1974 год. Лето. Командир дивизии контр-адмирал Л. Васюков перенёс свой вымпел на БПК «Очаков». Как было сказано в приказе командующего «… с целью оказания помощи кораблю быстрее войти в боевой состав флота». Это не было обычной проверкой состояния корабля. Штаб дивизии вместе с оперативной службой справил новоселье на борту БПК «Очаков». Кораблём командовал капитан 2 ранга И. Касатонов.
Эдик Пугач – внештатный историк эскадры черноморского флота и 30 дивизии противолодочных кораблей, просветил меня по поводу службы командира Очакова.
И.В. Касатонов родился 10 февраля 1939 г. в городе Владивосток Приморского края в семье командира подводной лодки, впоследствии адмирала флота В.А. Касатонова. После окончания в 1960 году с отличием Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова в Севастополе, начинал службу на эсминце «Гневный» командиром батареи крылатых ракет.
На эм «Гневном» командовал батареей крылатых ракет, провёл 6 успешных боевых пусков. Проводил занятия по пуску ракет с прибывшей на флот группой генералов из Военной академии Генерального штаба.
В 1961 году на эсминце «Упорный», в должности командира БЧ-2, совершил переход из Севастополя вокруг Европы в Североморск, и далее – Северным морским путём на Тихоокеанский флот.
В 1966 году закончил заочно Севастопольский приборостроительный институт.
В 1967г. Окончил ВОК ВМФ.
В 1967 году — старший помощник командира БПК «Проворный». Когда он, будучи капитан-лейтенантом, пришёл служить старпомом на «Проворный», к уже командиру А. Довбне, «то увидел в разработанных им документах добросовестно обобщенный и систематизированный опыт своих учителей на крейсерах».
На снимке: Капитан З. ранга А. Довбня и старший помощник командира БПК «Проворный» капитан – лейтенант И. Касатонов.
И. Касатонов умел не только учить, но и учиться. «…Я очень быстро сообразил, что заполучил настоящий кладезь флотской мудрости, мысли о том, как в максимальной степени приблизить обучение к реальным условиям боевой подготовки, как лучше организовать службу на корабле» — написал эти слова, уже командуя Черноморским флотом, адмирал Игорь Владимирович Касатонов (1992 г., газета «Флаг Родины», статья «Командирские университеты»).
В 1969 году И. Касатонов назначен командиром БПК «Проворный».
На снимке командир БПК «Проворный» И. Касатонов в матросском кубрике. Проверка «ряженных» перед праздником.
Вспоминает службу с И. Касатоновым контр-адмирал А. Рыженко: «Первое знакомство, когда я уходил на боевую службу после выпуска из училища, — тогда я прибыл на БПК «Проворный», где старпомом был И. Касатонов. Через год он уже был командиром этого корабля. Вспоминаю сдачу зачетов на допуск к несению ходовой вахты, создание системы командирской подготовки. Причем, впервые на флоте – тогда этот термин появился именно на нашем корабле. Навсегда я усвоил «железную» методику этого человека. «Выслушать всех, объявить своё решение, выполнить задачу, провести разбор, поощрить людей». Эта методика способствует принимать мгновенные решения при изменяющейся обстановке. Немедленно вспоминаешь помощника в решении этой задачи – непосредственного исполнителя. Оцениваешь его способность выполнить задание или необходимость оказания помощи. У Игоря Касатонова не реализованных решений не было».
После окончания с отличием Военно-морской академии И. Касатонов принял командование БПК «Очаков», досрочно получив звание капитана 2 ранга. Послужной список впечатляющий.
На фото: БПК «Очаков» на государственных испытаниях.
В период оказания, так называемой, «помощи» кораблю, мне с каждым днём общения с экипажем приходило понимание того, что корабль, как и командир не нуждались в опеке.
И. Касатонов был требователен в одинаковой степени, как к личному составу, так и к себе. Это был командир, который обладал достаточным чутьём отбора подчинённых, способных выполнить порученную работу, и главное, не путался у них под ногами, когда они её выполняли.
Мой шеф А. Жигалов поручил мне проверку автоматизированных систем управления (АСУ) и систем целеуказания, связанных с ними. Это был мой профиль как помощника.
Коротко о внедрение на новейшие надводные корабли боевых информационно-управляющих систем – БИУС. В составе автоматизированных систем управления первых двух кораблей серии 1134Б («Николаева» и «Очакова») имелась корабельная электронная система автосъёма, обработки радиолокационной информации и целеуказания оружию корабля «Байкал-С4».
Система взаимного обмена информацией (в том числе трансляция целеуказания) между кораблями тактической группы кораблей «Аллея», которые были комплексно задействованы с БИУС — боевой информационно-управляющей системой «Корень», занимавшейся сбором, обработкой и отображением информации, и выдачей рекомендаций по использованию корабельного оружия.
На корабле были установлены следующие системы целеуказания:
— Ракетно-артиллерийскому оружию: МР-600, МР-310А, «Корень», «Байкал-С4» и резервная система целеуказания оружию ПВО-МПЦ-301 (также она обеспечивала целеуказание оружию РЭБ «Терция»).
— УРПК-3 «Метель»: по данным корабельной ГАС МГ-332 и «Корень»; по данным вертолётного выносного поста — МР-310А, «Байкал-С4» и «Корень»; по данным корабельного выносного поста — МР-310А, «Байкал-С4», «Аллея», «Корень».
— Торпедно-бомбовому оружию: ГАС МГ-332 в комплексе «Буря» и «Тифон».
— Система групповых атак подводных лодок «Дозор-1» .
И на всех этих системах работали подготовленные офицеры и мичманы. Я сразу заприметил толкового специалиста на системе «Байкал-С4» старшего лейтенанта Ю. Нарожных. Последующие встречи с ним по делам службы убедили меня в том, что я не ошибся в этом офицере.
Доложив своему начальнику о проведённой проверке, я передал ему замечания, в основном касающиеся отсутствия практики взаимодействия с кораблями, на которых установлены системы «Море-У» и «Аллея». Мы оба пришли к выводу, что нам на борту этого корабля делать нечего, разве только мешать.
У меня оставались ещё два не решенных вопроса. Первый – представиться начальнику 5 отдела флота. Второй, меркантильный, — встать на вещевое довольствие на каком-нибудь корабле дивизии. Ну, коль штаб столуется на «Очакове», я его и выбрал. Мичман, вещевой баталер, отказал мне, сославшись на приказание командира. Хорошо. Пойдем бить челом к командиру.
Убедившись у рассыльного, что командир один в каюте, я постучал и вошел. Спросил, как принято на флоте, разрешения войти и представился. Касатонов встал из-за стола. Я коротко изложил суть своей проблемы. Он подтвердил свой приказ мичману и посоветовал мне поискать другой корабль. Я не стушевался:
— Товарищ командир, — начал я,- то, что я офицер штаба, это ерунда, то, что мы с Вами одногодки, то же мелочь. Короткая пауза.
— Игорь Владимирович, мы с Вами земляки, а это на всех флотах больше, чем служебные взаимоотношения.
Касатонов улыбнулся глазами (редкое искусство руководителя) и предложил мне сесть. Сел сам. После короткого знакомства, оставил у себя мой вещевой аттестат. Вопрос был закрыт. После чего, зашел в каюту старпома. Юра Устименко. Мой друг по училищу ВВМУРЭ и по общению вне его стен. Обнялись. Ещё один земляк. |