12.10.1965г. на Хабаровском заводе имени Кирова по проекту 502 типа «Нереида» было заложено и 7.12.1966 г. построено тунцеловное судно «Наманган» (строительный номер 605). Приказом министра судостроительной промышленности оно подлежало переоборудованию в научно-исследовательское судно для Московского государственного университета, которому присвоили новое имя «Московский Университет» Разработкой проекта переоборудования занималось Приморское ЦКБ.
Техническое задание на проект предусматривало создание на судне большого числа лабораторий различного назначения для проведения научных исследований и обработки их результатов в судовых условиях в океане 35 кафедрами Московского университета.
Основные характеристики судна;
Длина наибольшая-54.2м,
длина между перпендикулярами-50.4м
ширина наибольшая -9.3м,
высота борта до верхней палубы-4.7м.
осадка средняя в грузу-3.96м.
водоизмещение наибольшее-912т.
дедвейт-305т
грузоподъемность-160т.
скорость-12уз
автономность плаванья по запасам топлива-30сут.
район плаванья-неограниченный
энергетическая установка-дизельная
мощность главного двигателя-1х590 кВт(800лс)
энерговооруженность-920кВт(1250лс)
Личный состав судна состоял из 29 человек судового экипажа и 12 членов экспедиции.
На судне были предусмотрены следующие лаборатории: биологическая; гидрохимическая; физики моря; радиохимическая; сейсмологическая; морской электроники»»; оптическая; кинофотолаборатория. Для математической обработки результатов наблюдений имелся вычислительный центр, оборудованный универсальной цифровой вычислительной машиной «Наири».
Установленное на судне оборудование позволяло производить следующие виды лова:
-экспериментальный лов донным тралом по одноваерной схеме на глубинах 2500-3500 м;
-дрифтерными сетями;
-донным и разноглубинным тралом по двухваерной схеме на глубинах до 1000 м;
-ярусом.
Комплекс установленных на судне специальных лебедок и оборудования позволял производить:
-постановку судна на якорь на глубинах до 2000 м с последующей его выборкой;
-постановку и выборку буйковых станций с измерительными приборами на глубинах до 6000 м;
-взятие проб грунта с помощью геологических трубок на глубинах до 6000 м;
-постановку приборов непосредственно с борта судна;
-буксировку приборов на ходу судна.
Дальзавод выполнил работы по переоборудованию судна. Испытания судна и его многочисленного научного, исследовательского оборудования и устройств прошли успешно. Это было уникальное научно-исследовательское судно, имевшее при сравнительно малом водоизмещении огромные возможности для выполнения широкого круга исследований. Было переведено в Севастополь.
По другим данным в 1970 году в Киеве на базе тунцелова типа «Нереида» было построено научно-исследовательское судно «Московский Университет». Вероятно, в Киеве проводилось дооборудование судна для научных исследований.
В 1973 г. судно работало в Атлантике. С борта судна научный сотрудник Института океанологии АН СССР В. И. Маракуев сделал серию снимков вершины подводной горы Ампер, расположенной в Атлантике примерно в 500 км к западу от Гибралтара. Вершина горы нахо-дится на глубине всего 70 м от поверхности океана. На некоторых из этих снимков под слоем белого песка были видны какие-то вертикальные гряды, похожие на остатки стен древнего поселения. Что было особо примечательно, так это расположение загадочных гряд почти под прямым углом друг к другу. Считается, что природное образование таких прямых углов в геологических структурах довольно редко. Сразу возник вопрос: а не искусственного ли происхождения эти гряды? Снимки попали в прессу. В ряде зарубежных газет и журналов появились сообщения о возможном обнаружении следов таинственной Атлантиды, расположенной, по словам древнегреческого философа Платона (428–348 гг. до н. э.), в Атлантическом океане и 11 тыс. лет назад в результате землетрясения погрузившейся в пучину вод «в один день и бедственную ночь». В 1981 и 1984 гг. институт океанографии снарядил две глубоководные экспедиции НИС «Витязь» в этом районе, которые подтвердил, что базальт образовался не в воде, а на суше, когда гора возвышалась над поверхностью океана. Но эти находки так и не дали окончательного ответа – где же находилась Атлантида…
17 августа 1974г. НИС «Московский университет» переименовано в «Академик Петровский» в честь советского математика, ректора МГУ Ивана Георгиевича Петровского. Основание: Постановление Совета Министров РСФСР № 511 от 17 сентября 1974г.(так в тексте-all-about-msu-ru), но в Регистре СССР 1976-1977 г. г. он значится «Московским университетом», а «Академика Петровского» в этой Регистровой книге нет.
Судно совершало экспедиции с учеными МГУ в Черном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах, а летом с июня по август обеспечивало практику студентов геологического географического, биологического и других факультетов. В 1990 г. состоялся пробный рейс судна в качестве «плавучего университета».
После распада СССР национализирован Украиной, передан сначала в МГИ, затем в СоНИС (Севастопольский отряд НИС). В 1996 передан Обществу с ограниченной ответственностью «СК Посейдон», переоборудован в грузопассажирское судно, а научное оборудование демонтировано. В 2004 году суда «Эксперимент» и «Академик Петровский» были взяты в аренду у Севастопольского регионального отделения фонда государственного имущества Украины. Переим
еновано в «Ак. Петровский» и использовался для челночных рейсов по маршруту Севастополь — Стамбул.
После серии контрабандных скандалов – в отстое. В 2011 г. списано, утилизировано и сдано на металлолом, при этом был нарушен закон «Об аренде государственного имущества» Украины.
=========================================================================
Гидрографическое судно неограниченного плаванья «Горизонт» проекта 860, заводской номер 860/4 было построено на заводе «Сточни Полночни», Гданьск, Польша. Спущено на воду 21.08.1962 г., вступило в строй 30.04.1963 г. и включено в состав Черноморского флота, но в Энциклопедии ЧФ почему-то не значится.
9 января 1979г. передано от Гидрографической службы ВМФ СССР кафедре физики моря Московского государственного университета для обеспечения учебной производственной практики студентов и проведения морских исследовательских работ на Черном море.
Переименовано в «Московский университет». В 1980 – 1982 г. в Болгарии проведено переоборудование его в научно – исследовательское судно.
Водоизмещение, т:
стандартное: 975
полное: 1274
Размеры, м:
длина: 59,9
ширина: 10,8
осадка: 3,8
Скорость полного хода, уз: 15
Дальность плавания: 6200 миль (10 уз), 6000 миль (11 уз), 3280 миль (15 уз)
Автономность, сут: 25
Силовая установка: 2х1500 л.с., дизели «Згода-Зульцер» 5TG48, 2 ВРШ, 3 ДГ по 150 кВт
Экипаж 43 человека. Экспедиционный состав — 23 человека.
Приватизирован Украиной в 12.1991г. Переименован в «Горизонт» в 1994 г. Входил в состав Севастопольского отряда НИС (СОНИС), объединявший реквизированные у России суда.
НИС «ГОРИЗОНТ» НА ФОНЕ ЛЕДНИКА, 7-Я УКРАИНСКАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ, 2002 г.
Дважды: в 1999-2000 и 2001-2002г.г. ходил в Антарктиду. 04.03.2002 сел на камни у о. Галиндез, пропорол днище у станции, но был спасен вблизи украинской антарктической станции «Академик Вернандский» (купленная за 1 фунт стерлингов британская станция «Фарадей»).
«Горизонт» на камнях возле станции «Академик Вернадский» 4 марта 2002 г.
После возвращении передан Киевской морской академии в качестве учебного судна. С тех пор стоял в Стрелецкой бухте Севастополя.
В октябре 2017 г. выставлено на продажу за 4 444 422 рублей.
НИС «ГОРИЗОНТ», Севастополь,Инкерман , причал ПО «Вторчермет», 01.01.2018
В 1998 г. Счетная палата России провела плановую проверку использования средств фе-дерального бюджета в МГУ за 1996 – 1997 гг. В акте проверки указано, что до 1992 г. МГУ использовал три научно- исследовательских судна: «Московский университет» и «Акаде-мик Петровский», приписанных к Новороссийску и «Эксперимент», приписанный к Красно-водску. На момент проверки судов в составе основных средств МГУ фактически не было. Руководство МГУ не обеспечило возвращение научно – исследовательских судов. Так в СМИ появилось сообщение, что суда «уплыли в неизвестном направлении».
В интервью газете «Содружество» № 06 (39) 27 июня 2001 г. ректор МГУ В.А. САДОВНИ-ЧИЙ сказал: «У нас было два научно – исследовательских судна, это небольшие корабли. Я ставил вопрос о возвращении этих судов МГУ перед первым президентом Украины КРАВЧУКОМ. Просил об этом и президента Леонида КУЧМУ. Ведь у нас проходят обуче-ние более 500 граждан Украины. Это стоит огромных денег, если платить. Президент обещал помочь. К сожалению этот вопрос «застрял». Мы бы считали, что было бы пра-вильно, если Украина эти корабли вернула Московскому университету. Тем более, что их название – «Московский университет» и «Академик Петровский». Я повторяю, сейчас я не знаю, в каком состоянии находятся эти суда. Но всетаки это символ для нашего университета.»
Следующие проверки Счетной палаты 2005 и 2006 гг. практически закончились с теми же результатами. В материалах о МГУ 2007 – 2008 гг. попрежнему упоминается о наличии на учете трех научно – исследовательских судов, но местонахождение их неизвестно…
12.07.2012
Крымский бизнесмен сдал на металлолом два исследовательских судна
Севастопольская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении местного бизнесмена, который незаконно сдал на металлолом два судна. Об этом со-общает пресс-служба надзорного ведомства.
По его данным, в 2004 году фирма, которую возглавлял подозреваемый, взяла в аренду суда «Эксперимент» и «Академик Петровский». В договоре было прописано, что арен-датор не имел права самостоятельно распоряжаться ими без согласования с Севасто-польским региональным отделением фонда государственного имущества. Тем не менее, в 2011 году директор фирмы сообщил контролирующим органам, что суда сданы на ме-таллолом.
В сообщении подчеркивается, что бизнесмен нарушил закон «Об аренде государствен-ного имущества», причинив ущерб государству в 173 тысячи гривен (около 700 тысяч рублей).
Справки об уничтоженных плавсредствах – «Эксперимент» и «Академик Петровс-кий» — в сообщении прокуратуры не приводится. (soviet-trawler.narod.ru)
=========================================================================