В развитие успеха при Анапе Черноморский флот, подойдя 22 июля к Варне, встал на якорь у залива Сахаилык, где немедленно устроена была пристань для сообщения с осадным корпусом, насчитывавшем к тому времени до 10 тысяч человек разного оружия. Снабжение осадного корпуса пропитанием и боевыми запасами, доставляемыми морем на военных и транспортных судах производилось через Каварну.
«24 июля прибыл берегом к Варне Государь Император Николай Павлович. После осмотра местоположения крепости и осадных работ, Его Величество посетил флот, причём указал А. С. Грейгу на то обстоятельство, что стоящая у крепости турецкая флотилия в числе четырнадцати судов может служить брандерами против нашего флота, а потому необходимо её истребить, в тот же день Государь вышел в Одессу на фрегате «Флора» [60].
Исполнение Высочайшего повеления было возложено на капитана 2-го ранга В. И. Мелихова. В 11 часов ночи 26 июля 1828 г.: «Хотя нападение было сделано почти нечаянно, но турки сопротивлялись с большим упрямством; многие из них, после отчаянной обороны, видя сопротивление напрасным, бросались в воду, чтобы вплавь достичь берега. Крепость Варны во всё время этой ночной атаки, соблюдала молчание; но как только крепостное начальство убедилось в потере своей флотилии, то был открыт сильный огонь со всех приморских батарей.
Отряд русских судов вышел из-под выстрелов крепости благополучно. Урон на нём состоял из четырнадцати убитых и тринадцати раненых. В плен взяты 16 человек и начальник турецкой флотилии» [61].
Для прекращения сообщения крепости с окрестными местами посредством озера Девно, были доставлены на это озеро вооружённые баркасы и ял под командой мичмана Липкина, также отличившегося через 27 лет уже капитаном 2-го ранга в обороне Севастополя на 4-м бастионе. Тем временем осада Варны продолжалась. В одном из приступов к стенам крепости в июне 1828 г. участвовал сам главнокомандующий осадных сил светлейший князь Меншиков, получивший тяжёлое ранение ядром обеих ног, что надолго вывело его из строя. Его сменил генерал от инфантерии граф М. С. Воронцов, с 1823 г. генерал-губернатор Новороссийского края и наместник Бессарабии.
Варна послужила нашей армии полигоном для испытания новых приёмов осады крепостей и опробования новых видов вооружения.
Инженер-подполковник К. А. Шильдер смог успешно реализовать здесь свои идеи устройства так называемых сап ‒ скрытых тоннелей, заводимых под стены и форты крепостей с целью закладки взрывчатки и последующего её подрыва.
Достаточно широко использовались ракеты системы инженера Засядко. Они запускались со специальных станков и несли зажигательный состав или боевую гранату с картечью. При осаде укреплений вокруг Варны было использовано 811 боевых и 380 зажигательных ракет.
После победы наших войск в Кулевчинском сражении (у села Кулевча в 40 км на запад от Варны) над главными сухопутными силами турок, их положение в осаждённой Варне значительно осложнилось.
И главнокомандующий русской армией граф И. И. Дибич 30 мая (11 июня) 1829 г. решился передислоцировать армию за Балканы.
Император Николай Павлович в очередной раз прибудет к Варне 27 августа на фрегате «Флора». «После сближения с флотом, с этого фрегата был произведён установленный салют адмиральскому флагу, а потом за ним был поднят Императорский штандарт, вследствие чего все военные суда произвели салют. Пребывание Его Величества было назначено на адмиральском корабле «Париж», командиром которого был назначен контр-адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен.
Вновь на «Флоре» Император Николай I прибудет к Варне 8 сентября и объявит, что берёт на себя непосредственную координацию осады Варны, разместившись со своим штабом на «Париже».
По распоряжению Николая I, к Варне дополнительно был переброшен Гвардейский корпус под командованием младшего брата царя ‒ Великого князя Михаила Павловича. Теперь осадные силы численно возросли до 37762 человек при 119 орудиях, в том числе 92 тяжёлых.
Турки направят в это время в помощь гарнизону Варны 25-тысячный корпус.
21 и 22 сентября в присутствии Николая Павловича были произведены подрывы сап (подземных минных галерей) под 1-м (189 пудов пороха) и 2-м бастионами Варнинской крепости. Стена устояла, но образовались обширные проломы, удобные для штурма.
26 сентября Великий князь Михаил Павлович, младший брат царя, атаковал через пролом гвардейским полком 1-й бастион, но отчаянная контратака турок отбросила гвардейцев. В этой короткой схватке полк потеряет 700 человек.
Но, поняв безысходность своего положения, Варна сдастся 29 сентября (11 октября), подняв белый флаг над цитаделью крепости.
А 2 октября в 3 часа пополудни удовлетворённый операцией по взятию Варны, в которой он возглавлял штаб, Государь Император выйдет из Варны на корабле «Императрица Мария» под командой капитана 1-го ранга Папахристо и отправится в Одессу при тихом южном ветре» [62]. Но 4 октября корабль с императором на борту попадёт на целые сутки в свирепый шторм в 40 милях от берега. И только вечером 7 октября «Императрица Мария» с изломанным рангоутом войдёт на рейд Одессы.
Адмирал А. С. Грейг прибудет с флотом в Севастополь 12 октября. За действия под Варной он был награждён орденом Св. Георгия 2-го класса.
Таким образом, приезд Государя Николая Павловича и возглавление им штаба осадного корпуса позволили за два месяца решить задачу ликвидации турецкого опорного гарнизона.
За три месяца осады Варны её гарнизон потерял до 7000 ранеными и до 8000 тысяч убитыми и умершими.
А для стоянки у Варны и для крейсерства у Румелийского берега в осенне-зимний период был назначен отряд судов под начальством контр-адмирала М. И. Кумани. «По прибытию этого отряда в Варну, командующий там войсками генерал Рот сообщил Кумани, что по полученным им сведениям, в Айдосе собрано более 30 тыс. турецкого войска, а потому он желает отвлечь их к Фаросскому заливу демонстрацией с моря и тем обеспечить спокойствие русских позиций у «Провод».
Вследствие этого, Кумани, пройдя в Фаросский залив, занял там остров Анастасию, на котором взято 90 турок с двумя орудиями, затем осмотрел укреплённые места по всему заливу. Собрав об их положении подробные сведения от местных греков, он представил генералу Роту записку, в которой заявил необходимость немедленно занять Сизополь, чтобы сделать его нашей главной морской станцией у Босфора и таким образом иметь военный пункт за Балканами, могущий быть полезным для будущих действий армии. Так как Грейг вполне одобрил это предприятие, то об этом было представлено на Высочайшее рассмотрение. Государь Император, соображая, что овладение портом столь безопасным (от зимних бурь) как Сизополь, какого бы рода ни были будущие предприятия наши в Фаросском заливе, должно во всяком случае способствовать ощутительно исполнению их, разрешил поручить контр-адмиралу Кумани предположенную им экспедицию против Сизополя, вверив ему и нужное число сухопутных войск в таком однако случае, если Кумани примет на себя ответственность за удержание Сизополя. [63].
И Михаил Николаевич не разочарует Государя в его ожиданиях.
«Составив эскадру из трёх кораблей, двух фрегатов, трёх канонерских лодок и двух транспортных судов и принявши десант из 1622 человек, при двух полевых и двух осадных пушках, Кумани прибыл к Сизополю 15 февраля 1829 года.
После усиленной канонады турецкие батареи были сбиты, гарнизон бежал и Сизополь был занят десантом. Немедленно было приступлено к усилению его укреплений, постройкою нового редута с береговой стороны как отдельного укрепления, приковывавшего подступ к Сизополю.Согласно представлению Кумани число сухопутных войск было усилено присылкою 2500 человек. Для вооружения укреплений, кроме взятых турецких пушек, было свезено с эскадры 13 орудий и 2 мортиры, а для работ по постройке нового редута было назначено 400 матросов.
Марта 28 неприятель, в числе 4000 чел. пехоты и 2000 кавалерии сделал нападение на вновь воздвигнутый, но ещё не оконченный редут. С рассветом турки быстро окружили редут, бросились в ров и полезли на вал.
Первый их натиск был встречен и отражён батальоном Азовского полка, занимавшего караулы в редуте, вслед за тем быстрое наступление гарнизона Сизополя и батальный огонь с судов отряда вскоре решили это сражение: турецкая атака была приведена в полное расстройство, завершившееся их бегством с оставлением на месте схватки более 250 убитых. Урон русского отряда составил 27 убитых при 74 раненых.
Отражение этого нападения окончательно обезопасило обладание Сизополем; позиция левого фланга русской армии получила хорошо укреплённый пункт и приобрело господство в Фаросском заливе по соседству со входом в Босфор. За покорение Сизополя контр-адмирал Михаил Николаевич Кумани награждён орденом Св. Анны 1 ст. и 10000 рублей. Из числа взятых в Сизополе пушек две, по Высочайшему повелению, были подарены городам Николаеву и Севастополю» [64].
«Имена греков Кумани навсегда остались в истории Черноморского флота! Это родившийся на Крите контр-адмирал Николай Петрович Кумани (1730–1809), участвовавший ещё в экспедиции Ф. Ф. Ушакова в Архипелаг. Адмирал Михаил Николаевич Кумани ‒ участник русско-турецкой войны 1828–1829 гг., вице-адмирал в 1843 г. – член присутствия Интендантского Управления ЧФ, адмирал в 1855 г. в составе Адмиралтейств-Совета.
Его сын лейтенант Николай Михайлович Кумани, участвовал на «Великом Князе Константине» в Синопском 18 ноября 1853 г. бою и сражался на бастионах Севастополя в 1854–55 гг. Капитан 2-го ранга Феодосий Николаевич Кумани, участвовавший на «Чесме» в Синопском сражении и в обороне Севастополя на его бастионах.
Грейг, прибывший из Николаева в Севастополь 2 апреля 1829 г., направит на усиление эскадры Кумани два корабля, три фрегата и два катера. Сам он прибудет в Сизополь позже с тремя кораблями, одним бригом и пароходом.
По Высочайше утверждённому плану военных действий на суше и на море, этот порт был назначен главным пунктом пребывания флота. Грейгу поручалось: охранение Сизополя, наблюдение за выходом турецких судов в Чёрное море и возможное содействие войскам в снабжении и военных действиях. К исполнению такого плана были высланы крейсеры: наблюдать за движением судов у входа в Босфор.
В виду возможности военных действий в Фаросском заливе была вытребована туда и часть Дунайской флотилии» [65].
Назначенный в начале 1829 г. главнокомандующим Балканскими войсками будущий генерал-фельдмаршал и полный кавалер орденов Св. Георгия граф Иван Иванович Дибич-Забалканский (1785–1831) на место генерала Витгенштейна деятельно принялся за пополнение выкошенных болезнями и боевыми ранами армейских частей и устройство их снабжения и быта.
Многие тогда вернулись к вечно выстраданной мечте ‒ освободить град Константинов от поганыхи вернуть православный крест на купол Св. Софии. И это было вполне реально, если бы не погрязшая в реформаторских склоках Европа, неизменно ополчавшаяся на православную Русь, временно откладывавшая свои распри и костры инквизиции перед лицом восточного православного исполина.
Гениальная идея М. Н. Кумани о занятии Сизополя, столь блестяще им же реализованная, позволила стабилизировать положение вокруг Варны и сняла угрозу нападения на других участках театра войны. Турки, потерпев сокрушительное поражение в 1827 г. в Наваринской бухте, располагали всего полутора десятком больших боевых судов и не решались на какие-либо боевые действия в Чёрном море.
С потерей Сизополя они лишились возможности снабжать свою Балканскую группировку боеприпасами и пропитанием, оставив её, значительно превосходящую по своей численности наши экспедиционные корпуса, на произвол судьбы.
Да и как-то опрометчиво Султан Махмуд II переберётся со двором из Стамбула в Адрианополь, обозначив его как вторую столицу!
Одновременно и успехи нашего Специального Кавказского экспедиционного корпуса под командой удачливого генерала Ивана Фёдоровича Паскевича отвлекали внимание и скудные силы пребывавшей в глубоком кризисе Оттоманской Империи. В занятом Паскевичем ещё в 23 июня 1828 г. Карсе стоял наш гарнизон из 6 пехотных батальонов с действующей артиллерией. К сентябрю пали крепости Ацхур и Баязет, была перерезана стратегическая транспортная артерия Эрзерум-Тебриз.
В это время практически весь Черноморский флот был в море: все 8 наличных линейных кораблей находилось у его западного побережья с четырьмя наличными фрегатами.
Более мелкие судна – 3 брига и 2 катера ‒ были также у западного побережья. Один бриг, шлюп, катер, бригантина и шхуна ‒ у Кавказского побережья.