Баншац Б. Корабельная династия  «Москва»

Буксир «Москвич»

11 мая 1955 г. на судостроительном заводе № 370 «Петрозавод» в Ленинграде был построен морской стальной однопалубный одновинтовой линей-ный буксир «Москвич» проекта 730 тип «Аян» с двухъярусной рубкой, ледокольным носом и крейсерской кормой, мощностью 370 квт (500 л.с.), строительный № 291. Входил в состав судов ГУРП «Дальрыба» Министерства рыбной промышленности с портом приписки Петропавловск-Камчатский. ИМО 6857118.

Предназначен для транспортной буксировки судов и плавсредств в прибрежных районах морских бассейнов.

буксир «Москвич»

Длина  наибольшая – 32,52 м;
Ширина  наибольшая – 8,04 м;
Высота  борта – 4,00м;
Осадка  по  летнюю  ватерлинию – 3.00 м;
Валовая  вместимость – 238  рег. т;
Дедвейт – 130 т;
Скорость – 10 узл;
Экипаж – 24  чел;
Район  плавания: ограниченный  с  удалением  от  порта до  100  миль;
Дальность  плавания – 1200 миль;
Автономность  плавания – 5  суток.

6  водонепроницаемых  переборок  обеспечивали  одноотсечную  непотопляемость.  Для  оказания  помощи  спасаемым  судам  имеются  2  системы:  водяная,  паротушения и лафетная  установка.  Навигационное  оборудование:  радиолокатор  «Донец – 2»,  эхолот  НЭЛ-5,  лаг  ЛЗМ.

Списан  в  июле  1972 г.  и  утилизирован.

Теплоход «Двухтактный», затем под  названием  «Москвич»

В  1915 г.  на  Сормовском  судостроительном  заводе на  базе  колесного  речного  буксира  был  построен  первый  в  мире  буксир – теплоход с  горизонтальным  двигателем  конструкции  инженера  Густава  Васильевича  ТРИНКЛЕРА.  При  испытаниях  в  судовых  условиях  двигатель  оказался  вполне  работоспособным  и  развивал  мощность  750  л.с. (550 квт).  Размеры  судна  57 х  8,85 х 3,05 м. 

На  гребные  колеса  мощность  передавалась  с  помощью  цилиндрической  зубчатой  передачи  с  передаточным  отношением  6,0,  причем  вал  двигателя  и  гребной   вал  были  связаны  зубчатой  передачей  жестко,  без  применения  разобщительной  муфты.  Осуществить  это  стало  возможным  благодаря  особому  свойству  построенного  двигателя  допускать  значительное  снижение  частоты  вращения  без  возникновения  пропусков  вспышек  в  цилиндрах.  Двигатель  надежно  работал  даже  при  частоте  вращения  30 об./мин.,  что  соответствовало  лишь  5  оборотам  в  минуту  гребных  колес. 

Тринклер Г.В.

С 1916 г.  теплоход  под  названием  «Двухтактный»  обеспечивал  лишь  нужды  завода  в  водном  транспорте.  Затем  под  названием  «Москвич»  он  работал  в  составе  флотилии  «Мовобар»  на  буксировке  нефтеналивных  барж  между  Астраханью  и  Нижним  Новгородом.  В  конце  навигации 1918 г.  теплоход  вышел  из  строя  из-за  сильного  пожара.  Уникальная  дизельная  установка  погибла,  но  опыт  постройки  и  эксплуатации  этого  теплохода  показал  целесообразность  использования  горизонтальных  двигателей.  В  1937 – 1938 гг.  под  руководством  ТРИНКЛЕРА  разрабатывались  проекты  дизельных  установок  мощностью  880  и  1470  квт,  но  они  остались  неосуществленными. 

В  ряде  статей  ошибочно  указано,  что  двигатель  был  системы  «Юнкерс».

Катер «Москвич»

«Москвич»

В  1938 г.  на ГП «Судоремонтный завод им. Жданова»  в  г. Горький  был  построен  катер  «Москвич»  мощностью  140 л.с. Регистровый №127216.  Владелец  ГП «Московско-Окское управление речного пароходства».   С  1958 г.  владелец  ГП  «Московское  речное  пароходство»,  порт  приписки  Шуя, с  мая  1961 г.  порт  приписки  Коломна,  с  1992 г.  владелец  ПО «Коломенский завод тяжелого станкостроения».  В  конце  1990-х  гг.  списано  и  утилизировано.

Самоходные дизель-электрические землесосы  проекта  246Б/246В,  получившие  название  «Московский»: 

На Краснодарском судоремонтно-судостроительном заводе  построены  самоходные дизель-электрические землесосы  проекта  246Б/246В,  получившие  название  «Московский»: 

В  1967 г.  «Московский – 220», строительный  № 7.  Владелец  до  3.1981 г. ПО «Канал имени Москвы» МРФ,  до  1992 г. «Союзподводтрубопроводстрой», с 1992 г.  «Специализированное управление подводно-технических работ №1» треста «Союзподводгазстрой». Порт  приписки  Серпухов.  Списан  и  утилизирован  после  2020 г.

В  1972 г.  «Московский – 221»,  строительный  № 22. Владелец  ПО «Канал имени Москвы» МРФ.  Порт  приписки  Муром.  Списан 5.1989 г.
  В  1973 г.  «Московский – 222»,  строительный  № 27.  Владелец  ПО «Канал имени Москвы» МРФ.  Порт  приписки  Рязань.
  В  1975 г. «Московский – 223»  строительный  № 39.  Владелец  ПО «Канал имени Москвы» МРФ.  Порт  приписки  Рязань.  Списан  в  начале  2000гг.
  В  1976 г.  «Московский — 224»,  (с 5.1978 г. – «Московский – 219) строительный  № 41.  Владелец  ПО «Канал имени Москвы» МРФ.  Порт  приписки  Муром.  Списано  и  утилизировано  в  2000 гг.
   Основные показатели:

— установленная мощность, э.л.с.: 190

— производительность проектная, м3/ч: 150

— производительность техническая, м3/ч: 250

— характеристика разрабатываемых грунтов: I — IV классов

— способ удаления грунта: по плавучему грунтопроводу

— автономность плавания, сут.: 10/15

— глубина всасывания наибольшая, м: 4,5/6

— скорость хода землесоса, км/ч: порожнем — 10,2; с брандвахтой и плавучим грунтопроводом — 4,9

— способ рабочих перемещений: с помощью станового и папильонажных канатов

Размеры судна габаритные, м:

— длина: 27,2

— ширина: 7,27/7,16

— высота от ОЛ до кромки несъёмных частей: 5,7/6,2

Размеры корпуса расчётные, м:

— длина: 19/21,4

— ширина: 7

— высота борта: 1,2

Ширина прореза корпуса, м: 1/0,9

Длина прореза корпуса, м: 6

Водоизмещение, т:

— порожнем: 62,13/69,96

— в рабочем состоянии с 10-суточными запасами и балластом: 80,58/84,46

Осадка судна, м:

— порожнем: 0,51/0,56 — в рабочем состоянии с 10-суточными запасами и балластом: 0,66/0,67

Пассажирский двухвинтовой теплоход «Московский»

На  Московском  ССЗ  в  1983 – 2001 гг.  строили  пассажирские двухвинтовые  водоизмещающие теплоходы  мощностью 220 кВт.  для перевозки   пассажиров на внутрегородских и пригородных линиях  типа  «Московский»  проекта  81080,  носившие  название  «Московский»  и  номер.  После  приватизации и  смены  владельцев   сменили  название:


   «Московский  — 1» —  «Учебный – 3»,  «В.С.Удачин»  (построен  в  1983 г.);
   «Московский – 2» — «Онежская  жемчужина»;
   «Московский – 4» — «Россия»;
   «Московский – 5» — «Василий  Каменский»;
   «Московский – 8» — «Ак-Кош»;    «Московский – 9» — «Михаил  Сизов»,  «Дмитрий  Власов»;
   «Московский – 10» — «Бриз – 1»;
   «Московский – 13» — «Диана»;
   «Московский – 15» — «Водоходъ»;
   «Московский – 16» — «Столичный»;
   «Московский – 18» — «Югра»,  «Заполярье»;
   «Московский – 19» — «Николай  Матвеев»,  «Иван  Матвеев»;
   «Московский – 22» — «Арго»,  «Арго – 2»;
   «Московский  — 23» «Кижское  ожерелье», «Smile»;
   «Московский – 24» — «Капитан  Горовацкий»;
   «Московский – 27» — «Натали»,  «Московский»,  «Югория»;
Построенные  в  1995 г.  «Московский – 1»  переименован  в  «Александр  Пересвет»,  а  в  2022 г.  вернул  прежнее  название,   «Московский» — без  указания  номера.   

Длина: 36,3 м

Ширина: 6,5 м

Высота борта: 2,6 м

Водоизмещение в грузу: 136,5 т

Осадка средняя в грузу: 1,33 м

Водоизмещение порожнем: 120 т

Осадка средняя порожнем: ? м

Пассажировместимость: 150 чел (может меняться в зависимости от проведённой модернизации)

Мест для экипажа: 3

Скорость: 20 км/ч

Автономность: 40 ч

Мощность ГД: 2х110 кВт

Тип ГД: 3Д6-01 (6ЧСП15/18)

Теплоход «Элара», носившие «Москвич»

7.07.2001 г.  по  индивидуальному  заказу  (шифр  «Элара», проект  81080П/Ч)  был  построен  теплоход  «Элара»  для  комфортабельного  отдыха  19  человек.  Владелец  ОАО «Научно-производственный комплекс «Элара» им. Г.А. Ильенко,  порт  приписки  Чебоксары.
На  Украине  катера,  носившие  название  «Москвич»  и  номер,  после  2012 г.  переименованы.

                       «МОСКВИЧ-1».   С   2012  г. «ШАЛЕНА ЛАСТIВКА»
«МОСКВИЧ-2».     С  июля  2018  «СИНЕВИР»
«МОСКВИЧ-3» стал «КИЕВСКАЯ ЛАСТОЧКА» Остальные катера этого типа или сохранили первоначальное название «Московский» с номером или сразу получили другое название




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *