Баншац Б. Корабельная династия «Москва» (Продолжение 24)

В  1896 г.  на  заводе   Alley & MacLellan  в  Глазго,  Шотландия  был  построен  двухколесный  однопалубный  паровой  пароход – буксир  с  железным  корпусом     «ВАСИЛИЙ  АТЛАСОВ».  Доставлен морем в разобранном виде на Амур осенью 1896 года, собран в районе Николаевска-на-Амуре к навигации 1897 года. Номер  по  списку  МПС – 76.  До  1909 г. принадлежал  «Товариществу  Амурского  пароходства» (ТАП)   в  Санкт — Петербурге.
Длина расчетная — 50,29 м.
Ширина  расчетная – 7.32 м.
Ширина  по  обносам  — 14.76 м.

Высота  борта -2.29 м

Осадка  порожнем – 089 (1.02) м
Осадка  в  грузу – 1.07 (1.20) м
Дедвейт — 54,3 т.
Водоизмещение  порожнем – 249,9 (287,9) т

Водоизмещение  в  грузу — 304,2 (342,1) т
Водоизмещение  на  1  см  осадки – 3.05 т.
Поперечный  метацентрический  радиус r= 3.91 (3.48) м.
Буксируемый  груз – 800 т.
Скорость — 11  узлов
Экипаж – 22 (24)  чел.
На  судне  установлены   паровая  наклонная  машина Compaund  с  холодильником  мощностью  500  и.л.с.  и  два  паровых  котла  с  поверхностью  нагрева  по 80 ми  рабочим  давлением  8 кг/см2,  изготовленные  на  этом  же  заводе.  В  качестве  топлива  используются  дрова,  часовой  расход  1,9 м3.

Предназначен  для  буксировки  барж  в  бассейне  Амура  на  линии  Хабаровск – Сретенск – Иман – Харбин.
Приписка – Благовещенск.(1)
С новыми гребными колесами, изготовленными к 1914 году (при возросшей габаритной ширине до 15,6 м), развивал скорость «на тихой воде» и без барж до 19 верст/час.

В 1898 году был зафрахтован обществом КВЖД для перевозки железнодорожных грузов от станции Иман на Уссури до г.Харбина на Сунгари. В 1900 году во время «Боксерского» восстания в Китае был сначала зафрахтован Управлением военных сообщений (УВОСО) Приамурского военного округа для перевозки войск и военных грузов по фрахтовым ценам ТАПа, а с 12.08. по 8.10.1900, в связи с рядом нарушений ТАПа был реквизирован УВОСО по Положению о Военно-судовой повинности, и совершал обязательные рейсы с войсками по Амуру и Шилке от Хабаровска до Сретенска по заданиям ПрВО и по его тарифам; 19.08.1900 вместе с пароходами  «Заря» и «Михаил»  оказывал помощь сидевшему на мели с военными грузами у станицы Черняевой пароходу АОПиТа «Граф Путятин», и до конца навигации, уже после окончания боев на Амуре продолжал находиться в распоряжении Военного ведомства.  28.09.1900, при большой перегруппировке войск, «ВЛАДИМИР АТЛАСОВ» вышел поздним рейсом из Благовещенска вниз по Амуру со сменными войсками, вместе с  другими  пароходами  перевозил их до полного ледостава.

Во время Русско-японской войны «ВЛАДИМИР АТЛАСОВ» в 1904 г. был  вновь зафрахтован Военным ведомством для перевозок войск и военных грузов, а 9.04.1905 совместно с  другими пароходами мобилизован УВОСО ПрВО для буксировки «артиллерийских» барж, на которых Морским ведомством были установлены по 2 дальнобойных корабельных орудия калибром 152.   Вооружен двумя 37-мм орудиями и с 26.04.1905 отправлен вниз по Амуру на Малмыжскую позицию в составе отряда капитана 2 ранга Родионова,  но  в боевых действиях не участвовал. В сентябре 1905 г. пароход  был демобилизован и возвращен правлению ТАПа, у которого состоял далее в 1906-1909 гг. После банкротства пароходства продан к 1910 году торговому дому «Алексеев В.И. и Сыновья» и переименован в «НИКОЛАЕВСК» (вероятно, был продан еще в 1909 г., т.к. упомянут уже с этим названием и с рег.№76 в «дополнительной» переписи 1907-09 гг./изд.1914 г., но в судоходной хронике – упоминается  с 6.08.1910.  6.04.1912 был переименован еще раз, получив название «ГЕНЕРАЛ ЛИНЕВИЧ» и  15.10.1913 года вместе с п/х «Мукомол» застрял  во льду в 25 верстах выше Благовещенска у Гродеково.  На помощь им был послан буксирный  пароход «Неронов» (также Алексеевых), но не смог освободить их и остался зимовать вместе с ними, а весной 1914 года помогал им устоять против ледохода. Около 15.10.1916 п/х «ГЕНЕРАЛ ЛИНЕВИЧ» потерпел аварию в шугу у станицы  Поярково, спасен был однотипным пароходом «Геркулес» (бывший  «Василий Поярков»).
В 1917 году пароход  перешел от тогргового  дома  «Алексеев В.И. и Сыновья» к одному владельцу — П.В.Алексееву, от которого был зафрахтован Приамурским  ВО через межведомственный  Распорядительный  комитет по водным и ж/д перевозкам для вывоза  транзитных  грузов (военных поставок союзников, САСШ и Японии), доставленных из Владивостока по Уссурийской ж/д в Хабаровск, далее водой вверх по Амуру до Транссибирской ж/д в Сретенске. Последний раз в  дореволюционной судоходной хронике отмечен 8.7.1917, отходящим в Сретенск именно с такими транзитными  грузами.

Во время Гражданской войны п/х «ГЕНЕРАЛ ЛИНЕВИЧ» был с 25.07.1918 мобилизован в группе судов  приказом краевого штаба Красной гвардии, армии и флота в Хабаровске и направлен с красногвардейскими отрядами из Амурской области в Хабаровск для усиления Уссурийского фронта, сдерживавшего наступление японских интервентов и белогвардейцев из р-на Владивостока.  В августе вошел в Уссурийскую военно-речную флотилию под командованием Г.М.Шевченко (1-ю флотилии Шевченко), вместе с которой участвовал в боях, а затем вместе с другими пароходами отступал вниз по р.Уссури. К  29.08.1918 возвратившись в Хабаровск, из которого, уже осажденного белоказаками, чехами и японскими  интервентами, вышел 4.09.1918 с последней группой эвакуируемых красногвардейцев и рабочих вверх по Амуру в  красный  еще Благовещенск  в  составе 2-й флотилии Шевченко  из 15 пароходов и нескольких барж.
При прорыве флотилии, в бою с белоказаками у станицы Екатерино-Никольской (507 верст от Благовещенска) 8.09.1918 пароход был остановлен артиллерийско-пулеметным огнем  белых, получил попадания тремя снарядами (на нем было убито 18, ранено 32 человека, которых с него снял п/х «Инженер», поднявший флаг Красного Креста),  был разбит и после нескольких попыток прорваться начал погружаться и был вынужден приткнуться к китайскому берегу, где выгрузил эвакуируемых. Затем был захвачен преследовавшими красную  флотилию  белыми  судами и перешедшими к японцам кораблями   бывшей Амурской военной флотилии и отведен в Благовещенск, оккупированный к 19.09.1918. Находился там на ремонте у  белых  в 1919 и в зиму 1919/20 г., а после освобождения города партизанами 6.-17.02.1920, когда в Благовещенске, а затем на основной части Амурской области была восстановлена советская власть и регион превратился в «Красный остров» между  белыми  районами Читы — Сретенска и Михайло-Семеновской — Хабаровска, пароход  был национализирован, вошел в Амурский государственный речной флот ДВР и, будучи в составе его пароходства АГРП, постановлением Отдела водного транспорта Совнархоза ДВР  от  25.04.1920  получил новое, четвертое для него название – «МОСКВА».

С этим названием пароход плавал на грузовых рейсах в навигацию 1920 и в начале 1921 г., а 15.06.1921 был мобилизован в Амурскую военную флотилию 3-го формирования в качестве вооруженного парохода, с установкой двух 76-мм орудий и увеличением экипажа до 45 чел.  до конца навигации.  В  июне – сентябре  1921 г.,  взаимодействуя  с  войсками  Благовещенского  УРа,  вооруженные  пароходы,  в  т.ч. и  «МОСКВА»  (командир  Н.И.ЕРМАКОВ)  неоднократно  вступали  в  перестрелку  с  действующими  в  тылу  Красной  армии  бандитами  и  пытавшимися  перебраться  через  Амур  с  китайской  территории  белогвардейцами.
В  докладе  заместителя  начальника  Морских  Сил  и  консультанта  по  морским  делам  при  Главнокомандующем  Дальневосточной  Республики  Н.Н.АЗАРЬЕВА  С.С.КАМЕНЕВУ  о  составе  Морских  Сил  ДВР  и  состоянию  Амурской  ВФ  № 11019  от  9.08.1921 г.  в  разделе  «Вооружаемые  суда»  значится  пароход  «МОСКВА» — устанавливаются  2 – 3 дюймовые  орудия.

В  сводке  секретной  разведки  белой  армии  о  состоянии  красной  Амурской  ВФ,  составленной  по  данным  штаба  белой  Сибирской  флотилии  и  подписанной  контр – адмиралом  В.ДУДОРОВЫМ  от  20.11.1921 г.  указано:  «МОСКВА» — буксирный  пароход,  в  настоящее  время  передан  в  Рупвод.»

  3.01.1922 г. разоружен  и  возвращен  Амурскому  Облводу,  где состоял по 1948 г.
Внедрение нефтяного отопления пароходов на Амуре в 1920-е — начале 1930-х гг. происходило с большими трудностями и было связано со многими авариями и трагическими происшествиями, и с  постоянным «неудачником»  буксиром   «МОСКВА»,  который  после ряда происшествий с поврежденными во время прорыва паровыми котлами, 5.07.1922 был поставлен в резерв, фактически — в отстой.  После «самоликвидации»  ДВР 15.11.1922 отошел к РСФСР, с 1923 г.- к СССР, перейдя вместе с АГРП в систему НКПС СССР, и по приказу НКПС №1683 от 4.05.1923 получил следующее название – «ЗИНОВЬЕВ».

С  этим названием   пароход практически не плавал, находясь в резерве и дожидаясь смены котлов, хотя носил его почти пять лет.  После разгрома Сталиным «Троцкистско-зиновьевского» оппозициционного блока,   пароход   по — тихому переименовали, возвратив ему к 9.03.1928 (дата сообщения в газете) предпоследнее название – «МОСКВА».

Буксир был восстановлен «из утиля» в 1928-31 гг., получил в 1930 году один из котлов от разбираемого парохода «Москва», второй — от другого парохода, вместе с АГРП 30.01.1931 перешел из системы НКПС в систему  Наркомвода СССР, сдан из капремонта 13.05.1931 и успешно плавал почти две навигации.  В ночь 3/4.09.1932, идя из села Пермского (ныне г. Комсомольск-на-Амуре) вверх по Амуру, в 140 км от Хабаровска столкнулся с пароходом «Иван Бутин», в результате чего последний безвозвратно затонул на большой глубине с человеческими жертвами (из его экипажа погибло 7 человек, в т.ч. капитан В.А.Попов). На суде виновным был признан экипаж парохода «Иван Бутин», главным виновным — его погибший капитан (по «принципу» — мертвые всегда не правы…), троим из экипажа определили по 10 лет «Амурлага», еще нескольким — по 5 лет. В 1935 году предполагалось поднять  пароход,  но вскоре от таких попыток отказались.

А пароход «МОСКВА», не получивший при столкновении серьезных повреждений, после ремонта продолжал плавать (остоял в транзитной эксплуатации)  в составе АГРП.  На испытаниях механизмов в 1934 году показал мощность в 360 и.л.с. (вместо первичных 500), с которыми и числился по 1948 год.  При разделении АГРП 21.12.1936 на два речных пароходства — отошел к Верхне-Амурскому (ВАРП), вместе с которым 9.04.1939 перешел из разделенного Наркомвода в новый Наркомречфлот СССР. Но 1939 год оказался для парохода крайне неудачным — он крепко «сел» на мель и, до подъема воды в Амуре, «отдыхал» на ней… 81 сутки, большую часть навигации. Не удивительно, что комсостав его после такого «сидения» сменился, и в 1941 году, когда пароход был в исправности, капитан и механик на нем были уже новые ( Доценко и Долгих).

   А дальше… история его неопределенная: во второй половине 1941 — первой половине 1945 года названия пароходов военная цензура не пропускала; в конце 1945 — и далее — в открытых источниках пароход не упоминается, но значится — с тем же названием  «МОСКВА» — в архивных переписях амурских судов 1947 и 1948 гг. в составе ВАРП (в АКФ не мобилизовывался). Из анализа этих источников можно заключить, что пароход к 1948 году не погиб, но, вероятно, потерпел какую-то аварию в военный период, был поставлен в длительный ремонт, в 1948 г. числился еще на балансе ВАРП, но из ремонта не вышел и вскоре был списан по износу или переоборудован в несамоходное судно.(3)  

==============================================================
Товарно — -пассажирский заднеколесный   деревяный  пароход  «МОСКВА»   построен в 1897/98 гг. в Благовещенске (с механизмом из Сан-Франциско, САСШ, з-да «Юнион Айрон Воркс»). Имел паровую  машину высокого давления (двухцилиндровую), один огнетрубный паровой  котел   с площадью нагрева в 1482 кв. футов, грузоподъемность 15 тыс. пудов, повышенную к 1914 г. до 20 т.п. (320 т), пассажировместимость II и III классов — 10 и 100 чел., также повышенную к 1916 году (после реконструкции надстроек) до 22 и 208 мест (с «палубными» — до 300 человек); регистр.№38, к 1911 году — №95/26.
Упоминается  на ходу с 19.06.1898 г., плавал без происшествий в 1898 — начале 1900 гг. Первоначально принадлежал Г.Д.Файнбергу, затем Д.Ф.Игнатьеву, в 1900 году — транспортной конторе «Курбатов и К°» (возможно, указанные выше лица были ее пайщиками); состоял преимущественно на рейсах Николаевск — на-Амуре — Хабаровск — Иман, но ходил и по среднему Амуру до Благовещенска, изредка — до Сретенска.
Во время военных действий в период «Боксерского» восстания в Китае и осады повстанцами Благовещенска пароход был с 12.06.1900 г.  мобилизован  Приамурским ВО на 125 суток для воинских перевозок и отправлен в Сретенск в распоряжение  полковника  Захарова, ведавшего погрузкой войск.

Вышел 9.07.1900 г.  из Сретенска в составе отряда полковника   Шверина с подкреплениями для Благовещенска (8 рот пехоты,4 орудия), погруженного на 5 пароходов  и на несколько барж, который сначала к 13.07.1900 взял китайское укрепление   Мохо (на р.Аргуни, напротив ст. Игнашина), а затем пошел к Благовещенску, вблизи которого 17.07.высадил войска. В первый рейс п/х «МОСКВА»  доставил, в условиях мелководья и летней жары (когда протухала солонина в бочках), 20 офицеров, 220 «нижних чинов», 35 лошадей и 3,3 тыс. пудов (54 т) военных грузов.  Выйдя из Сретенска вторым рейсом 22.08.1900 г., взял 20 офицеров и 590 «нижних чинов». 18.09.1900 отвозил из Благовещенска демобилизованных и к 28.09. доставил в Сретенск, вместе с пароходами «Батрак», «Петр Великий» и тремя баржами 2173 чел., в т. ч. на своей палубе и буксируемой барже — 700 ч. 30.09.1900 п/х «МОСКВА» был демобилизован, но к 24.06.1901 г. вновь зафрахтован Военным ведомством на дополнительный рейс, которым перевез трех офицеров и 348 «нижних чинов».
После окончания военных действий на Амуре пароход плавал с частными грузами и переселенцами, 26.04.1903 был поврежден ледоходом в Сретенске,  26 сентября того же года столкнулся с п/х «Граф Игнатьев», а с зимы 1903/04 г. перешел в собственность Русско-китайского банка (РКБ), от которого 4.05.1905  года был вновь мобилилизован  Приам ВО, получил военное свидетельство с разрешением на «казенное»   топливо (дрова) и передан в распоряжение УВОСО тыла Маньчжурской армии, перевозя войска и военные грузы.  В конце года специальным контрактом от 10.10.1905 между Приам  ВО и РКБ оставлен в распоряжении Военного ведомства на зиму, с тем чтобы начать новые рейсы с демобилизованными и с прибывающими на смену им новобранцами сразу после ледохода.  Новые рейсы с войсками начал с 29.04.1906. Освобожден в конце лета и зазимовал в Благовещенске, где в ледоход уже 1907 года был унесен льдом (вместе с п/х «Павел») и спасен «казенными» пароходами УВП АмБ «Амур»  и «Онон». Сам п/х «МОСКВА» также при случае помогал другим судам: так, после аварии паровой  машины 23.07.1908 частного парохода «Благовещенск», отбуксировал его от Усть-Кары до устья р.Зеи, где сдал тому же «Онону», а сам ушел с грузом вниз по Амуру. С 18.04.1908 (дата объявления) он   принадлежал М.З.Буянову, по др.данным — к С.М.Буянову (агентом которого был некто Семеров, неоднократно в 1908-10 гг. упомянутый также как владелец парохода).
27.06.1909 г. п/х «МОСКВА»  крепко сел на мель на р.Зее, с которой его лишь к 2.07. с трудом сдернул п/х «Пермь» ( 9.05.1909 переименованный в «Победитель», из-за чего в разных сообщениях он упоминается  то с первым, то со вторым названием). К 1910 г.,  в составе п-ва Буяновых, «МОСКВА»  вошел в «Товарищество Благовещенского пароходства» (ТБП), 5.05.1910 поврежден в ледоход в Хабаровске; в том же году дважды «пробивался» на камнях, но был откачен, хотя и с подмочкой груза.  Плавал без аварий в 1911-13 гг. и, в основном, с баржей «Помощница».   К  весне 1914 года перешел в собственность братьев В.П. и Ф.П. Семеровым, у которых 7.09.1914 получил новую аварию и был спасен инспекторским моторным  катером УВП АмБ «Синда», быстро вызвавшим ему подмогу и затем партиями свозившим на берег пассажиров (которых принимал подошедший первым п/х «Хинган»).
С навигации 1915 года пароход входил в синдикат «Грузо-пассажирское Амуро-Шилкинское сообщение», вскоре преобразованный в синдикат «Амуро-Шилкинский экспресс».  В  августе 1915 г. совершил рискованный рейс выше Сретенска  в мелководный Нерчинск, но глубой осенью упустил ледостав и к 10.10.1915 вместе с баржей «Ульма» вмерз в лед у Джалинды. С навигации 1916 года перешел к И.Ф.Семеровой, а  от  нее —  в синдикат «Товарищество  Амурского  флота»  (ТАФ)  и стал ходить до Харбина по Сунгари.   9.10.1916 имел две  аварии: сначала паровой  машины, после чего шел на одном цилиндре, затем получил пробоину у Хингана, но сумел «доползти» до Благовещенска, где и прошел зимний ремонт 1916/17 г. Навигацию 1917 года начал отходом 4 мая в Хабаровск, опять входил в «ТАФ», плавал без происшествий, а осенью, выжимая прибыль, вновь упустил ледостав и к 20.10.1917 остался зимовать на необорудованном плесе.
В период  гражданской  войны   оставался частным, не был угнан, упомянут 7.-9.08.1921 в «красной»  зоне ДВР, сидящим на мели у ст. Константиновки. В 1923 году, уже в СССР, также оставался частным и принадлежал П.И.Конаровскому, который в 1924 году обманным путем увел его в Сахалян и там принял китайское подданство. После чего пароход перешел к китайцам и получил название «Хун-тай».  Был задержан на Амуре с пассажирами советскими пограничниками, но отпущен «под честное слово» капитана, пообещавшего возвратить его в Благовещенск после доставки пассажиров.  Сое  слово  капитан  нарушил, приведя пароход в Сахалян, где он вскоре затонул по аварии. К 1925 году п/х «Хун-тай» был поднят и два года простоял в Сахаляне, разрушаясь без присмотра, пока о судьбе его велись переговоры между АГРП и китайским п-вом «У-тун». Последний раз с китайским названием упоминается 10.09.1927, а затем возвращен в СССР, где ему вернули название «МОСКВА».  В  связи с выявленной ветхостью корпуса пароход  в зиму 1927/28 г. был «разоружен» и отправлен в резерв (паровая  машина с него упоминается  в 1934 году, лежащей на складе 7 лет, а котел в 1931 г. установлен на «выпущенный из могильника» буксирный  пароход «МОСКВА»    и служил на нем еще десяток лет).  Корпус  п/х «МОСКВА», пролежав три года на берегу, пришел в негодность, был признан невосстановимым и в 1931-32 гг. разобран.

50,4 х 14,4/12,3 х 0,8/1,8 м; 2 пм/вд, 80/240-320 л.с., 7 уз.; 22 чел.(в 1905 г.)(3)

   22 июля 18 года Китайской республики (он же 1929-ый), в Мукдене, столице Манчжурии, комиссар Трех Восточных Провинций по иностранным делам составил протест для вручения советскому консулу. В документе приводилось письмо от пароходчиков: «Агентство синдиката в Благовещенске (видимо, в Сахаляне,– Прим. автора) 20 числа сего месяца телеграммой донесло, что пароход Хай-чин с баржой Хуа-кай, отправленный из Харбина в Благовещенск, … был задержан СССР, пароход И-хин, отправленный из Благовещенска в Харбин… также задержан советскими властями.  Все люди, находящиеся на этих пароходах, были загнаны в трюм и закрыты там, а грузы выгружены на советский берег.»
Москва о пароходах промолчала, но через три дня напечатала в газетах официальное сообщение о расстреле «в Хабаровске» полутора десятков белогвардейцев. Советские люди содрогнулись, узнав, какие матерые враги были 17-20 июля схвачены «в Амурском районе».
О событиях под Сахаляном рассказывал известный амурский речник Николай Андреевич Саяпин. Это тот самый герой гражданской, командир парохода «Зея».  Любопытно, что он подчеркнуто ведет речь об августе 1929-го и отодвигает захват «Хай-чина» на целый месяц. Видно, все же что-то его смущало:

  «22 августа, глубокой ночью, работающему на Зейском перевозе пароходу «Чита», было дано задание от командования РККА немедленно выйти в боевой рейс. Я был назначен капитаном этого судна… Нам было дано задание парализовать средства передвижения неприятеля и не допустить переброску десанта…»
«Чита» в 1929-ом звалась «Блюхер», но в конце 30-х  об  этом  не  говорилось.
  «Без шума и свистков, в предутренней туманной мгле вооруженный пароход вышел из [Благовещенского] затона имени Ленина и направился вниз по Амуру… Вся команда парохода горела одним желанием: скорее встретиться с врагом и ринуться в бой, вместе с славными бойцами, пограничниками, прикомандированными к нашему пароходу…
В 75 км от Благовещенска, ниже китайского города Айгун, на горизонте показался большой пароход с баржей на буксире. Немедленно была дана тревога …[и] команда: «Приготовиться к бою!» На капитанской лестнице остались вахтенные, в рубке лоцман, у штурвала рулевой и на открытой боковой лестнице, у переговорного рупора с биноклем и рупором, капитан. Все остальные находились за прикрытиями.
Как впоследствии выяснилось,… пароход противника имел название 
«Хай-чин» и баржа «Хва-кэ» («Они шли») с военным грузом и воинской частью. На мое предупреждение свистками: остановиться и отдать якорь, с парохода не ответили. На палубах парохода начали показываться один за другим вооруженные солдаты с винтовками, направленными на наше судно. Я продолжал давать беспрерывные тревожные свистки, требуя остановиться. Сделав поворот, мы начали догонять пароход, спешивший уйти по направлению к китайскому берегу. С нашего парохода был открыт ружейно-пулеметный огонь, после чего пароход «Хай-чин» остановился…
Подведя свой пароход к борту судна противника, мы высадили на него десант и два человека из машинной команды…, которым дали задание перехватить управление машиной и котлом и не допустить диверсии над котлом и машиной.
Под дулами пулеметов и орудий, захваченный китайский пароход с баржей были подведены к русскому берегу. Десант, находившийся на пароходе и барже, был взят в плен. В числе пленных мы задержали около десяти человек русских белогвардейцев. Всего нами было задержано 266 человек. После боевой операции, глубокой ночью, тихо, без освещения наш пароход благополучно проскользнул мимо пограничных китайских сел, пикетов и китайского города Айгун, в котором находились войска китайских и русских белобандитов…»
В конце июля из примерно 600 пассажиров, захваченных в Благовещенске, четверть была депортирована в Сахалян. Видимо, с их слов обстоятельства восстанавливала  харбинская газета «Русское слово»: «Пароход «Хайчин» и баржа «Хва-кэ» задержаны пароходом «Чита» в Таутязах (20 в. ниже Айгуна)…с парохода «Чита»  был дан выстрел из пушки поверх «Хай-чина»… На пароходе «Хай-чин»»… Пермин Александр Иванович – помощник командира, с 1920 г. ходивший на пароходах – расстрелян…»

47,32 х 8,34 х 0,75 м;  80 нлс / 240 лс 10 пассажиров 2 класса 100 3 класса.(4)

================================================================ЛИТЕРАТУРА
(1)
Библиотека  корабельного  инженера  Е.П.СМИРНОВА.
В  различных  источниках  указаны  несколько  отличающиеся  друг  от  друга  размеры:
50,3 х 14,6/7,4 х 1,0/1,2 м;  51,0 х 14,6 х 1,0 м;  51,0  х 15,6/6,7 х 1,0/1,3 м.
В Справочнике  «Речной  флот  (паровой  и  непаровой)  Азиатской  России»,   1901 г. указано: мощность 125 н.л.с.,  500 и.л.с.;  длина  25 саж.;   ширина  7 саж.  12  верш.;  ширина  без  кожухов  3  саж.  1 арш.  13  верш.;  осадка порож.  6  четв.  арш.;  высота  1 саж.  4 верш.;  возможно  буксировать  против  течения  75  тыс.  пудов.  (стр. 35)
(2) «Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917-1927 гг.).» Справочник.  М.1981, стр.251.
(3)
ЯКОВЕНКО Л.А.  «Загадка от Н.М.Пржевальского, или все первые пароходы на Амуре».
     ЯКОВЕНКО Л.А.   «Система  флота  Военного («сухопутного») ведомства  бывшей Российской империи  с первого парохода ведомства (1819) и по 1917 год»,  Москва, 2015.
(4) КУЗНЕЦОВ А.В. «Гольд» уходит в Харбин.  Пароходы-эмигранты и пароходы-трофеи»,  Иваново, 2015.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *