Баншац Б. Корабельная династия «Москва» (продолжение-4)

В конце первой четверти XIX в. одновременно с рядом неудачных попыток организовать на Волге и Каме линейную буксировку барок   маломощными буксирными пароходами паровые двигатели были применены на «машинных судах» — так называемых «кабестанах» или «кабестанных пароходах». Паровые машины использовались для враще­ния кабестана (ворота), на который наматывался канат от заве­зенного вверх по течению якоря.

Кабестанный пароход «Ярославль»

Мощность кабестанных парохо­дов составляла 80—240 и. л. с. Кабестаны были оборудованы и гребными колесами, имели руль. Колеса использовались лишь при ходе порожнем вниз по течению  или  при  маневрировании. Вверх же оно вместе с буксируемыми судами передвигалось при помощи завозимого вперед якоря с канатом, который наматывался на вертикально установленный шпиль.

Кабестаны несли большое и тяжелое такелажное вооружение. Его составляли 5 якорей, из них становой якорь массой около 2 т и 4 менее тяжелых ходовых (завозных); шейма (якорный канат) станового якоря длиной 130 м и толщиной по окружности 35 см; 10 концов пенькового троса длиной по 230 м такой же толщины для завозных якорей, один запасной и разные мелкие тросы для учалки. Общая масса такелажа доходила до 60—70 т.  Для завоза якорей вверх против течения на 1—1,5 км при каждом кабестане находились один или два небольших парохода мощностью по 40—60 и. л. с., называвшихся «забежками».  

Кабестаны груз не принимали, а буксировали за собой пять-шесть крупных барок с грузом до 8 тыс. т; мелких судов они под­чаливали до 50. Возможность буксировки большого числа судов и сравнительная дешевизна кабестанов — основные их достоин­ства. Нагрузка на 1 и. л. с. кабестана мощностью 240 и. л. с. со­ставляла до 40 т, что в несколько раз превышало нагрузку бук­сирных судов.

Кабестанные пароходы следует считать первыми в мире паровыми судами, осуществлявшими сложные буксировки. Скорость хода кабестана с буксируемым составом против течения в среднем была около 3 км/ч. При благоприятных условиях кабе­станы проходили за сутки до 75 км.

Кабестаны, таким образом, оказались своеобразным переходным типом парового судна, где старый принцип движения сосуществовал с принципиально новым типом двигателя. Появление их на Волге при всем техническом несовершенстве означало крупную победу парового двигателя в речном судоходстве. Но  медлительные и неповоротливые составы кабестанов мешали движению других судов, особенно на перекатах. При некоторых преимуществах этого вида судов они, конечно, не могли удовлетворять потребностям развивающегося судоходства.

Модель кабестана типа «Ярославль» в музее речного флота г.Нижний Новгород

Паровой   кабестан  с  деревянным  корпусом  «Москва»  типа «ЯРОСЛАВЛЬ»   построен в 1854 году  на  заводе  купцов А.В.ТАТАРИНОВА,  М.С.   и  И.С.КОЛЧИНЫХ,  владелец  – купец   РАХМАНОВ

Работал  на  Волге  в  паре  с  забежкой    «Николай  Рахманов»  («Николай»)  типа  «Малоярославец»  мощностью  30 н.л.с.

Длина 64,00 м

Ширина 12,70.м

Высота борта 3,56 м

Буксируемый груз до 8000 т

Число буксируемых судов от 5 до 15

Скорость (средняя) при буксировке каравана 1,25 км/час.

Главный двигатель — паровая одноцилиндровая машина  балансирная Уатта

Мощность  60 н.л.с

Число двигателей 1

Тип котлов паровой

Топливо дрова

Экипаж  130  чел.

Движитель — гребное колесо

Расположение бортовое Число движителей 2

«Кабестан  с  буксируемыми  им  белянами  представлялся  на  Волге  каким – то  колоссальным чудовищем…   делая  около  30  верст  в  сутки,  но  зараз  перевозя  груз  до  500  тысяч  пудов» – так  описывал  кабестанный  флот  в  1877  году  журналист  В.И.НЕМИРОВИЧ – ДАНЧЕНКО,  брат  знаменитого  режиссера.

На  смену  кабестанам  пришли  туеры. 

Схема работы «цепного парохода» — туера

Сущность цепного пароходства заключалась в следующем.  По дну реки на всем протяжении судоходного участка прокладывалась толстая цепь или же стальной канат, вводившаяся по направляющим каткам на палубу парохода с носа, где она подхватывалась барабанами с горизонтальной осью, приводимой во вращательное движение паровой машиной. Наматывая цепь на барабан, пароход подтягивался вперед, подобно коноводкам и кабестанам, задний же конец цепи, сматываясь с барабана, вновь погружался в воду за кормой парохода.

При таком способе движения пароход со всем своим возом следовал строго по определенной линии, не рискуя уклониться с заданного пути. Используя практически 100% КПД паровой машины, что намного больше, чем у обычного колесного буксира, туер при средней мощности в 40-50 л.с. мог вести за собой порядка 5 – 6 судов с грузом до 120 тыс. пудов (1965 т) со скоростью против течения от 3 до 4 верст в час (3,2 – 4,3 км/час). Цепь подхватывается на туере барабаном с горизонтальною осью и удерживается там простым трением. Иногда цепь наматывают на барабан в несколько оборотов, или его намагничивают.

Туер с баржей на Мариинской системе (начало 20 века)

В 1870 г. в Бельгии Hoboken на заводе Societe Anonyme John Cockerill был построен туер «Москва». Владелец — компания «Волжско -Тверское пароходство по цепи».

МАКЕТ ТУЕРА В НИЖЕГОРОДСКОМ МУЗЕЕ РЕЧНОГО ФЛОТА

Основной материал, из которого сделан корпус – железо.

Наружные размеры судна (м):

Длина наибольшая — 40.53  

Ширина наибольшая с кожухами — 11.73  

Ширина наибольшая без кожухов — 7.46  

Высота судна (по середине длины судна без надстроек) -2.4  

Осадка судна порожнего — 0.53  

Осадка судна при полной нагрузке — 0.66  

Род потребляемого судном топлива —   дрова  

Количество топлива, потребляемого машиной — 1/8 куб. саж. в час  

Число служащих на судне (чел.) — 18.

Наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) — 49.13  

Наибольшее количество груза, которое может буксировать судно против течения (т.) — 1310.39  

Район плавания — Тверь – Рыбинск,   Тверь — Нижний Новгород     В  1892 г.  переделан  в  товаро–пассажирский  пароход.

Проводка туером каравана с грузом по цепи (Франция)

На  верфи  NKK  Corporation, Tsuruma  Works,  Иокогама,  Япония  для  Совкомфлота    (оператор  Новороссийское  морское  пароходство, компания « Novoship»)  были  построены  6  нефтяных  танкеров  типа  «Москва» с  двойным корпусом, специализировавших на  перевозке сырой  нефти, носивших «московские»  названия.

Порт приписки всех- судов первоначально был Монровия (Либерия).
«МОСКВА» («MOSCOW»)

Построен 12.11.1998 г.

Дедвейт 106 533 т

Списан 12.03.2018

Утилизирован в 08.2018 Читтагонг (Бангладеж)

«МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ» («MOSCOW KREMLIN»)

Построен  в  1998 г.

Дедвейт  106 521 т

«МОСКВА — РЕКА» («MOSCOW RIVER»)

Построен  25.02. 1999 г.,  строительный  № 184

Дедвейт   106 552 т. 

В  июне  2010 г.  перешло  к  оператору    SCF Management Services (Cyprus) Ltd,  в апреле  2016 г. — SCF Management Services (Dubai) Ltd.  В  декабре  2018 г.  владельцем  и  оператором  стал  SOMAP INTERNATIONAL PTE LTD  (Сингапур),  порт  приписки  Малакаль Харбор,  Палау,  изменено  название  на  «RIVER»,  а  с  февраля  2019 г.   на  «S. RIVER». 

В  апреле  2020 г.  вновь  сменил  арендатора  на  BASTILA SHIP MANAGEMENT PVT  (Индия),  название «Adratis»   и  порт  приписки – Панама. 

С  сентября  2020 г.  оператор  BALDER  SHIPPING  INC  SILVER  STAR SHIP MANAGEMENT  (Маршалловы  острова),  название  « BALDER»  и  порт  приписки  Либревиль.,  затем  оператор  BALDER SHIPPING INC  (Маршалловы  острова),  название «XENIA S»,  порт  приписки  Занзибар.

«МОСКОВСКИЕ ЗВЕЗДЫ» («MOSCOW STARS»)

Построен в 1999 г.

Дедвейт 106 450 т

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» («MOSCOW UNIVERSITY»)

Построен  26.03.1999 г.,  строительный  № 185.

Дедвейт   106 552 т.

05.05.2010 танкер Moscow University подвергся пиратскому нападению неустановленными лицами на расстоянии 500 морских миль (930 км) от побережья Сомали в нейтральных водах. Судно предпринимало попытки к маневрированию, препятствующему проникновению на борт посторонних лиц; члены команды пытались сбить нападавших при помощи пожарных стволов и производили предупредительные пистолетные выстрелы. Когда стало очевидно, что предпринимается попытка захвата судна, капитан приказал, чтобы вся еда и вода были скрыты, а сам вместе с командой забаррикадировался в машинном отделении. Экипаж отразил две попытки захвата силовой установки судна. В течение 20 часов все остальные палубы и помещения «Московского университета» находились в руках пиратов.

Капитан судна смог выйти на связь с российским БПК «Маршал Шапошников». С его борта на разведку был направлен вертолёт, и менее чем через сутки «Маршал Шапошников» достиг района происшествия. Пираты пытались стрелять в вертолёт разведки, ответным огнём один из них был убит. По прибытии в заданный район с борта российского корабля были спущены скоростные моторные лодки с морскими пехотинцами. После короткой перестрелки российские военнослужащие взяли судно под контроль и обезоружили пиратов. В результате операции 1 пират был убит и 10 — захвачено в плен — согласно официальной версии они были отпущены — высажены в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды (но без средств навигации).

С  августа  2010 г.  оператор  SCF Management Services (Cyprus) Ltd,  с  апреля  2016 г  оператор   SCF Management Services (Dubai) Ltd.  С  декабря  2018 г.  владелец   FANCY MARITIME SA  (Либерия),  название  «UNIVERSITY».  С  января  2019 г.  владелец  и  оператор  SHAN SHIP MANAGEMENT PVT LTD  (Индия),  название  «PSD SEDOWA»,  порт  приписки  Панама.

С  марта  2020 г.  владелец  SEAGER SHIPPING INC  (Маршалловы  острова),  оператор  JANELLE SHIP MANAGEMENT PVT  (Индия),  название  «SEAGER».

«КУБАНЬ» («KUBAN»)

Построен  24.01.2000 г.,  строительный  № 191.

Дедвейт  106562 т.

Строительное  имя «МОСКОВСКАЯ  СЛАВА»  (MOSCOW  GLORY»),  название   изменено   на  «КУБАНЬ»  («KUBAN»).

С  апреля  2016 г.  оператор  SCF Management Services (Dubai) Ltd,  с  марта  2018 г.  владелец  и  оператор  Nabeel Shipmanagement FZE  (Объединённые Арабские Эмираты),  порт  приписки  Малакаль Харбор,  Палау,  название  «OBAN».  Списан  27.03.2018  и   утилизирован в  июле  2018  г.  в   Читтагонге (Бангладеш)

Данные  танкеров  типа  «Москва»:

Длина  243,46 м

Ширина  42,033 м

Полная летняя осадка  14,752 м

Надводный борт в балласте  14.25 м

Надводный борт в светлом состоянии  18.34 м

Надводный борт на полной летней осадке  5.987 м

Двигатели дизельный двигатель Sulzer 6RTA58T

Скорость хода   15,1 узлов (28 км/ч)

Экипаж      23  чел.

Регистровый тоннаж  113470 м3

GRT  56,076 т DWT 106,553  (106,521) т

БУКСИР  ПАРОВОЙ  «Москва»  мощностью  450 л.с.

Построено:         1891

Списан:     12.1963

Приписка:  (РСФСР) 

Владелец: Производственное объединение «Волго-Балтийский водный путь имени В.И. Ленина» МРФ РСФСР / Управление Волго-Балтийского водного пути имени В.И. Ленина МРФ РСФСР / Управление Волго-Балтийского канала МРФ РСФСР / Северо-Западное бассейновое управление пути МРФ РСФСР

Регистрация:      РР РСФСР

Регистровый №:          008169 Текущее состояние:   Разрезано (утилизировано)

БУКСИР  ПАРОВОЙ  «Москва»  мощностью 105 л.с.

Построен: 1915

Списан:     10.1957

Приписка:  Калининград 

Владелец: ГП «Западное речное пароходство МРФ РСФСР»  СССР

Регистрация:      РР РСФСР

Регистровый №:          012927

Текущее состояние:   Разрезано (утилизировано)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *