ПОГИБШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ЧЕРНОМОРСКОГО ПОДПЛАВА «Камбала», «Карась», Карп».
Подводная лодка «Камбала»
«Камбала» — торпедная подводная лодка тип «Карп» (германский тип «Е»), заложена в мае 1904 года на судоверфи «Deutshe Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по заказу Морского Ведомства России. 4 августа 1906 года зачислена в списки кораблей Балтийского флота под наименованием «Камбала».
В июне 1907 года спущена на воду. 8 сентября 1907 года официально принята в казну. 22 апреля 1908 года отправлена по железной дороге из Либавы в Севастополь и вошла в состав Черноморского Флота.
29 мая 1909 года, в ходе учений Черноморского флота, «Камбала» осуществляла учебную атаку черноморской эскадры, возвращавшуюся из Евпатории, у входа в Южную бухту. В результате столкновения с броненосцем «Ростислав» подводная лодка была разрезана на две части и затонула на глубине пятьдесят шесть метров.
Своей гибелью «Камбала» открыла список безвозвратных потерь Подводного Флота России. 20 января 1911 года подводная лодка официально исключена из списков Российского Императорского Флота.
В июле — сентябре 1909 носовая часть подводной лодки с находившимися в ней телами пятнадцати подводников была поднята водолазами Кронштадтской водолазной школы. Впоследствии двенадцать нижних чинов были захоронены на Карантинном кладбище Севастополя.
29 мая 1912 года был открыт и освящен памятник погибшим подводникам «Камбалы». На могиле подводников установили рубку подводной лодки, на рубке – крест и мраморную фигуру Скорбящей (утрачена в годы Великой Отечественной войны).
По состоянию на конец 2019 года подтверждённых данных об обнаружении кормовой оконечности подводной лодки «Камбала» нет
Погибли на подводной лодке «Камбала»:
- капитан 2 ранга Белкин-второй Николай Михайлович — командир ПЛ, Ярославская губерния, село Введенское
- мичман Тучков Дмитрий Александрович — помощник командира ПЛ, Москва, 1883 года рождения
- минный квартирмейстер Базык Андрей — Киевская губерния, Чигиринский уезд, село Трушевцы, 1882 года рождения
- матрос 2 статьи Богатырёв Иван — машинист, Самарская губерния, Спасская волость, с. Дубровки
- матрос 2 статьи Григан Владислав — машинист, Курляндская губерния, Домнинская волость, 1876 года рождения
- машинный квартирмейстер Грошев Алексей — Орловская губерния, г. Дмитровск, 1882 года рождения
- рулевой квартирмейстер Данилюк Иван, Киевская губерния, Сквирский уезд, с. Бабинец, 1885 года рождения
- боцман Дмиткин Дмитрий, Тамбовская губерния, Елатомский уезд, Полтаво-Панковская волость, 1883 года рождения
- матрос 1 статьи Казаринов Пётр — минный машинист, Рязанская губерния, Ряжский уезд, Фофановская волость, 1882 года рождения
- матрос 2 статьи Королёв Владимир — машинист, Рязанская губерния, Сапожковский уезд, с. Жлобовы Борки, 1880 года рождения
- минный квартирмейстер Лайков Иван, Черниговская губерния, Хомявинская волость, с. Сибиречки
- рулевой боцманмат Латопов Михаил, Пензенская губерния, Мокшанская волость, с. Юрьевка, 1883 года рождения
- минный квартирмейстер Омельченко Даниил, Херсонская губерния, г. Вознесенск
- матрос 2 статьи Парамонов Тимофей — машинист, Орловская губерния, Волховский уезд, Красниковская волость, с. Столбчало
- рулевой квартирмейстер Плотников Андрей, Казанская губерния, Чистопольский уезд, 1883 года рождения
- моторный квартирмейстер Прилепа Иван, Черниговская губерния, Кистерская волость, с. Тарасовка, 1885 года рождения
- минный кондуктор Сальников Фрол, Владимирская губерния, Городищенская волость, г. Кинешма.
- боцманмат Соломенный Косьма — минёр, Черниговская губерния, Борзенский уезд, с. Плиски
- матрос 2 статьи Фёдоров Константин — машинист, Московская губерния, 1883 года рождения
- минный квартирмейстер Шаронов Иван, Тверская губерния, Бежецкий уезд, д. Минеево, 1884 года рождения
Подводная лодка «Карась»
Подводная лодка тип «Карп» (германский тип «Е») заложена в мае — июне 1904 года на верфи Дойче Верфт АГ в городе Киль (Германия) под заводским номером 110. 30 мая1906 года спущена на воду.
С ноября 1906 года по сентябрь 1907 года подводная лодка проходила приёмо-сдаточные испытания. 10 сентября подводная лодка вступила в строй, при условии устранения за счёт немецкой стороны длинного перечня недостатков уже на территории России.
В октябре 1907 года подводная лодка пришла в Либаву. Зимой 1906 — 1907 годов получила наименование «Карась». 22 апреля — 4 мая 1908 года подводная лодка по железной дороге была доставлена в Севастополь, где вошла в состав Отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота и использовалась для целей Учебного отряда подводного плавания.
13 сентября 1910 года подводная лодка «Карась» столкнулась с паровым катером «Синоп», возвращавшимся с Графской пристани с провизией. Катер затонул, погиб 1 матрос.
В 1911 году на подводной лодке были установлены два торпедных аппарата системы Джевецкого, одна из цистерн прочного корпуса была приспособлена под продувание воздухом высокого давления. «Карась» служила в составе Черноморского флота, принимала участие в Первой мировой войне, выходя на патрулирования берегов Крыма.
16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота, но 1 мая 1918 года была захвачена в Севастополе германскими войсками, 24 ноября 1918 года захвачена англо-французскими войсками.
26 апреля 1919 года по приказу английского командования подводная лодка «Карась» затоплена в районе Севастополя путем подрыва и открытия люков. На начало 2019 года подтвержденных данных об обнаружении подводной лодки «Карась» на грунте нет. Подводная лодка «Карась» остается единственной не найденной из подводных лодок Черноморского Подплава, которые были затоплены в 1919 году.
Подводная лодка «Карп»
Подводная лодка «Карп» (германский тип «Е») была заложена в мае 1904 года на судоверфи «Deutsche Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по заказу Морведа России под номером 109. Спущена на воду в июне 1907 года, вступила в строй 1 августа 1907 года.
26 апреля 1908 года доставлена по железной дороге из Либавы (Лиепая) в Севастополь. Участвовала в Первой мировой войне: несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма, на подходах к Севастополю и Констанце.
В декабре 1916 года подводная лодка признана непригодной к дальнейшей службе из-за сильного износа. 12 февраля 1917 года выведена из Боевого состава, законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение.
16 декабря 1917 года перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту. 1 мая 1918 года была захвачена в Севастополе германскими войсками, 24 ноября 1918 года — англо-французскими войсками. В ноябре 1918 года подводная лодка передана союзниками представителям Белого движения. 26 апреля 1919 года по приказу английского командования выведена буксирным пароходом «Елизавета» в Северную бухту Севастополя и затоплена.
В 1925 году «Карп» обнаружена в Северной бухте на глубине семнадцать метров. 25 — 26 марта 1926 года подводная лодка поднята Черноморской партией ЭПРОН, отбуксирована в Севастополь и сдана Комитету государственных фондов для демонтажа и разделки на металл.
Очень интересно!