Баншац Б. Корабельная династия «Москва» (продолжение — 14)

  В  сентябре  1945  года  Наркомат  ВМФ  с  учетом  опыта  минувшей  войны  предложил  в  правительство  10 — летнюю  программу  строительства  военно–морского  флота,  включавшую  строительство  больших  и  малых  авианосцев,  крейсеров  с  9 — дюймовыми  орудиями,  новых  подводных  лодок  и  эсминцев  с универсальной  артиллерией.
  Проект  программы  подвергался  неоднократной  корректировке,  в  результате  чего  в  постановлении  ЦК  ВКП (б)  и  Совета  Министров  СССР  от  27  ноября  1945  года  авианосцев  не  оказалось.  Запланировано  было  построить  4  тяжелых  и  30  легких  крейсеров,  а  также  заложить  в  1953 – 1955  гг.  еще  3  тяжелых  и  7  легких   крейсеров. 
  21  января  1947 г.  на  совещании  по  военному  судостроению  И.В.СТАЛИН  сказал:  «Нам  нужно  несколько  штук  тяжелых  крейсеров.  Хорошо  бы  в  Черном  море  иметь  2  тяжелых  крейсера  с  12 – дюймовыми  пушками.  Тогда  турки  дрожали  бы  еще  больше,  чем  сейчас.»(1)
  Н.Г.КУЗНЕЦОВ  посмел  возразить  против  однобокого  развития  флота  и  высказал  ряд  критических  замечаний.  В  ценах  1946 г.  стоимость  тяжелого  крейсера  оценивалась  в  1200 миллионов  рублей,  а  большой  подводной  лодки – всего  лишь  в  45  миллионов.(2)  Главком  ратовал  за  сбалансированный  флот  и  полагал,  что  будущее  за  большими  и  малыми  авианосца-ми  и  кораблями,  оснащенными  ракетным  оружием.(3)  Но  осуществление  программы  велось  уже  без  Н.Г.КУЗНЕЦОВА,  освобожденного  от  должнос-ти  19  февраля  1947 года.

Тяжелый крейсер проекта 82 «Сталинград»

  Были  развернуты  работы  по  линкору  проекта  24  (окончательно  прекращены  в  1952 г.)  и  тяжелому  (линейному)  крейсеру  проекта  82,  ставшему  одной  из  основных  задач  программы  военного  судостроения.
  По  воспоминаниям  Н.Г.КУЗНЕЦОВА  работа  по  проекту  82  велась  под  личным  контролем  И.В.  СТАЛИНА. В основу проекта был положен крейсер проекта 83 (закупленный в Германии  перед войной  тяжёлый крейсер «Лютцов» — позднее в СССР «Петропавловск»). В августе 1947 г. министры вооружённых сил (Н.А. БУЛГАНИН), судостроительной промышленности (А.А. ГОРЕГЛЯД) и вооружения (Д.Ф. УСТИНОВ) представили на рассмотрение правительства три варианта КРТ пр.82: два с 305-мм и один с 220-мм артиллерией главного калибра. В своем докладе СТАЛИНУ они обосновывали целесообразность применения 305-мм орудий и отмечали, что представленные два варианта с одинаковым вооружением отличались толщиной брони главного бортового пояса корабля, что объяснялось разногласиями между Министерством Вооружённых Сил и Минсудпромом по оптимальной толщине брони. БУЛГАНИН предлагал вариант №1 с толщиной брони 200 мм, обеспечивающей защиту основных жизненно важных частей корабля от 203-мм снарядов противника с дистанции 70 кабельтовых и большую степень свободы маневрирования в бою с такими же кораблями, что являлось его важным тактическим преимуществом. ГОРЕГЛЯД же предлагал принять вариант №2 со 150-мм броневым поясом, с соответствующим уменьшением водоизмещения корабля и повышением скорости его полного хода. Это, по мнению Минсудпрома, должно было позволить кораблю пр.82 успешно вести бой с тяжёлыми крейсерами противника с 203-мм артиллерией на дальних дистанциях, и в этом случае броневая защита корабля вполне достаточна от сна-рядов на дистанции 85 кабельтовых. Вариант №3 с 220-мм артиллерией сильно уступал предыдущим вариантам по огневой мощи и боевой живучести. Его преимуществом была более высокая (1,5 узла) скорость полного хода и меньшее (на 25%) водоизмещение. Корпус  корабля  предусматривался  цельносварным.  Главный  броневой  пояс  обеспечивал  защиту  от  попадания  203-мм  бронебойных  снарядов,  остальное  горизонтальное  и  вертикальное бро-нирование   выбиралось  из  расчета  защиты  от  152-мм  снарядов  и  500-кг  авиабомб.  Бортовая  конструктивная  подводная  защита  на  протяжении  цитадели  рассчитывалась  на  контактный  взрыв  торпеды  с  боевой  частью  тротиловым  эквивалентом  400 – 500  кг.
   В  середине 1949 г. проект  был  утвержден. Было  заложено  3  корабля, но  все  работы  были  прекращены  после  смерти  СТАЛИНА:
     — «Сталинград» (заводской № 400).  Заложен 31 декабря 1951 года на заводе № 444 (г. Николаев). Приказом № 00112 министра транспорта и тяжёлого машиностроения И. И. Носенко от 18(23) апреля 1953 года строительство прекращено. Корпус  к  этому  времени  был  полностью  сформирован,  навешена  броня,  проводилась  установка  главных  механизмов. Все  контрагентские  поставки  были  выполнены  в  полном  объеме. 
   — «Москва» (заводской № 406). Заложен в сентябре 1952 года на стапеле «А» завода № 189 («Балтийский завод имени С. Орджоникидзе», г. Ленинград). 18 апреля 1953 года снят со строительства и передан «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл;
   — Корпус № 3 (название не присвоено, заводской № 401). Заложен в октябре 1952 года на заводе № 402 (г. Молотовск). В  некоторых  источниках  указано  название  «Кронштадт».
   Остальные  4  единицы  из  планируемых  семи  не  закладывались.

Тяжелый крейсер проекта 82 «Сталинград»

  Тактико – технические  характеристики  крейсера  проекта  82  в  ряде  источников  приведена  в  соответствии  с  вариантами  проекта:
Водоизмещение  стандартное – 36 500 тонн;
Водоизмещение  полное – 42 300 — 43 000 тонн;
Длина  максимальная – 273,6 м.;
Длина  по  ватерлинии – 250,5 м;
Ширина  максимальная – 31,6 м;
Ширина  по  ватерлинии – 30,0 м;
Осадка  при  полном  водоизмещении – 9,2 м;
Скорость экономичная – 18  узлов;
Скорость  крейсерская – 24  узла;
Скорость  максимальная – 35  узлов;
Скорость  максимальная  при  форсировании  котлов  на  2  часа – 36  узлов;
Дальность  хода  при  18  узлах – 5000 миль;
Автономность – 20  суток;
Главная  энергетическая  установка –   котлотурбинная: 12  паровых  котлов,  4  паровых  турбины  суммарной  мощностью  280 000л.с.  (206 000  кВт); 
Экипаж — 1712  человек;
Вооружение —  305 – мм  АУ ГК СМ – 31  — 9 (3 х 3);
                         130 – мм  АУ БЛ – 109 А  — 12 (6 х 2);
                           45 – мм  АУ  СМ – 20 ЗиФ – 24 (6 х 4);
                           25 – мм  ЗАУ БЛ – 120  — 40 (10 х 4);
Бронирование – борт – 200  мм;
                            палуба – 90 – 110 мм;
                            башни — 323  мм.
                            (главный  броневой  пояс – 180 мм; 
                             палубы  в  районе  цитадели –
                            верхняя -50  мм,  средняя – 100  мм,  нижняя – 20  мм;
                             боевая  рубка – 260 мм;
                             башни  главного  калибра —
                             лоб – 240 мм,  бок – 225  мм,  тыл – 400мм, 
                             крыша – 125 мм,  барбет – 200-235 мм; 
   В  некоторых  источниках  упоминается  о  наличии  12 х 1  37-мм  МЗУ  70-к,  но  это сомнительно,  т.к.  это  были  устаревшие  установки,  занимающие  промежуточное  по  калибру  положение  между  СМ-20  и  БЛ-120.  Также,  якобы,  предполагалась  установка  баллистических  ракет  типа  Р-5  на  кораблях  проекта  № 82-Р.
     10  июля  1951 г.  КУЗНЕЦОВ  был  назначен  военно–морским  министром  и  уже  1  сентября  отправляет  Председателю  Совета  Министров  СССР  доклад   об  устаревшем  флоте,  о  кораблях, построенных  по  старым  проектам,  о  реактивном  вооружении  и  по  другим  флотским  вопросам,  о  необходимости  ряда  крупных  и  срочных  мер  по  флоту.  Добиться  рассмотрения  не  удалось.  «Ни  формально,  ни  по  существу  меня  нельзя  обвинять  в  тех  кораблях,  которые  построены  в  1947 – 1951  гг.  программа  была  принята  без  меня  и  против  моих  предложений.  Строительство  велось  в  мое  отсутствие.»   Он  охарактеризовал  крейсер  проекта  82  как  «тяжелый,  неясный  корабль.  Не  видно,  чтобы  цель  оправдывала  средства.  Очень  дорогой  корабль.»(3)

Тяжелый крейсер проекта 82 «Сталинград» (художник А. Лубянов)

Из-за  задержек  поставок  металла  и  брони,  вооружения  и  оборудования,  а  также  непредвиденных  трудностей,  связанных  с  освоением  новых  технологий  и  материалов  строительство  шло  с  отставанием  на  5-6  месяцев.  Спуск  головного  корабля  намечался  на  6(7)  ноября  1953 г.,  но  фактическая  готовность строящихся  кораблей  на  1  января  1953 г.  составляла  лишь  18,8%,  7,5%  и  2,5%  вместо  42,9%,  11,5%  и  15% соответственно  по  плану.(4)               В июне 1953 года принято решение использовать   среднюю часть корпуса  крейсера  «Сталинград», включая цитадель, в качестве натурного опытового отсека для проверки стойкости конструктивной защиты корабля к воздействию новых образцов морского оружия. В 1954 году переоборудованный отсек был спущен на воду и в 1956—1957 годах использовался в качестве мишени для испытаний крылатых ракет, артиллерийских снарядов, авиабомб и торпед. В результате всех испытаний отсек не потерял плавучести при полном отсутствии сил и средств борьбы за живучесть,  но  был  сделан  вывод,  что  с  появлением  противокорабельных  ракет  создание  кораблей  с  традиционными  схемами  бронирования  бесперспективно.
   Закончилась  попытка  строительства  в  СССР  крупных  артиллерийских  кораблей.  Бурные  коллизии   последующих  лет,  смена  приоритетов  политического  руководства  страны  с  выдвижением  на  первый  план  стратегического  ракетно–ядерного  оружия,  резким  сокращением  расходов  на  развитие  традиционных  родов  сил  и  их  значительным  сокращением    повлекли  за  собой  коренные  изменения  облика  Военно–морского  флота  СССР.

Литература
(1)  МАЛЫШЕВ  А.В.  «Пройдет  десяток  лет  и  эти  встречи   не  восстановишь  уже  в  памяти.» Дневник  наркома.  Журнал  «Источник», 1997 г.,  № 5,  стр.132.
(2)  КОСТЕВ  Г.Г.  «Военно – морской  флот  страны  (1945 – 1995).  Взлеты  и  падения.»  СПб,  199,  стр.25.
(3)  КУЗНЕЦОВ  Н.Г.  «Накануне.  Курсом  к  Победе,»  М.,  Воениздат,  1992,  стр.243.
(4)  «История  отечественного  судостроения.»,  том 5,  стр. 35-36. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *