В 1968–1975 гг. на Московском ССЗ были построены 10 двухвинтовых буксиров – толкачей с удлинённым полубаком с двухярусной надстройкой и приподнятой рулевой рубкой типа «Речной» («Московский») проекта 908 мощностью 330 кВт (450 л.с.), носивших название «Московский» с номерами 1 – 10. Предназначены для толкания и буксировки судов, плотов и несамоходных судов с нефтепродуктами I класса.
Характеристики могут изменяться в зависимости от модернизации конк-ретного судна:
Длина: 28,97(30,22) м
Ширина: 7,9 м
Высота борта на миделе: 2,7 м
Высота габаритная: 10,75 м
Водоизмещение с запасами на 8 сут: 154,8 т
Осадка с запасами на 8 сут: 1,24 м
Водоизмещение с запасами на 1 сут: 142,3 т
Осадка с запасами на 1 сут: 1,23 м
Скорость свободного хода: 20,4 км/ч
Экипаж: 11 человек
Автономность: 8 суток
Тип ГД: дизель 6ЧНСП18/22
Мощность ГД: 2х165 кВт
Тип ДГ: ДГ25/1-2 (дизель 4Ч10,5/13-2, генератор МС82-4)
Мощность ДГ: 1х29,5 кВт.
Московский – 10» выведен из эксплуатации. От судна остался только корпус (ошвартован у причала порта).
Согласно Регистровой книги судов Украины за 2018 г. в эксплуатации находился только «Московский – 2». Возможно, какие – то буксиры поменяли название.
На Херсонском ССЗ с 1960 г. строились предназначенные для эксплуатации на реках и в закрытых портовых водах морских портов однопалубные пассажирские катера проекта 839 с надстройкой в носовой части. Рубка и машинное отделение находились в средней части корпуса. Пассажиры размещались в носовом салоне в надстройке, под тентом в кормовой части и кормовом салоне под верхней палубой.
В 1963 г. постройкой модернизированного проекта 839 А занялся Московский ССРЗ. Серия получила название «Москвич» и «МО» («Мошка», «Малоозерный»).
В 1966 г. построен катер «Московский охотник», принадлежавший Опытно-показательному охотничьему хозяйству «Московское море»., порт приписки Дубна. С июня 2004 г. (ноября 2010 г.) принадлежит ООО «Дубна – Марина» и переименован в «Дубна – Марина».
Валовая вместимость (т) 91
Дедвейт (т) 14,9
Водоизмещение (т) 78
Длина габаритная (м) 29,54
Длина конструктивная (м) 28
Ширина габаритная (м) 5,08
Ширина конструктивная (м) 4,8
Высота борта (м) 2,4
Осадка судна (м) 1,22
Запасы топлива (т) 2 Надводный борт (м) 1,18
Скорость (узл.) 10,8
Вместимость (чел.) 139
В 1967 г. на Киевском ССРЗ построен двухвинтовой сухогрузный теплоход-площадка с одноэтажной надстройкой и машинным отделением в кормовой части «Москва» проекта 559 Д типа «Запорожье» грузоподъемностью 1200 т. Строительный № 34. Предназначен для перевозки на палубе угля, руды и других грузов, не боящихся подмочки.
Суда получали название в честь городов СССР
Длина: 85,04 м
Ширина: 15,03 м
Высота борта: 2,8 м
Водоизмещение в грузу: 1631,74 т
Осадка в грузу: 1,71 м
Водоизмещение порожнем: 402,02 т
Осадка порожнем (нос/корма): 0,02/0,9 м
Скорость в грузу: 16,6 км/ч
Мест для экипажа: 12
Автономность: 6 сут
Тип ГД: дизель P8DV-136 Мощность ГД: 2х294 кВт
Владелец «Укрречфлот», порт приписки Киев. В 2014 г. списан и утилизирован в Алиаге (Турция).
1.03.2012 г. на Московском ССРЗ по проекту ОАО «Зеленодольское ПКБ» 23020 построен однокорпусный, стальной, однопалубный дизельный теплоход, с кормовым расположением машинного отделения и носовым размещением рулевой рубки «Столичный – 2», предназначенный для прогулочных перевозок на внутригородских и пригородных линиях.
Спущен 23.03.2012 г. Строительный № 502. Владелец ОАО «Пассажирский порт (Москва)». Порт приписки Москва. В 2013 г. передан в Санкт – Петербург. В 2020 г. переименован в «Москва Ривер». Главной особенностью проекта стало телескопическое четырех секционное панорамное остекление пассажирского салона, которое имеет возможность полностью сдвигаться к корме, превращая закрытую палубу в экскурсионную площадку под открытым небом, с рядами эргономичных кресел. Благодаря такому конструкторскому ноу-хау, его мгновенно окрестили «теплоход-кабриолет».
Длина: 29,9 м
Ширина: 5,9 м
Осадка: 0,7 м
Пассажировместимость: 120 чел.
Главный двигатель: 2 x BF 4M 1013 MC
Общая мощность: 121 л.с.
Экипаж: 3 чел.
Скорость полного хода: 15 км/ч
Дальность плавания: 500 км
В феврале 2017 г. на верфи Cantieri Navale Vittoria в г. Адрия (Италия) по программе «Глобальное партнерство» в рамках российско-итальянских межправительственных соглашений по утилизации радиоактивных отходов заложен и мае 2018 г. спущен и построен 17.07.2019 г. буксир-толкач «Рим – Москва» строительный № 571, предназначенный для обеспечения операций по утилизации атомных подводных лодок в Баренцевом море.IMO 9838266. В августе 2019 г. прибыл в порт приписки Мурманск.
Спроектирован для работы при температуре до минус 10 градусов, а при на-хождении на отстое в порту в зимний период в помещениях, используемых экипажем, рабочая температура может поддерживаться при забортной температуре до минус 34 градусов.
Буксир имеет ледовый класс Ice2, тяга на гаке – 64 т, тяга в динамике – 54 т., скорость – 12,5 узла. Судно оборудовано двумя дизельными двигателями и двумя азимутальными подруливающими устройствами. Работать «Рим – Москва» может как в порту, так и в открытом море, даже при наличии льда. Буксир будет работать с плавучим доком «Итарус», с помощью которого в Сайда-губе осуществляют подъем отсеков утилизированных атомных подводных лодок. Кроме того, он позволит наладить транспортное сообщение для перевозки грузов в Гремиху (ЗАТО «Островной) и будет использован для снабжения «Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО» — филиал федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный экологический оператор»
Длина 35 метров,
Ширина — 10 метров,
Осадка — 4,5 метра.
Судно имеет два двигателя, мощностью по 2000 кВт каждый.
Экипаж — 8 человек
В сентябре 1974 г. в ЦКБ «Нептун» были закончены всесторонние испытания опытного образца новой каютной мотолодки «Москва-2», а в ноябре того же года испытан катер «Москва-2К» (созданный на базе корпуса мотолодки «Москва-2») со стационарным двигателем «М60К» и поворотно-откидной колонкой «ПОК-55». Серийное производство начато в 1975 г. Как мотолодка «Москва-2», так и катер «Москва-2К» — это первые алюминиевые суда такого типа, предназначенные для продажи населению. Непотопляемость «Москвы-2» обеспечена блоками плавучести, закрепленными с внутренней стороны палубы. При затоплении всех отсеков мотолодка остается на плаву, на ровном киле и за нее могут удерживаться люди, находящиеся за бортом.
Длина наибольшая, м 5,11
Ширина наибольшая, м 1,98
Высота борта на миделе, м 0,93
Водоизмещение полное, кг 1000
Длина каюты, м 2,0
Ширина каюты, м 1,40
Высота каюты, м 1,25
Пассажировместимость, чел. 4—7
Количество спальных мест 4
Допустимая мощность мотора (моторов), л.с.60
Скорость под двумя моторами мощностью по 25 л. с. при водоизмещении 1000 кг, 36 км/ч.
С 1984 г на Рыбинской судоверфи начато серийное производство прогулочной мотолодки «Москва-4», которая создана на основе «Москвы-2». Отличается от своей предшественницы прежде всего экономичностью.
В ее конструкции предусмотрены штатные транцевые регулируемые интерцепторы, которые в сочетании с подвесным мотором мощностью 23—30 л. с. позволяют существенно снизить расход топлива и одновременно обеспечить достаточно высокую скорость движения. Если сравнить вариант использования «Москвы-4» под одним «Вихрем-30» с вариантом использования «Москвы-2» под двумя «тридцатками», то в первом из них ка каждые 100 км пути бензина будет израсходовано на 25 л меньше. При скорости движения лодки 25 км/ч это дает возможность пройти лишних 40 км
Длина наибольшая (без учета интерцепторов), м 5,11
Ширина наибольшая, м 1,93
Высота борта на миделе, м 0,36
Пассажировместимость, чел. 4
Грузоподъемность, кг 400
Масса с оборудованием и снабжением, кг 380 Мощность подвесного мотора, л. с.: допустимая 60 рекомендуемая 30