Бойко В. Подводные лодки Испании

Форзац

   В данной книге автор, ветеран – подводник Военно-морского флота РФ, Владимир Бойко представляет интересный и обширный материал о подводных лодках Военно – морских сил Испании, рассказывает о развитии Подводного флота Испании, начиная от первой испанской подводной лодки «Ictineo» и до нашего времени.

    Книга предназначена широкому кругу читателей, интересующихся историей Подводного Флота.

От автора

   Военно-Морские Силы Испании (Spanish Navy) являются одним из самых старых, великих и исторически богатых флотов в мире. Многие историки считают, что до Трафальгарского морского сражения, именно Испанская Флотилия была первой в мире. Предпосылки первого регулярного Военно-морского флота Испании появились в начале тринадцатого века. В то время территория современной Испании была под контролем двух испанских и одного арабского государства.

   Габсбургская Эра является моментом соединения двух испанских государств (Арагон и Кастилия), по итогам чего два мощных флота вошли под командование одного. Начало данной эры приходит на середину пятнадцатого века. Пятнадцатый век является веком открытия «Нового Мира» — мира, который породил межконтинентальную торговлю и колонизацию.

   Испанская Армада имела важнейшую роль в этих достижениях своей страны. Первые открытия, первые завоевания и первые колонии были достигнуты именно моряками. После открытия Америки испанцы завоевали Кубу, Перу и Мексику. После успеха в новой части света, Испанская Армада продолжила свой путь в Индию, после чего обосновала там Испанскую Ост-Индийскую Колонию.

   В шестнадцатом веке на пути Испании появилась Османская Империя, которая серьезно снизила влияние Испании в Средиземноморье. Более того во второй половине того же века, развитие голландского флота отразилось на испанской экспансии.

   Габсбургская эра продолжилась до конца семнадцатого века. За этот промежуток времени Испанский Флот прошел как взлеты, так и падения, но все же сохранил свою позицию как одного из лидеров в аспекте морских сил.

   После того как был убит последний представитель Габсбургской семьи, на трон Испании пришли семья Барбунов, при которой прошел явный спад мощи Испанской Армады. Период правления Бармудов продлился вплоть до середины девятнадцатого века. Правление Барбунов началось для них черной полосой – Испания потеряла Сицилию, Сардинию, Гибралтар, многие острова в Атлантическом океане и в Индии. Более того в связи с возвышением Великобритании и Франции, Испания старалась поддерживать их колонии в Америке против них. Однако в связи с тем, что Испания сама стала терять колонии в Америке, задача была не выполнена.

   Несмотря на то, что Испания имела довольно обширный флот, ее флот был переделан из торговых кораблей и больше подходил для патрулирования, чем для прямого боевого контакта с противником.

    Девятнадцатый век является провальным веком для ВМС Испании. Самой главной причиной этому является Трафальгарское морское сражение, где объединенные морские группы Испании и Франции были полностью разбиты Королевским Флотом Британии.

   В связи с потерей большей части колоний в Америки и проигрыша в Трафальгаре, после долгих дискуссий, правительство Испанской Империи решило, что им уже не стоит содержать столь большой флот. Данное решение окончательно выбило Испанскую Армаду из топ – листа мощнейших флотов того времени. Невзирая на эти трудности в Испании начали создаваться Подводные Силы.

   Нейтралитет Испании во время Первой Мировой Войны является одним из прямых источников тому, что на момент Гражданской Войны устроенной Франко, Испанские Военно-Морские Силы имели достаточно сильный флот. На счету Испанской Армады находились: два линкора; семь крейсеров; семнадцать эсминцевсминцев; восемь миноносцев; семнадцать подводных лодок.

   По призыву VII Всемирного конгресса Коминтерна, проходившего в Москве, был создан единый антифашистский международный фронт. Интернациональные бригады, сражавшиеся на стороне Испанской республики, возникли в 1936 году. С оружием в руках на стороне антифашистов воевало около трех тысяч советских добровольцев. Среди них было двадцать девять моряков. Наши подводники в отличие от офицеров надводных кораблей были не только военными советниками, но и  командирами испанских подводных лодок. Это были И.В.Грачев, В.А.Егоров, Г.Ю.Кузьмин, И.А.Бурмистров, Н.П.Египко и Лисин С.П. (помощник командира подводной лодки).

   Во время фашистского мятежа флот по его кораблям практически остался у республиканцев. Однако большинство офицеров перешли на сторону Франко. К моменту прибытия советских подводников, в 1937 году, подводный флот республиканской Испании насчитывал четыре средних подводных лодки типа «С» и три малых подводных лодки тип «В», которые нуждались в среднем ремонте и в дальнейшем в Боевых действиях не участвовали. Советские подводники командовали испанскими подводными лодками до 1938 года. Родина высоко оценила их деятельность — И.А. Бурмистрову и Н.П. Египко было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

   Во Второй Мировой Войне Испания также не принимала участие.

   Испания является одной из не многих стран, которая имеет хорошие кораблестроительные ресурсы. Во первых страна имеет несколько больших судостроительных верфей. Во вторых большая часть военно-морской техники страны отечественного производства. Более того Испания не только сама использует свою военно-морскую технику, но и производит активный сбыт своего товара за рубеж. Основными покупателями испанской военно-морской техники являются страны Латинской Америки и Индийского бассейна.

   Однако нужно отметить тот фактор, что в связи с кризисом в стране правительство страны приняла декларацию по сужению бюджета страны. Одним из основных видов сужения бюджета стала армия страны, а именно Военно-Морской Флот страны. Тем самым страна продала или списала огромное количество боевой морской техники. Так например в 2013-ом году был списан легкий авианосец «Принсип Де Асуриос», вошедший в строй Военно-морских сил в 1988-ом году. Нужно отметить тот факт, что авианосец прослужил всего двадцать пять не полных лет – это является очень малым сроком службы для кораблей данного типа.

   Следующими кораблями, которые готовятся на списание — являются фрегаты класса F-80, которые так же имеют средний возраст службы чуть более двадцати восьми лет. Тем самым можно сказать, что несмотря на свои судостроительные перспективы, Испания не является сверх – морской державой. Основной причиной этому является кризис в стране, который продолжается уже более 10 лет.

   Военно-Морские Силы Испании являются одним из трех видов вооруженных сил страны. Командует Флотом Морской Министр, который непосредственно подчиняется Главнокомандующему страны. Более того в стране существует Высший Морской Совет, которой отвечает за принятие всех решений связанных в гражданском или военном аспекте.

   Испанская Армада разделена на четыре флотилии, каждая из которых отвечает за безопасность отведенной для них территории. Зоны ответственности являются: Средиземноморская Зона (Феррол и Ла Граса); Гибралтарская Зона (Кадис и Ла Карасса); Зона Канарских Островов (Картагена, Махин и Порт Пи); Кантабрийская Зона (Лас Пальмас).

   Главный штаб Морских Сил находится в г.Рота. Флот, морская авиация, группы специального назначения и морская пехота являются составляющими структуры Военно-Морских Сил Испании. На вооружение флота насчитывается более 140 единиц боевой и вспомогательной техники. Основную часть водоизмещение флота составляют десантный корабли страны (48%).

   Подводные силы Испании пока что представлены тремя устаревшими дизель-электрическими подводными лодками  французского проекта — «Agosta», средним возрастом 32.2 года; на замену им строятся четыре неатомные подводные лодки с ВНЭУ (S-80) собственного проекта большего водоизмещения (2200 против 1500 тонн надводного водоизмещения). Строительство идёт нелегко, не без ошибок, что вполне объяснимо  — в итоге, спустя девять с лишним лет со дня закладки головная подводная  лодка всё ещё не спущена на воду.

   В мирное время на ВМС Испании возлагаются задачи по охране побережья и основных владений королевства в зоне ответственности морских сил. Кроме того, Мадрид регулярно выделяет боевые корабли, амфибийно-десантные силы и морскую авиацию для участия в учениях и в различных операциях, проводимых НАТО (членом которого Испания является с 1982 года).

   При обострении международной обстановки или в случае возникновения угрозы военного конфликта в регионе ВМС Испании будут действовать в составе объединенных военно-морских сил НАТО в акваториях западной части Средиземного моря и Иберийской Атлантики, а также в других районах (обозначенных НАТО). Причем наиболее подготовленные и хорошо оснащенные силы испанского флота планируется использовать в составе сил быстрого развертывания Североатлантического блока.

   Как свидетельствуют сообщения иностранной печати, Боевая подготовка ВМС Испании направлена на отработку возложенных на них задач обороны побережья страны. Балеарских и Канарских островов, а также защиты морских коммуникаций. Эти задачи отрабатываются как самостоятельно (на национальных учениях), так и совместно с кораблями некоторых стран НАТО (США, ВеликобританияИталия и Франция). Основная цель такого сотрудничества — обеспечить взаимодействие разнородных сил в различных видах Боевых действий на море.

Владимир Бойко ветеран – подводник ВМФ РФ

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *