Гафель (вероятно шхуна гафельная) товарная «Москва», принадлежащая архангельскому крестьянину М.Галову (приписка Архангельск), построена в 1902 г. в д. Летнерецкая Кемского уезда Архангельской губернии. Материал — сосна и ель.
Число палуб – 1
Число мачт – 2
Длина – 80,00 англ. футов
Ширина – 22,20 англ. футов
Глубина — 9,24 англ. футов
Вместимость — полная -215,96 куб.м (76,23 рег. т.)
— чистая – 189,13 куб.м (66,76 рег. т.)
Экипаж – 4 чел.
Грузоподъемность -7 000 пудов (1)
Числится в списках 1911(№ 806), 1912 (№ 829), 1913 (№ 866), 1914 (№ 886) гг.
================================================================
Шхуна товарная «Москва», принадлежащая алешкинским мещанам Ф.И. и А.Пихаревым (приписка Ростов), построена в 1890 г. в Алешки Таврической губернии. Материал – дуб и сосна.
Число палуб – 1
Число мачт – 2
Длина – 94,40 англ. Футов
Ширина – 23,40 англ. футов
Глубина — 8,00 англ. футов
Вместимость — полная -342,00 куб.м (128,88 рег. т.)
— чистая – 305,92 куб.м (108,45 рег. т.)
Экипаж – 5 чел.(2)
================================================================
Шхуна товарная «Москва», принадлежащая С., К. и Е. Наумовым (приписка Евпатория), построена в 1912 г. в с. Збурьевка Таврической губернии. Материал дуб и сосна.
Число палуб – 1
Число мачт – 3
Длина – 81,40 англ. Футов
Ширина – 22,40 англ. футов
Глубина — 9,70 англ. футов
Вместимость — полная – 100,67 рег. т.
— чистая – 89,67 рег. т.
Экипаж – 13 чел.(3)
Числится в Списке за 1913 г. № 867
==============================================================
Шхуна наливная «Москва», принадлежащая М.И.Пискареву (приписка Астрахань), построена в 1897 г. в Астрахани. Материал ель и сосна.
Число палуб – 1
Число мачт — 2
Длина – 106,00 англ. футов
Ширина – 33,00 англ. футов
Глубина — 11,10 англ. футов
Вместимость — полная – 286,87 рег. т.
— чистая – 274,00 рег. т.
Грузоподъемность – 23000 пудов (4)
Числится в Списках за1912 (№ 322) и 1923 (№ 327) гг.
===============================================================
Шхуна товарная «Москва», принадлежащая Торговому дому «Братья Адамовы с плем.» (приписка Астрахань), построена в 1909 г. в Балах-нинском уезде. Материал сосна.
Число палуб – 1
Число мачт – 2
Длина – 133,00 англ. футов
Ширина – 40,25 англ. футов
Глубина – 14,00англ. футов
Вместимость — полная – 456,49 рег. т.
— чистая – 438,31 рег. т.
Грузоподъемность – 25 000 пудов (5)
================================================================
Пароход «Москва» (бывший «Аргостолион») владелец В.Канаки, порт приписки указан как вр. свид., вместимость чистая 259,14 рег. т. (6) Больше никаких данных не найдено.
==============================================================
Пароход со стальным клепаным корпусом «Боярышня» тип «Княжна» построен в 1904 г. на заводе акционерного общества «Сормово» для почтово-пассажирских перевозок на Волжских линиях.
Принадлежал пароходному обществу «По Волге», приписка Нижний Новгород.
После национализации флота в сентябре 1918 г. переименован в «чий». Владелец ГП «Волжское государственное речное пароходство», с марта 1934 г . — ГП «Верхневолжское речное пароходство НКВТ СССР», с марта 1946 г. — ГП «Управление пароходства «Москва-Волга канал». В 1932 г. издательство «Гострансиздат» выпустило книгу Симович М. «Пароход «Рабочий». Рассказ о передовом волжском пароходе, его капитане М.Я. Новожилове и «крепкой, схваченной трудовым энтузиазмом» команде образцового судна.
В 1941 г. переоборудован в санитарный транспорт СТС-9 и под командованием Павла Матвеевича ЕПИФАНОВА эвакуировал раненых из Калинина и Москвы. В 1942 г. переименован в СТС-22 и направлен в Сталинград, где курсировал до ноября, пока не замерз во льдах напротив Самары.
В сентябре 1947 г. переименован в «800 лет Москвы». С 1956 г. владелец ГП «Московское речное пароходство». В 1963 (1964) г. передан Московскому инженерно-физическому институт (МИФИ), использовался как Спортивно-оздоровительный лагерь «Волга» на левом берегу реки Волга в 1.5 км. выше населенного пункта Видогощи Калининского сельского района Калининской области напротив поселка Радченко.
Вскоре, однако, подобное «пароходное» размещение лагерей было запрещено по соображениям техники безопасности. Пароход были отбуксирован на металлолом и утилизирован.
Длина расчетная 65,88 м
Ширина расчетная 7,63 м
Высота борта 2,44 м
Ширина габаритная 13,42 м
Осадка порожнем 0,71 м
Осадка в груз 1,42 м
Грузоподъемность 200 т
Пассажировместимость 1 класс — 20 чел.
2 класс- 34 чел.
3 и 4 класс – 246 чел.
Скорость полного хода 18 км/час.
Экипаж 33 чел.
Главный двигатель – паровая машина Compaund мощностью 400 и.л.с. и 2 котла пролетной системы изготовлены на Сормовском заводе в 1904 г.
Движитель – 2 бортовых гребных колеса.
==============================================================
В апреле 2019 г. на ООО «ССК «Звезда» Россия Большой Камень за-ложен танкер «Москва». Проект Hyundai 114K, типа «Афрамакс» Строи-тельный №:131020. На ССК «Звезда» построена носовая секция и прове-дена окончательная сборка судна, остальное выполнено на Hyundai Samho. Спущен на воду 02.09.2021 и в декабре 2021 г. переименован в «Влади-мир Виноградов». Построен 29.04.2022. Владелец АО «Роснефтефлот». Приписка Санкт-Петербург. IMO: 9842188
Предназначен для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов в неограни-ченном районе плавания. Длина танкера – 250 метров, ширина – 44 метра, дедвейт – 114 тыс. тонн, скорость – 14,6 узлов, ледовый класс – ICE-1А. На судне размещена площадка для вертолета. Спроектирован с соблюдением высоких стандартов по экологической безопасности. Главная и вспомога-тельная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе (СПГ), что соответствует новым правилам по ограничению выбросов оксидов серы и парниковых газов в бассейне Балтийского и Северного морей.
================================================================
В 1893 г. на заводе Гильденбрандта в Вольске был построен товар-но – пассажирский пароход с железным корпусом «Москвич» мощностью 320 и.л.с. Номер по списку МПС 2224, регистровый номер 823. Здесь же были изготовлены главный двигатель — наклонная паровая машина Compaund инжекторная с холодильником и котел паровой оборотный. Приобретен у «Торгового дома братьев Якимовых И.Н.Польским и вошел в состав «Товарищества купеческого пароходства по Волге». Приписка Саратов. Предназначался для перевозки пассажиров и грузов по Волге на линии Казань-Астрахань. До спада воды совершал рейсы между Симбирском и Камышиным с пересадкой до Царицына и Астрахани. С 15.07.1896 г. совершал рейсы без пересадки между Казанью и Камышином.
Пассажирам предлагалась масса удобств: это и снижение платы за проезд, и возможность договора о плате за отправляемый груз, и прием груза в любой час суток, и и гарантированная пересадка на пароходы других хозяев, с которыми была договоренность, и отправка судов в течении ряда лет в одно и тоже время. С 1902 г. принадлежал его племяникам Д.В. и З.В. Польским.
В 1908 г. прошел капитальный ремонт. С 1914 г. входил в состав «Волжско – Камского купеческого пароходства». В 1918 г. национализи-рован. Продлил линию Астрахань – Казань до Нижнего Новгорода, а по Каме до Набережных Челнов.
В конце июня 1919 г. белая флотилия на Каме была разгромлена. На реке Чусовой у Левшино белые выпустили из Нобелевских береговых резервуаров около 200 тысяч пудов керосина (3276 т.), а затем подожгли его. Боевые корабли и транспортные суда стали добычей огненной стихии. Через несколько дней на место гибели камского флота прибыл специальный уполномоченный Совнаркома и Главода В.М.Зайцев. В отчете он написал: «Неприветливо встретила меня р. Кама… Уже недалеко от её устья встретились остовы (погибших) судов… а по мере моего продвижения по освобожденному району приходилось прямо ужасаться… везде и всюду попадались остовы сгоревших судов, как паровых, так и непаровых единиц советского флота. Не было расстояния, хотя бы через 50-верстный пробег, без этих печальных фактов: то там, то здесь вырисовывались следы судов, или до днища сгоревших, ил переломанных и обсушенных глубоко в бичевнике.» Ещё хуже было в Перми: «Что пришлось увидеть, превзошло всякие предположения. Всюду насколь хватало поля зрения, виднелись остовы догоравших и плавающих судов.» По пути к реке Чусовой, где было главное место разгрома флота, «немного выше (пермских) пристаней стоял поперек реки сильно изуродованный пассажирский пароход «Григорий» общества «Камво», а затем, уже, начиная от него, через самый малый интервал, потянулся почти сплошной вереницей длинный ряд обгорелых и топлых судов. Некоторые ещё догорали, и тлели обуглившиеся их части, а теплоход «Москвич» пылал пламенем, благодаря запасу в его цистернах натурала… Всего в районе Пермь – Левшино погибло от огня пассажирских пароходов 22, буксрных 31, дебаркадеров 5 и барж 38.» (7).
Длина корпуса 59,79 м
Ширина расчётная 6,40 м
Ширина габаритная 11,94 м
Высота борта 2,18 м
Осадка порожнём 0,80 м
Осадка в грузу 1,07 м
Дедвейт 84 т
Запас провизии на 3 суток 2,12 т
Запас топлива на 3 суток 13,8 т
Водоизмещение порожнём 243 т
Водоизмещение в грузу 327 т
Водоизмещение на 1 см. осадки 3,14 т
Пассажировместимость:
1-ый класс — 24, 2-ой класс — 35, 3-ий класс — 400 (1897),
1-ый класс — 15, 2-ой класс — 27, 3-ий класс — 360 (1902),
1-ый класс — 13, 2-ой класс — 24, 3-ий класс — 410 (1908, 1914).
Число судовой команды: палубной — 24, машинной — 10 (1921)
Наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) — 114.66 (1897), 98.28 (1902, 1908, 1914, 1921)
Район плавания — Симбирск — Камышин (1897); Казань — Астрахань (1902, 1908, 1914); Волга с притоками (1915); Волга (1921)
Тип корпуса клёпаный
Поперечные переборки 6
Материал главной палубы и надстройки – древесина
Тип надстройки однодечная с рубкой
В качестве движителя использовались два бортовых гребных колеса.
В 1921 г., якобы, переименован в «Красная Ахтуба». (8) По справочникам такой пароход не найден.
О пароходе найдена информация в газетах:
«Прибывшие 21 июля (1914 г.) из Саратова на пароходе «Москвич» рас-сказывают о беспорядках, произведенных на пароходе партией запасных, отправлявшейся из с. Воскресенского, Вольс. у., в Вольске. Запасные, по-головно пьяные, числом до 150 чел. били стекла, двери и т. п. в помеще-ниях 1-го и 2-го кл., с криками: «Помирать идем! Душа тоскует».
Малочисленная команда ничего не могла сделать с разбушевавшимися запасными.»
(Из газеты «Заволжье» (Балаково),1914 г.,2 июля, № 48 стр. 3)
«На пути из Вольска, против Глухоозерского цементного завода, парох. Купеч. о-ва «Москвич» попалась навстречу лодка, шедшая из села Терсы. На лодке заметили пароход и стали сворачивать к берегу, а пароход меж-ду прочим также почему-то валился к берегу. С полного хода врезался он в лодку, раздался треск и лодка перевернулась. Двое из мужчин, бывших на лодке, схватились за якорь и взобрались по нем на палубу. Остальных не заметили. Подали команду: «Полный ход, назад!» и в то же время в маши-не услыхали душу раздирающий крик, застопорили и бросились наверх. Открыв дверцы в колеса, увидели ужасную картину: судорожно цепляясь за плицы колеса держались мужчина и женщина. Повернувшимся колесом прижало правые руки у обоих и освободить их можно было только дав об-ратный ход. Оба спасенные получили легкие повреждения рук и отдела-лись испугом. Пятый пассажир, бывший в лодке, самостоятельно выбрал-ся на берег. Погиб весь товар на лодке и сама лодка, разбитая пополам. Убытку заявлено потерпевшими на 100 руб.»(Из газеты «Астраханский вестник», 1914 год, 30 сентября, № 211, стр. 4)
================================================================
В 1949 г. на заводе Valmet Pansion Telakka в Турку (Финляндия) по проекту «Фин 150» тип «Лесник» построен однопалубный винтовой паровой буксирный пароход с развитым полубаком, с размещением машинно-котельного отделения в средней части корпуса «Москвич». Строительный номер 112. Предназначен для буксировки судов на рейдах и буксировки плотов. Владелец ГП ПО «Череповецлес МЛДП СССР». Порт приписки Череповец.
Длина габаритная 22,76 м
Длина рассчетная 21,33 м
Ширина габаритная 5,6 м
Ширина расчетная 5,35 м.
Высота надводная по ГВЛ 6,25 м.
Автономность 4 сут.
Экипаж 13 чел.
Мощность 150 – 180 л.с.
Для плаванья в битом льду имелись ледовые подкрепления.
Разрезано (утилизировано
================================================================
ЛИТЕРАТУРА
(1) «Русский торговый флот. Список судов к 1 сентября 1905 г.» Парус-ные суда внешних морей. № 836
(2) Там же № 838
(3) «Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1914 г.» Парусные суда внешних морей. № 887
(4) «Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1914 г.» Парусные суда Каспийского моря. № 334
(5) Там же № 335
(6) «Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1911 г.» Паровые суда внешних морей. № 374
(7) Шубин И.А. Волга и Волжское судоходство» М. 1927 , с.851-852.
(8) Речная справочная книжка. Библиотека корабельного инженера Е.Л.Смирнова