Бойко В. Трагедии тихоокеанского подплава.

Подводная лодка М-252

Подводная лодка тип «М» XII серии 22 октября 1949 года заложена на заводе №-196 в Ленинграде.  26 марта 1950 года спущена на воду. 10 июля 1950 года вступила в строй.  Летом 1951 года перевезена по железной дороге из Ленинграда в Советскую Гавань и вошла в состав 90 Бригады подводных лодок 7-го ВМФ с базированием на бухту Постовая.

19 сентября 1959 года при возвращении подводных лодок в базу во время сильного шторма и плохой ночной видимости  М-252 села на камни в Татарском проливе у входа в залив Советская Гавань в бухте Сетуан. Командиром БЧ-1 были допущены ошибки в счислении из-за недостаточного учета сноса от дрейфа и течения и был принят входной огонь бухты Сеутан за входные огни в Советскую Гавань. На входе в бухту подводная лодка села на камни получила значительные пробоины в прочном корпусе. В ходе спасательных работ, проводимых силами команды подводной лодки, большая часть личного состава была спасена. Личный состав по приказанию оставил подводную лодку и добирался до берега вплавь. При спасении вплавь семеро подводников погибли, четверо подводников  похоронены в братской могиле на мысе Гаврилова (бухта Северная). Осенью 1959 года М-252 доставлена на СРЗ-263.

6 февраля 1960 года подводная лодка М-252 исключена из состава ВМФ СССР в связи со сдачей в ОФИ и разделки на металл. 1 июля 1960 года расформирована команда подводной лодки.  Впоследствии на Совгаванской базе «Главвторчермета» в бухте Бяудэ М-252 разделана  на металл.

В 2017 году в бухте Сетуан  открыта памятная доска с именами погибших подводников.

21 июля 2018 года в окрестностях Советской Гавани ветераны-подводники открыли памятник погибшим членам команды подводной лодки М-252. Памятник изготовили своими силами члены  организации ветеранов-подводников при Советско-Гаванском районном Совете ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Памятник подводникам, погибшим на М-252. Мыс Гаврилова, бухта Северная

Мемориальная табличка с именами погибших подводников  М-252. Мыс Гаврилова, бухта Северная. 2013 год.

Памятная доска с именами погибших подводников М-252. Бухта Сегун.

Памятник погибшим членам команды подводной лодки М-252. Советская гавань.

 

Подводная лодка К-129

15 марта 1958 года заложена на заводе №-199 им.Ленинского Комсомола в г.Комсомольс-на-Амуре под наименованием «Б-103». Подводная лодка была вооружена тремя ракетами Р-21 с ядерными боеголовками, шестнадцатью торпедами (в том числе двумя с ядерной боевой частью).    6 мая 1959 года спущена на воду. 31 декабря 1959 года вступила в строй. 2 февраля 1960 года  вошла в состав 29-й Дивизии подводных лодок  15-й Эскадры подводных лодок ТОФ.

16 июня 1960 года Б-103 отнесена к подклассу крейсерских подводных лодок и переименована в «К-129». 20 мая 1966 года отнесена к подклассу Больших Подводных Лодок.  4 марта 1964 года — 10 апреля 1967 года на «Дальзаводе» во Владивостоке прошла модернизацию по проекту 629А.

24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке под названием «Могила»  К-129 вышла на Боевую Службу в район Гавайских островов. В течение 12 дней К-129 выполняла поставленные задачи по скрытому патрулированию (возвращение  подводной лодки в пункт базирования намечалось на 5 мая 1968 года). 8 марта 1968 года К-129 должна была дать контрольное радиодонесение, но подводная лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи.

Действия американских кораблей и авиации в районе Гавайских островов тогда, и сейчас заставляют предполагать, что американцы знали и о цели наших действий, и о катастрофе К-129, и знали точное место ее гибели. Однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть К-129, закончился неудачей.

Пока советские корабли систематически патрулировали предполагаемый квадрат гибели К-129, а правительство СССР не проявляло видимого желания заявить о судьбе подводной лодки официально, в ЦРУ решили ее поднять.

Спустя два года на верфи в Пенсильвании было спущено на воду для достройки на плаву судно «Glomar Eхplorer», предназначенное для глубоководного подъема затонувших кораблей, замаскированное под шельфовый разведчик. По завершению работ судно перешло в Реджвут-Сити (Клифорния), где к нему была добавлена баржа-понтон для транспортировки подъемных монтажных конструкций с огромными 50-метровыми клешнями с помощью которых  предстояло оторвать от океанского дна и поднять на поверхность. Сама операция получила название «Dgenifer».  Все работы были строго засекречены.

В ЦРУ отчетливо понимали, что замаскировать и скрытно провести операцию по подъему подводной лодки довольно трудно, тем более, что о ее подготовке стало известно в посольстве СССР в Вашингтоне. Там в октябре 1970 года получили анонимное письмо, автор которого сообщал о планируемой акции. Об этом доложили в Москву, но командование ВМФ заверило руководство страны, что после гибели К-129 шифры и документы кодирования на флоте заменены, что поднять подводную лодку с глубины 5 000 метров практически невозможно. На всякий случай в район гибели К-129 время от времени стали направлять разведывательные корабли.

Когда в июле 1974 года в предполагаемом квадрате гибели К-129 появился «Glomar Eхplorer», советская разведка не придала этому должного значения. Тем временем «Glomar Eхplorer» и доставленная туда баржа-понтон НМВ1, предназначенная исключительно для транспортировки монтажных конструкций и гигантских захватов, приступили к исключительной по технической сложности работе. НМВ1 притопили и завели под корпус«Glomar Eхplorer». Затем в океанские воды стали уходить девятиметровые трубы, которые автоматически свинчивались на глубине. Контроль осуществлялся подводными телекамерами. Всего было 600 труб, каждая весом с двухэтажный автобус. Когда до К-129 оставались считанные десятки метров, за рычаги управления захватом подводной лодки сел главный конструктор подводной платформы. Управляемый неопытной рукой захват ударился о грунт, и от удара одна из клешней треснула. Тем не менее,  удалось захватить корпус К-129. Начался подъем подводной лодки.

До поверхности океана оставалось совсем немного, когда  поврежденная клешня рассыпалась. Теперь лодку удерживала за носовую часть лишь одна пара клешней. В этот момент случилось не предвиденное: на глазах у американцев подводная лодка раскололась, и примерно три четверти ее корпуса вместе с телами большинства погибших и баллистическими ракетами стали погружаться в  океанскую пучину. Из этой части выскользнула ракета и медленно пошла ко дну, но взрыва не последовало. Носовая часть К-129 оказалась в «Лунном бассейне» — огромном раскрывающемся с днища отсеке «Glomar Eхplorer». Появившиеся  русские разведывательные суда  начали фотосъемку. «Glomar Eхplorer» снялось с якоря и двинулось к берегам США. После откачки воды из огромного внутреннего ангара специалисты начали обследовать К-129. Проникнуть внутрь подводной лодки оказалось практически невозможно: там все было исковеркано и сдавлено взрывом и циклопическим давлением воды. Матрацы коек были спрессованы до 40 сантиметров в длину. Американцам удалось извлечь ядерные торпеды.

В октябре 1992 года ЦРУ  передало президенту РФ видеопленку, на которой была запечатлена процедура захоронения подводников. По погибшим отслужили молебен на английском и русских языках, были исполнены гимны двух стран, а затем контейнер с останками подводников по морскому обычаю опустили в океан на глубину около 4 000 метров.

Версий гибели К-129 выдвинуто и существует до сих пор несколько. Правительственная комиссия рассматривала многие возможные причины гибели подводной лодки, среди них – взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, большое поступление воды внутрь прочного корпуса из-за несовершенства устройства подачи воздуха к дизелям, работающим в перископном положении или частично через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другой подводной лодкой или кораблем.

Согласно версии, распространенной в США, советскую подводную лодку, находившуюся на Боевом патрулировании, в феврале-марте 1968 года отслеживала американская стационарная высокочувствительная система дальнего гидроакустического обнаружения «Морской паук». Она же и засекла момент и место катастрофы. Как сообщила американская печать, первой к лежащей на дне советской подводной лодке, подошла атомная подводная лодка США «Halibat», переоборудованная из атомной с крылатыми ракетами в разведывательную — специально для участия в операциях  по слежению за советскими подводными лодками и кораблями.

Летом 1968 года «Halibat» изучила корпус затонувшей советской подводной лодки: спущенная по кабель — тросу фотокамера сделала тысячи снимков К-129.

8-12 марта 1968 года подводная лодка К-129 погибла в Тихом океане со всей командой по неизвестной причине при несении Боевой службы. 30 июля 1968 года исключена из состава ВМФ.  В конце 1992 года о погибших подводниках впервые  было сказано открыто. ГК ВМФ приказал подготовить проекты нового приказа Министра обороны и постановления Правительства относительно К-129.

Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 1998 года №-1285, по происшествии тридцати лет с момента гибели, команда  подводной лодки К-129 был посмертно награжден орденами Мужества.

1 сентября 1973 года в п. Рыбачий был открыт памятник погибшим подводникам К-129. В 1974 году на территории базы подводных лодок КТОФ в п. Ракушка Ольгинского района Приморского края установлен памятник команде К-129. Конструктивно памятник напоминал форму и очертания ограждения рубки подводной лодки проекта 629. Памятник был выполнен из бетона и в настоящее время практически полностью разрушен.

Дизельная подводная лодка К-129 в полигоне Боевой подготовки

Подводная лодка К-129. 1966 год

Подводная лодка К-129 после модернизации. 1967 год, май

Подводная лодка К-129 на грунте Тихого океана

Подводная лодка К-129 на грунте Тихого океана

Подводная лодка К-129 на грунте Тихого океана

Операция «Dgenifer». Подъем судном «Glomar Eхplorer» 50-метровыми клешнями подводной лодки К-129

Выход клешней

Клешни – подъем К-129

Клешни – подъем К-129

К-129 поднята на «Glomar Eхplorer» и начато осушение отсека

Обследование осушенного прочного корпуса К-129

Американское судно «Glomar Eхplorer» захватывает советскую подводную лодку К-129 на глубине 5 200 метров. Художник А.Лубянов

Гибель подводной лодки К-129. Неизвестный художник

Памятник подводникам, погибшим на К-129. Рыбачий

Памятник подводникам, погибшим на К-129. Рыбачий

Памятник подводникам, погибшим на К-129. Рыбачий

На открытии памятника погибшим подводникам-землякам с К-129. д. Черемхово, Иркутская область

Погибшим подводникам К-129. д. Черемхово, Иркутская область

Мемориальные доски погибшим д.Черемхово, Иркутская область

Мемориальные доски погибшим д. Черемхово, Иркутская область

   

Памятник подводной лодке К-129. Ракушка. Начало XXI века

Март 1968г. – При выполнении  задач боевой службы на ТОФ погибло 97 подводников

Вечная память

1. капитан 1 ранга КОБЗАРЬ Владимир Иванович — командир подводной лодки

2. капитан 2 ранга ЖУРАВИН Александр Михайлович — старший помощник командира

3. капитан 3 ранга МОТОВИЛОВ Владимир Артемьевич — помощник командира

4. капитан 3 ранга ЛОБАС Федор Ермолаевич — заместитель командира по политической части

5. капитан-лейтенант ПИКУЛИК Николай Иванович — командир БЧ-1

6. капитан 3 ранга ПАНАРИН Геннадий Семенович — командир БЧ-2

7. капитан 3 ранга КОВАЛЕВ Евгений Григорьевич — командир БЧ-3

8. инженер-капитан 3 ранга ОРЕХОВ Николай Николаевич — Командир БЧ-5

9. старший лейтенант ЖАРНАКОВ Александр Федорович Начальник РТС-БЧ-4

10. майор медицинской службы ЧЕРЕПАНОВ Сергей Павлович — начальник медицинской службы

11. лейтенант ДЫКИН Анатолий Петрович — командир электронавигационной группы

12. капитан-лейтенант ЗУЕВ Виктор Михайлович — командир группы управления БЧ-2

13. инженер-капитан-лейтенант ЕГОРОВ Александр Егорович — командир моторной группы БЧ-5

14. старший лейтенант МОСЯЧКИН Владимир Алексеевич — командир группы ОСНАЗ

15. главный старшина сверхсрочной службы АБРАМОВ Николай Дмитриевич — командир отделения электриков 337-го экипажа

16. старшина 2 статьи АНДРЕЕВ Алексей Васильевич — командир отделения гидроакустиков с ПЛ «К-163»

17. матрос АРХИПОВ Анатолий Андреевич — радиотелеграфист

18. старшина 2 статьи БАЖЕНОВ Николай Николаевич — командир отделения электриков

19. старший матрос БАЛАШОВ Виктор Иванович — старший электрик-оператор БЧ-2

20. матрос БАШКОВ Георгий Иванович — машинист трюмный 453-го экипажа

21. старшина 2 статьи БАХИРЕВ Валерий Михайлович — химик-санитар

22. старший матрос БОЖЕНКО Владимир Алексеевич — старший электрик

23. мичман БОРОДУЛИН Вячеслав Семенович — старшина команды рулевых-сигнальщиков

24. матрос ВАСИЛЬЕВ Александр Сергеевич — моторист

25. старшина 2 статьи ГООГЕ Петр Иванович — командир отделения мотористов

26. матрос ГОСТЕВ Владимир Матвеевич — электрик

27. старшина 2 статьи ГУЩИН Николай Иванович — командир отделения управления БЧ-2

28. старшина 2 статьи ГУЩИН Геннадий Федорович — специалист СПС 337-го экипажа

29. матрос ДАСЬКО Иван Александрович — электрик

30. матрос ДУБОВ Юрий Иванович — старший электрик-механик 453-го экипажа

31. матрос ДЕГТЯРЕВ Анатолий Афанасьевич — электрик

32. старший матрос ЗВЕРЕВ Михаил Владимирович — старший моторист

33. матрос ЗУБАРЕВ Олег Владимирович — радиометрист

34. главный старшина сверхсрочной службы ИВАНОВ Валентин Павлович — старшина команды трюмных машинистов

35. матрос КАБАКОВ Анатолий Семенович — моторист

36. матрос КАСЬЯНОВ Геннадий Семенович — ученик штурманского электрика

37. старший матрос КАРАБАЖАНОВ Юрий Федорович — старший рулевой-сигнальщик с ПЛ «К-163»

38. старшина 1 статьи КНЯЕВ Алексей Георгиевич — старшина команды подготовки и пуска БЧ-2

39. старший матрос КОБЕЛЕВ Геннадий Иннокентьевич — старший трюмный машинист

40. матрос КОЗИН Владимир Васильевич — радиотелеграфист

41. матрос КОЗЛЕНКО Александр Владимирович — торпедист 453-го экипажа

42. матрос КОЛБИН Владимир Валентинович — моторист-стажер 453-го экипажа

43. матрос КОСТЮШКО Владимир Михайлович — торпедист

44. матрос КОРОТИЦКИХ Виктор Васильевич — старший гироскопист БЧ-2

45. мичман КОТОВ Иван Тимофеевич — старшина команды электриков 337-го экипажа 4

6. матрос КОШКАРЕВ Николай Дмитриевич — старший радиометрист

47. матрос КРАВЦОВ Геннадий Иванович — моторист

48. старший матрос КРИВЫХ Михаил Иванович — старший электрик штурманский

49. матрос КРУЧИНИН Олег Леонидович — радиотелеграфист-стажер 453-го экипажа

50. матрос КРЮЧКОВ Александр Степанович — машинист — трюмный

51. старшина 1статьи КУЗНЕЦОВ Александр Васильевич — командир отделения мотористов 453-го экипажа

52. старший матрос КУЛИКОВ Александр Петрович — командир отделения гидроакустиков

53. старшина 2 статьи КУЧИНСКИЙ Александр Иванович — ученик штурманского электрика

54. главный старшина сверхсрочной службы ЛАБЗИН Виктор Михайлович — старший кок-инструктор

55. старшина 2 статьи ЛИСИЦЫН Владимир Владимирович — командир отделения бортовых приборов БЧ-2

56. старшина 2 статьи ЛАПСАРЬ Петр Тихонович — командир отделения рулевых-сигнальщиков

57. матрос ЛОХОВ Виктор Александрович — старший гидроакустик

58. старшина 2 статьи МАРАКУЛИН Виктор Андреевич — командир отделения электриков торпедных

59. старший матрос МАТАНЦЕВ Леонид Владимирович — старший кок

60. старший матрос МИХАЙЛОВ Тимур Тархаевич — командир отделения радиотелеграфистов 453-го экипажа

61. старший матрос НАЙМУШИН Анатолий Сергеевич — командир отделения радиометристов с ПЛ «К-163»

62. старшина 2 статьи НЕЧЕПУРЕНКО Валерий Степанович — командир отделения радиотелеграфистов

63. матрос НОСАЧЕВ Валерий Георгиевич — старший торпедист 453-го экипажа

64. матрос ОВЧИННИКОВ Виталий Павлович — рулевой-сигнальщик

65. матрос ОДИНЦОВ Иван Иванович — моторист

66. матрос ОЖИМА Александр Никифорович — электрик

67. матрос ОСИПОВ Сергей Владимирович — моторист

68. старшина 2 статьи ОЩЕПКОВ Владимир Григорьевич — командир отделения электриков

69. матрос ПЕСКОВ Евгений Константинович — старший моторист -трюмный (стажер) 453-го экипажа

70. матрос ПИЧУРИН Александр Александрович — старший гидроакустик 453-го экипажа

71. матрос ПЛАКСА Владимир Михайлович — ученик радиотелеграфиста с ПЛ «К-116»

72. старшина 2 статьи ПЛЮСНИН Виктор Дмитриевич — командир отделения мотористов

73. матрос ПОГАДАЕВ Владимир Алексеевич — старший электрик

74. матрос ПОЛЯКОВ Владимир Николаевич — ученик трюмного машиниста

75. старшина 2 статьи ПОЛЯНСКИЙ Александр Дмитриевич — командир отделения трюмных машинистов

76. матрос РЕДКОШЕЕВ Николай Андреевич — моторист

77. матрос РУДНИК Анатолий Иванович — моторист-стажер 453-го экипажа

78. старшина 2 статьи САВИЦКИЙ Михаил Селиверстович — командир отделения трюмных машинистов

79. старшина 2 статьи САЕНКО Николай Емельянович — командир отделения старта БЧ-2

80. матрос СОКОЛОВ Владимир Васильевич — электрик с ПЛ «К-75»

81. старший матрос СОРОКИН Владимир Михайлович — старший трюмный машинист

82. мичман СПРИШЕВСКИЙ Владимир Юлианович — старшина команды РТС

83. старшина 2 статьи СУРНИН Валерий Михайлович — старший электрик-механик 453-го экипажа

84. старший матрос ТЕЛЬНОВ Юрий Иванович — старший моторист

85. мичман ТЕРЕШИН Виктор Иванович — старшина команды радиотелеграфистов

86. матрос ТРИФОНОВ Сергей Николаевич — рулевой-сигнальщик 453-го экипажа

87. матрос ТОКАРЕВСКИЙ Леонид Васильевич — рулевой-сигнальщик 453-го экипажа

88. матрос ТОРСУНОВ Борис Петрович — электрик

89. матрос ТОЩЕВИКОВ Александр Николаевич — электрик

90. старшина 2 статьи ХАМЕТОВ Мансур Габдулхакович — старшина команды электриков штурманских

91. старшина 1 статьи ХВАТОВ Александр Владимирович — старшина команды радиотелеграфистов ПЛ К-14

92. матрос ЧЕРНИЦА Геннадий Викторович — кок с ПЛ» К-99»

93. старшина 2 статьи ЧИЧКАНОВ Анатолий Семенович — командир отделения радиотелеграфистов

94. старшина 2 статьи ЧУМИЛИН Валерий Георгиевич — командир отделения торпедистов БЧ-3

95. матрос ШИШКИН Юрий Васильевич — старший моторист

96. старшина 1 статьи ШПАК Геннадий Михайлович — старший моторист 453-го экипажа

97. матрос ШУВАЛОВ Анатолий Сергеевич — старший электрик-оператор БЧ-2

98. старший матрос ЯРЫГИН Александр Иванович — трюмный машинист

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *