1957 год
На Северном флоте в Полярном сформирован штаб 19-й Бригады подводных лодок: командир бригады — капитан 2 ранга А.В.Темин, начальник штаба — капитан 1 ранга П.И.Иванов, заместитель командира бригады по подготовке командиров капитан 1 ранга М.И.Хоменко. С 15 июля 1956 года по 1 сентября 1957 года в составе экспедиции особого назначения ЭОН-66 (командир экспедиции контр-адмирал В.А.Пархоменко) 14 подводных лодок начали переход на Тихоокеанский флот. Из-за тяжелого льда четыре подводные лодки были возвращены на Северный флот, а восемь подводных лодок смогли достичь только Диксона, но дальше Певека из-за тяжелых ледовых условий не прошли.
Подводные лодки С-262, С-286, С-290, С-219, С-292, С-293 зимовали у поселка Нижние Кресты в протоке Пантелеиха в устьи реки Колымы. Проводка подводных лодок завершилась в следующем году.
С 25 июля по 26 сентября в составе ЭОН-67 (командир экспедиции капитан 1 ранга А.Г.Яйло) пять подводных лодок С-288, С-294, Б-71 и плавбаза «Бахмут» перешли по трассе Севморпути из Екатерининской гавани на Дальний Восток. 14 октября 1957 года подводные лодки ЭОН-67 прибыли к новому месту базирования в бухту Улисс. В этом же году в состав соединения приняты подводные лодки С-332, С-333, С-334.
1958 год
Введена в строй модернизированная по проекту 611АВ подводная лодка Б-62, ставшая первой ракетной подводной лодкой на Тихоокеанском флоте. 6 сентября 1958 года в 12 часов 32 минуты с нее был произведен успешный пуск ракеты Р-11ФМ, через четыре часа из кормовой шахты успешно запущена вторая ракета, обе ракеты достигла боевого поля, отклонения от точки прицеливания были минимальными. В конце года во время планово-предупредительного ремонта на подводной лодке во втором отсеке возник пожар, лодка получила повреждения. Восстановлена Б-62 была в кратчайший срок, но командир был снижен в воинском звании до «капитан 3-го ранга».
1959 год
Подводная лодка С-292 принимала участие в учениях АСС флота с отработкой сухого выхода подводников из аварийной подводной лодки, лежащей на грунте на глубине 35 метров. Плавкраном С-292 была поднята за носовой аварийный рым так, что на поверхности показались крышки носовых торпедных аппаратов. Через один из торпедных аппаратов растительным канатом подводники вытягивались на поверхность.
В сентябре 1959 года подводная лодка Б-62 участвовала в показных ракетных стрельбах. За стрельбами с эсминца наблюдали Первый Секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Н.С.Хрущев, Главнокомандующий ВМФ адмирал флота С.Г.Горшков, командующий ТОФ адмирал В.А.Фокин, первый секретарь Хабаровского края В.Е.Чернышев. Подготовка к ракетным стрельбам проводилась с ограничением временных нормативов, но прошла успешно. Командир Б-62 был поощрен – восстановлен в звании «капитан 2 ранга». 30 декабря 1959 года был сформирован 423 отдельный дивизион подводных лодок, а в 1960 году дивизион переформирован в 9-ю отдельную бригаду подводных лодок.
С 1960 по 1970 года:
В начале 1960 года формируется 7-я береговая база, 17 служба радиационной безопасности, учебные кабинеты, в состав соединения включается плавбаза «Бахмут». 1 октября 1960 года в состав бригады вошла первая на ТОФ атомная подводная лодка К-45 проекта 659. В 1961 году управление 9-й бригады переформировано в 26 дивизию атомных подводных лодок ТОФ, в состав которой в 1961-62 гг. были введены атомные подводные лодки К-59, К-66, К-122, К-151, К-175 проекта 659. Подводная лодка С-292 завоевала приз Командующего ТОФ по торпедной подготовке. Подводная лодка С-290 по итогам БП и ПП получила звание «Отличный корабль».
На базе 40-й дивизии подводных лодок сформирована 6-я эскадра подводных лодок ТОФ со штабом на Малом Улиссе. Командиром эскадры подводных лодок назначен контр-адмирал Е.И.Медведев, начальником штаба стал капитан 1 ранга В.А.Попов. В состав эскадры подводных лодок вошли соединения подводных лодок:
— 4-я Бригада подводных лодок (б. Золотой Рог);
— 19-я Бригада подводных лодок (б.Улисс);
— 124-я Бригада подводных лодок (б.Конюшкова);
— 126-я Бригада подводных лодок (залив Владимира, пос.Ракушка);
— 171-я Бригада подводных лодок (залив Америка, залив Находка);
— 90-я Бригада подводных лодок (залив Советская Гавань).
В марте подводная лодка С-332 выходила в море для выполнения торпедных стрельб с командующим Тихоокеанским флотом на борту.
Экипаж подводной лодки С-334 удостоен звания «Отличный корабль». Лучшей на Тихоокеанском флоте по торпедной подготовке стала подводная лодка С-293. Подводная лодка С-288 завоевала приз в состязаниях в противолодочных торпедных стрельбах, удостоена Переходящего Красного Знамени Бурятского обкома комсомола.
В начале 60-х годов подводники начали активно осваивать просторы Тихого и Индийского океанов — производили поиск и слежение за авианосцами ВМС США «Америка», «Энтерпрайз», «Карл Винсон», «Мидуэй», «Йорктаун», а также за иностранными атомными подводными лодками.
В 1962 году в Индонезии назревал кризис на о.Новая Гвинея — бывшей колонии Голландии. В Индонезийском обществе зрели националистические настроения. Советский лидер Н.С.Хрущев в ходе визита в Индонезию пообещал вооруженную поддержку индонезийскому лидеру Сукарно, что по мнению руководства Советского Союза и Индонезии могло способствовать уходу голландских колонизаторов.
Вооруженные силы Индонезии пополнялись кораблями Черноморского и Тихоокеанского флотов.
Из состава 6-ой эскадры подводных лодок для боевых действий в Индонезии были выделены подводные лодки 613 проекта 124-й и 126-й бригад. Из состава 19-й БПЛ были выделены подводные лодки С-290 и С-292. Кроме того, из состава камчатской 8–й БПЛ была выделена плавбаза «Аяхта», на борту которой отправлены торпеды, запасное имущество, офицеры и мичманы — инструкторы 6-ой эскадры подводных лодок.
Для предотвращения разрастания конфликта в войну между Голландией и Индонезией в районе острова Новая Гвинея (Западный Ириан) проведено демонстрационное учение с участием индонезийского флота и подводных лодок 54-й отдельной Бригады ПЛ.
В ходе учений отличились подводники 54-й отдельной БПЛ, подводная лодка С-290 произвела успешную торпедную атаку по крейсеру «Орджоникидзе». Торпеды прошли точно под крейсером, за стрельбой наблюдал МО СССР и руководство ВМС Индонезии. Подводные лодки через некоторое время после окончания учений были переданы в состав ВМС Индонезии.
В состав 19 Брпл из соединения подводных лодок Камчатской флотилии прибыли подводные лодки С-173, С-176, С-179, С-141, С-224, С-263, С-62, С-326. Из соединения убыли из подводные лодки С-290, С-292 – в Индонезию, С-262, С-286, С-288, С-173, С-176, С-224 – в 171-ю БПЛ (Магадан), С-332, С-333, С-334 – в 90-ю БПЛ (Советская Гавань), С-293 – в 4-ю БПЛ – (б.Золотой Рог). Подводные лодки проекта 665 С-61 («Комсомолец») и С-54 в составе экспедиции ЭОН-72 перешли по Северному морскому пути из бухты Сайда в бухту Конюшкова, вошли в состав 124-й Бригады подводных лодок.
Модернизированная подводная лодка проекта 613 С-224 впервые в истории соединения находилась в походе 45 суток. Подводная лодка имела контакт с АУГ ВМС США. Задачи похода решены скрытно, обнаружения С-224 силами ПЛО ВМС США не установлено. Главнокомандующим ВМФ всему личному составу подводной лодки объявлена благодарность.
Подводная лодка С-141 выполняла задачу по слежению за авианосной группой ВМС США «Kirsardg». Командир действовал активно, энергично, нестандартно. При встрече с Главнокомандующим ВМФ С.Горшковым командир оценил проведанную модернизацию подводной лодки категорично: «Автономность увеличена, а мореходные качества ухудшились». Смелая оценка командира повлияли на решение Главкома ВМФ о прекращении модернизации подводных лодок этого проекта. Подводная лодка С-62 несла радиолокационный дозор в Японском море. В течении 1964 года подводная лодка выполнила шесть десятисуточных походов в боевой дозор. Примечательно, что С-62 — единственная подводная лодка соединения, сдающая все курсовые задачи только на «Отлично».
Подводные лодки C-141, С-179, С-293 участвовали в учении «Арктика» в Северо-западной части Тихого океана. Подводные лодки С-141 и С-224 участвовали в учении флота «Маяк» с выполнением торпедных стрельб торпедами 53-51 по отряду боевых кораблей. Подводные лодки С-293 и С-141 отрабатывали передачу топлива в подводном положении.
29 декабря 1963 года подводной лодке С-62 присвоено звание «Отличный корабль».
Подводная лодка С-332 выполнила два дальних автономных похода в Тихий океан. Подводная лодка С-62 сдала курсовые задачи Л-1, Л-2 с оценкой «Отлично».
Подводные лодки C-62, С-141, С-224, С-263, С-332 приняли участие в учении «Циклон», под руководством Главнокомандующего ВМФ.
Подводные лодки C-86, С-222, С-224 и плавбаза «Бахмут» с 12 января по 6 марта впервые решали задачи демонстрации Военно-Морского флага СССР в юго-восточных морях Тихого океана. Задачи боевой службы решались в Японском и Филиппинском море с форсированием пролива Луссон. Подводные лодки скрытно форсировали Корейский пролив. На 14-й день в Южно-Китайском море отряд подводных лодок впервые открыто встретился с авианосцем «Iorktayn» в сопровождении восьми эсминцев. Следом за ними шла группировка АУГ с авианосцем «Korall — SiКorall». Действия американских кораблей и авиации при встрече с советскими кораблями носили провокационный характер. После прибытия в район второго отряда советских кораблей в составе ракетного корабля «Упорный» и подводных лодок С-62, С-179, С-332 обстановка разрядилась. Советские подводные лодки продемонстрировали высокую морскую и боевую выучку, проводились учебные торпедные атаки по составу авианосной группы.
В сентябре – октябре подводники участвовали в инспекторской проверке под руководством Маршала Советского Союза Москаленко. Подводные лодки C-263, C-293, C-352 были развернуты в Тихом Океане, подводная лодка С-62 — в район несения радиолокационного дозора в Японское море. Общая оценка 19 БрПЛ по результатам инспекции МО СССР – «Хорошо».
Подводная лодка К-70 проекта 651 совершила межфлотский переход по Северному морскому пути из бухты Ягельная в бухту Конюшкова, вошла в состав 124-й Бригады подводных лодок.
По итогам 1965 года 6-я эскадра подводных лодок объявлена лучшим объединением Военно-морского флота СССР. Подводные лодки принимали участие в оперативно-тактическом учении «Вьюга». Подводная лодка С-141 выполняла атаку ОБК практической торпедой, подводная лодка С-62 находилась 10 суток в радиолокационном дозоре в Японском море.
В октябре шесть подводных лодок выполняли задачу боевого дежурства в бухте Витязь — первое боевое дежурство подводных лодок соединения вдали от пункта базирования, которое продолжалось шесть месяцев.
В состав 19 Брпл из 124 Брпл прибыли подводные лодки С-86, С-337, С-238, С-261. В бригаду начали поступать океанские подводные лодки: из 182 Брпл подводная лодка проекта 611 Б-63 (с 1970 года ПЛ получила новый тактический номер Б-863), Б-88, Б-66 (получила тактический номер Б-866) и подводные лодки проекта 641 Б-133 (получила тактический номер Б-833), Б-85. Подводная лодка Б-73 проекта 651 выполнила межфлотский переход по Северному морскому пути из губы Ягельная в бухту Конюшкова, вошла в состав 124-й Бригады подводных лодок. Подводная лодка Б-63 вошла в состав 124-1 Брпл с базированием в бухте Конюшкова, в октябре из-за навигационных ошибок произошла посадка подводной лодки на мель у острова Аскольд.
Подводные лодки соединения напряженно использовались на боевой службе в Японском и Восточно-Китайском морях: С-141, С-337, С-179, С-176, С-293 находились в море от 30-ти до 45-ти суток, а Б-88 в течении 75-ти суток несла боевую службу в Восточно-Китайское море. Подводная лодка проекта 611 Б-238 выполнила задачи боевой службы первой из подводных лодок нового поколения. Подводные лодки Б-63, Б-88, Б-85, С-261, С-238 несли боевое дежурство.
Командующий ТОФ адмирал Н.Н.Амелько вручил Переходящее Красное Знамя военного Совета ТОФ передовому экипажу подводной лодки Б-88.
10 августа 1969 года подводная лодка Б-133 вышла в боевой поход в Индийский океан. По инициативе Командующего ТОФ подводная лодка была укомплектована личным составом срочной службы одного года призыва под началом опытных офицеров и мичманов.
10 августа 1969 года Б-133 вышла из бухты Улисс. Основная нагрузка легла на плечи офицеров — механиков и их подчиненных, вынужденных нести вахту в моторных отсеках при температуре более 50-ти градусов. За время похода подводники — тихоокеанцы посетили порты Вишакхапатнам, Бомбей, Карачи, Аден, Могадишо, Момбаса, Дар-эс-Салам. По итогам похода подводная лодка стала «Отличной», экипажу вручено Переходящее Красное знамя Военного Совета ТОФ, 29 членов экипажа — матросов, старшин, офицеров награждены медалью «За воинскую доблесть».
В состав 19 БрПЛ вошли подводные лодки проекта 641 Б-101, Б-143 после решения задач боевой службы в Тихом океане. Подводные лодки вышли из Петропавловска-Камчатского в летние месяцы, в районе БС температура забортной воды была более 30-ти градусов. На неприспособленных к плаванию в таких климатических условиях подводных лодках личный состав решал задачи на грани человеческих возможностей. Многие матросы получили тепловые удары. После этих боевых служб силами судоремонтной мастерской на подводных лодках проектов 611 и 641 начали устанавливать на боевых постах кондиционеры воздуха.
В состав соединения вошли подводные лодки Б-164 и проекта 611 Б-62. Подводная лодка Б-73 выполнила межфлотский переход по Северному морскому пути из губы Ягельная в бухту Конюшкова, вошла в состав 124-й Бригады подводных лодок.
Подводная лодка Б-866 с 326 экипажем совместно с танкером «Дунай» и теплоходом «М. Урицкий» с 10 ноября 1969 года по 15 мая 1970 года выполняла гравиметрическую съемку в районах Тихого и Индийского океанов. Подводные лодки Б-101, С-179, С-293 приняли участие в учение Военно-Морского флота СССР «Океан».
В состав 19 БрПЛ вошла подводная лодка проекта 611 Б-72.
По итогам года 126-я бригада подводных лодок за высокие показатели в боевой и политической подготовке Постановлением Президиума Верховного Совета СССР награждена «Ленинской юбилейной почетной медалью».
С 1971 по 1980 года:
Подводная лодка Б-211 1-го августа вышла из ВМБ Либава, прошла через Атлантический океан и несла боевую службу в Индийском океане. После БС подводная лодка перешла во Владивосток. Подводная лодка Б-88 под наименованием «Орион» и 326-й экипаж с 1 октября 1970 года по 4 мая 1972 года проводили гравиметрическую съемку в районах Тихого и Индийского океанов. Такую же задачу решала подводная лодка Б-833.
В состав бригады вошли подводные лодки Б-90, Б-213, Б-427. Подводные лодки соединения Б-143, Б-88, Б-62, Б-72 приняли участие в борьбе за приз Главнокомандующего ВМФ по торпедным стрельбам и впервые приз Главнокомандующего ВМФ был завоеван подводными лодками соединения. По итогам боевой и политической подготовки 6-я эскадра подводных лодок награждена «Юбилейным почетным знаком».
Подводные лодки Б-72, Б-213, Б-143 и плавбаза «Бахмут» несли боевую службу в Филиппинском море. Подводная лодка Б-427 2 августа вышла из г.Ленинграда и, пройдя Атлантический океан, выполнив дважды задачи боевой службы в Индийском океане, 4 февраля 1974 года прибыла в состав соединения. Подводная лодка Б-164 под наименованием «Юпитер» совместно с пассажирским судном «Мария Ульянова» выполняла научные исследования в Тихом и Индийском океанах. Подводная лодка Б-456 совершила межфлотский переход по Северному морскому пути из Кольского залива во Владивосток, вошла в состав эскадры подводных лодок. В этом же году передана ВМС Индии с переименованием в S40 «Vela».
Подводные лодки Б-88, Б-213, Б-833 несли боевую службу в Филиппинском море. В состав соединения подводных лодок из Камчатской флотилии прибыли подводные лодки 641 проекта: Б-15, Б-50, Б-135. Подводные лодки Б-462, Б-522 совершили межфлотский переход по Северному морскому пути из Кольского залива во Владивосток, вошли в состав эскадры подводных лодок. В этом же году переданы ВМС Индии (Б-462 переименована в S42 «Vagli»), Б-522 — в S43 «Vagsheer»). Подводные лодки Б-15,Б-50,Б-135 законсервированы личным составом соединения.
Подводные лодки Б-397, Б-164, Б-866 несли боевую службу продолжительностью от 30-ти до 60-ти суток в Филиппинском, Восточно-Китайском морях и в удаленных районах Тихого океана.
Подводная лодка Б-164 во время похода обнаружила и осуществляла длительное слежение за иностранной атомной подводной лодкой. Подводные лодки Б-101, Б-143 передислоцированы на Камчатку. В состав соединения вошли подводные лодки Б-397, Б-39, Б-135.
В 1977 году, в связи с развитием атомного подводного флота Советского Союза, была сформирована 21-я дивизия атомных подводных лодок ТОФ с дислокацией в бухте Павловского.
В городе Комсомольск-на-Амуре в 1978 году построены спасательные подводные лодки 940 проекта («Ленок») с двумя носителями автономных спасательных снарядов. Первая спасательная подводная лодка БС-486 (впоследствии переименована в «Комсомолец Узбекистана») вошла в состав бригады. Подводная лодка БС-486 в 1978 году участвовала в специальном учении по проведению подводной сварки на рабочей глубине.
Подводные лодки Б-101, Б-143 передислоцированы на Камчатку в состав соединения подводных лодок Камчатской флотилии. Им на смену прибыли Б-397 и Б-39. Подводная лодка Б-270 переведена в состав 29-й Дивизии подводных лодок в залив Владимира.
Подводная лодка Б-88 из-за агрессии КНР против Вьетнами экстренно сдала курсовые задачи, погрузила боевые торпеды и мины, пополнила запасы и была развернута на позиции в Южно-Китайское море. Подводная лодка Б-72 в течении 60 суток несла боевую службу в Японском море, Б-164 находилась шесть месяцев на боевой службе в Индийском океане.
В семидесятые годы подводные лодки бригады наряду с выполнением задач боевой подготовки привлекались к несению боевой службы в Тихом, Индийском океанах и Южных морях, активно участвовали в выполнении научных исследований по программе гравиметрических исследований Академии наук СССР. Подводная лодка Б-39 под наименованием «Сириус» вместе с гидрографическим судном выполняла задачи боевой службы с научными целями, осуществила заход в порт Хобарт.
Подводная лодка Б-112 под наименованием «Сатурн» с ОИС «Башкирия» провела научные исследования в Тихом океане, заходила в порты Акапулько (Мексика) и Буэнавентура (Колумбия).
В 1979 году в бригаде сформированы два экипажа для приема первых дизельных подводных лодок третьего поколения. В ноябре 1979 года первый экипаж «Варшавянки» убыл в Комсомольск-на-Амуре. Через год подводная лодка своим ходом перешла с Амура на достроечную базу в Большой Камень.
Вce десятилетие две-три подводные лодки длительное время находились в море: Б-213 – 211 суток, Б-143 — непрерывно 14 месяцев, Б-427 за три года в море провела 18 месяцев, Б-427 — 6 месяцев. В 1980 году с подводной лодкой Б-397 на выходе из бухты Улисс столкнулся сторожевой корабль СКР-41. Поврежденную носовую надстройку подводной лодки восстановили в течение одной ночи. Подводные лодки Б-88 и Б-833 столкнулись при проведении поиска практических торпед после выполненных торпедных стрельб, обе подводные лодки получили повреждения. В октябре – декабре 1980 года подводная лодка — спасатель БС-486 выполняла специальное задание в Южно-Китайское море по поиску потерпевшего аварию самолета ЯК-38, упавшего с ТАКР «Минск» во время полетов. Самолет подводной лодкой – спасателем был найден, поднят силами АСС ТОФ.
Подводная лодка Б-50 под наименованием «Глобус» совместно с ОИС «Леонид Соболев» по плану Академии наук СССР выполнила дальний поход с целью гравиметрических измерений и заходила в порты Камрань (Вьетнам), Коломбо, Порт-Луи, Губбет Мус-Нефит (Эфиопия).
С 1981 по 1991 года:
Подводные лодки Б-833 и Б-427 по 180 суток находились на боевой службе в Филиппинском море, Индийский океане, Б-72 — 60 суток на БС в Японском море.
В период 19-23 мая 1981 года подводная лодка Б-427, находясь на боевой службе в Индийском океане, обнаружила авианосную группу во главе с АВМ «Америка». Сблизившись с АУГ, прорвав противолодочное охранение, Б-427 выполнила три условных торпедных атаки, сблизившись с авианосцем «Америка» на дистанцию около 80 кабельтовых. Противолодочные силы Б-427 обнаружить не смогли, подводная лодка осуществляла длительное скрытное слежение за АУГ.
21 октября 1981 года в Уссурийском заливе БМРТ «Рефрижератор-13» протаранил подводную лодку С-178 4-ой бригады подводных лодок — С-178 затонула. В спасательной операции затонувшей подводной лодки приняла участие подводная лодка-спасатель БС-486. ПЛ встала на подводный якорь вблизи затонувшей подводной лодки. Подводники С-178, выходящие через торпедные аппараты, встречались водолазами – спасателями БС-486, направлялись в спасательный люк и барокамеру подводной лодки – спасателя.
В декабре БС-486 вышла в северную часть Охотского моря для проверки и осмотра подводного кабеля связи. Подводники выполнили задачу, обнаружили устройство съема информации, установленное американскими спецслужбами.
В состав соединения прибыла головная подводная лодка из серии «Варшавянок» 877 проекта – Б-248.
Подводная лодка Б-833 участвовала в состязаниях за приз ГК ВМФ по торпедной подготовке, Торпедная атака проведена успешно, атакована главная цель — крейсер двумя торпедами 53-65К. Приз Главнокомандующего ВМФ во второй раз завоеван подводной лодкой 19 БрПЛ.
Подводная лодка С-293 при выполнении задач боевой службы дважды (14 июня и 17 июля) в надводном положении нарушила территориальное море Японии. Этот факт стал известен только с получением ноты протеста от японского правительства. Штурман и командир об изменении ширины территориального моря Японии в 1977 году с трех до двенадцати миль не знали. Причиной навигационного происшествия стали низкая профессиональная подготовка и командира, и штурмана подводной лодки и проявленная ими беспечность.
26 августа в Уссурийском заливе с подводной лодкой столкнулся рыболовецкий траулер «Счастье». Столкновение произошло в ночное время при благоприятных гидрометеорологических условиях. СРТМ «Счастье» ударил подводную лодку в правый борт и только благодаря случайности удар оказался скользящим и не привел с серьезным последствиям.
Подводная лодка Б-101 под наименованием «Регул» с ОИС «Башкирия» выполняла задачи боевой службы по плану Академии наук СССР с целью проведения гравиметрических измерений в центральной части Тихого и восточной части Индийского океана. Боевая служба продолжалась шесть месяцев — с сентября 1982 по февраль 1983 года.
Подводные лодки несли боевую службу в Филиппинском море и Индийском океане, временно базируясь во вьетнамском порту Камрань: Б-213 — 7 месяцев, Б-39 — 8 месяцев, Б-15 — 12 месяцев, Б-397 — 6 месяцев. В состав соединения включена подводная лодка проекта 877 — Б-227 .
Боевая служба подводной лодки Б-28продолжалась более года — 13 месяцев.
Подводная лодка Б-227 с 28 августа по 1 сентября совместно с ПЛА К-115, ТАКР «Новороссийск», БПК «Василий Чапаев» и авиацией флота участвовала в поисковой противолодочной операции в Японском море. В результате операции обнаружена атомная многоцелевая подводная лодка ВМС США.
Подводная лодка Б-248 переведена на Камчатку в состав соединения подводных лодок КВФ. Подводная лодка Б-227 в период с августа по октябрь совершила межфлотский переход с ТОФ на БФ к новому месту базирования соединения УК БФ в Усть-Двинск для обеспечения подготовки экипажей подводных лодок для иностранных ВМС. Подводная лодка Б-427 в июне перешла в Камрань (Вьетнам) в состав 38-й ДиПЛ. Соединение подводных лодок пополнилось подводными лодками Б-8 и Б-855. Подводная лодка Б-427 26 сентября возвратилась из Камрани.
18 февраля 1987 года на подводной лодке Б-33 при отработке курсовой задачи в море на глубине 10 метров из-за короткого замыкания в электрощите произошло возгорание кабельных трасс, а затем пожар во втором отсеке. Подводная лодка всплыла в надводное положение, был дан ЛОХ из 1-го во 2-й отсек.
Пожар и сильная задымленность в отсеке сохранялись, было принято решение вывести личный состав из 2-го в 3-й отсек. Во время вывода л/с 3-й отсек был загазован, ГКП перенесен на мостик. Через несколько минут произошло возгорание в районе кормовой переборки 1-го отсека, в отсек подан ЛОХ. Пожар потушить не удавалось, для предотвращения взрыва боезапаса командир приказал затопить 1-й отсек. Подводная лодка была посажена на песчаную отмель острова Аскольд, где силами спасательных судов пожар был ликвидирован. При аварии погибло пятеро подводников, многие получили отравление различной степени продуктами горения.
В июле 1987 года Б-427 при переходе из Камрани (Вьетнам) во Владивосток из-за несвоевременного оповещения об ухудшении погоды по маршруту перехода в Южно-Китайском море попала в жесточайший шторм, временно потеряла ход, более половины легкого корпуса было разрушено волнами. В таком состоянии подводная лодка не могла продолжать переход и вынуждена была вернуться в бухту Камрань. Ремонт Б-427 продолжался до октября, после чего подводная лодка перешла во Владивосток.
В восьмидесятые года подводные лодки бригады продолжали выполнять задачи боевой службы в Южно-Китайском море с заходом в пункт маневренного базирования Камрань и в Индийском океане. Наиболее успешно решали поставленные задачи подводные лодки Б-72, Б-833, Б-427, Б-427, Б-855, Б-8, Б-39.
Семидесятые и восьмидесятые годы были для подводников наиболее напряженными. Подводные лодки бригады постоянно несли боевую службу в Тихом, Индийском океанах и южных морях, активно участвовали в выполнении научных исследований по программе Академии наук СССР. 24 января 1991 года на подводной лодке Б-33, стоявшей у пирса под выгрузкой торпедного боезапаса из-за неправильных действий ДВС был затоплен 1-й отсек. Неграмотные действия дежурной службы не позволили предотвратить аварию и привели к затоплению подводной лодки у пирса. Б-33 поднята силами АСС ТОФ.
21 августа 1991 года подводная лодка Б-855, находящаяся в ремонте, по инициативе СПК капитан-лейтенанта А.Медведева и под его командованием с 16 матросами на борту вышла на внешний рейд в Уссурийский залив с целью поддержки политических сил, противостоящих ГКЧП. На Б-855 вместо Военно-морского флага ВМФ СССР был поднят сшитый из простыней Андреевский флаг. Для задержания подводной лодки в море вышли несколько кораблей и катеров ТОФ. После проведения переговоров подводная лодка вернулась в базу.
С 1992 по 2009 года:
В состав бригады вошла подводная лодка проекта 877 — Б-187, которая впервые участвовала в крупнейших международных выставках вооружений военной техники «ТАИ-97» в Таиланде и «ЛИМА-97» в Малайзии. 19 БрПЛ переформирована в 213-й дивизион подводных лодок. Подводная лодка Б-345 успешно выполнила задачу по демонстрации боевых возможностей оружия и боевой техники подводной лодки военной делегации Республики Корея. Корейские подводники впервые вышли в море на Российской дизельной подводной лодке. Дивизион ПЛ переформирован в бригаду подводных лодок.
На соединении возрождена традиция проведения 24 августа митинга, посвященного подвигу и героической гибели подводной лодки Л-19.
Подводные лодки Б-345 и Б-260 участвовали в комплексном учении Тихоокеанского флота. 7 августа подводную лодку Б-345 посетили представители Ассоциации Военно-Морских Атташе 18 стран мира.
3 декабря 2001 года подписан договор о шефских связях между экипажем подводной лодки Б-345 и администрацией Могочинского района Читинской области. 16 сентября 2002 года заключён договор о шефских связях между экипажам подводной лодки Б-260 и Департаментом общественных связей и информации администрации Приморского края.
Со 2 по 21 октября 2002 года подводная лодка Б-345 в составе ОБК ТОФ принимала участие в Международном параде кораблей в честь 50-летия Морских сил самообороны Японии на акватории Токийского залива. Впервые российская ПЛ заходила с официальным визитом в Японию в военно-морскую базу Йокосука.
В октябре подводная лодка Б-345 в составе отряда боевых кораблей ТОФ заходила в военно-морскую базу МССО Японии Майдзуру, принимала участие в российско-японских учениях по связи, маневрированию, поиску и спасанию на море.
Соединение подводных лодок подверглось проверке Инспекции Министерства Обороны РФ. ПЛ Подводной лодке Б-190 присвоено наименование «Краснокаменск».
Подводная лодка Б-345 успешно выполнила поставленные задачи боевой службы.
Развитие и становление атомного Подплава ТОФ
В конце 50-х – начале 60-х годов началось оснащение Тихоокеанского флота ракетным и ядерным оружием. Дальнейшее развитие ракетного и атомного подводного судостроения позволило приступить к созданию атомных подводных ракетоносцев. Первая атомная подводная лодка для ТОФ проекта 659 была заложена в Комсомольске-на-Амуре в 1958 году, но проектировалась для крылатых ракет.
Для размещения атомных подводных лодок готовились пункты базирования в бухте Крашенинникова (Камчатка) и бухте Павловского (Приморье), создавалась необходимая инфраструктура. В 1961 году были сформированы 6-я и 15-я эскадры подводных лодок. Первая подводная лодка атомная с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 658 – с ракетным комплексом Д-2 с тремя баллистическими ракетами, размещенными в рубке, с надводным стартом на дальность 650 км – была переведена с Северного флота на ТОФ подо льдами Арктики в 1963 году — это была К-178. Вторая – К-55 – в 1967 году. Впоследствии, в 70-х годах, они были модернизированы в г.Большой Камень в торпедные подводные лодки проекта 658Т, далее – трансформированы в корабли связи 658У (КС).
Подводные ракетоносцы второго поколения — ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 667а имели на вооружении ракетный комплекс Д-5 с 16 ракетами Р-27 (моноблок) с подводным стартом на дальность 2500 км. Строились они для ТОФ в Комсомольске-на-Амуре с 1969 по1972 год в количестве 10 единиц: К-399, К-434, К-236, К-389, К-252, К-258, К-446, К-451, К-436, К-430. В 1971 году южным путем с Северного флота после постройки в Северодвинске перешла К-408. В 1972 году через Арктику перешла К-415.
С 1974 по 1977 годы на том же заводе были построены РПКСН проекта 667Б, имевшие на вооружении более совершенные 12 БР Р-29 ракетного комплекса Д-9 со средствами преодоления ПРО, с дальностью стрельбы 7800 км: К-171, К-366, К-417, К-477, К-497, К-500, К-512, К-523, К-530. Все эти РПКСН прослужили до второй половины 90-х годов.
В 1979 году два РПКСН нового проекта 667БДР перешли после постройки в Северодвинске на ТОФ южным путем через пролив Дрейка: К-455, К-490, остальные в 80-х годах – через Арктику: К-449, К-441, К-506, К-211, К-223, К-180, К-433. Эти лодки имеют на вооружении ракетный комплекс Д-9Р с 16-ю ракетами Р-29Р, с тремя вариантами исполнения (моноблок, 3 и 7 головных частей), с дальностью стрельбы 9000 км и продолжают нести службу в настоящее время. Подводные лодки входили в состав 8-й, 25-й (бухта Крашенинникова) и 26-й (впоследствии 21-й – бухта Павловского) дивизий подводных лодок и составляли морские стратегические силы Тихоокеанского флота.
Подводная угроза со стороны ВМС США заставила принимать меры для развития противолодочных сил и средств. Первые противолодочные атомные подводные лодки проекта 627А начали прибывать с Северного флота с 1963 года, когда К-115 подо льдами Арктики перешла на Камчатку совместно с К-178. В 1966 году К-133 после полукругового перехода совместно с К-116 прибыла на Камчатку. Впоследствии прибыли К-42, К-14, К-181. Эти подводные лодки прослужили до конца 80-х годов.
В противовес американским многоцелевым ПЛА «Лос-Анжелес» флот пополнялся ПЛА второго поколения проектов 671 и 672РТМ, которые поступали в период 1974-1984 годов. Четыре подводные лодки проекта 671 прибыли на ТОФ с Северного флота: К-314, К-469, К-302, К-454. Строительство проекта 671РТМ осуществлялось на заводе Комсомольска-на-Амуре — 4 для СФ и 9 для ТОФ). Это были малошумные одновальные корабли, оснащенные гидроакустическим комплексом с дальностью обнаружения целей до 230 км, противолодочными ракетами 81 и 83Р, новым противолодочным ракетным комплексом «Шквал» со скоростью подводной торпеды до 100 узлов, а также устройством автоматического быстрого заряжания торпедных аппаратов: К-492, К-247, К-251, К-507, К-305, К-242, К-360, К-355, К-364. Эти подводные лодки продолжали службу до конца 90-х годов.
На смену им флот получил подводные лодки третьего поколения проекта 971 – самые малошумные ПЛА водоизмещением полным подводным 12700 тонн с глубиной погружения до 600 метров и новым ракетно-торпедным вооружением с дальностью стрельбы до 50 км.
Они в настоящее время находятся в составе флота: К-331 («Магадан»), К-391 («Братск»), К-322 («Кашалот»), К-263 («Дельфин», в настоящее время – «Барнаул»), К-419 («Кузбасс), К-295 («Самара»). К-284 («Акула») списана в 1998 году.
Совершенствовались и подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами. Первая ПЛАРК проекта 659, вооруженная шестью КР комплекса П-5 (надводный старт с дальностью стрельбы 250 км), К-45 вошла в состав вновь образованной 9-й Бригады подводных лодок в бухте Павловского в октябре 1960 года. В 1961 году она впервые совершила поход на полную автономность с выполнением практической ракетной стрельбы. Всего флот получил пять таких подводных лодок: К-45, К-122, К-66, К-259, К-151. В период 1968-1976 годов, ввиду малоэффективности ракетного комплекса, они были переоборудованы в торпедные (проект 659Т), а в 1986-1989 годах выведены из боевого состава.
В 1965-1972 годах поступили 14 атомных подводных лодок проекта 675 (М, МКВ) с восемью ПУ КР П-6 (П-500) с надводным стартом на дальность до 550 км: К-116, К-431, К-10, К-48, К-108, К-7 переименована в К-127, К-175, К-184, К-189 переименована в К-144, К-57 – в К-557, К-56, К-94 переименована в К-204, К-23, К-34 переименована в К-134. Строились они все в Комсомольске-на-Амуре (К-116 перешла с СФ в 1966 году). На этих подводных лодках впервые была установлена аппаратура «Касатка», обеспечивающая прием и обработку данных для целеуказания подводной лодке от морского комплекса разведки и целеуказания (МКРЦ) «Успех-1У» (от самолетов Ту-95РЦ и вертолетов К-25ДЦ). Главный недостаток этих подводных лодок – надводный старт – был исключен в последующих проектах.
В начале 70-х поступили 10 атомных ПЛАРК второго поколения проекта 670 с восемью КР «Аметист» (дальность стрельбы 80 км). Строились эти лодки (К-429, К-212, К-25, К-325, К-308, К-121, К-320, К-201, К-313, К-43) на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, а затем переводились по внутренним судоходным путям на СФ, откуда через Арктику – на ТОФ. В 1989 году одна из таких подводных лодок (К-43) была передана в аренду Индии и в составе ее ВМС находилась в течение трех лет (ПЛАРК «Chakra»).
С 1978 года, после постройки в Северодвинске, на флот прибыли шесть подводных лодок третьего поколения проекта 949А (АПКР), вооруженные 24 КР «Гранит» с дальностью стрельбы до 500 км. Эти подводные лодки с полным подводным водоизмещением до 24000 тонн, подводной скоростью 30 узлов и повышенной скрытностью, являются серьезной угрозой для противника. АПКР «Иркутск», «Челябинск», «Вилючинск», «Омск» и «Томск» находятся в боевом составе флота («Красноярск» списан в 1989 году).
15-я эскадра подводных лодок переформирована в 1973 году во 20-ю флотилию атомных подводных лодок с базированием в бухте Крашенинникова. В эту флотилию входили пять дивизий атомных подводных лодок: две стратегических (8-я и 25-я), противолодочная 45-я, противоавианосная 10-я и 42-я дивизия ПЛА. Просуществовала флотилия 25 лет и в 1998 году была переформирована в оперативную эскадру. В Приморье в 1978 году сформирована 4-я флотилия атомных подводных лодок в бухте Павловского в составе трех дивизий: 21-й стратегической, 26-й противолодочной и 29-й ракетной (с базированием в бухте Ракушка залива Владимира). Флотилия просуществовала 16 лет, в 1994 году была переформирована сначала в эскадру, затем в дивизию.
В октябре 1978 года создана 9-я дивизия атомных подводных лодок (в нее вошли подводные лодки из состава 29 дивизии) с пунктом базирования бухта Конюшкова, залив Стрелок с подчинением 4-й флотилии.
В 1988 году дивизия переформирована в дивизион.
В сентябре 1994 года 4-я флотилия переформирована в 3-ю эскадру атомных подводных лодок ТОФ, а в сентябре 1995 года 3-я эскадра преобразована в 26 дивизию атомных подводных лодок ТОФ. В 2000 году, в связи с выводом атомных подводных лодок из боевого состава ВМФ, 26 дивизия расформирована.
30 декабря 1992 года для обеспечения ядерной и радиационной безопасности, подготовки к утилизации атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава ВМФ, сформирован 287 дивизион атомных подводных лодок с базированием в бухте Чажма и непосредственным подчинением командующему 4-й флотилии.
В 1994 году для выполнения таких же задач сформирована 8-я отдельная бригада атомных подводных лодок, а 287 дивизион переподчинен этой бригаде. В 2000 году в соответствии с планами командования дивизион перебазирован в б.Павловского.
В 2003 году 8-я бригада атомных подводных лодок расформирована, оставшиеся атомные подводные лодки переданы в подчинение 287-му дивизиону подводных лодок.
Бурное развитие флота требовало огромных усилий всего личного состава. Это был период глобального военного противостояния в Мировом океане флотов Советского Союза и западных стран, в первую очередь – США. Карибский кризис, война во Вьетнаме и Камбодже, арабо-израильские войны, нестабильность на Корейском полуострове, в странах Азии и Африки требовали поддержания постоянной боевой готовности на подводных лодках флота как при плавании в удаленных районах океанов, так и у своих берегов. Прием новых подводных лодок от промышленности, освоение сложной техники, ввод подводных лодок в состав сил постоянной готовности, подготовка к плаванию и само плавание – это длительный период напряженного труда сотен экипажей. Зачастую этот период составлял до двух-трех лет для одного экипажа. Не обошлось и без трагических происшествий и катастроф.
В 80-е годы основу сил боевой службы стали составлять ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Особое внимание уделялось обеспечению их боевой устойчивости разнородными противолодочными силами флота. Ввиду удаленности пунктов постоянного базирования от районов несения боевой службы продолжительность пребывания атомных подводных лодок в море значительно увеличилась и составляла от нескольких месяцев до года плавания. Усилиями командования и личного состава атомный подводный флот рос, росла и его мощь. В конце 70-х годов ТОФ стал современным ракетно-ядерным флотом, а районами его боевого предназначения стали дальняя морская и океанская зоны. Недостаточно развитая инфраструктура флота и, в первую очередь, система базирования и судоремонта отрицательно сказались на продолжительности срока службы атомных подводных лодок. Трудности экономического характера, возникшие в стране в начале 90-х годов, сказались на составе атомного подводного флота, который в последнее десятилетие ХХ века значительно сократился.
Сегодня подводные силы Тихоокеанского флота оснащены современными атомными и дизельными подводными лодками, которые несут межконтинентальные баллистические ракеты, ударное и противолодочное оружие. Подводники — тихоокеанцы ежедневно несут Боевое дежурство по защите дальневосточных рубежей Российской Федерации.
Ежегодно во Владивостоке на Корабельной набережной у памятника «Пионерам подводного плавания на Тихом океане» проходят торжества, посвященные годовщине образования подводных сил Тихоокеанского флота России. К памятнику первым подводникам на Корабельной набережной Владивостока возлагаются красные гвоздики от командования ТОФ, ветеранов флота, общественных организаций и жителей города.