В 1930 году на Северной верфи в Ленинграде была заложена серия из 29 однотипных (строительные № 372-399) рыболовных траулеров – дрифтеров со стальным корпусом по купленному в Германии у фирмы «Дойче Верфт» проекту, подработанному под возможности советских судостроителей и требования «Регистра СССР» и «Севгосрыбтреста», предназначенных для Северного бассейна. Проект получил название «Смена» по головному траулеру РТ-57.
Первые два траулера были сданы заказчику в ноябре и вторые два – в декабре 1931 года. В следующем году верфь сдала 9 судов и в 1933 году – 12. Всего в Мурманск поступило 25 траулеров первой серии, а три были переданы в другие бассейны. Постройка траулеров первой серии была закончена полностью в 1933 году. Суда предназначались для лова рыбы бортовым тралом в прибрежных водах Северного Ледовитого океана. 22.10.1932 г. под строительным номером 386 был заложен и в 1933 г. вступил в строй траулер РТ-71
«МОСКВА».
Длина наибольшая: 53,4 м.
Длина корпуса: 49,0 м.
Ширина: 9 м
Высота борта: 4,55 м
Осадка в грузу: 4,23 м
Водоизмещение в грузу: 1146 т.
Дедвейт: 411 т.
Валовая вместимость: 557 рег. т.
Мощность главного двигателя: 1×475 кВт ( 600-675 л.с.)
Скорость: 9,5 узл.
Район плавания: неограниченный
Экипаж: 38 (41) чел.
Грузоподъемность: 280 т
Орудия лова: бортовой трал
Вырабатываемая продукция: свежая рыба, соленая рыба, консервы из печени, рыбная мука, технический жир. (1)
Это были однопалубные суда с коротким полубаком и двумя надстройками на верхней палубе. Они имели пять отсеков: два трюма, машинное отделение и блок жилых помещений. В кормовой части судна находилась паровая лебедка с тяговым усилием до 8 тонн.
Капитан С.Д.КОПЫТОВ вспоминал: «…отечественные траулеры по качеству постройки корпусов, палубных устройств и механизмов выгодно отличались от импортных прочностью и надежностью в работе. Например, траловые лебедки были почти в 2 раза мощнее, чем на импортных. В дальнейшем это было доказано на деле.»(2)
Траулеры привозили с промыслов 290 т. рыбы, 40 т. муки, 14 т. рыбьего жира. Рыба в трюмах охлаждалась взятым с берега льдом. Никакого оборудования для изготовления консервов на борту не было. Печень трески собирали в бочки и сдавали на берегу или вываривали паром для производства рыбьего жира.
В 1936 году годовой план добычи рыбы отечественным судам Мурманского Севгосрыбтреста, был установлен в 18 тысяч центнеров. Лучшие экипажи флота практически доказали, что каждый траулер может добывать за год по 30 и более тысяч центнеров рыбы. Инициаторами движения «тридцатитысячников» в тралфлоте выступили и моряки РТ-71 «Москва», записавшие в своих обязательствах на 1936 год: «…выловить в течение промыслового года не менее 30 тысяч центнеров рыбы-сырца» и обратившиеся ко всем экипажам флота с призывом: «Обязательство, которое мы на себя взяли, вполне реально и может быть выполнено каждым траулером. Для этого надо только одно – честная, большевистская работа, настойчивое овладение новейшей техникой промыслового дела». (3) Газета «ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА» 7 февраля 1936 г. писала: «Команда РТ-71 «Москва» первая в тралфлоте подсчитала свои резервы. «Мы можем дать и дадим в 1936 г. 30 тысяч центнеров рыбы.» Такое решение приняли моряки РТ-71 в последние дни 1935 года. Упорно боролись в первом рейсе команда траулера за выполнение своих обязательств. Рейсовый план выполнен на 280 процентов».
Выступая на второй сессии ЦИК Союза ССР (VII созыва) 16 января 1936 года, нарком пищевой промышленности А.И. МИКОЯН сказал: «Меня особенно радует соревнование, которое сейчас началось среди траулеров Мурманска. Вслед за траулером «Киров» выступили капитаны, механики и команды трех лучших траулеров – «Лебедки», «Наваги» и «Москвы», которые сами обещают дать по 30 тысяч центнеров трески на каждый траулер в течение 1936 года и предлагают всем остальным траулерам дать не меньше 25 тысяч центнеров вместо 17 тысяч в среднем за 1935 год.»
В 1937 году траулер «Москва» выловил 50 тысяч центнеров. Заслуга экипажа была высоко оценена Родиной, получив поздравительную телеграмму от А.И.МИКОЯНА: «Горячо приветствую моряков и руководящий состав траулера «Москва» с одержанной производственной победой – досрочным выполнением и перевыполнением производственного плана по улову рыбы. Разгром гнилой теории, доказывающей, что суда отечественного производства должны работать хуже импортных судов, является одним из показателей умения коммунистической партии под руководством товарища Сталина обеспечивать победы трудящихся на всех участках социалистического соревнования».» Капитан траулера Георгий Владимирович ЛОТОВ был награжден орденом Трудового Красного Знамени.(4)
В первой тройке лидирующих в соревновании команд в 1938 г. был РТ-71 «Москва».29 декабря 1938 г. он рапортовал о вылове 50 тыс. центнеров рыбы. Для сравнения: в 1934 г. улов составил всего 10,5 тыс., а до конца 1938 г. было выловлено еще 0,3 тыс. центнеров.
План первого квартала 1939 г., идя навстречу 18 съезда партии, РТ-71 выполнил к 10 марта.
Начало войны застало корабли флота на промысле и переходе. В 12.00 22 июня 1941 г. моряки узнали о начале войны, и тут же капитаны капитаны находящихся в море рыболовных судов — некоторые из них были за сотни миль от берега — получили радиограмму: «Следовать в порт, в пути быть готовыми ко всему». немедленно возвращаться в порт. Почти 50 единиц судов МТФ (а точнее, 47), получив приказ, соблюдая все меры предосторожности, благополучно прибыли в порты Мурманска и Архангельска.
В первом полугодии 1941 г. РТ-71, входивший в четверку передовиков, должен был выловить 27 тыс.центнеров рыбы. На 22 июня улов составил 23 005 центнеров.
За первые 15 суток войны из 35 судов 30 были переданы в состав Северного флота и в дальнейшем несли службу в качестве тральщиков и сторожевых кораблей. Некоторые авторы утверждают, что среди них был и РТ-71 «Москва».(5) Но в списках кораблей Северного флота и справочниках информация об этом не найдена.
Еще в 1932 г. проект переоборудования траулеров под тральщики был разработан мобилизационным отделом УВМС. Проектом 33 предусматривалось снятие всего рыболовного оборудования, установка артиллерийского вооружения, морского трала Шульца, морского змейкового трала, устройств, необходимых для использования тралов, и дополнительной пародинамо на 15 кВт. На некоторых кораблях предусматривалась установка трала КТ. Коренной переработке подвергалась радиорубка: во-первых, вместо одного канала связи требовалось обеспечение трех, во-вторых, устанавливались более мощные и совершенные радиостанции. Была перепланирована ходовая рубка, увеличено число спальных мест и улучшены условия обитаемости. На кораблях, предназначенных для Дальнего Востока, устанавливались также минные пути и скаты. С 1939 г. переоборудовано 7 траулеров, а в 1941 г. еще 20. Это увеличило нагрузку на оставшиеся в строю траулеры.
В других источниках говорится, что передислоцированный в составе 17 судов в июле 1941 г. в Архангельск РТ-71 в 1942 г. вошел в состав Мурманской базы военизированого тралового флота. (6)
Прошли первые месяцы войны, стало ясно, что она затягивается и надо быть готовыми к новым испытаниям. В этот период принимается решение возобновить лов рыбы, нужной армии и тылу. Почти все кадровые рыбаки ушли на фронт. Нужно было учить делу подростков, женщин. Помогали в этом пенсионеры, которые вернулись во флот как только этого потребовала военная жизнь.
5 февраля 1942 г. на базе тралфлота «Мурманзверрыбпром», трех МРС и других предприятий была создана Мурманская база военизированного тралового флота, личному составу были присвоены воинские звания. В ее составе были созданы четыре дивизиона. Первый дивизион — 18 траулеров и сейнеров — ловил рыбу в открытом море, второй — мотоботы и парусники — вел прибрежный промысел и обслуживал акваторию Кольского залива, третий — военно-транспортный — занимался перевозками людей и грузов, четвертый — выполнял специальные задания. На каждый траулер установили 2 пулемета, экипаж получил 15 винтовок, 3 пистолета и 18 глубинных бомб. Рыбаки шутили! «На всех хватает — кому винтовка, а кому глубинная бомба».(7)
ТРАУЛЕРЫ 1-й СЕРИИ в МУРМАНСКОМ ПОРТУ.
Надо было менять всю методику тралового лова: ловить рыбу ночью, в абсолютной темноте и тумане, работать по 16 часов в сутки, и тралить, и шкерить, и дежурить у пулеметов. Работа с тралом, его спуск и подъем, само траление в условиях темноты, без какой-либо даже искорки света, делали корабль легкой добычей для подводных лодок противника, его авиации. Огромную опасность представляли плавающие мины, которые попадали даже в трал и требовали максимальной бдительности и осторожности. Сама работа с тралом даже в нормальных, мирных условиях опасна для экипажа, вернее, травмоопасна, а что говорить о работе в условиях войны.
Приходилось ловить рыбу в районах с неизученными грунтами и течениями, в незнакомых местах. И, наконец, нужно было ловить рыбу без советов наставников, без радиосвязи (иначе запеленгуют и потопят), без поисковых судов, не имея возможности определить место судна, т. к. не работали маяки. Повсюду соблюдались радиомолчание и светомаскировка. Следует отметить, что траулеры в первые месяцы войны не были вооружены и Северный флот не имел возможности обеспечить их охрану на промысле.
Командующий Северным флотом адмирал А. Г. ГОЛОВКО подчеркивал: «На северном театре морской войны неоценимую помощь оказали рыболовные траулеры, имевшие опытные и закаленные кадры. Рыболовные траулеры, приспособленные для плавания в тяжелых условиях полярного края, выполнили огромную боевую работу. Своими успехами в борьбе с врагом Северный военный флот обязан и их помощи». А. Г. Головко отмечал выносливость, «втянутость в плавание», приспособленность рыбаков Мурмана.(8)
В послевоенное время траулер продолжал работать в Баренцевом море. В 1950 – 1952 годах флот пополнился судами нового типа – большими траулерами типа «Кремль». Промысловики вышли в Атлантику. Особенно напряженная борьба за выполнение четвертой пятилетки была в 1950 году. Среди передовиков была и «Москва». Судно отмечено и среди хорошо работавших в 1960 году. Но время брало свое и после 1960 года траулер был списан.
————————————————————————————————————————-ЛИТЕРАТУРА
(1) https://fleetphoto.ru/projects/1367/
(2) «Беседы старых капитанов», Мурманск, 1961, стр. 49.
(3) «История Мурманского тралового флота (1920–1970 гг.)». Мурманск, 1973.
(4) «На траулерах в Баренцевом море. 25 лет советского рыболовного тралового флота.» Москва. Ленинград. 1946 стр.110.
(5) ГЕОРГИ В.С. «Мурманский траловый флот» том1, стр.197.
(6) https://rybflot.com/rybolovnyj-flot-sssr/dobyvayushhie-suda/srednetonnazhnye/rybolovnyj-trauler-tipa-smena-postrojki-sssr/
(7) КИСЕЛЕВ А.А. «Мурманск — город-герой» М.: Воениздат, 1988, стр.112.
(8) «Мурманский траловый флот в Отечественной войне 1941 — 1945 годов» Газета «Комсомольская правда» 23.10.2014 г.