Бойко В.Н. Трагедии тихоокеанского подплава. Подводная лодка «К-152 Нерпа»

Подводная лодка К-152 (атомная подводная лодка проекта 971И «Щука-Б») была заложена на стапелях Амурского судостроительного завода в 1993 году под заводским номером 518. 13 апреля 1993 года получила наименование «Нерпа».

4 декабря 1997 года К-152 унаследовала гвардейский Андреевский флаг от атомной ракетной подводной лодки проекта 675 К-56. Спуск на воду состоялся 24 июня 2006 года.  Первоначально передача лодки ВМС Индии планировалась 15 августа 2007 года, но Амурский судостроительный завод задержал строительство подводной лодки на десять месяцев.

8 ноября 2008 года в рамках очередного этапа государственной приёмки К-152 «Нерпа» вышла из акватории завода «Звезда» в Большом Камне для производства торпедных стрельб в одном из районов боевой подготовки флота. В качестве корабля — мишени выступал БПК «Адмирал Трибуц». В этот день на «Нерпе» на палубах второго отсека произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. Концентрация фреона в среднем по 2-му отсеку в 300 раз превысила ПДК. На некоторых гражданских специалистах кислородные аппараты были надеты, но включены не были. В результате 20 человек погибло (3 военнослужащих и 17 гражданских специалистов), 21 человек получил ожоги дыхательных путей, удушья и обморожения.  Указом Президента РФ от 5 сентября 2009 года за личное мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга были награждены многие члены команды подводной лодки: 14 (трое из них посмертно) — орденом Мужества, 20 — медалью Ушакова и 4 — медалью «За отвагу».

На подводной лодке находилось 208 человек, в том числе 81 военнослужащий, остальные — гражданские лица: сдаточный экипаж, который управлял подводной лодкой, и другие заводские специалисты. Подводная лодка своим ходом прибыла на пункт временного базирования в город Большой Камень, пострадавшие были доставлены на берег большим противолодочным кораблём «Адмирал Трибуц», откуда направлены в госпиталь Тихоокеанского флота в соседний населённый пункт Фокино.

Повторные заводские ходовые испытания начались 10 июля 2009 года. В составе новой команды остались люди пострадавшие при аварии и прошедшие реабилитацию. Первый этап испытаний был успешно завершён 27 июля. Через насколько дней начался второй этап испытаний, который продолжался три недели и завершился в конце августа.  В декабре 2009 года завершена программа государственных испытаний.  26 декабря 2009 года поднят гвардейский Андреевский флаг и гюйс. 28 декабря 2009 года подводная лодка вступила в строй ВМФ.

В период 25 ноября — 26 декабря 2011 года были проведены приемо — передаточные испытания. 30 декабря 2011 года представители Военно-морских сил Индии подписали акт завершения испытаний ПЛАК.

22 января 2012 года произведен торжественный спуск гвардейского Андреевского флага ВМФ России. 23 января 2012 года на ОАО «ДВЗ «Звезда» (г.Большой Камень) состоялась торжественная передача ПЛАК в лизинг на десять лет для ВМС Индии. После торжественной церемонии на ПЛАК был поднят индийский флаг. ПЛАК вошла в состав ВМС Индии под наименованием «Chakra» (S72).

21 февраля 2012 года «Chakra» начала переход к месту постоянного базирования в порт г.Вишакхапатнам (Индия) и прибыла в Индию 29 марта. Часть пути ПЛАК прошла в надводном положении. Управление ПЛАК осуществлялось индийской командой, прошедшей обучение в 270-м УЦ ВМФ РФ (г.Сосновый Бор).

27 октября 2017 года индийские СМИ сообщили о том, что группа российских специалистов прибыла на индийскую военно-морскую базу Вишакхапатнам для проведения совместного с индийской стороной расследования аварии, произошедшей в начале сентября на индийской атомной многоцелевой подводной лодке S72 «Chakra».

Об аварии стало известного из сообщений индийских СМИ 3 октября, согласно которым индийская атомная многоцелевая подводная лодка получила повреждения обтекателя носовой антенны гидроакустического комплекса в районе Вишакхапатнама, где и базируется.

Обстоятельства аварии не разглашаются индийским флотом, и неизвестно даже, получила ли подводная лодка повреждения обтекателя ГАК в результате удара о грунт или в результате столкновения с плавучим объектом. После аварии до настоящего времени АПЛ не выходила в море. Cогласно источникам индийской газеты «The Hindu», АПЛ получила в обекателе ГАК дыру размерами пять на пять футов (1.5 м на 1.5 м).

ВМС Индии создали комиссию из трех членов для расследования обстоятельств аварии. Предварительный отчет индийской комиссии, как сообщается, утверждал, что авария была вызвана «техническими причинами». Отчет индийской комиссии, не удовлетворил российскую сторону, которая в итоге прислала в Индию собственную группу специалистов, призванную провести новое расследования совместно с индийской комиссией.

По состоянию на окончание 2019 года подводная лодка входит в состав ВМС Индии с базированием на порт г.Вишакхапатнам (Индия).

Возвращена России в июне 2021 года ранее срока завершения лизинга из-за ЧП в Индии, находится в ремонте. Подлодка возможно будет списана и утилизирована из-за последствий аварии, произошедшей при нахождении в лизинге в Индии.

Подводная лодка К-152 («Нерпа»)

К-152 («Нерпа») в День Военно-морского флота

ПЛАК «Chakra» на переходе в Индию. 2012 год, февраль

INS «Chakra» на церемонии вступления в строй ВМС Индии. 4 апреля 2012 года

Памятник погибшим на подводной лодке К-152 («Нерпа»)

Памятник погибшим на подводной лодке К-152 («Нерпа»)

Памятник погибшим на подводной лодке К-152 («Нерпа»)

Будем помнить моряков и гражданских специалистов, погибших на АПЛ «К-152 Нерпа» 8.11.2008 года

Список погибших моряков:

Капитан 2 ранга Головных Евгений Борисович — заместитель командира по воспитательной части

Капитан 3 ранга Подборнов Александр Николаевич — начальник химической службы

Мичман Прудников Александр Евгеньевич — старший кок-инструктор.

Список погибших гражданских специалистов: 

Дружинин Виктор Дмитриевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, ОТК, начальник испытательной группы;

Сулимов Владимир Сергеевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, ОИ, сдаточный механик;

Фишич Виктор Иванович, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, ОИ, старший инженер-механик;

Нежура Александр Владимирович, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, цех 19, машинист систем вентиляции и гидравлики;

Пищулин Владимир Валерьевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, старшина судовых систем гидравлики;

Егоров Илья Петрович («Агат», Москва);

Тарасов Владимир Дмитриевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, ОИ, инженер-механик;

Шугаенко Александр Георгиевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, цех 19, мастер-механик;

Бакулин Сергей Алексеевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, цех 19, мастер-механик;

Суренков Дмитрий Николаевич, ОАО «АСЗ», г. Комсомольск-на-Амуре, цех 19, машинист трюмных систем;

Красиков Евгений Михайлович, «ЭРА», инженер по наладке;

Саяпин Владимир Григорьевич, «ЭРА», электромонтажник судовой;

Тюгаев Антон Геннадьевич, ОЯРБ, дозиметрист;

Качусов Анатолий Федорович, «ЭРА», инженер по наладке;

Лысенко Алексей Николаевич, ЗСО «Восток», Б. Камень;

Шутов Игорь Владимирович, («Агат», Москва);

Власов Андрей Вячеславович («Агат», Москва).

Вечная память морякам и граждаснким специалистам, погибшим в море!

Picture background

spbmtc.com

Данны о погибших взяты с сайта www.kp,ru https://www.kp.ru/daily/24194.5/401097/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *