Помощь советского народа воинам-фронтовикам выражалась в самых различных формах. Тыл обеспечивал фронт воинами-патриотами, ковал оружие и боевую технику, снабжал продовольствием и снаряжением. По инициативе трудящихся по всей стране развернулся сбор денежных средств в фонд обороны.
В конце 1942 года филиал Центрального конструкторского бюро № 32 (ЦКБ-32) Народного комиссариата судостроительной промышленности, организованный при заводе № 640 в Сосновке (Кировская область) разработал несколько вариантов размещения установок М-8-М на 24 реактивных снаряда калибра 82 мм, устанавливаемых в два ряда на торпедных катерах «Г-5». По одному из вариантов ее предлагалось монтировать в носовой части катера вместо зенитно-пулеметной установки, по другому варианту — в кормовой части рубки. Для серийного производства был выбран второй вариант. Жёлобные торпедные аппараты, устанавливавшиеся на катерах Г-5, были демонтированы, а сами жёлоба зашиты дюралевыми листами. Вспомогательное вооружение катера осталось без изменений и состояло из двух 12,7-мм крупнокалиберных пулемётов ДШК.
Строили катера на судостроительном заводе № 639 в Тюмени по проекту 213.
Оснащение и испытание головного катера (заводской номер 204) проходили на Черном море в г. Поти. В приемном акте, подписанном комиссией 5 мая 1943 г. зафиксировано, что «серийный катер Г-5 ХI бис серии, переоборудованный под установку М-8-М по проекту 213, имеет водоизмещение около 16 т и при моторах ГАМ-34 БС показал максимальную скорость 46,9 уз.». Катер получил наименование «Московский ремесленник Трудовых резервов». Катер был построен на средства, собранные учащимися ремесленных училищ Москвы и Московской области. Приказом Наркома ВМФ от 24 июля 1943 г. утверждены 6 приемных актов на катера типа Г-5 ХI бис серии (артиллерийские) с установками М-8-М по проекту 213 (заводские номера 204, 205, 215 и 233).
Водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода до 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м, экипаж 6 человек.
Митинг, посвященный передаче катеров.
Пусковая установка реактивных снарядов зачехлена.1943 г.
В письме черноморцам учащиеся писали: «Пусть стремительные атаки и меткие залпы боевого катера «Московский ремесленник» беспощадно уничтожают фашистские корабли, если они появятся в водах Черного моря.»
Построенные катера в конце 1942-го года были переданы в состав Волжской флотилии, однако в связи с зимой и замерзанием реки участия в боевых действиях на Волге не приняли. Весной-летом 1943-го года 6 катеров были переброшены железнодорожным транспортом на Азовское море, где вошли в состав Азовской флотилии. 11.06.1943 г. вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 — 11.12.1943 г. десантной и Крымской 8.04 — 12.05.1944 г. наступательной операциях. С 29.05 по 31.12.1943 г. входил в состав Азовской флотилии. 16.04.1945 г. вошел в состав Дунайской флотилии.
Длинное название на рубке впоследствии заменили на более короткое «Московский Ремесленник», которое наносили в носовой и средней часть корпуса, а на рубке указывался номер катера (AKA-106), с 23.02.1944 г. ТК-412).
В создавшихся условиях одной из основных задач Черноморского флота был срыв морских перевозок противника. В тоже время немцы всячески стремились обезопасить свои коммуникации от вторжения наших сил, для чего использовались батареи береговой артиллерии, средства радиолокации, минировались подходы к портам. Движение транспортных судов происходило в конвоях под прикрытием авиации и надводных кораблей. Кроме того, существовала широкая сеть прибрежных аэродромов, поэтому вражеская авиация имела возможность оперативно совершать вылеты на цель. Один из таких аэродромов располагался у села Су-Псех недалеко от Анапы. На аэродроме, по данным разведки, базировалось до 60 легких истребителей эскадры «Зеленое Сердце» и группа самолетов 52 эскадры.
Перед группой ракетных катеров, построенных на деньги сотрудников ремесленных училищ, впервые получивших гражданские названия — «Московский ремесленник» и «Трудовые резервы» (полное наименование «Молодой патриот трудовых резервов»), была поставлена задача — нанести удар по аэродрому. В конце мая — начале июня вооружение торпедных катеров усовершенствовали реактивной установкой. Новые катера имели вытянутые рубки, на которых была укреплена реактивная установка «катюша». Звено, в состав которого входили катер «Московский ремесленник» под командованием В. ПИЛИПЕНКО и «Трудовые резервы», командиром которого был В. КВАРЦОВ, должно было нанести с моря ракетный удар по наземному аэродрому, находящемуся на высоте 30 метров. 29 мая 1943 года катера под прикрытием ночи подошли к берегу Анапы и обрушили ураганный огонь своих «катюш» на вражеский аэродром. Противник совершенно не был готов к такому обороту событий: мало того, что удар по аэродрому наносился с моря, так еще и с использованием реактивных установок. В результате аэродром и десятки самолетов противника надолго были выведены из строя, многие машины уничтожены.
Позже экипаж под командованием Владимира Степановича ПИЛИПЕНКО доказал, что использовать огонь реактивных установок можно не только по наземным целям, но и для поражения самолетов и надводных кораблей противника. Экипаж катера неоднократно был награжден, а командиру было присвоено звание Героя Советского Союза.
Катера активно применялись в ходе десантных операций на Керченском полуострове как против кораблей противника, так и против береговых целей. В газете Черноморского флота «Красный черноморец» от 24 июля 1943 г. моряки – катерники ШЕНГУР (будущий Герой Советского Союза) ЮСУПОВ писали: «Катер «Московский ремесленник» уже не раз участвовал в боевых походах и дерзких налетах на вражеские порты Черноморского побережья. Вместе с другими катерами «Московский ремесленник» подавил огонь немецкой дальнобойной батареи, взорвал крупный склад с боеприпасами, в морском бою подбил два немецких торпедных катера, нанес большой урон живой силе и технике врага.»
В ночь на 21 августа 1943 года четыре катера с «катюшами» во взаимодействии со сторожевыми кораблями «Шторм» и «Шквал» произвели огненный налет по анапскому аэродрому, вызвав взрывы и пожары. А спустя трое суток эти же катера в дозоре вели бои с немецкими торпедными катерами. Перехитрив фашистов, заставив их сомкнуть строй, отряд ШЕНГУРА нанес по ним удар сразу девятью десятками ракет. Гитлеровцы даже не отстреливаясь бросились наутек. Экипажи катеров Анатолия КРЫЛОВА (AKA-106) и Нестора КОТОВА (AKA-86) успели на ходу установить еще 12 ракет и выпустить их в середину сгрудившихся вражеских катеров. А в это время катера Михаила МАТВИЕНКО (AKA-76) и Владимира ПИЛИПЕНКО (AKA-96), заряжая свои установки, отстали. Эта случайная задержка оказалась как нельзя кстати: с юга подошли еще три больших катера противника. Командиры не сговариваясь одновременно пошли им навстречу, с дистанции 600-800 метров накрыли их «катюшами», а подошедшие три сторожевых катера СИПЯГИНА огнем из пушек и пулеметов отогнали их совсем.
В ходе проведения Керченско-Эльтигенской операции, длившейся с 31-го октября по 11-е декабря 1943-го года, было потеряно 3 катера из 6. В дальнейшем катера были переданы в состав 3-го дивизиона 2-й бригады торпедных катеров Черноморского флота, а 16 апреля 1945-го года катера вошли в состав Дунайской флотилии.
Появление высоко над рубкой тяжелой установки с 24 РС не могло не отразиться на мореходных качествах легкого катера, его остойчивости. По инструкции АКА разрешалось выходить в море при волнении до 3 баллов.
Самый характер боевых действий в следующем — 1944 г. — был уже совсем иным: теперь главным делом стала борьба на морских коммуникациях обороняющегося и отступающего на суше противника.
Ночью 5 апреля 1944 года отряд из трех катеров (ТК-105, АКА-96 и АКА-106) под командованием старшего лейтенанта ШЕНГУРА, находившийся в свободном поиске в районе еще занятой немцами Одессы, обнаружил на рейде дозор из нескольких больших СКА. Чтобы заставить немецкие катера сосредоточиться, а затем и подвести их под удар «катюш», моряки пошли на хитрость. Торпедный катер ГРИБОВА (ТК-105) смело атаковал один из дозорных катеров и ввязался в бой. Ему удалось выманить четыре СКА в море, а тем временем «Московский ремесленник» Нестора КОТОВА (АКА-106) и катер Владимира ПИЛИПЕНКО (АКА-96) зашли им в тыл и одновременно дали залп, выпустив сразу 48 РС. Едва противник скрылся под прикрытие батарей, АКА на большой скорости подошли к самому волнолому, дали залп по портовым объектам в районе морского вокзала и, прикрывшись дымовой завесой, так же стремительно вышли из зоны обстрела береговой артиллерии.
Катер под командованием старшего лейтенанта Анатолия КРЫЛОВА, а затем лейтенанта Нестора КОТОВА (примерно с начала 1944 г.) и капитан-лейтенанта Александра МИЩИХИНА (с сентября 1944 г.), участвовал во многих боевых операциях — освобождении Новороссийска, Анапы, Таманского полуострова и Керчи. Участвовал в труднейшем переходе из Фальшивого Геленджика в Скадовск. В период боёв за Одессу подбил сторожевой катер и потопил сейнер. В боях за освобождение Крыма и Севастополя потопил десантную баржу, подбил три сторожевых катера и обеспечивал атаки торпедных катеров, связывая боем корабли охранения. Участвовал во взятии румынских портов Констанца и Сулина.
Артиллерийский катер №106 «Московский ремесленник Трудовых резервов»
в румынском порту Констанца в составе десантного отряда
Черноморского флота; 27-е августа 1944-го года
В апреле 1945 года в составе отдельного отряда торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза Владимира ПИЛИПЕНКО, АКА-106 был передан в состав 2-й Сулинской бригады речных кораблей Краснознаменной Дунайской флотилии. Прошел по Дунаю от румынской Констанцы до словацкой Братиславы — через Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Чехословакию. День Победы встретил в Австрии.
4 мая наша воздушная разведка (аэрофотосъемка) обнаружила на Дунае в порту Линц два монитора противника, пять самоходных десантных барж, колесный пароход, четыре колесных буксира, три наливные и 83 сухогрузные баржи, четыре вспомогательных и четыре неопознанных судна.
8 мая представителями германского верховного командования был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. На австрийской территории по обоим берегам Дуная противник начал отходить в направлении города Линц, оказывая слабое сопротивление нашим войскам.
Для захвата кораблей и плавучих средств противника на Дунае в районе Линц командующий Дунайской флотилией приказал сосредоточить все исправные бронекатера флотилии в районах Вены и Вайдлинга. Бронекатерам было приказано иметь полный запас горючего и боеприпасов. Тем не менее, большая часть венгерской флотилии ушла вверх по Дунаю и сдалась американцам. В западных источниках говорится, что венгерские суда «были интернированы».
9 мая наши войска заняли город Линц. А на следующий день отряд получил специальное задание — подняться вверх по Дунаю до австрийского города Линц, захватить и взять под охрану находившиеся там корабли и суда, не позволив им сдаться американским войскам. В условиях тяжелой навигационной и минной обстановки отряд успешно выполнил заданиеВ 9 часов утра торпедные катера №№ 363, 365, 366, 411, 412 и 413 вышли из Братиславы для охраны кораблей противника и плавсредств, оставленных им на Дунае в районе Тулльн — Линц.
Силами Дунайской флотилии в районе Линц были взяты под охрану следующие оставленные противником корабли: два минных катера, один вспомогательный корабль, восемь тральщиков (из них один недостроенный), восемь малых катеров типа полуглиссер, 23 буксира (из них 13 в исправном состоянии), 87 барж (из них две самоходные), два крана и одна землечерпалка. Кроме того, в Линце находилась довольно большая судостроительная верфь, где было захвачено несколько недостроенных германских судов.
После окончания войны катера вернулись на Родину. Дальнейшая судьба «Московского ремесленника» не известна…