Тридцать лет назад прозвучало слово «разрядка» и, казалось, «холодная война» навсегда ушла в прошлое. Но, Увы! Сообщение седьмого октября сего года о том, что второго октября в Южно-Китайском море в нейтральных водах американская АПЛ «Connecticut» (Коннектикут) столкнулась в подводном положении с неопознанным предметом возвращает нас к мрачным временам «холодной войны».
В том, что это столкновение двух подводных лодок, у меня ветерана-подводника, лично пережившего подобное «удовольствие» в 1967 году, сомнений не вызывает. Версии, которые мы рассмотрим ниже, только вызывают улыбку, но никакой основы под собой не имеют. А комментарии некомпетентных по этому вопросу экспертов только раздражают.
В середине 70-х годов прошлого столетия морское противостояние двух систем переместилось в глубины океана. Это могло произойти в любое время периода «холодной войны», но случилось именно тогда, когда США почувствовали, что теряют превосходство на море. Нынешнее столкновение знаменует собой начало нового противостояния морской мощи, но теперь между США и Китаем.
В течение более 40 лет в обстановке глубочайшей секретности США посылали десятки тысяч человек в тесных стальных цилиндрах на шпионские задания к берегам Советского Союза. Сегодня это совершается против Китая, иначе, зачем АПЛ «Коннектикут» из отряда шпионских лодок что-то делает в Южно-Китайском море?
Цель этих шпионских лодок состояла, и состоит, в том, чтобы скрытно собирать информацию о намерениях вероятного противника, а для США сегодня таковым является Китай, и его способности к ведению войны на море.
Спроектированные для того, чтобы бесшумно и незаметно под водой проводить наблюдение, подводные лодки по своей природе были и остаются самым подходящим средством для выполнения шпионской работы. За короткий срок они превратились в одно из важнейших средств добычи разведсведений. Сегодня США вспомнили об этом инструменте в своём противостоянии с Китаем, морская мощь которого растёт с удивительной скоростью.
Это отлично понимают в Китае, представитель МИДа которого Чжао Лицзянь заявил, что США намеренно скрывают детали аварии. Китай и соседние страны, берега которых омывает Южно-Китайское море, должны усомниться в подлинности сведений об инциденте, а также в данных о «намерениях США» в Южно-Китайском море.
Кажется, В Пентагоне пошли на опережение, чтобы загладить прокол своих подводников. Как написала газета «Navy Nimes», что в ВМС США уточнили задачу «Коннектикут», заявив, что она должна была пройти над водной поверхностью и прибыть на расположенный на западе Тихого океана остров Гуам. Это явно поспешное заявление вызывает массу вопросов, главные из которых – Тогда почему субмарина находилась в подводном положении и, почему её маршрут из японской базы Йокосука на остров Гуам пролегал не по кратчайшему пути, а через Южно-Китайское море?
К другим нестыковкам в объяснениях о столкновении под водой второго октября сего года обратимся ниже, а пока
— Конец октября 1967 года, ПЛАРК (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами) проекта 675 второго поколения атомоходов «К-131» с научной группой на борту, выполняет замеры гравитационного поля в подводном положении. Баренцево море. В этих широтах в это время уже наступает полярная ночь. Работа происходит в полигонах Баренцева моря в нейтральных водах. По запросам науки лодке часто приходится менять глубину погружения, скорость и даже курс.
Тогда я, старший помощник командира подводной лодки, в 19 часов заступил на командирскую вахту, чтобы дать возможность побриться перед ужином командиру. Вахтенный офицер запросил разрешения изменить глубину с 80 до 60 метров и уменьшить скорость корабля с 17 до 12 узлов. Маневр несложный, и я разрешил ему выполнять его, направился в корму центрального роста решать другие вопросы. Обстановка была спокойной, подводный горизонт чист. И вдруг, лодку потряс удар, она вздыбилась как лошадь и…, тут начались наши действия, отработанные до автоматизма. Паники не было. За считанные секунды лодка, продутая аварийно, закачалась на волнах. Мы доложили о происшествии, и нам приказали следовать в базу. Лодка уверенно чувствовала себя в надводном положении, реакторы работали исправно, и нам оставалось только разбираться – Куда пришёлся удар «неопознанного предмета», который был известен сразу.
Не буду описывать все перипетии этого происшествия, поверьте, они не из приятных. Скажу одно, что жертв и даже травм не было, а в момент всплытия, командир первым выскочивший на мостик, в темноте сквозь пелену дождя заметил силуэт подводной лодки, который быстро скрылся.
После разведка подтвердила, что это была английская субмарина, осуществляющая слежение за нами, которая после столкновения дошла до норвежского порта Тромсё, откуда потом в Англию.
В 2000 г. на всемирном конгрессе подводников мне удалось поговорить С Джеймсом Блейком, который служил на английской субмарине в момент столкновения унтер-офицером. Он пообещал разобраться с этим эпизодом у себя в Англии. Но когда мы вновь встретились в 2006 г., он коротко ответил мне: «Вадим, ничего узнать не удалось. Королевство умеет хранить свои тайны!».
Этот короткий рассказ я привёл к тому, что подробности столкновения в 1967 г., как и тайна трагедии АПЛ «Курск», неизвестны до сих пор, кроме короткой отписки американских исследователей Шерри Зонтага и Кристофера Дрю в их книге «История подводного шпионажа против СССР» (Москва, изд. «Гея итэрум», 2001 г.). Так и это столкновение второго октября сего года в Южно-Китайском море останется на уровне версий и, возможно, всплывёт только не ранее 50 лет в какой-нибудь книге.
А пока вернёмся к версиям, выдвигаемым США. Китай молчит и пытается задавать неудобные вопросы вероятному противнику. То, что произошло столкновений двух подлодок, сомнений не вызывает. Здесь только вопрос – Кто за кем следил? Результат есть – столкновение. Остаётся только выяснить – Кто больше виноват в данном происшествии?
Первый вопрос, который возникает после сообщения о столкновении – Почему сообщение об этом инциденте поступило только после пяти дней после факта, когда «Коннектикут» пришла на Гуам? По всей вероятности, США выжидали реакции противоположной стороны, потому что предмет столкновения был ясен. Не получив реакции, они стали действовать на опережение, выдвигая разные версии.
Южно-Китайское море, в котором произошёл инцидент с подлодкой «Коннектикут» в последние годы стал довольно неспокойным местом на земле и, конечно, стал местом шпионской деятельности. По всей вероятности, здесь работает не одна «Коннектикут», которая просто засветилась.
Китай строит новые субмарины, в том числе и с баллистическими ракетами, слежение за которыми остаётся в престиже американских подводников, главным способом познания их тактико-технических характеристик. А слежение лодки за лодкой не всегда кончается благополучно, потому что самый совершенный компьютер не в силах предугадать действия командира подводной лодки, за которой следят…. Видно, так было и в этот раз.
А все версии в виде какого-то контейнера, затонувшего корабля и прочее, просто сказки от лукавого…
Почему до сих пор нет точных координат места столкновения? – ответ на этот вопрос прояснил бы многое!
ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, участник боевых действий.
675-й проект относится к первому поколению все-таки. Кто за кем следил и так понятно, тогда и сейчас тоже, в группы британских и американских подводников (на FB например) нас не пускают не только из-за русофобии…