Баншац Б. Корабельная династия «Москва» (продолжение-3)

Буксирный пароход «Москва»

Общество  «По  Волге»  в  1859 г. (4)  приобрело  построенный в  Англии  на  заводе  Ревенгиль  и  Самюда    в  Полларе  (Эссекс)   буксирный  пароход  «Москва»  со  стальным  клепанным   корпусом  и  деревянной  надстройкойЕго  доставили  в  Россию  в  разобранном  виде  и  собрали  в  Криушском затоне.  Капитаном  был  назначен  швейцарец  Андрей  Каспарович  ЛЕЙТЦИНГЕР.

5  мая  1864 г.  на  Волге  вблизи  Самары  разыгрался  шторм.  Одну  баржу  сорвало  с  якоря  и  через  пять  минут  она  пошла  ко  дну,  трое  рабочих  оказались  в  воде.  За  помощью  обратились  к  капитану  парохода  «Моск-ва».  Он  отказал  в  помощи  терпящим  бедствие  людям  и,  взяв  на  буксир  две  баржи,  буксир  ушел  вверх  по  реке.

В  конце  70-х  годов  общество  испытывало  трудности  в  области  организации  грузовых  перевозок  из – за  большой  конкуренции  со  стороны  других  пароходств, особенно усилившейся вследствие неблагоприятных внешних обстоятельств (неурожай в Поволжье и мелководье) сократило свой буксирный флот и основное своё внимание обратило на пассажирские перевозки.  В  1879 — 1880  г.(5)  на  Сормовском  заводе  в  Нижнем  Новгороде  буксир  был  пере-делан  в  пассажирский  двухпалубный,  или  как  тогда  говорили    «американского»  типа  пароход  «Император» (6). 

Это  самый  большой  из  легких  пароходов  общества  «По  Волге».

В  «Статистическом  сборнике  Министерства  путей  сообщения  за  1910 – 1916 годы»  приведены  следующие  тактико – технические  характеристики  парохода:

Длина 250 футов.

Ширина  26  футов,  габаритная 47  футов.

Осадка  с  грузом  9  четвертей  аршина,  порожняя  7  четв.  Аршина.

Высота  борта  10  футов.

Грузоподъемность  10  тыс.  пудов

Пассажиров: 1  класса – 28  чел.,  2  класса – 32  чел., 3 и 4  классов – 440  чел.

Команда – 30  чел.

Мощность  140 н.л.с.

Длина  225  футов.

Ширина  26  футов.

Осадка  5  футов  при  полной  грузоподъемности  9000  пудов.

В  «Списке  Регистра  за  1915 г.»  размеры  указаны  в  метрической  системе  мер  и  весов:

Длина  расчетная – 87,5  м.

Ширина  расчетная  — 7.93 м.

Высота  борта  — 3.05 м.

Ширина  габаритная – 14,35 м.

Осадка  порожнем – 1.24 м.

Осадка  в  грузу  — 1.6 м. Грузоподъемность  — 160 тонн.

Главный  двигатель – вертикальная  паровая  машина  системы  Пенна  с  качающимися  цилиндрами,  изготовлена  в  1859 г.  на  заводе  Ревенгиль  и  Самюда,  переделана  на  Compaund    в  1889 г.  на  заводе  Курбатова  в  Нижнем  Новгороде,  мощность  800  э.л.с.(5, 7).

3  котла  оборотной  системы  изготовлены  на  заводе  Курбатова  в  1889 г.,  поверхность  нагрева  3 х 91.4 м2,  рассчитаны  на  рабочее  давление  7.68  кг/см2.

В  качестве  движителя  используются  2  бортовых  гребных  колеса.

Судно  оборудовано  паропроводом,  трубопроводом  питательной  воды,  газоотводным  трубопроводом  с  дымовой  трубой,  пожарно – осушительной  и  фекальной  системам и,  а   также  системами  отопления  и  вентиляциипомещений.

Район  плаванья  река  Волга  и  Каспийское  море.

ДЕБАРКАДЕР   НА  МЕТАЛЛИЧЕСКОМ   КОРПУСЕ   МД-55 ( «МОСКВА»)

Класс:  дебаркадер  (45 метров)

Построено:895

Списано:   04.1963

Приписка:  Ленинград 

Владелец: ГП «Северо-Западное речное пароходство НКВТ СССР»  СССР

Оператор: Ленинградская пассажирская пристань СЗРП МРФ РСФСР  СССР

Регистрация:      РР РСФСР

Регистровый №:          007578

Текущее состояние:   Разрезано (утилизировано)

Дебаркадер.

Длина: 46,6 м.

Ширина: 7,3 м. Высота борта: 3,4 м

10  ноября  2001 года   в середине закрытой части морского канала Петербургского морского порта  в  районе  Золотых  ворот  на  расстоянии  100  м  от  берега   на глубине около 10 метров  затонул  буксир  «МОСКВА»,   следовавшее из Кронштадта в Санкт-Петербург. Буксир  пытался  доставить  из  Кронштадта  в  Санкт – Петербург  недостроенную  металлическую  яхту,  которую  собирались  перестроить  в  плавучий  ресторан.

Владелец  судна  Морозкин Ю.А.  грубо  нарушил  существую­щие  правила – ночью  без  опознавательных  сигналов  и  без  разрешения  военно – морских  вла­стей  Кронштадта  вышел  в   открытое  мое.   Несмотря  на  то,  что  штормового  предупреждения  не  объявляли,  не  заметить  сильного  ветра  — порядка  15 – 20  метров  в  секунду  было  невоз­можно.   

Речной  буксир  оказался  на  крутой  морской  волне  и  вскоре  запросил  помощи. В  пути  буксир  несколько  раз  столкнулся  с  металлической  конструкцией,  что,  по  мнению  специали­стов,  привело  к  повреждению  рулевого  управления,  в связи  с  чем  экипаж  запросил  помощь. Как  потом выяснилось  водолазом,  обследовавшим  судно  под  водой,  несколько  метров  троса  каким – то  образом  обмотались  вокруг  руля.  В 7.43   буксир сообщил в  Морской  спасательно – координационный  центр  «Санкт – Петербург» о том, что у него заклинило руль, и он был взят на буксир  проходившей  мимо   самоходной   шаландой «Арктика».  Навстречу  им  вышел  спасатель­ный  катер  «Алиот».  Однако  «Москва»  накренилась  и  начала  «черпать  воду»  бортом.  После этого с судна поступило еще одно сообщение о том, что в машинное отделение поступает вода,. В  7.47  Морозкин   по  радио  произнес  «…нужно  откачивающее  судно,  иначе  я  утону».  В  Мор­ском  канале,  где  волны  достигали  двух  метров, в  7.50  она  затонула,  создав  опасность  для  движения  теплоходов  с  большой  осадкой  по  Морскому  каналу.  

В спасательных работах были задействованы большой гидролокационный катер, водолазный бот ВМ-15 и буксирные суда «Меркурий» и «Эридан». Проводившиеся на месте аварии спасательные и поисковые работы были приостановлены в   11 ноября  в 01.35   из-за штормового ветра и повышения уровня воды, и возобновлены в понедельник около 12.00 мск.

12  ноября  плавучим краном   «Богатырь-4»  буксир  был  поднят  и  доставлен  на  28-й  причал    морского  порта.    Тела  владельца  и  моториста  А.Лушина  найдены  водолазами  при  осмотре  судна. 

Буксир для транспортных работ «Москва»

Дизельный буксир со стальным корпусом для ледокольных и буксирно-транспортных работ.  «Москва»  проекта  1427, тип «Полярник»  был  построен  на Костромском судомеханическом   заводе   в  1971  году.

Приписка:  Санкт-Петербург.  Владелец: с  апреля 1999 г. частное лицо  Морозкин Ю.А.

Регистрация: РРР,  бортовой №: СЗ-1-381,  регистровый №: 171041

Формула класса:         О2,0(ЛЁД20).  Класс Регистра: «М»

    Характеристики:

Длина габаритная: 20,30 м

Длина расчётная: 18,20 м

Ширина габаритная: 4,28 м

Высота борта: 2,55 м

Валовая вместимость: 55 рег.т.

Водоизмещение порожнём: 49,10 т

Водоизмещение в грузу: 72,90 т

Осадка порожнём: 1,07 м

Осадка в грузу средняя: 1,43 м

Скорость полного хода (с тяговым винтом): 19,2 км/час

Скорость полного хода (с ледовым винтом): 17,5 км/час

Экипаж: 6 чел

Автономность по топливу: 56 часов

Автономность по запасам воды и провизии: 4 суток.

Дальность плавания: 1000 км.

Мощность: 2х150 л. с. Марка ГД: 6ЧСП18/22

Речной стальной, однопалубный, одновинтовой с ВФШ буксирный катер «Москва»

Речной стальной, однопалубный, с одноярусной рубкой, дизельный, одновинтовой с ВФШ  буксирный катер  «МОСКВА»  мощностью 110 кВт. Предназначен  для   буксировки  несамоходных судов.

Тип:    БР (80, 90, 150)  Проект:     БР-150

Приписка:     Никольское  Россия

Владелец:     ООО МФ «Барк»  Россия

Регистрация:           РРР

Регистровый №:     004864

Формула класса:     Р1,2(ЛЕД10)

Построено:   1959

Место постройки:   РСФСР, г. Астрахань

Текущее состояние:           Эксплуатируется

Приписка с.Николо-Комаровка ,   Астраханская область

Длина: 18 м
Ширина: 3,21 м

Высота борта: 1,25 м

Водоизмещение в грузу: ? т

Осадка средняя в грузу: 0,85 м

Валовая рег. вместимость: 27 рег. т

Кол-во коечных мест: 6

Мощность ГД: 1×110 кВтМарка ГД: дизель 3Д6

Буксир — флотовод «Москва»

Буксир – плотовод   «Москва»,  проект Р-33

Место постройки : Лимендский судостроительно-судоремонтный завод СРП  СССР Котлас

Строительный №:       1

Построено:         1970

Списано:   после  03.1993 г.

Приписка:  Архангельск 

Владелец и оператор:          ОАО «Северное речное пароходство»  Россия

Текущее состояние:   Разрезано (утилизировано)

Река Вычегда, затон Лименда Архангельская область, Котлас

Представительский  катер  «Москва»

Представительский  катер  «Москва»

Река Амур  Хабаровский край, Хабаровск  Кировский затон,  База Отдельного дивизиона катеров штаба ДВО МО РФ. 11 октября 2014 г.

Тип:  КС .  Проект:       КС-14-1

Место постройки:        Костромской судомеханический завод  Россия Кострома

Строительный №:       1

Построено:         2002

Приписка:  Хабаровск 

Владелец: Частное лицо

Регистрация:      РРР

Регистровый №:          233681

Формула класса:         Рмс1,2

Текущее состояние:   холодный отстой. Длина 13,74  м:

Ширина  3,22 м:             

Осадка 0,45  м:

Двигатель: стационарный,  мощность 250 л.с.

Скорость   30  км/ч 

Тип движителя: водомет

Количество человек: 10 Спальные места: 5

   Речной стальной катер «Москва» с водометным движителем.

Речной стальной катер с водометным движителем. Принципиальной особенностью катера является увеличенная полезная площадь за счет  размещения рубки и каюты от борта до борта. Корпус катера — стальная сварная конструкция, имеющая остроскулые обводы надстройка выполнена из сплава АМг. Катер оборудован санузлом, камбузом. Отопление помещений катера осуществляется с помощью автомобильных отопителей, на стоянке — от автономного отопителя. В каюте предусмотрены места для установки электробытовой техники, кондиционера. Блок-рубка оборудована палубными люками, которые позволяют осуществлять вентиляцию помещений, а также производить эвакуацию пассажиров в экстремальных случаях. Для полноценного отдыха на катере предусмотрена просторная кормовая площадка со столиком, сидениями и тентом, трап для купания. Для посадки пассажиров с необорудованного берега в носовой части катера установлен откидывающийся трап.

Сухогрузный  теплоход  разряда  «О»  «Москва»

В 1951 г.  на  Красноярском   судостроительном   заводе   имени Побежимова  построен  сухогрузный  теплоход  разряда  «О»  «Москва»  типа «Москва»  проекта  573

  Судно  имело  сквозной  закрытый   трюм  объемом  1650  м3    с люковыми закрытиями,  двойные  борта  и  двойное  дно,  что  в  условиях  каменистого  грунта  сибирских  рек  обеспечивало  сохранность  перевозки  грузов.  Машин-ное отделение и надстройки  располагались   в кормовой части.   Прочность  корпуса  позволяло  использовать  судно  на  морских  рейдах  в  устьях  рек  Енисея  и  Лены.

Грузоподъемность  1000т.

Мощность  механизмов  750 (800)  л.с.
Размерения  80,25  х 11,55  м. 
Высота  борта  3,5 м.

Скорость  хода  17.5 км/час.

Водоизмещение  1500 т.

Осадка  в  полном  грузу – 2.25 м,  в  порожнем  1.33 м.

В  качестве  главных  двигателей  использовались  2  дизеля  4 ДР 30/50  с  непосредственной  передачей  мощности  на  2  винта. Экипаж  10  чел

В  мае  1955 г.  переименовано  в  «Сталинград»,  в  ноябре  1961  г.  в  «Волгоград». Входило  в  состав  ГП «Енисейское речное пароходство»   (порт  приписки  Красноярск) ,  затем  в   ГП «Ленское объединённое речное пароходство  (порт  приписки  Жатай).  Списано  и  утилизировано  в  1988 г.   В  1955  г. на  Красноярском   судостроительном   заводе   имени Побежимова  построен    еще  один  сухогрузный  теплоход  проекта  573,  также   получивший  название    «Москва».  Входил  в  состав  ГП «Енисейское речное пароходство»   (порт  приписки  Красноярск).  Списан  и  утилизирован.

ТЕПЛОХОД ПРОЕКТА «Москва» 573 НА БЕРЕГУ ЕНИСЕЯ, 2010 ГОД

МОТОРНАЯ  ЯХТА  «MOSCOW -1»

Красное море, Шарм-эль-Шейх, Египет.

ГРУЗОВОЕ  СУДНО  «MOSKOVA»  Руан,  Франция.

Пассажирский  пароход  «МОСКВА»

В 1897 г.  в  Санкт-Петербурге  на   заводе  Московского товарищества Невс-кого механического завода  для   «Общества Московско-Ярославско-Архан-гельской железной дороги»  был  построентоваро – пассажирский  пароход  «МОСКВА».  В  1908 г.  судно  приобретено  пароходством  М.П.Зарубина.  Арендован  в  1914 г.  на  три  года    пароходным  обществом  «Кавказ  и  «Меркурий  и  Восточное» .  Национализирован  в  1918 г.

Регистрационный номер Русского Регистра — 822  

Год последнего капитального ремонта судна — 1899 (1919).

Число ярусов надстройки — 2 (1921).

Модернизация — перестроен в 1899 г. (1915)

Наружные размеры судна (м):

Длина наибольшая — 70.4 (1897, 1902), 74.67 (1908, 1914), 73.91 (1915), 74.67 (1919, 1921)

Ширина наибольшая с кожухами — 14.93 (1897, 1902, 1908, 1914, 1919), 14.63 (1921)

Ширина наибольшая без кожухов — 8.22 (1897, 1902, 1908, 1914), 8.3 (1915), 8.53 (1919), 8.3 (1921)

Высота судна (по середине длины судна без надстроек) — 2.87 (1908, 1914), 2.74 (1915), 2.84 (1919), 2.81 (1921)

Осадка судна порожнего — 0.75 (1897, 1902, 1908, 1914, 1919), 0.93 (1921)

Осадка судна с топливом — 0.88 (1915) Осадка судна при полной нагрузке — 1.46 (1897), 1.42 (1902, 1908, 1914), 1.6 (1915), 1.42 (1919), 1.6 (1921) Подробности по корпусу: 9 переборок (одна с дверью), электрическое освещение, частью деревянная, частью железная палуба (1915) Машина(ы): Год и место постройки — Шотландия, Glasgow (1897); 1897 Шотландия, Glasgow (1902, 1908); 1897 Англия (1914); 1897 Шотландия, Glasgow (1915); 1898 (1921)

Количество — 1 (1902, 1908, 1914, 1915, 1921). Тип — тройного расширения (1902), компаунд, тройного расширения (1908), компаунд (1914), Тройного расширения, наклонная, парораспределение Джоя и Трика, инжекционный холодильник (1915), тройного расширения (1921).

Мощность — 150 (1897, 1902), 120 (1908, 1914, 1919), 150 (1921) номинальных сил; 600 (1897, 1902), 370 (1908, 1914, 1915, 1919), 600 (1921) индикаторных сил.

Род потребляемого судном топлива — нефть (1897, 1908, 1914, 1915), нефтяные остатки (1919), дрова (1921)

Количество топлива, потребляемого машиной — 25 пудов в час (1908, 1914), 1 куб. саж. в час (1921)

Размеры цилиндров (дюймы) — 18¼ х 28½ х 45 (1915).

Ход поршня (дюймы) — 48 (1915).

Котлы:

Год и место постройки — 1897 Англия, Лондон, завод Babcock & Wilcox (1897, 1902, 1908, 1914, 1915); 1897 (1921)

Регистрационный номер(а)- 375 (1908, 1914). Дата регистрации — 1897 (1902), 1896 (1908, 1914).

Количество — 1 (1902, 1908, 1914, 1915, 1921), тип — водотрубный (1908, 1914), водотрубный (системы Бабкок-Вилькокс) (1915), водотрубный (1921).

Рабочее давление пара в котлах (атм.) — 10 (1902), 12 (1908, 1914, 1915, 1921).

Площадь нагрева котлов в кв. футах — 2285 (1908, 1914), 2284,5 (1915), 2400 (1921).

Пассажировместимость (чел.):

 Число пассажиров: палубных — 1-ый класс — 34, 2-ой класс — 52, 3-ий класс — 900 (1897),

1-ый класс — 42, 2-ой класс — 46, 3-ий класс — 650 (1908, 1914-1500, каютных — 120 (1921).

Число служащих на судне (чел.) — 40 

Число судовой команды: палубной — 35, машинной — 15 

Наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) — 294.83 (1902, 1908, 1914), 327.59 (1919, 1921)

Район плавания — Рыбинск — Ярославль (1897); Рязань — Астрахань — Пермь (1908); Пермь — Рязань — Астрахань — Пермь (1914); Волга и Кама (1915); Рыбинск — Пермь (1919); Волжский бассейн (1921) — В Регистре СССР 1926г. имеет порядковый № 982, № Регистра — 222 (Нижегородское бюро) и значится под именем «Москва» в составе судов Волжского государственного речного пароходства.

ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ  ПАРОХОД  «МОСКВА»

Река Томь

Томская область, Томск 

Приписка:  (приписка неизвестна) 

Судьба не установлена  Фото  из  коллекции Амельянчик Н.А.

СУХОГРУЗНАЯ  БАРЖА  ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬЮ  430 ТОНН  «МОСКВА»

Построена:         1896

Списана:   04.1958

Приписка:  Благовещенск 

Владелец: Амурское речное пароходство МРФ РСФСР  СССР

Регистрация:      РР РСФСР

Регистровый №:          104584

Текущее состояние:   Разрезано (утилизировано)

Амурская область, Благовещенск

Затон Благовещенская РЭБ Флота Из книги «Амур-река жизни», 2014 г., автор А.Медников

ПРИМЕЧАНИЕ

(4)   1848 г. в  Голландии  мощностью  120 н.л.с.  —  В.М.ЦЫБИН  «Пароход  на  Волге»,  Саратов,  1996 г.,  стр.32

«Москва» — буксирный пароход.  Построен в 1859 году

Владелец (в навигацию 1869 год) –пароходное общество «По Волге»  

Технические характеристики     Мощность двигателя — 140 л.с..

Районы плавания:- Бассейн Каспийского моря — Число лет плавания – 11,  — Волга — 1859-69
«Статистический временник Российской империи. Том 2. Выпуск 2. Санкт-Петербург, 1872 г. — стр. 257-298. Таблица IX. «Подробный перечень пароходов, плававших по внутренним водам европейской России с 1852-69 годы».
(5)  1889 г. Библиотека  корабельного  инженера  Е.Л.Смирнова 
(6)
На  товарно–пассажирском  двухпалубном  пароходе  «американского»  типа  при  «классической»  компоновке  часть  трюма  и  нижняя  палуба  использовались  исключительно  для  размещения  и  перевозки  груза.  Для  перевозки  пассажиров,  разделенных  на три  класса,  использовалась  верхняя  палуба.  Впоследствии,  из – за  необходимости  осуществлять  массовые  перевозки  пассажиров,  эта  компоновка  была  изменена:  на  верхней  палубе  размещались  каюты  пассажиров  1  и  2  классов  и  общая  гостин6ная – столовая,  пассажиры  3-го  класса  переместились  в  носовую  часть  нижней  палубы,  и,  вдобавок,  появился  четвертый  класс – «артельные»  пассажиры,  размещавшиеся  в  остальных  помещениях  нижней  палубы.
(7)  Длина  225 фт.,  осадка  при  полном  грузе  9000  пудов – 5  фт.,  мощность  140 н.л.с. В.М.ЦЫБИН   Указ.  соч.,  стр.35

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.