Баншац Б. Корабельная династия «Москва» (продолжение — 22)

Гафель (вероятно шхуна гафельная)  товарная «Москва»,  принадлежащая   архангельскому  крестьянину М.Галову  (приписка Архангельск),  построена  в  1902 г.  в  д. Летнерецкая  Кемского  уезда  Архангельской  губернии.  Материал —  сосна  и  ель.
Число  палуб – 1

Число  мачт – 2

Длина – 80,00 англ. футов

Ширина – 22,20 англ. футов

Глубина —  9,24 англ. футов

Вместимость — полная -215,96  куб.м (76,23 рег. т.)

— чистая – 189,13 куб.м (66,76 рег. т.)

Экипаж – 4 чел.
Грузоподъемность -7 000  пудов (1)
Числится  в  списках 1911(№ 806),  1912 (№ 829), 1913 (№ 866), 1914 (№ 886) гг.

================================================================

Шхуна   товарная «Москва»,  принадлежащая  алешкинским  мещанам  Ф.И. и  А.Пихаревым  (приписка Ростов),  построена  в  1890 г.  в  Алешки  Таврической  губернии.  Материал – дуб  и  сосна.
Число  палуб – 1
Число  мачт – 2
Длина – 94,40 англ. Футов
Ширина – 23,40 англ. футов

Глубина —  8,00 англ. футов

Вместимость — полная -342,00  куб.м (128,88 рег. т.)
— чистая – 305,92 куб.м (108,45 рег. т.)

Экипаж – 5  чел.(2)

================================================================
Шхуна  товарная  «Москва»,  принадлежащая  С.,  К.  и Е. Наумовым  (приписка  Евпатория),  построена  в  1912 г. в  с. Збурьевка  Таврической  губернии.  Материал  дуб  и  сосна.
Число  палуб – 1

Число  мачт – 3

Длина – 81,40 англ. Футов

Ширина – 22,40 англ. футов

Глубина —  9,70 англ. футов

Вместимость — полная – 100,67 рег. т.

— чистая –  89,67 рег. т.

Экипаж – 13  чел.(3)
Числится  в  Списке за  1913 г.  № 867
==============================================================

Шхуна  наливная  «Москва»,  принадлежащая  М.И.Пискареву  (приписка  Астрахань),  построена  в  1897 г. в  Астрахани.  Материал ель  и  сосна.
Число  палуб – 1
Число  мачт — 2
Длина – 106,00 англ. футов

Ширина – 33,00 англ. футов

Глубина —  11,10 англ. футов

Вместимость — полная – 286,87 рег. т.

— чистая –  274,00 рег. т.
Грузоподъемность – 23000  пудов (4)
Числится  в  Списках   за1912 (№ 322)  и 1923 (№ 327) гг.

===============================================================

Шхуна  товарная  «Москва»,  принадлежащая  Торговому  дому  «Братья  Адамовы  с  плем.»  (приписка  Астрахань),  построена  в  1909 г. в  Балах-нинском  уезде.  Материал  сосна.
Число  палуб – 1

Число  мачт – 2

Длина – 133,00 англ. футов

Ширина – 40,25 англ. футов

Глубина – 14,00англ. футов

Вместимость — полная – 456,49 рег. т.

— чистая –  438,31 рег. т.

Грузоподъемность – 25 000  пудов (5)

================================================================

Пароход  «Москва»  (бывший  «Аргостолион»)  владелец  В.Канаки,  порт  приписки  указан  как  вр.  свид.,  вместимость  чистая  259,14  рег. т.  (6) Больше  никаких  данных  не  найдено.
==============================================================
Пароход  со  стальным  клепаным  корпусом  «Боярышня»  тип  «Княжна»   построен в 1904 г. на заводе акционерного общества «Сормово»  для  почтово-пассажирских  перевозок  на  Волжских  линиях.

Принадлежал  пароходному обществу  «По Волге»,  приписка  Нижний  Новгород.

После национализации флота   в  сентябре 1918 г.  переименован в «чий». Владелец   ГП «Волжское государственное речное пароходство», с марта 1934 г . — ГП «Верхневолжское речное пароходство НКВТ СССР»,  с  марта  1946 г. —  ГП «Управление пароходства «Москва-Волга канал».  В 1932 г. издательство «Гострансиздат» выпустило книгу Симович М. «Пароход «Рабочий».  Рассказ о передовом волжском пароходе, его капитане М.Я. Новожилове и «крепкой, схваченной трудовым энтузиазмом» команде образцового судна.

В  1941 г.  переоборудован в санитарный транспорт СТС-9 и под командованием Павла Матвеевича ЕПИФАНОВА эвакуировал раненых из Калинина и Москвы.  В 1942 г.  переименован в СТС-22 и направлен в Сталинград, где курсировал до ноября, пока не замерз во льдах напротив Самары.

В  сентябре  1947 г.  переименован в «800 лет Москвы».  С  1956 г.  владелец ГП «Московское речное пароходство».  В 1963 (1964) г. передан Московскому инженерно-физическому институт  (МИФИ), использовался как Спортивно-оздоровительный лагерь  «Волга»  на левом берегу реки Волга в 1.5 км. выше населенного пункта Видогощи Калининского сельского района Калининской области напротив поселка Радченко.

Вскоре, однако, подобное «пароходное» размещение лагерей было запрещено по соображениям техники безопасности. Пароход были отбуксирован на металлолом  и  утилизирован.

Длина  расчетная  65,88 м

Ширина  расчетная  7,63 м

Высота  борта           2,44 м

Ширина  габаритная  13,42 м

Осадка порожнем    0,71 м

Осадка в груз        1,42 м

Грузоподъемность    200 т

Пассажировместимость  1 класс — 20 чел.

2 класс- 34 чел.

3  и  4  класс – 246 чел.

Скорость  полного  хода  18 км/час.

Экипаж  33 чел.

Главный  двигатель – паровая  машина  Compaund  мощностью  400 и.л.с. и 2  котла  пролетной  системы  изготовлены  на  Сормовском  заводе  в  1904 г.

Движитель – 2 бортовых  гребных  колеса.
==============================================================
В  апреле  2019 г.  на  ООО «ССК «Звезда»  Россия Большой Камень  за-ложен  танкер  «Москва».  Проект Hyundai 114K, типа «Афрамакс»  Строи-тельный №:131020.  На ССК «Звезда»  построена носовая секция  и прове-дена окончательная сборка судна, остальное выполнено на Hyundai Samho. Спущен на воду  02.09.2021  и  в  декабре  2021 г. переименован  в   «Влади-мир Виноградов». Построен 29.04.2022.  Владелец АО «Роснефтефлот».  Приписка  Санкт-Петербург. IMO: 9842188

Предназначен для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов в неограни-ченном районе плавания. Длина танкера – 250 метров, ширина – 44 метра, дедвейт – 114 тыс. тонн, скорость – 14,6 узлов, ледовый класс – ICE-1А. На судне размещена площадка для вертолета. Спроектирован с соблюдением высоких стандартов по экологической безопасности. Главная и вспомога-тельная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе (СПГ), что соответствует новым правилам по ограничению выбросов оксидов серы и парниковых газов в бассейне Балтийского и Северного морей.

================================================================

В  1893 г.  на  заводе   Гильденбрандта  в  Вольске  был  построен  товар-но – пассажирский  пароход  с  железным  корпусом  «Москвич»  мощностью  320 и.л.с.  Номер  по  списку  МПС  2224,  регистровый  номер  823. Здесь  же  были  изготовлены  главный двигатель — наклонная паровая машина Compaund  инжекторная с холодильником  и  котел  паровой  оборотный. Приобретен  у  «Торгового  дома  братьев  Якимовых  И.Н.Польским и  вошел  в  состав     «Товарищества  купеческого  пароходства  по  Волге».  Приписка  Саратов.  Предназначался  для перевозки пассажиров и грузов  по Волге на линии Казань-Астрахань. До  спада  воды  совершал  рейсы  между  Симбирском  и  Камышиным  с  пересадкой  до  Царицына  и  Астрахани.  С  15.07.1896 г.  совершал  рейсы  без  пересадки  между  Казанью  и  Камышином.
Пассажирам  предлагалась  масса  удобств:  это  и  снижение  платы  за  проезд,  и  возможность  договора  о  плате  за  отправляемый  груз,  и  прием  груза  в  любой  час  суток,  и  и  гарантированная  пересадка  на  пароходы  других  хозяев,  с  которыми  была  договоренность,  и  отправка  судов  в  течении  ряда  лет  в  одно  и  тоже  время. С  1902 г.  принадлежал  его  племяникам  Д.В.  и  З.В.  Польским.
В  1908 г.   прошел  капитальный  ремонт.  С  1914 г.  входил  в  состав   «Волжско – Камского  купеческого  пароходства».   В  1918 г.  национализи-рован. Продлил  линию  Астрахань – Казань  до  Нижнего  Новгорода,  а  по  Каме  до  Набережных  Челнов.
В  конце  июня   1919 г.  белая  флотилия  на  Каме  была  разгромлена. На  реке  Чусовой  у  Левшино  белые  выпустили  из  Нобелевских  береговых резервуаров  около  200  тысяч  пудов  керосина  (3276 т.),  а  затем  подожгли  его.  Боевые  корабли  и  транспортные   суда  стали  добычей  огненной  стихии.  Через  несколько  дней  на  место  гибели  камского  флота  прибыл  специальный  уполномоченный  Совнаркома  и  Главода  В.М.Зайцев.  В  отчете  он  написал:  «Неприветливо  встретила  меня  р. Кама…  Уже  недалеко  от  её  устья  встретились  остовы  (погибших)  судов…  а  по  мере  моего  продвижения  по  освобожденному   району  приходилось  прямо  ужасаться…  везде  и  всюду  попадались  остовы  сгоревших  судов,  как  паровых,  так  и  непаровых  единиц  советского  флота.  Не  было  расстояния,  хотя  бы  через  50-верстный  пробег,  без  этих  печальных  фактов:  то  там,  то  здесь  вырисовывались  следы  судов,  или  до  днища  сгоревших,  ил  переломанных  и  обсушенных  глубоко  в  бичевнике.»  Ещё  хуже  было  в  Перми:  «Что  пришлось  увидеть,  превзошло  всякие  предположения.  Всюду  насколь  хватало  поля  зрения,  виднелись  остовы  догоравших  и  плавающих  судов.»  По  пути  к  реке  Чусовой,  где  было  главное  место  разгрома  флота,  «немного  выше  (пермских)  пристаней  стоял  поперек  реки  сильно  изуродованный  пассажирский  пароход  «Григорий»  общества  «Камво»,  а  затем,  уже,  начиная  от  него,  через  самый  малый  интервал,  потянулся  почти  сплошной  вереницей  длинный  ряд  обгорелых  и  топлых  судов.  Некоторые  ещё  догорали,  и  тлели  обуглившиеся  их  части,  а  теплоход  «Москвич»  пылал  пламенем,  благодаря  запасу  в  его  цистернах  натурала…  Всего в  районе  Пермь – Левшино  погибло  от  огня  пассажирских  пароходов  22,  буксрных  31,  дебаркадеров  5  и  барж  38.»  (7).
Длина корпуса 59,79 м

Ширина расчётная 6,40 м

Ширина габаритная 11,94 м

Высота борта 2,18 м

Осадка порожнём 0,80 м

Осадка в грузу 1,07 м
Дедвейт 84 т

Запас провизии на 3 суток 2,12 т
Запас топлива на 3 суток 13,8 т

Водоизмещение порожнём 243 т

Водоизмещение в грузу 327 т

Водоизмещение на 1 см. осадки 3,14 т

Пассажировместимость:
1-ый класс — 24, 2-ой класс — 35, 3-ий класс — 400 (1897),

1-ый класс — 15, 2-ой класс — 27, 3-ий класс — 360 (1902),

1-ый класс — 13, 2-ой класс — 24, 3-ий класс — 410 (1908, 1914).
Число судовой команды: палубной — 24, машинной — 10 (1921)

Наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) — 114.66 (1897), 98.28 (1902, 1908, 1914, 1921)

Район плавания — Симбирск — Камышин (1897); Казань — Астрахань (1902, 1908, 1914); Волга с притоками (1915); Волга (1921)
Тип корпуса клёпаный

Поперечные переборки 6

Материал главной палубы   и  надстройки – древесина
Тип надстройки однодечная с рубкой
В  качестве  движителя  использовались  два  бортовых  гребных  колеса.
В  1921 г.,  якобы, переименован  в  «Красная  Ахтуба». (8) По  справочникам  такой пароход  не  найден.
О  пароходе  найдена  информация  в  газетах:
    «Прибывшие 21 июля  (1914 г.) из Саратова на пароходе «Москвич» рас-сказывают о беспорядках, произведенных на пароходе партией запасных, отправлявшейся из с. Воскресенского, Вольс. у., в Вольске. Запасные, по-головно пьяные, числом до 150 чел. били стекла, двери и т. п. в помеще-ниях 1-го и 2-го кл., с криками: «Помирать идем! Душа тоскует».
Малочисленная команда ничего не могла сделать с разбушевавшимися запасными.»

(Из газеты «Заволжье» (Балаково),1914 г.,2 июля, № 48 стр. 3)
  «На пути из Вольска, против Глухоозерского цементного завода, парох. Купеч. о-ва «Москвич» попалась навстречу лодка, шедшая из села Терсы. На лодке заметили пароход и стали сворачивать к берегу, а пароход меж-ду прочим также почему-то валился к берегу. С полного хода врезался он в лодку, раздался треск и лодка перевернулась. Двое из мужчин, бывших на лодке, схватились за якорь и взобрались по нем на палубу. Остальных не заметили. Подали команду: «Полный ход, назад!» и в то же время в маши-не услыхали душу раздирающий крик, застопорили и бросились наверх. Открыв дверцы в колеса, увидели ужасную картину: судорожно цепляясь за плицы колеса держались мужчина и женщина. Повернувшимся колесом прижало правые руки у обоих и освободить их можно было только дав об-ратный ход. Оба спасенные получили легкие повреждения рук и отдела-лись испугом. Пятый пассажир, бывший в лодке, самостоятельно выбрал-ся на берег. Погиб весь товар на лодке и сама лодка, разбитая пополам. Убытку заявлено потерпевшими на 100 руб.»(Из газеты «Астраханский вестник», 1914 год, 30 сентября, № 211, стр. 4)

================================================================

В  1949 г. на  заводе  Valmet Pansion Telakka  в Турку  (Финляндия) по  проекту  «Фин  150»  тип «Лесник»  построен  однопалубный  винтовой паровой  буксирный  пароход  с  развитым  полубаком,  с  размещением  машинно-котельного  отделения  в  средней  части  корпуса  «Москвич».  Строительный  номер  112. Предназначен  для  буксировки  судов  на  рейдах  и  буксировки  плотов. Владелец  ГП ПО «Череповецлес МЛДП СССР».  Порт  приписки  Череповец.

Длина  габаритная  22,76 м

Длина  рассчетная  21,33 м

Ширина  габаритная  5,6 м

Ширина  расчетная   5,35 м.

Высота  надводная  по  ГВЛ  6,25 м.

Автономность  4 сут.

Экипаж 13   чел.

Мощность  150 – 180 л.с.

Для  плаванья  в  битом  льду  имелись  ледовые  подкрепления.

Разрезано (утилизировано

================================================================

ЛИТЕРАТУРА
(1) «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  сентября  1905 г.»  Парус-ные  суда  внешних  морей.  № 836
(2)  Там  же  № 838
(3)  «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января  1914 г.» Парусные  суда  внешних  морей. № 887
(4) «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января  1914 г.»  Парусные  суда  Каспийского  моря. № 334
(5)  Там  же  № 335
(6)  «Русский  торговый  флот.  Список  судов  к  1  января 1911 г.»  Паровые суда  внешних  морей.  № 374
(7)  Шубин  И.А.  Волга  и  Волжское  судоходство»  М. 1927 ,  с.851-852.
(8)  Речная  справочная  книжка.  Библиотека  корабельного  инженера  Е.Л.Смирнова

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *