты и идёт воевать за так называемую «народную власть».
При перелёте в Тюмень с группой самолёт попал в грозовое облако, все начали волноваться. Тогда Тальков сказал: «Не бойтесь. Пока вы со мной, вы не погибнете. Меня убьют при большом стечении народа, и убийцу не найдут»]. После этого происшествия была написана песня «Я вернусь».
Весной и летом 1991 года Тальков со своим музыкальным коллективом «Спасательный круг» демонстрировал на многих концертных площадках СССР авторскую концертную программу «Суд», куда вошли наиболее острые социальные песни музыканта и наиболее известные его лирические песни. По замыслу программа представляла собой суд над организаторами Октябрьской революции 1917 года и всеми последующими правителями Советского государства, которые, по мнению автора, превратили Россию в одну из самых отсталых стран планеты и сырьевую базу развитых капиталистических стран. В 1990 году, накануне кавказских гастролей, группа фактически распалась, от предыдущего состава остались только сам Тальков, саксофонистка Альбина Боголюбова и кокер-спаниель Элтон.
22 августа 1991 года в дни августовского путча Тальков выступал со своей группой «Спасательный круг» на Дворцовой площади в Ленинграде. Были исполнены песни «Война», «Я вернусь», «КПСС», «Господа демократы», «Стоп! Думаю, себе!», «Глобус», «Россия». В это время со слов Талькова он передал Борису Ельцину через его личного врача запись песни «Господин президент». В этой песне читается разочарование политикой первого президента России, но вместе с тем Тальков всё ещё продолжал возлагать надежды на Бориса Ельцина («Оправдайте веру в Вас, господин президент»). Через 9 дней принял участие в праздничном концерте у здания Верховного Совета России в честь победы над ГКЧП.
Ольга Дубовицкая, составитель книги «Монолог», в эфире передачи «Вечер с Дмитрием Дибровым» рассказывает о своей беседе с Тальковым 2 октября 1991 года: «Игорь был убеждён, что существует нечто, которое обладает властью над властью, это закон над законом, это категория людей, у которых в руках весь капитал, которым нужно подчинить себе каждую часть Земного шара. И эти люди в каждой части Земного шара определяют того прокуратора, который этой частью владеет, чтобы делать то, что для них удобно. Игорь был убеждён, что в своё время Ленину был дан приказ развалить Российскую империю. Почему? Потому что это опасный народ, который очень трудно подчинить себе, по сути, по природным корням, по природе русской души, что это народ, который меньше верит политикам и больше поэтам. Именно поэтому он считал, поэты и убирались первыми. Потому что действительно, выйди к народу поэт или политик… люди всё-таки скорее поверят поэту. Он считал, что у Горбачёва было задание от той же верхушки, которой он служит, развалить Союз, что Горбачёв с успехом и исполнил. И его подняли по иерархической лестнице, той власти, которая над властью. В последние дни он разочарован был в Ельцине, он не утверждал, не говорил того, что у Ельцина задача развалить Россию, но предполагал, что это именно так. В итоге он пришёл к выводу, это всё было 2-го же числа, что ничего хорошего нас не ждёт».
Накануне своей смерти, 5 октября, Тальков выступал один с акустическим концертом в техникуме в Гжели, где на его гитаре оборвалась струна. Это был последний выход Игоря на сцену.
6 октября, за несколько часов до своей смерти, в интервью Ленинградскому телевидению Тальков заявил, что он выступает против бывших коммунистов, «поменявших коммунистические вывески на демократические».
3 или 4 октября Игорю Талькову позвонили по телефону, и разговор был закончен ответом Игоря: «Вы мне угрожаете? Хорошо. Объявляете войну? Я принимаю её. Посмотрим, кто выйдет победителем».
На концерте, проходившем 6 октября 1991 года в Санкт-Петербурге во Дворце спорта «Юбилейный», выступали многие исполнители. Подруга певицы Азизы по её просьбе попросила Игоря Талькова выступить первым, так как Азиза не успевала подготовиться к выходу. Игорь позвал к себе в гримёрку охранника певицы — Игоря Малахова, и между ними произошёл словесный конфликт. После этого двое охранников Игоря Талькова увели Игоря Малахова из гримёрки. Игорь начал готовиться к выступлению, но через несколько минут к нему прибежал администратор его группы «Спасательный круг» — Валерий Шляфман — с криком о том, что Малахов достал револьвер. Тальков вытащил из сумки газово-сигнальный пистолет, который приобрёл для самообороны, выбежал в коридор и, увидев, что его охрана находится под прицелом Игоря Малахова, сделал в него три выстрела. Малахов пригнулся, и охранники, воспользовавшись этим промедлением, стали его обезвреживать. Тогда он сделал два выстрела, но они попали в пол. Охранники стали бить стреляющего и, закрывая голову, он уронил свой револьвер. Через несколько мгновений раздался ещё один выстрел, который попал в сердце Игоря Талькова. Когда прибыла бригада скорой помощи, врачи сразу констатировали биологическую смерть.
Городская прокуратура возбудила уголовное дело. Игорь Малахов, объявленный во всесоюзный розыск, добровольно прибыл с повинной через 10 дней. В декабре 1991 года с него было снято обвинение в умышленном убийстве. После проведения экспертиз в апреле 1992 года следствие установило, что последний выстрел сделал коммерческий директор Талькова Шляфман. Однако в феврале 1992 года обвиняемый уже уехал в Израиль, с которым у России в то время не было договора об экстрадиции, и дело об убийстве было приостановлено. В ноябре 2018 года Следственный комитет возобновил расследование убийства певца. Игорь Тальков был похоронен 9 октября 1991 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
Составлено по материалам из Википедии.
Родина моя!
Я пробираюсь по осколкам детских грез
В стране родной,
Где все как будто происходит не всерьез
Со мной, со мной.
Ну, надо ж было так устать,
Дотянув до возраста Христа, Господи…
А вокруг, как на парад,
Вся страна шагает в ад
Широкой поступью.
Родина моя
Скорбна и нема…
Родина моя,
Ты сошла с ума.
В анабиозе доживает век Москва —
дошла.
Над куполами Люциферова звезда
взошла,
Наблюдая свысока, как идешь ты с молотка
за пятак,
Как над гордостью твоей смеется бывший твой халдей
с Запада.
Родина моя
Скорбна и нема…
Родина моя,
Ты сошла с ума.
Родина моя —
Нищая сума.
Родина моя,
Ты сошла с ума.
Восьмой десяток лет омывают не дожди
твой крест,
То слезы льют твои великие сыны
с небес, с небес…
Они взирают с облаков, как ты под игом дураков
клонишься,
То запиваешь и грустишь, то голодаешь и молчишь,
то молишься…
Родина моя
Скорбна и нема…
Родина моя,
Ты сошла с ума.
Родина моя —
Нищая сума.
Родина моя, ты сошла с ума
Игорь Тальков… Последний Русский Поэт! Остались ли ещё такие, как он, на Руси-Матушке, или всех шляфманы перестреляли…