Подводная лодка М-252
Подводная лодка тип «М» XII серии 22 октября 1949 года заложена на заводе №-196 в Ленинграде. 26 марта 1950 года спущена на воду. 10 июля 1950 года вступила в строй. Летом 1951 года перевезена по железной дороге из Ленинграда в Советскую Гавань и вошла в состав 90 Бригады подводных лодок 7-го ВМФ с базированием на бухту Постовая.
19 сентября 1959 года при возвращении подводных лодок в базу во время сильного шторма и плохой ночной видимости М-252 села на камни в Татарском проливе у входа в залив Советская Гавань в бухте Сетуан. Командиром БЧ-1 были допущены ошибки в счислении из-за недостаточного учета сноса от дрейфа и течения и был принят входной огонь бухты Сеутан за входные огни в Советскую Гавань. На входе в бухту подводная лодка села на камни получила значительные пробоины в прочном корпусе. В ходе спасательных работ, проводимых силами команды подводной лодки, большая часть личного состава была спасена. Личный состав по приказанию оставил подводную лодку и добирался до берега вплавь. При спасении вплавь семеро подводников погибли, четверо подводников похоронены в братской могиле на мысе Гаврилова (бухта Северная). Осенью 1959 года М-252 доставлена на СРЗ-263.
6 февраля 1960 года подводная лодка М-252 исключена из состава ВМФ СССР в связи со сдачей в ОФИ и разделки на металл. 1 июля 1960 года расформирована команда подводной лодки. Впоследствии на Совгаванской базе «Главвторчермета» в бухте Бяудэ М-252 разделана на металл.
В 2017 году в бухте Сетуан открыта памятная доска с именами погибших подводников.
21 июля 2018 года в окрестностях Советской Гавани ветераны-подводники открыли памятник погибшим членам команды подводной лодки М-252. Памятник изготовили своими силами члены организации ветеранов-подводников при Советско-Гаванском районном Совете ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Памятник подводникам, погибшим на М-252. Мыс Гаврилова, бухта Северная
Мемориальная табличка с именами погибших подводников М-252. Мыс Гаврилова, бухта Северная. 2013 год.
Памятная доска с именами погибших подводников М-252. Бухта Сегун.
Памятник погибшим членам команды подводной лодки М-252. Советская гавань.
Подводная лодка К-129
15 марта 1958 года заложена на заводе №-199 им.Ленинского Комсомола в г.Комсомольс-на-Амуре под наименованием «Б-103». Подводная лодка была вооружена тремя ракетами Р-21 с ядерными боеголовками, шестнадцатью торпедами (в том числе двумя с ядерной боевой частью). 6 мая 1959 года спущена на воду. 31 декабря 1959 года вступила в строй. 2 февраля 1960 года вошла в состав 29-й Дивизии подводных лодок 15-й Эскадры подводных лодок ТОФ.
16 июня 1960 года Б-103 отнесена к подклассу крейсерских подводных лодок и переименована в «К-129». 20 мая 1966 года отнесена к подклассу Больших Подводных Лодок. 4 марта 1964 года — 10 апреля 1967 года на «Дальзаводе» во Владивостоке прошла модернизацию по проекту 629А.
24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке под названием «Могила» К-129 вышла на Боевую Службу в район Гавайских островов. В течение 12 дней К-129 выполняла поставленные задачи по скрытому патрулированию (возвращение подводной лодки в пункт базирования намечалось на 5 мая 1968 года). 8 марта 1968 года К-129 должна была дать контрольное радиодонесение, но подводная лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи.
Действия американских кораблей и авиации в районе Гавайских островов тогда, и сейчас заставляют предполагать, что американцы знали и о цели наших действий, и о катастрофе К-129, и знали точное место ее гибели. Однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть К-129, закончился неудачей.
Пока советские корабли систематически патрулировали предполагаемый квадрат гибели К-129, а правительство СССР не проявляло видимого желания заявить о судьбе подводной лодки официально, в ЦРУ решили ее поднять.
Спустя два года на верфи в Пенсильвании было спущено на воду для достройки на плаву судно «Glomar Eхplorer», предназначенное для глубоководного подъема затонувших кораблей, замаскированное под шельфовый разведчик. По завершению работ судно перешло в Реджвут-Сити (Клифорния), где к нему была добавлена баржа-понтон для транспортировки подъемных монтажных конструкций с огромными 50-метровыми клешнями с помощью которых предстояло оторвать от океанского дна и поднять на поверхность. Сама операция получила название «Dgenifer». Все работы были строго засекречены.
В ЦРУ отчетливо понимали, что замаскировать и скрытно провести операцию по подъему подводной лодки довольно трудно, тем более, что о ее подготовке стало известно в посольстве СССР в Вашингтоне. Там в октябре 1970 года получили анонимное письмо, автор которого сообщал о планируемой акции. Об этом доложили в Москву, но командование ВМФ заверило руководство страны, что после гибели К-129 шифры и документы кодирования на флоте заменены, что поднять подводную лодку с глубины 5 000 метров практически невозможно. На всякий случай в район гибели К-129 время от времени стали направлять разведывательные корабли.
Когда в июле 1974 года в предполагаемом квадрате гибели К-129 появился «Glomar Eхplorer», советская разведка не придала этому должного значения. Тем временем «Glomar Eхplorer» и доставленная туда баржа-понтон НМВ1, предназначенная исключительно для транспортировки монтажных конструкций и гигантских захватов, приступили к исключительной по технической сложности работе. НМВ1 притопили и завели под корпус«Glomar Eхplorer». Затем в океанские воды стали уходить девятиметровые трубы, которые автоматически свинчивались на глубине. Контроль осуществлялся подводными телекамерами. Всего было 600 труб, каждая весом с двухэтажный автобус. Когда до К-129 оставались считанные десятки метров, за рычаги управления захватом подводной лодки сел главный конструктор подводной платформы. Управляемый неопытной рукой захват ударился о грунт, и от удара одна из клешней треснула. Тем не менее, удалось захватить корпус К-129. Начался подъем подводной лодки.
До поверхности океана оставалось совсем немного, когда поврежденная клешня рассыпалась. Теперь лодку удерживала за носовую часть лишь одна пара клешней. В этот момент случилось не предвиденное: на глазах у американцев подводная лодка раскололась, и примерно три четверти ее корпуса вместе с телами большинства погибших и баллистическими ракетами стали погружаться в океанскую пучину. Из этой части выскользнула ракета и медленно пошла ко дну, но взрыва не последовало. Носовая часть К-129 оказалась в «Лунном бассейне» — огромном раскрывающемся с днища отсеке «Glomar Eхplorer». Появившиеся русские разведывательные суда начали фотосъемку. «Glomar Eхplorer» снялось с якоря и двинулось к берегам США. После откачки воды из огромного внутреннего ангара специалисты начали обследовать К-129. Проникнуть внутрь подводной лодки оказалось практически невозможно: там все было исковеркано и сдавлено взрывом и циклопическим давлением воды. Матрацы коек были спрессованы до 40 сантиметров в длину. Американцам удалось извлечь ядерные торпеды.
В октябре 1992 года ЦРУ передало президенту РФ видеопленку, на которой была запечатлена процедура захоронения подводников. По погибшим отслужили молебен на английском и русских языках, были исполнены гимны двух стран, а затем контейнер с останками подводников по морскому обычаю опустили в океан на глубину около 4 000 метров.
Версий гибели К-129 выдвинуто и существует до сих пор несколько. Правительственная комиссия рассматривала многие возможные причины гибели подводной лодки, среди них – взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, большое поступление воды внутрь прочного корпуса из-за несовершенства устройства подачи воздуха к дизелям, работающим в перископном положении или частично через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другой подводной лодкой или кораблем.
Согласно версии, распространенной в США, советскую подводную лодку, находившуюся на Боевом патрулировании, в феврале-марте 1968 года отслеживала американская стационарная высокочувствительная система дальнего гидроакустического обнаружения «Морской паук». Она же и засекла момент и место катастрофы. Как сообщила американская печать, первой к лежащей на дне советской подводной лодке, подошла атомная подводная лодка США «Halibat», переоборудованная из атомной с крылатыми ракетами в разведывательную — специально для участия в операциях по слежению за советскими подводными лодками и кораблями.
Летом 1968 года «Halibat» изучила корпус затонувшей советской подводной лодки: спущенная по кабель — тросу фотокамера сделала тысячи снимков К-129.
8-12 марта 1968 года подводная лодка К-129 погибла в Тихом океане со всей командой по неизвестной причине при несении Боевой службы. 30 июля 1968 года исключена из состава ВМФ. В конце 1992 года о погибших подводниках впервые было сказано открыто. ГК ВМФ приказал подготовить проекты нового приказа Министра обороны и постановления Правительства относительно К-129.
Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 1998 года №-1285, по происшествии тридцати лет с момента гибели, команда подводной лодки К-129 был посмертно награжден орденами Мужества.
1 сентября 1973 года в п. Рыбачий был открыт памятник погибшим подводникам К-129. В 1974 году на территории базы подводных лодок КТОФ в п. Ракушка Ольгинского района Приморского края установлен памятник команде К-129. Конструктивно памятник напоминал форму и очертания ограждения рубки подводной лодки проекта 629. Памятник был выполнен из бетона и в настоящее время практически полностью разрушен.
Дизельная подводная лодка К-129 в полигоне Боевой подготовки
Подводная лодка К-129. 1966 год
Подводная лодка К-129 после модернизации. 1967 год, май
Подводная лодка К-129 на грунте Тихого океана
Подводная лодка К-129 на грунте Тихого океана
Подводная лодка К-129 на грунте Тихого океана
Операция «Dgenifer». Подъем судном «Glomar Eхplorer» 50-метровыми клешнями подводной лодки К-129
Выход клешней
Клешни – подъем К-129
Клешни – подъем К-129
К-129 поднята на «Glomar Eхplorer» и начато осушение отсека
Обследование осушенного прочного корпуса К-129
Американское судно «Glomar Eхplorer» захватывает советскую подводную лодку К-129 на глубине 5 200 метров. Художник А.Лубянов
Гибель подводной лодки К-129. Неизвестный художник
Памятник подводникам, погибшим на К-129. Рыбачий
Памятник подводникам, погибшим на К-129. Рыбачий
Памятник подводникам, погибшим на К-129. Рыбачий
На открытии памятника погибшим подводникам-землякам с К-129. д. Черемхово, Иркутская область
Погибшим подводникам К-129. д. Черемхово, Иркутская область
Мемориальные доски погибшим д.Черемхово, Иркутская область
Мемориальные доски погибшим д. Черемхово, Иркутская область
Памятник подводной лодке К-129. Ракушка. Начало XXI века
Март 1968г. – При выполнении задач боевой службы на ТОФ погибло 97 подводников
Вечная память
1. капитан 1 ранга КОБЗАРЬ Владимир Иванович — командир подводной лодки
2. капитан 2 ранга ЖУРАВИН Александр Михайлович — старший помощник командира
3. капитан 3 ранга МОТОВИЛОВ Владимир Артемьевич — помощник командира
4. капитан 3 ранга ЛОБАС Федор Ермолаевич — заместитель командира по политической части
5. капитан-лейтенант ПИКУЛИК Николай Иванович — командир БЧ-1
6. капитан 3 ранга ПАНАРИН Геннадий Семенович — командир БЧ-2
7. капитан 3 ранга КОВАЛЕВ Евгений Григорьевич — командир БЧ-3
8. инженер-капитан 3 ранга ОРЕХОВ Николай Николаевич — Командир БЧ-5
9. старший лейтенант ЖАРНАКОВ Александр Федорович Начальник РТС-БЧ-4
10. майор медицинской службы ЧЕРЕПАНОВ Сергей Павлович — начальник медицинской службы
11. лейтенант ДЫКИН Анатолий Петрович — командир электронавигационной группы
12. капитан-лейтенант ЗУЕВ Виктор Михайлович — командир группы управления БЧ-2
13. инженер-капитан-лейтенант ЕГОРОВ Александр Егорович — командир моторной группы БЧ-5
14. старший лейтенант МОСЯЧКИН Владимир Алексеевич — командир группы ОСНАЗ
15. главный старшина сверхсрочной службы АБРАМОВ Николай Дмитриевич — командир отделения электриков 337-го экипажа
16. старшина 2 статьи АНДРЕЕВ Алексей Васильевич — командир отделения гидроакустиков с ПЛ «К-163»
17. матрос АРХИПОВ Анатолий Андреевич — радиотелеграфист
18. старшина 2 статьи БАЖЕНОВ Николай Николаевич — командир отделения электриков
19. старший матрос БАЛАШОВ Виктор Иванович — старший электрик-оператор БЧ-2
20. матрос БАШКОВ Георгий Иванович — машинист трюмный 453-го экипажа
21. старшина 2 статьи БАХИРЕВ Валерий Михайлович — химик-санитар
22. старший матрос БОЖЕНКО Владимир Алексеевич — старший электрик
23. мичман БОРОДУЛИН Вячеслав Семенович — старшина команды рулевых-сигнальщиков
24. матрос ВАСИЛЬЕВ Александр Сергеевич — моторист
25. старшина 2 статьи ГООГЕ Петр Иванович — командир отделения мотористов
26. матрос ГОСТЕВ Владимир Матвеевич — электрик
27. старшина 2 статьи ГУЩИН Николай Иванович — командир отделения управления БЧ-2
28. старшина 2 статьи ГУЩИН Геннадий Федорович — специалист СПС 337-го экипажа
29. матрос ДАСЬКО Иван Александрович — электрик
30. матрос ДУБОВ Юрий Иванович — старший электрик-механик 453-го экипажа
31. матрос ДЕГТЯРЕВ Анатолий Афанасьевич — электрик
32. старший матрос ЗВЕРЕВ Михаил Владимирович — старший моторист
33. матрос ЗУБАРЕВ Олег Владимирович — радиометрист
34. главный старшина сверхсрочной службы ИВАНОВ Валентин Павлович — старшина команды трюмных машинистов
35. матрос КАБАКОВ Анатолий Семенович — моторист
36. матрос КАСЬЯНОВ Геннадий Семенович — ученик штурманского электрика
37. старший матрос КАРАБАЖАНОВ Юрий Федорович — старший рулевой-сигнальщик с ПЛ «К-163»
38. старшина 1 статьи КНЯЕВ Алексей Георгиевич — старшина команды подготовки и пуска БЧ-2
39. старший матрос КОБЕЛЕВ Геннадий Иннокентьевич — старший трюмный машинист
40. матрос КОЗИН Владимир Васильевич — радиотелеграфист
41. матрос КОЗЛЕНКО Александр Владимирович — торпедист 453-го экипажа
42. матрос КОЛБИН Владимир Валентинович — моторист-стажер 453-го экипажа
43. матрос КОСТЮШКО Владимир Михайлович — торпедист
44. матрос КОРОТИЦКИХ Виктор Васильевич — старший гироскопист БЧ-2
45. мичман КОТОВ Иван Тимофеевич — старшина команды электриков 337-го экипажа 4
6. матрос КОШКАРЕВ Николай Дмитриевич — старший радиометрист
47. матрос КРАВЦОВ Геннадий Иванович — моторист
48. старший матрос КРИВЫХ Михаил Иванович — старший электрик штурманский
49. матрос КРУЧИНИН Олег Леонидович — радиотелеграфист-стажер 453-го экипажа
50. матрос КРЮЧКОВ Александр Степанович — машинист — трюмный
51. старшина 1статьи КУЗНЕЦОВ Александр Васильевич — командир отделения мотористов 453-го экипажа
52. старший матрос КУЛИКОВ Александр Петрович — командир отделения гидроакустиков
53. старшина 2 статьи КУЧИНСКИЙ Александр Иванович — ученик штурманского электрика
54. главный старшина сверхсрочной службы ЛАБЗИН Виктор Михайлович — старший кок-инструктор
55. старшина 2 статьи ЛИСИЦЫН Владимир Владимирович — командир отделения бортовых приборов БЧ-2
56. старшина 2 статьи ЛАПСАРЬ Петр Тихонович — командир отделения рулевых-сигнальщиков
57. матрос ЛОХОВ Виктор Александрович — старший гидроакустик
58. старшина 2 статьи МАРАКУЛИН Виктор Андреевич — командир отделения электриков торпедных
59. старший матрос МАТАНЦЕВ Леонид Владимирович — старший кок
60. старший матрос МИХАЙЛОВ Тимур Тархаевич — командир отделения радиотелеграфистов 453-го экипажа
61. старший матрос НАЙМУШИН Анатолий Сергеевич — командир отделения радиометристов с ПЛ «К-163»
62. старшина 2 статьи НЕЧЕПУРЕНКО Валерий Степанович — командир отделения радиотелеграфистов
63. матрос НОСАЧЕВ Валерий Георгиевич — старший торпедист 453-го экипажа
64. матрос ОВЧИННИКОВ Виталий Павлович — рулевой-сигнальщик
65. матрос ОДИНЦОВ Иван Иванович — моторист
66. матрос ОЖИМА Александр Никифорович — электрик
67. матрос ОСИПОВ Сергей Владимирович — моторист
68. старшина 2 статьи ОЩЕПКОВ Владимир Григорьевич — командир отделения электриков
69. матрос ПЕСКОВ Евгений Константинович — старший моторист -трюмный (стажер) 453-го экипажа
70. матрос ПИЧУРИН Александр Александрович — старший гидроакустик 453-го экипажа
71. матрос ПЛАКСА Владимир Михайлович — ученик радиотелеграфиста с ПЛ «К-116»
72. старшина 2 статьи ПЛЮСНИН Виктор Дмитриевич — командир отделения мотористов
73. матрос ПОГАДАЕВ Владимир Алексеевич — старший электрик
74. матрос ПОЛЯКОВ Владимир Николаевич — ученик трюмного машиниста
75. старшина 2 статьи ПОЛЯНСКИЙ Александр Дмитриевич — командир отделения трюмных машинистов
76. матрос РЕДКОШЕЕВ Николай Андреевич — моторист
77. матрос РУДНИК Анатолий Иванович — моторист-стажер 453-го экипажа
78. старшина 2 статьи САВИЦКИЙ Михаил Селиверстович — командир отделения трюмных машинистов
79. старшина 2 статьи САЕНКО Николай Емельянович — командир отделения старта БЧ-2
80. матрос СОКОЛОВ Владимир Васильевич — электрик с ПЛ «К-75»
81. старший матрос СОРОКИН Владимир Михайлович — старший трюмный машинист
82. мичман СПРИШЕВСКИЙ Владимир Юлианович — старшина команды РТС
83. старшина 2 статьи СУРНИН Валерий Михайлович — старший электрик-механик 453-го экипажа
84. старший матрос ТЕЛЬНОВ Юрий Иванович — старший моторист
85. мичман ТЕРЕШИН Виктор Иванович — старшина команды радиотелеграфистов
86. матрос ТРИФОНОВ Сергей Николаевич — рулевой-сигнальщик 453-го экипажа
87. матрос ТОКАРЕВСКИЙ Леонид Васильевич — рулевой-сигнальщик 453-го экипажа
88. матрос ТОРСУНОВ Борис Петрович — электрик
89. матрос ТОЩЕВИКОВ Александр Николаевич — электрик
90. старшина 2 статьи ХАМЕТОВ Мансур Габдулхакович — старшина команды электриков штурманских
91. старшина 1 статьи ХВАТОВ Александр Владимирович — старшина команды радиотелеграфистов ПЛ К-14
92. матрос ЧЕРНИЦА Геннадий Викторович — кок с ПЛ» К-99»
93. старшина 2 статьи ЧИЧКАНОВ Анатолий Семенович — командир отделения радиотелеграфистов
94. старшина 2 статьи ЧУМИЛИН Валерий Георгиевич — командир отделения торпедистов БЧ-3
95. матрос ШИШКИН Юрий Васильевич — старший моторист
96. старшина 1 статьи ШПАК Геннадий Михайлович — старший моторист 453-го экипажа
97. матрос ШУВАЛОВ Анатолий Сергеевич — старший электрик-оператор БЧ-2
98. старший матрос ЯРЫГИН Александр Иванович — трюмный машинист