Буксир «Москвич»
11 мая 1955 г. на судостроительном заводе № 370 «Петрозавод» в Ленинграде был построен морской стальной однопалубный одновинтовой линей-ный буксир «Москвич» проекта 730 тип «Аян» с двухъярусной рубкой, ледокольным носом и крейсерской кормой, мощностью 370 квт (500 л.с.), строительный № 291. Входил в состав судов ГУРП «Дальрыба» Министерства рыбной промышленности с портом приписки Петропавловск-Камчатский. ИМО 6857118.
Предназначен для транспортной буксировки судов и плавсредств в прибрежных районах морских бассейнов.
Длина наибольшая – 32,52 м;
Ширина наибольшая – 8,04 м;
Высота борта – 4,00м;
Осадка по летнюю ватерлинию – 3.00 м;
Валовая вместимость – 238 рег. т;
Дедвейт – 130 т;
Скорость – 10 узл;
Экипаж – 24 чел;
Район плавания: ограниченный с удалением от порта до 100 миль;
Дальность плавания – 1200 миль;
Автономность плавания – 5 суток.
6 водонепроницаемых переборок обеспечивали одноотсечную непотопляемость. Для оказания помощи спасаемым судам имеются 2 системы: водяная, паротушения и лафетная установка. Навигационное оборудование: радиолокатор «Донец – 2», эхолот НЭЛ-5, лаг ЛЗМ.
Списан в июле 1972 г. и утилизирован.
Теплоход «Двухтактный», затем под названием «Москвич»
В 1915 г. на Сормовском судостроительном заводе на базе колесного речного буксира был построен первый в мире буксир – теплоход с горизонтальным двигателем конструкции инженера Густава Васильевича ТРИНКЛЕРА. При испытаниях в судовых условиях двигатель оказался вполне работоспособным и развивал мощность 750 л.с. (550 квт). Размеры судна 57 х 8,85 х 3,05 м.
На гребные колеса мощность передавалась с помощью цилиндрической зубчатой передачи с передаточным отношением 6,0, причем вал двигателя и гребной вал были связаны зубчатой передачей жестко, без применения разобщительной муфты. Осуществить это стало возможным благодаря особому свойству построенного двигателя допускать значительное снижение частоты вращения без возникновения пропусков вспышек в цилиндрах. Двигатель надежно работал даже при частоте вращения 30 об./мин., что соответствовало лишь 5 оборотам в минуту гребных колес.
С 1916 г. теплоход под названием «Двухтактный» обеспечивал лишь нужды завода в водном транспорте. Затем под названием «Москвич» он работал в составе флотилии «Мовобар» на буксировке нефтеналивных барж между Астраханью и Нижним Новгородом. В конце навигации 1918 г. теплоход вышел из строя из-за сильного пожара. Уникальная дизельная установка погибла, но опыт постройки и эксплуатации этого теплохода показал целесообразность использования горизонтальных двигателей. В 1937 – 1938 гг. под руководством ТРИНКЛЕРА разрабатывались проекты дизельных установок мощностью 880 и 1470 квт, но они остались неосуществленными.
В ряде статей ошибочно указано, что двигатель был системы «Юнкерс».
Катер «Москвич»
В 1938 г. на ГП «Судоремонтный завод им. Жданова» в г. Горький был построен катер «Москвич» мощностью 140 л.с. Регистровый №127216. Владелец ГП «Московско-Окское управление речного пароходства». С 1958 г. владелец ГП «Московское речное пароходство», порт приписки Шуя, с мая 1961 г. порт приписки Коломна, с 1992 г. владелец ПО «Коломенский завод тяжелого станкостроения». В конце 1990-х гг. списано и утилизировано.
Самоходные дизель-электрические землесосы проекта 246Б/246В, получившие название «Московский»:
На Краснодарском судоремонтно-судостроительном заводе построены самоходные дизель-электрические землесосы проекта 246Б/246В, получившие название «Московский»:
В 1967 г. «Московский – 220», строительный № 7. Владелец до 3.1981 г. ПО «Канал имени Москвы» МРФ, до 1992 г. «Союзподводтрубопроводстрой», с 1992 г. «Специализированное управление подводно-технических работ №1» треста «Союзподводгазстрой». Порт приписки Серпухов. Списан и утилизирован после 2020 г.
В 1972 г. «Московский – 221», строительный № 22. Владелец ПО «Канал имени Москвы» МРФ. Порт приписки Муром. Списан 5.1989 г.
В 1973 г. «Московский – 222», строительный № 27. Владелец ПО «Канал имени Москвы» МРФ. Порт приписки Рязань.
В 1975 г. «Московский – 223» строительный № 39. Владелец ПО «Канал имени Москвы» МРФ. Порт приписки Рязань. Списан в начале 2000гг.
В 1976 г. «Московский — 224», (с 5.1978 г. – «Московский – 219) строительный № 41. Владелец ПО «Канал имени Москвы» МРФ. Порт приписки Муром. Списано и утилизировано в 2000 гг.
Основные показатели:
— установленная мощность, э.л.с.: 190
— производительность проектная, м3/ч: 150
— производительность техническая, м3/ч: 250
— характеристика разрабатываемых грунтов: I — IV классов
— способ удаления грунта: по плавучему грунтопроводу
— автономность плавания, сут.: 10/15
— глубина всасывания наибольшая, м: 4,5/6
— скорость хода землесоса, км/ч: порожнем — 10,2; с брандвахтой и плавучим грунтопроводом — 4,9
— способ рабочих перемещений: с помощью станового и папильонажных канатов
Размеры судна габаритные, м:
— длина: 27,2
— ширина: 7,27/7,16
— высота от ОЛ до кромки несъёмных частей: 5,7/6,2
Размеры корпуса расчётные, м:
— длина: 19/21,4
— ширина: 7
— высота борта: 1,2
Ширина прореза корпуса, м: 1/0,9
Длина прореза корпуса, м: 6
Водоизмещение, т:
— порожнем: 62,13/69,96
— в рабочем состоянии с 10-суточными запасами и балластом: 80,58/84,46
Осадка судна, м:
— порожнем: 0,51/0,56 — в рабочем состоянии с 10-суточными запасами и балластом: 0,66/0,67
Пассажирский двухвинтовой теплоход «Московский»
На Московском ССЗ в 1983 – 2001 гг. строили пассажирские двухвинтовые водоизмещающие теплоходы мощностью 220 кВт. для перевозки пассажиров на внутрегородских и пригородных линиях типа «Московский» проекта 81080, носившие название «Московский» и номер. После приватизации и смены владельцев сменили название:
«Московский — 1» — «Учебный – 3», «В.С.Удачин» (построен в 1983 г.);
«Московский – 2» — «Онежская жемчужина»;
«Московский – 4» — «Россия»;
«Московский – 5» — «Василий Каменский»;
«Московский – 8» — «Ак-Кош»; «Московский – 9» — «Михаил Сизов», «Дмитрий Власов»;
«Московский – 10» — «Бриз – 1»;
«Московский – 13» — «Диана»;
«Московский – 15» — «Водоходъ»;
«Московский – 16» — «Столичный»;
«Московский – 18» — «Югра», «Заполярье»;
«Московский – 19» — «Николай Матвеев», «Иван Матвеев»;
«Московский – 22» — «Арго», «Арго – 2»;
«Московский — 23» «Кижское ожерелье», «Smile»;
«Московский – 24» — «Капитан Горовацкий»;
«Московский – 27» — «Натали», «Московский», «Югория»;
Построенные в 1995 г. «Московский – 1» переименован в «Александр Пересвет», а в 2022 г. вернул прежнее название, «Московский» — без указания номера.
Длина: 36,3 м
Ширина: 6,5 м
Высота борта: 2,6 м
Водоизмещение в грузу: 136,5 т
Осадка средняя в грузу: 1,33 м
Водоизмещение порожнем: 120 т
Осадка средняя порожнем: ? м
Пассажировместимость: 150 чел (может меняться в зависимости от проведённой модернизации)
Мест для экипажа: 3
Скорость: 20 км/ч
Автономность: 40 ч
Мощность ГД: 2х110 кВт
Тип ГД: 3Д6-01 (6ЧСП15/18)
Теплоход «Элара», носившие «Москвич»
7.07.2001 г. по индивидуальному заказу (шифр «Элара», проект 81080П/Ч) был построен теплоход «Элара» для комфортабельного отдыха 19 человек. Владелец ОАО «Научно-производственный комплекс «Элара» им. Г.А. Ильенко, порт приписки Чебоксары.
На Украине катера, носившие название «Москвич» и номер, после 2012 г. переименованы.