Баншац Б.Ш. Корабельная династия «Москва» (продолжение-29)

   В начале 1904 г. в Санкт – Петербурге по инициативе  известного ученого – востоковеда С.С. АБАМЕЛИК – ЛАЗАРЕВА был образован кружок, вынашивавший идеи постройки флотилии подводных лодок на добровольные пожертвования почитателей военного флота. Положил начало пожертвованиям на строительство флота князь Л.М.КОЧУБЕЙ. Через газету «Новое время» 1 февраля он обратился с письмом к редактору А.С.СУВОРИНУ с предложением открыть в газете «подписку на собрание средств для приобретения боевых судов взамен тех, которые неизбежно выбывают из строя при военных операциях на море. Для начала такого полезного дела высылаю Вам десять тысяч рублей».
На это письмо откликнулись многие. Уже к 6 февраля было собрано свыше 250 000 рублей. В этот день было утверждено Общество, почетным председателем которого стал брат царя великий князь Михаил Александрович, а руководство деятельностью осуществлял великий князь Александр Михайлович. Основу финансовой деятельности составили добровольные пожертвования около 17 миллионов рублей. Был выбран класс кораблей – эскадренные миноносцы, которые стали именовать «минные крейсера». В народе их называли «добровольцами». Всего было построено 18 минных крейсеров, 4 подводные лодки и новейший паротурбинный эсминец «Новик». Оставшиеся 800 000 рублей были обращены на создание военного воздушного флота. Соответственно величине первых пожертвований корабли получили названия «Украина», «Войсковой», «Туркменец Ставропольский», «Казанец», «Эмир Бухарский», «Финн», «Донской казак», «Забайкалец», и т.д. Построенный на средства в сумме 996167 рублей, собранные жителями Москвы, корабль назвали «Москвитянин».
В  ряде  справочников  и книг  по  истории  императорского  флота  России  корабль  называют  «Московитянин». (1) Но  на  борту  корабля  написано  «Москвитянин».  Это  подтверждают  и  хранящиеся в РГА  ВМФ  документы.  Например,  в  аннотированном  реестре  описей  фондов  (1697 – 1917 г.г.) фонд  421- документы  Морского  технического  комитета  Морского  министерства,  СПБ (1866 – 1911 г.г.),  опись 1 – «Кораблестроительная  часть»,  имеется  альбом  с  фотографиями  о  строительстве  минных  крейсеров  «Доброволец»  и «Москвитянин».
   В  целях  секретности  при  строительстве  корабль  в  документах  проходил  как  «паровая  яхта  водоизмещением  570 т.»  и  представлял  собой  несколько  модифицированный  проект  350 — тонного  эсминца  типа  «Кит»,  построенного  задолго  до  русско – японской  войны.  В  отличии  от  прототипа  он  имел  увеличенные  размеры  корпуса  и  мостиков,  полубак,  доходивший  до  носовой  дымовой  трубы,  а  также  более  мощные  главные  механизмы:  2  вертикальные  паровые  машины  3-го расширения  суммарной  мощностью  6512 л.с.,  4  водотрубных  котла  системы  «Schulz — Thornycroft»  (830 м3, 16 кг/см2)  в  4-х  котельных  отделениях,  2  турбо-динамо машины  по  14 квт.  Скорость  хода  наибольшая  25 узл., экономическая – 12 узл. (2  котла).  Запас  топлива  140 т., усиленный — 172 т.  угля.  Дальность  плавания  при  нормальном  запасе  топлива  510  миль.  Размеры  72,4 х 8,2 х 2,7 м.  Водоизмещение  640 т. Экипаж  5  офицеров,  4  кондуктора,  82  нижних  чина. Вооружение: 2 – 75 мм,  1 – 37 мм  орудия,  4 – 7,62 мм  пулемета  «Максим»,  3 – 456  мм  торпедных  аппарата  (боезапас – 6 торпед).  На  верхнюю  палубу  можно  было  принять  20  мин  заграждения.  На  корабле  имелся  прожектор  диаметром  60  см  и  радиотелеграф  «Маркони»  мощностью  0,5 квт  с  радиусом  действия  75  миль.
«Москвитянин»  строился  в  Санкт – Петербурбурге  обществом  Путиловских  заводов.  Заложен  в  1904 г.,  11  сентября  1904 г.  зачислен  в  списки  судов  Балтийского  флота.
Из-за  тормозивших  работу  повсеместных  забастовок  вместо  1  мая 1905 г.,  как  ожидалось  вначале,  спущен  на  воду  29  мая  1905 г.
«Секретные»  обстоятельства  подъема  флага  на  корабле  — церемонию,  составляющую  гордость  корабля,  пришлось  назначить  на  нерабочий  день,  когда  из-за  выходных  и  праздников  на  заводе  не  было  рабочих,  которые  могли  бы  сорвать  торжество.

«МОСКВИТЯНИН» НА  СТАПЕЛЕ. 1904

СПУСК  НА ВОДУ  ЭСМИНЦА  «МОСКВИТЯНИН»

    Подняв  вымпел  и  вступив  в  кампанию  27  августа  1905 г.,  «Москвитянин»  смог  приступить  к  ходовым  испытаниям  только  в  июне  1906  года.  Причиной  столь  большой  задержки  явилась  недобросовестная  работа  немецких  специалистов  из  сдаточной  машинной  команды.  20  июня  1906 г.  корабль  вышел  на  ходовые  испытания  в Гельсингфорс.,  где  показал  мощность  механизмов  6512 л. с.,  средняя  скорость  полного  хода  составила  25,75 узл.,  а  максимальная  на  отдельных  пробегах – 25,94 узл.  Главные  машины  обеспечивали  переход  с  переднего  хода  на  задний  за  30  секунд.
Корабль  вошел  в  состав  5-го  дивизиона  2-й  минной  дивизии.  В  кампанию  1905 г. входил  в  состав  Практического  отряда  минных  крейсеров,  а  с  1906  г. – Практического  отряда  обороны  побережья  Балтийского  моря.
Во  время  двухсторонних  маневров  1908 г.  действовавший  в  одиночку  «Москвитянин»  удачно  атаковал  ночную  стоянку  флота  «противника»  на  рейде  Балтийского  порта.  Во  время  плаванья  императора  в  1909 г.  во  Францию  (Шербур  и  Коус)  миноносец  участвовал  в  почетном  эскортировании  кораблей  отряда.
Зиму  1909 -1910 г.г. «Москвитянин»  провел   на судоверфи завода акционерного общества «В. Крейтон и Ко» в Санкт-Петербурге,  где  одновременно  проводился  и  ремонт  корабля.  На  нем  сменили  котельные  трубки,  75-мм  орудия  заменили  на  102 — мм патронные  орудия  Обуховского  завода  с  дальностью  стрельбы  55  кбт.  и  скорострельностью  20  выстрелов/мин.  Боекомплект  составлял  167  выстрелов  на  ствол,  а  37-  мм  орудие  заменено  на  47- мм.(2)

ПОДГОТОВКА  К  ХОДОВЫМ  ИСПЫТАНИЯМ  

«МОСКВИТЯНИН» В ГЕЛЬСИНГФОРСЕ. 1910    

    В августе 1911 г. «Москвитянин» участвовал  в  походе  по  Балтике с посещением  портов  Дании,  Германии  и  Швеции.  8  сентября  1911 г. эсминец  произвел  мобилизационную  погрузку  угля  в  связи  с  проводимыми  учениями  по  эвакуации  порта  в  Либаве  и  вышел  в  большое  заграничное  плаванье.

«МОСКВИТЯНИН»   В  ПОХОДЕ. 1914

В  1914—1915 годах на Сандвикском заводе в Гельсингфорсе   были отремонтированы  главные механизмы  и  усилено  вооружение  корабля. Некоторые  авторы  указывают  разные  данные  о  вооружении:,  3 х102 мм (3), 2 х 100  мм.  орудия  (4),  3 х 102  мм  и  1 х 40  мм  зенитное  орудия,  6  пулеметов. (5), В годы первой мировой войны  участвовал в нападениях на вражеские коммуникации и в минно-заградительных действиях в районе Виндавы и Рижского залива.  С  26  июля  по  8  августа  1915 г.  участвовал  в  Ирбенском  и  с  29  сентября  по  6  октября  1917 г.  в  Моозундской  операциях26 октября 1917 года перешел  на  сторону  революции  и  вошел в состав Красного Балтийского флота. С 10  по  16  апреля 1918 года участвовал  в  ледовом  походе из Гельсингфорса в Кронштадт,  где  вошел  в  состав  отдельного  дивизиона  миноносцев  Морских  сил  Кронштадта.
Начавшаяся  гражданская  война  вынудила  начать  отправку  кораблей  Балтийского  флота  по  Мариинской  водной  системе  на  Волгу  и  Каспий. 15 октября 1918 года «Москвитянин»  вышел  из Петрограда  и 25  ноября  включен  в  состав   отряда  минных  судов  Астрахано – Каспийской  военной  флотилии.  Весной 1919 года в северной части Каспийского  участвовал в боях против белогвардейской флотилии и кораблей английских интервентов, чтобы не допустить их проникновения в Волгу,  и  подавлении  мятежа  в  Астрахани.10  марта  выстрелом  из  его  орудия  была  снесена  высокая  двухъярусная  колокольня  Иоано – Златоустовского  храма  в  Астрахани.  В  это  время  в  храме  звонили  к  службе,  а  моряки  посчитали,  что  этим  звоном  восставшие  подают  какой – то  сигнал. (6)  К  вечеру  12  марта  восстание  удалось  подавить.  29 — 30  апреля  «Москвитянин»  участвовал  в  высадке  десанта  в  Тюбкараганском  заливе,  захватившего Форт-  Александровский,  который  стал   маневровой  базой  флотилии.
19  мая  основные  силы  флотилии  вышли  на  операцию  по  захвату  острова  Чечень.  В  бухте  остались  ледокол  «Каспий»,  «Москвитянин»  с  неисправными  котлами,  минзаг  «Демосвен»,  плавбатарея  №  2,  подводные  лодки  «Минога»  и  «Макрель», база  подводных  лодок  «Ревель»,  пять  катеров  и  полтора  десятка  невооруженных  судов.
21 мая  перед  фортом  появились  10  кораблей  противника.  Силы  были  явно  неравными.Но  защитники  форта  приняли  решение  дать  бой.  Навстречу  вражеским  кораблям  вышли  «Москвитянин»  и  «Демосфен»,  которые  в  13.15  вступили  в  бой.  Из – за  аварии  двух  котлов  эсминец  был  вынужден  вернуться  в  бухту  и  оттуда  вести  огонь.  Понеся  большие  потери,  по  приказу  командования  были  подорваны  «Москвитянин»  и  «Демосфен»,  открыли  кингстоны  на  «Каспии».  (7)  На  неподвижный  эсминец  английские  самолеты  сбросили  15  бомб.  «Москвитянин»  получил повреждение и затонул.

ПОГИБШИЙ ЭСМИНЕЦ «МОСКВИТЯНИН» 1920 г.

    10 января 1920 года был поднят белогвардейцами и в неисправном состоянии включен в состав их морских сил Каспийского моря  и  уведен  в  Петровск,  где  28 марта 1920 года был уничтожен артиллерийским огнём при отступлении белогвардейцев.  В  последствии корпус  разобран  на  металл.(8)
===========================================================================
ЛИТЕРАТУРА
(1) ШЕРШОВ А.П. « История  военного   кораблестроения» Воениздат, 1940
РОМАНОВ  Б.С. «Противолодочный  крейсер  «Москва»  Москва,  1998
(2) МЕЛЬНИКОВ Р. М. Эскадренные миноносцы класса «Доброволец». — Военно-Морская коллекция. — СПб., 1999. — («Боевые корабли мира»).
(3) ШИРОКОРАД  А.Б.  « Великая  речная  война» Москва,  Вече ,  2006 ,  стр.154,  175.
(4)ШИРОКОРАД А.Б. Указ  соч.  стр.158
(5) ВИКИПЕДИЯ  «Москвитянин» (эсминец, 1905).
(6) «Борьба  за  власть  Советов  в  Астраханском  крае»  Астрахань, 1960,  стр.168
(7) СКРИБУНОВ А. «Каспий» — ветеран  гражданской  войны»  «Моделист – конструктор» 1971, № 11.
(8) АПАЛЬКОВ Ю.В. «Боевые корабли  русского  флота  8.1914 – 10.1017»  Справочник.  СПБ, 1996,  стр. 58 – 60.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Спасибо. Очень интересно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *