Баншац Б. Корабельная династия «Москва» (продолжение — 19)

В послевоенные годы строительство крупных пассажирских судов практически не велось. В 1946 – 1947 гг. по заданию МРФ СССР, ленинградское ЦТКБ разработало проект двухпалубного пассажирского теплохода для местных линий. Пилотный проект получил обозначение 515, и во многом опирался на облик и компоновку полученных по репарациям судов. Но были и отличия. Главное из них – цельнометаллическая надстройка с аэродинамическими обводами.

В  1952 – 1953 гг.  были  построены  по  проекту  543  на  ГП «Каширский судостроительный завод»  в  Калуге  7  теплоходов  для  местных  линий, владелец Калужское областное управление по транспортному освоению и эксплуатации малых рек,  затем  Московское  речное  пароходство.  Среди  них:

«Москва» (с 7.1959 г.  «Медынь»), списано в 4.1973 г.

 

«Москва»  приписка  Тюмень

«Москвич»  на   Печоре.

Вероятно,  это  первоначальный  вариант   «Москвича»  первого  выпуска  или  трофейный  трамвайчик,  полученный  по  репарации  из  Германии,  которых  после  войны  было  много  на  реках  центральной  России.  В  основном  они  имели  деревянную  надстройку. После  ремонта  и  перестройку  его  отправили  на  Печору.

По результатам пробной эксплуатации, проект 515 был доработан, и получил обозначение 544. В 1948 г. началась постройка  пассажирских теплоходов типа «Москвич» (проект 515, 544), предназначенных для внутригородских и пригородных пассажирских перевозок (в народе их еще называют «эмочка»).

Одновинтовой однопалубный трюмный теплоход с двойным дном и двойными бортами, с кормовым расположением машинного отделения, жилой надстройки и рулевой рубки, баком и ютом, с телескопическим люковым закрытием трю-мов и погрузочно-разгрузочным краном.
Строительство этих теплоходов производилось  на Московском ССРЗ.  Кроме  того    теплоходы «М» («Москвич») строились на   Херсонском ССРЗ (Украина), Каунасском СРЗ (Литва),  Бобруйском СРЗ (Белоруссия), Самуськом ССРЗ, Тюменском ССРЗ, Благовещенском СРЗ, Хабаровским ССРЗ. Суда херсонской, самусьской и благовещенской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544).

Суда с обозначением «ПТ» следует отличать от открытых судов для переправ, также получавших обозначения «ПТ».Тюменские «Москвичи» обозначались буквой «Т». Суда бобруйской постройки обозначались литерой «С».

Для повышения безопасности, на некоторых «Москвичах» сибирской и дальневосточной постройки вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.

В Бобруйске специализировались на выпуске мелкосидящей модификации «Москвича» для рек и озёр Белоруссии и Украины. Литовские «Москвичи» строились как в обычном исполнении, так и мелкосидящие.  «Москвичи» Каунасской постройки работали также на Русском Севере (серия от М-41 до М-45) и в Латвии (серия «Неман»). Наряду с обычными судами на Каунасском и Бобруйском СРЗ строились специальные суда мелкосидящей серии. Так, для мелкосидящих судов постройки Каунасского СРЗ характерно наличие двух рулей. Теплоходы «Москвич» строились большой серией с 1948 по 1967 годы,   было построено более пятисот  теплоходов. В 80-е годы для судов проекта 544 были построены специальные баржи-приставки для перевозки большого числа пас-сажиров во время проведения массовых мероприятий.

В Ленинграде на Невском судостроительно-судоремонтном заводе выпускалась версия «Москвичей», отличавшаяся уменьшен-ным габаритом по Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют на крыше открытой палубы со скамейками; рулевая рубка у «Ленинградца» расположена ниже, чем у «Москвича». Соответственно, у «Москвича» выход на причал находится приблизительно на уровне этой открытой палубы, а у «Ленинградца» — ниже, то есть почти на уровне основного салона.
Даже сейчас теплоходы проекта 544 пользуются большим спросом, как самые универсальные и наиболее экономичные в эксплуатации.

Характеристики  судов  проекта 515 / 544

Длина: 22,2 / 27,25 м

Ширина: 4,8 м

Высота борта: 1,4 м

Высота габаритная: 5,2 / 5,09 м

Водоизмещение в грузу: 45,5 / 53,1 т

Осадка средняя в грузу: 0,88 / 0,9 м

Водоизмещение порожнем: 33,75 / 39,8 т

Осадка средняя порожнем: 0,71 / 0,74 м

Пассажировместимость: 131 / 133 чел

Экипаж: 2 чел

Мест для экипажа: 3

Автономность: 3 сут

Скорость: 19 / 17 км/ч

Тип ГД: 3Д6 / 3Д6, 6ЧСП18/22 или 6L160PNS

Мощность ГД: 1х110 / 1х110, 1х110 или 1х140 кВт

В последнее время двигатель 3Д6 на ряде судов заменяют на  ЯМЗ-236  (150-180 л. с.) или  ЯМЗ-238 (200-240 л. с.).

«Москвичи» не везде получали собственные названия, для их идентификации чаще использовалась комбинация из буквы «М» и порядкового номера судна, например М-270.
Суда Амурского речного пароходства носили названия драгоценных камней,  Днестровского речного пароходства — в основном названия союзных республик: «Молдавия», «Латвия», «Туркмения» и так далее. В 1990-е годы некоторые «Москвичи», проданные частным владельцам, также получили собственные имена.
Некоторые  теплоходы  были  оборудованы  упором для толкания несамоходной пассажирской баржи.

Самыми необычными теплоходами, построенными на базе «Москвичей» ста-ли молочные танкеры проекта М-21Т  грузоподъемностью  20  тонн  (то есть  восемь автомобилей ГАЗ-51), внешне, практически не отличавшиеся от обычных пассажирских теплоходов — только на месте кормового пассажирского салона располагалась цистерна для приема молока, сливок, растительного масла или питьевой воды. Такие суда строились только на Московском  ССРЗ, и работали они в основном в Москве и Подмосковье, снабжая столицу и города области свежими молочными продуктами из колхозов и совхозов, расположенных вдоль берегов Москвы-реки, Оки и Канала имени Москвы.

Целесообразность подобного использования флота остается под вопросом, учитывая тогдашний дефицит пассажирских теплоходов в других регионах страны и в целом не самое худшее состояние автомобильных дорог в Подмосковье.

В дальнейшем, по мере развития дорожной сети, часть молочных танкеров использовалась для перевозки воды для транс-портного флота. А часть снова переоборудовали в пассажирские.  В Московском северном порте такой тепло-ход с названием МТ заправлял суда питьевой водой.

21 июня 1960 г. из-за ошибки вахтенного рулевого на Москва- реке в районе гидроузла Андреевка (окрестности современного Лыткарино) в условиях тумана произошло столкновение теплохода  МТ-152 с  паро- ходом «Мичурин». В результате теплоход МТ-152, перевозив-ший молоко, опрокинулся на левый борт и лёг на грунт. На обо-их судах никто не постра-дал. Задержка рейса пассажирского парохода составила около 9 часов.
На реке Уфтюге и на Сухоне и на Вологде встречал в 60-70 гг молоковозы МТ- номер такой-то. Покрашены были в кремовые цвета.  Один такой танкер возил молоко и сливки с реки Уфтюга (с.Бережное — там был спец.причал для погрузки молока этого) на Сокольский молочный комбинат.
В 50-е годы речной порт   Архангельск владел уже пятью молочными танкерами, к которым позднее присоединились еще два судна-молоковоза и два рефрижератора. Они обеспечивали перевозку молока и молочных продуктов из приречных районов области в Архангельск и Северодвинск.
Московский ССРЗ  выпустил еще одну модификацию «Москвича» — «Рыба»,   предназначенную для перевозки живой рыбы общим весом до 5 тонн.

16 января  2015 г.  на территории Московского  ССРЗ , расположенного на юге Москвы, был демонтирован единст-венный  в  России монумент теплоходу «Москвич», выпускавшемуся на заводе с 1949 по 1954 годы. Памятник в виде теплохода «М-200», который был построен в 1955 г.и до списания работал на Волге в Калинине (Тверь), был установлен на территории завода в качестве образца выпускавшейся продукции.
«Москвичи»  очень  долго  оставались  самым  распространенным типом
прогулочного  флота  до  тех  пор,  пока  на  смену  старым  речным  трамвайчикам  не  пришел  новый  комфортабельный  теплоход  «Москва»  проекта  Р-51,  утвержденного  27  сентября  1965 г.  для  местных  эксплуатационных  поездок  и  внутригородских  линий.  Коллектив ЦТКБ МРФ   разработал пассажирский теплоход с одноярусной надстройкой на главной палубе, рулевой рубкой на крыше надстройки, со смещённым в корму машинным отделением. Избранная архитектура и планировка этих судов обсуждалась специалистами многих пароходств, а их предложения учитывались при составлении проекта.

Длина: 38,2 м

Ширина: 6,5 м

Высота борта: 1,7 м

Высота надводная с заваленной мачтой: 5,7 м

Водоизмещение с пассажирами и полными запасами: 101,58 т

Осадка средняя при водоизмещении 101,58 т: 1,13 м

Водоизмещение без пассажиров с полными запасами: 83,35 т

Осадка средняя при водоизмещении 83,35 т: 1,01 м

Водоизмещение порожнем (доковый вес): 78,55 т

Осадка средняя при водоизмещении 78,55 т: 0,98 м

Пассажировместимость: 243 чел (может меняться в зависимости от проведённой модернизации)

Экипаж (на вахте): 3 чел

Скорость с полными запасами на глубокой воде: 24 км/ч

Мощность ГД: 2х150 л. с. (2х110 кВт)
Тип ГД: 3Д6Н-150 (6ЧНСП15/18) (на некоторых судах при модернизации установлены ГД типа ЯМЗ-238 (2х180 л. с.)
Начиная с 1968 г теплоходы «Москва» (на 243 пассажира) большой серией строились на Московском ССРЗ и направлялись в речные бассейны страны, завоевав хорошую репутацию. Гармоничное сочетание технических и эстетических достоинств определяло новизну судов типа «Москва», на что Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР выдал специальное свидетельство (авторы проекта — главный конструктор А.Р.Лихциер, главных архитектор А.А.Морозов, ведущий конструктор М.П.Щербаков).
В оригинальном виде теплоход имеет закрытый пассажирский салон с мягкими и комфортными креслами, также пассажиры могут размещаться на скамейках, установленных на крыше надстройки, под навесом, за ходовой рубкой.  В настоящее время осталось очень мало теплоходов этого типа в оригинальном виде, многие теплоходы подверглись серьёзным переделкам и переоборудованию: остеклена верхняя палуба, изменена кормовая часть, на носу судна установлен подъёмно-поворотный трап для высадки пассажиров на необорудованный причальным сооружением берег.
Многие из теплоходов типа «Москва» переоборудованы для проведения на борту банкетов, некоторые из теплоходов типа «Москва» переоборудованы для проведения длительных прогулок. Из-за этого пассажировместимость большинства этих теплоходов была уменьшена.
Пассажирский теплоход типа «Москва» после внесения конструктивных изменений стал более комфортабельным, и с 1973 г. начал выпускаться большой серией Московским ССРЗ с государственным Знаком качества.

Существовала эвакуационно-госпитальная модификация теплоходов типа «Москва» для работы в зонах вооружённых конфликтов и в зонах техногенных катастроф. Испытания головного теплохода этой модификации проводились МО СССР и МРФ РСФСР в 1973 году.
В  1976 — 1991 гг.  строились экспортные  варианты  по  проекту  Р-51Э,  а  в  1991 – 1996 гг.  по  проекту  Р-51ЭА.   До  сих  пор  многие  из  них  эксплуатируются  в  Австрии,  Венгрии,  Чехии,  Польше, Словакии  и  других  европейских  странах.

Теплоходы  носили  название  «Москва»  и  номер.  Ряд  судов  был  переи-менован или  получил  другое  название  первоначально.  У  двух  теплоходов  новые  названия  были  также  связаны  с  городом  Москва.

Теплоход  «850  лет  Москве»  построен 1.07.1986 г.  Первоначальное  название  «Москва – 189»   Переименован  в  1997 г.

Теплоход  «Москва  Сити»  построен  25.06.1971 г.  как  Москва – 5»,  с.3.1998 г. – «Олимп»,  с  7.2004 г. – «Москва  сити»,  с  3.2005 г. «Император».

Модернизированный теплоход «Мираж-Москва» построен  в  1990 г., прошел полную модернизацию с увеличением кормовой надстройки верхней палубы и перепланировкой пассажирских помещений нижней палубы в уютный салон-ресторан, с расширенной кормой на надстройке, застеклённой верхней палу-бой, установленными стеклопакетами и кондиционером.
Общество с ограниченной ответственностью «Минибот-Техфлот»  проектирует  модификации  теплохода  проекта  Р-51 в разъездное (проект Р-51Э/008), пассажирское  (проект Р-51/478,  Р-51/599, Р-51/671).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *