Подводная лодка М-200 («Месть»)
Подводная лодка тип «М» XV серии заложена 31 марта 1940 года на заводе №-196 в Ленинграде. 17 июля 1941 года спущена на воду. В июле 1941 года по Мариинской водной системе и реке Волге переведена в Астрахань на судостроительный завод №-638, где протекала достройка на средства, собранные населением.
20 марта 1943 года вступила в строй, 28 мая 1943 года М-200 вошла в состав Северного флота.
18 июня 1943 года Приказом Наркома ВМФ СССР присвоено наименование «Месть». За годы войны М-200 совершила шесть Боевых походов. 13 апреля 1945 года М-200 была перечислена в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Утром 21 ноября подводная лодка М-200 157-й бригады 17-й дивизии подводных лодок ДКБФ вышла из Палдиски в Таллинн, для проведения замеров на КИМС (контрольно-измерительная магнитная станция). К вечеру работы были окончены и в 19.00 М-200 начала движение на выход из Таллинского залива. В то же время в Таллинский входил эскадренный миноносец «Статный». Командир М-200 грубо нарушил требования ППСС, что привело к тому, что в 19.53 эскадренный миноносец «Статный», на ходу четырнадцать узлов, таранил подводную лодку в районе 5-го отсека, практически отрубив кормовую оконечность подводной лодки.
После катастрофы М-200 ушла под воду с дифферентом около 80º на корму и упёрлась в грунт на глубине пятьдесят три метра.
29 ноября 1956 года М-200 поднята спасательным судном «Коммуна» и отбуксирована в Таллинн. По окончанию расследования обстоятельств гибели подводной лодки М-200 командир подводной лодки и командир «Статного» получили по три года лагерей. Командование Краснознаменного Балтийского флота, руководившее бездарнейшей в истории спасательной операцией и тридцать шесть часов принимавшее решение о выводе на поверхность оставшихся в живых моряков, осталось в стороне. Жизни 28 подводников стали ценой человеческой беспечности. Подводники похоронены в г. Палдиски.
В 1957 году М-200 поставлена на прикол. 29 марта 1957 года перестроена и переформирована в УТС. 17 апреля 1957 года переименована в УТС-69.
6 января 1958 года исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В 1958 году на Таллиннской базе «Главвторчермета» на полуострове Пальяссаар была разделана на металл.
В 2007 году в Палдиски состоялась церемония перезахоронения останков двадцати восьми советских подводников, погибших на подводной лодке М-200.
В ходе спасательной операции в 1956 году не удалось найти тела трех подводников, и в могилу были опущены три пустых гроба. Перенести останки подводников на Русское кладбище было решено после того, как планы расширения Южного порта в Палдиски затронули их захоронение в двух километрах от города. Останки всех погибших перезахоронили в новых гробах и в отдельных могилах, при захоронении были учтены пожелания родственников погибших. В ходе перезахоронения были перенесены на кладбище и три пустых гроба, в изголовье могил также установлены доски с именами погибших моряков. На кладбище перенесли и памятник морякам, обеспечив лучшую защиту мемориала и облегчение доступа к могилам.
21 ноября 1956 г. – Балтийский флот. Затонула в Сууропском заливе в результате столкновения с ЭМ «Статный» малая подводная лодка «М-200 (Месть)». Погибли
- капитан 2 ранга Штыков Юрий Павлович – начальник штаба 157 БрПл, 1922 года
- старший лейтенант Колпаков Владислав Александрович – помощник командира
- лейтенант Низковских Михаил Григорьевич (Георгиевич) – командир БЧ-1
- инженер лейтенант Липский Александр Александрович – командир БЧ-5
- инженер лейтенант Карпухин Аркадий Леонидович – командир моторной группы, 1931 года
- старший матрос Багров Владлен Васильевич – старший электрик
- мичман Васильев Виктор Дмитриевич –
- матрос Гордеев Виктор Ильич –
- старшина 2 статьи Дансковский Владимир Ильич – старшина команды торпедистов
- матрос Евдокимов Иван Николаевич
- старший матрос Ефременков Анатолий Александрович – штурманский электрик
- матрос Жебров Виталий Петрович
- главный старшина Комаров Анатолий Платонович – старшина команды мотористов, 1927 года
- матрос Кузнецов Вячеслав Иванович – гидроакустик
- старшина 2 статьи Монахов Владимир Фёдорович – старшина команды трюмных машинистов
- матрос Норов Алексей Иванович
- матрос Окунев Борис Иванович
- старший матрос Осипов Михаил Алексеевич — моторист
- матрос Очертятный Василий Иванович
- матрос Поливин Михаил Григорьевич
- старшина 2 статьи Проймин Александр Стефанович
- матрос Прохоренко Анатолий Иванович
- старший матрос Самарин Алексей Николаевич – командир отделения торпедистов
- старший матрос Слабушевский Анатолий Михайлович – рулевой
- матрос Скуридин Владимир Иванович
- матрос Ус Андрей Михайлович – сигнальщик
- матрос Черноусов Виктор Петрович
- старшина 2 статьи Чупин Юрий Павлович – старший специалист СПС ПЛ «М-235»
Будем помнить!
Подводная лодка М-256
Подводная лодка тип «М» проекта А615 заложена 23 сентября 1953 на заводе «Судомех» (№-196), спущена на воду 15 сентября 1954, вступила в строй 21 декабря 1955 года. Для работы двигателей под водой на проекте А615 использовался жидкий кислород.
Подводные лодки А615 пользовались дурной славой у подводников, из-за высокой пожароопасности их называли «зажигалками».
26 сентября 1957 года подводная лодка 256 проходила испытания на скорость на мерной миле Таллиннского полигона недалеко от полуострова Вимси (Финский залив). В результате снижения доли кислорода в газовой смеси произошел объемный взрыв в выгородке среднего дизеля. Пожар, подпитываемый кислородом из цистерны, распространился на четвертый, пятый и шестой отсеки. Переборочные двери были заблокированы обломками и телами погибших. Командир подводной лодки приказал команде остальных отсеков выйти на верхнюю палубу и собраться в ограждении рубки.
Прибывшее к месту аварии спасательное судно намотало на винт буксирный канат, а подошедший эсминец, опасаясь взрыва, отошел от терпящей бедствие подводной лодки на значительное расстояние. В связи с отсутствием средств пожаротушения, пожар в отсеках продолжался, пока не выгорели уплотнения забортных отверстий, после чего внутрь корпуса начала поступать вода, подводная лодка потеряла продольную остойчивость и с дифферентом на корму затонула. Из воды удалось подобрать только семерых подводников, так как подводная лодка была оснащена лишь семью спасательными жилетами. Ни один из погибших в море моряков не был найден.
После этой аварии подводным лодкам проекта А615 было запрещено до выяснения причин плавать при работе дизелей по замкнутому циклу.
В ноябре 1957 года М-256 была поднята с грунта спасательным судном «Коммуна». Однако причину возникновения пожара установить так и не удалось. Сошлись на версии, что имелась неисправность электрооборудования или пожар возник из-за изменения состава газовой среды при работе дизеля по замкнутому циклу.
3 апреля 1958 года подводная лодка М-256 исключена из состава ВМФ СССР и на Таллиннской базе «Главвторчермета» разделана на металл. К 1960 году строительство подводных лодок, оснащенных энергоустановками с работающими по замкнутому циклу тепловыми двигателями, было прекращено.
Погибли пр выполнении задач боевой подготовки (данные взяты с сайта «Штурм Глубины» и из книги С.И.Сидоренко «Достойные награды. Трагедия М-256». Санкт-Петербург. 2017 года)
Погибли:
- капитан 1 ранга Федотов Евгений Георгиевич – командир 70 днпл, 1913 года рождения
- капитан 3 ранга Мингулин Юрий Степанович – флагманский штурман 70 днпл, 1926 года рождения
- капитан 3 ранга Вавакин Юрий Степанович – командир ПЛ, 1927 года рождения
- старший лейтенант Бриллиантов Олег Владимирович — помощник командира ПЛ, 1936 года рождения
- лейтенант Розанов Вячеслав Иванович – командир БЧ-2,3, 1929 года рождения
- старший инженер-лейтенант Иванов Юрий Григорьевич – командир БЧ-5, 1929 года рождения
- старший лейтенант м/с Сидоренко Иван Сергеевич – старший фельдшер, 1931 года рождения
- старшина 2 статьи Алексеев Владимир Савельевич – старший специалист СПС, 1936 года рождения
- матрос Андреев Валентин Сергеевич – электрик, 1936 года рождения
- старшина 2 статьи Арнаутов Виктор Васильевич – командир отделения мотористов, 1935 года рождения
- матрос Белоглазов Александр Сергеевич – ученик моториста, 1937 года рождения
- матрос Виклов Пётр Семёнович – трюмный машинист, 1936 года рождения
- матрос Геращенко Николай Степанович – ученик торпедиста, 1936 года рождения
- матрос Гирич Станислав Васильевич – электрик, 1936 года рождения
- старшина 2 статьи Головёнкин Альберт Максимович – командир отделения мотористов, 1935 года рождения
- старшина 2 статьи Дибривый Владимир Петрович – старшина команды трюмных машинистов, 1934 года рождения
- старший матрос Жаналин Ермухаммед – моторист, 1935 года рождения
- матрос Зайцев Борис Григорьевич – ученик радиотелеграфиста, 1936 года рождения
- старшина 2 статьи Иванов Михаил Васильевич – командир отделения радиометристов, 1935 года рождения
- старшина 2 статьи Иванов Николай Иванович – старший трюмный машинист, 1935 года рождения
- матрос Иванинский Пётр Алексеевич – кок, 1937 года рождения
- матрос Измайлов Рауф Измайлович – моторист, 1936 года рождения
- старшина 2 статьи Кривошлык Леонид Алексеевич – командир отделения гидроакустиков, 1935 года рождения
- старшина 2 статьи Корзиков Олег Павлович – командир отделения мотористов, 1935 года рождения
- старшина 2 статьи Крахмальный Николай Трофимович – рулевой-сигнальщик, 1936 года рождения
- матрос Князев Александр Кириллович – трюмный машинист, 1936 года рождения
- старший матрос Корсаков Евгений Фёдорович – рулевой-сигнальщик, 1935 года рождения
- старшина 2 статьи Малый Василий Акимович – старшина команды торпедистов, 1934 года рождения
- старший матрос Мовчан Григорий Николаевич – старший моторист, 1934 года рождения
- матрос Наместников Валерий Николаевич — старший гидроакустик, 1936 года рождения
- главный старшина Нестеров Василий Иванович – старшина команды мотористов, 1929 года рождения
- матрос Никишин Алексей Семёнович – электрик, 1936 года рождения
- старшина 2 статьи Поздняков Виталий Ефимович – командир отделения рулевых-сигнальщиков, 1935 года рождения
- матрос Сергиенко Василий Алексеевич – штурманский электрик, 1936 года рождения
- старшина 2 статьи Фишер Владимир Семёнович – командир отделения радиотелеграфистов, 1935 года рождения
Подводная лодка М-256
Подводная лодка тип «М» проекта А615 заложена 12 января 1954 года на заводе «Судомех» (№196) в г.Ленинград как малая подводная лодка. 22 апреля 1954 года зачислена в списки кораблей ВМФ. 5 ноября 1954 года спущена на воду. 13 декабря 1955 года вступила в строй ВМФ СССР.
12 августа 1956 года подводная лодка 259 отрабатывала учебные задачи на полигоне в западной части Финского залива, когда в результате снижения доли кислорода в газовой смеси произошел объемный взрыв в выгородке среднего дизеля. При взрыве погибли три подводника, инженер-механик задохнулся в дыму, тяжелые травмы и ожоги получили еще шесть подводников.
Раненых эвакуировали торпедные катера, подводную лодку на буксире отвел в Кронштадт противолодочный корабль. Государственная комиссия, занимавшаяся расследованием аварии, недоработок в конструкции лодки не обнаружила и сочла причиной происшествия недостатки организации службы. 3 сентября 1972 года подводная лодка М-259 исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. Впоследствии на Ленинградской базе «Главвторчермета» на Турухтанных островах разделана на металл.
Список погибших подводников при аварии 12.8.1956 года (данные о погибших взяты с сайта «Штурм глубины»:
- старший лейтенант-инженер Первухин Николай П — ВРИД командира БЧ-5
- матрос Кишок Пётр Митрофанович — трюмный машинист
- старшина 2 статьи Новиков Владимир Иванович — командир отделения трюмных
- старший матрос Шепелев Владимир Иванович — командир отдления мотористов