Часть третья Жизнь продолжается
«Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйтить – надо человечью правду блюсть.» Михаил Шолохов
— Тихо. Прошу всех собраться. Я понимаю, что все устали сегодня. Но премьера скоро. Отдыхать потом будем. Елена Викторовна, все вы правильно делаете, только мне кажется, что до конца не понимаете, почему Аксинья сошлась с Лесницким, — режиссер обратился к Хованской, — Я понимаю, вам трудно понять ее поступок. Так любила Григория, жизнь готова была отдать за него, а тут …
— Она поступила так, потому, что потеряв ребенка, пыталась найти утешение. Мне кажется, что она не совсем понимала, что делала,- ответила актриса.
— Да, нет. Здесь все не так просто. Вот подумайте сами. Аксинья безумно любила Григория, боролась за свое счастье с Натальей, законной женой, родила ребенка. И тут, когда он ее весь до остатка, получив своего Гришу, решается на поступок, который перечеркивает абсолютно все! При этом она прекрасно понимает, что Мелехов обо всем в любом случае узнает и никогда этого простить не сможет.
Актер Зверев, играющий Лесницкого, попытался внести некоторое уточнение:
— Мелихов на службе был. Кто узнал бы? Гульнула баба, да и ладно.
— Э, нет, Паша. Узнал бы, потому что добрые люди рассказали бы. Аксинья прекрасно понимала, что она делала, — режиссер поднялся на сцену и присел рядом с актерами, — Став матерью, Аксинья стала другой. Не женщиной, которая выдирает мужика у соперницы, той, которая готова отдать его ради его будущего. Она видела и ощущала метания Григория. Мелехов сражался с собственным выбором. То он был на стороне белых, то на стороне красных. То он хотел воевать, то — нет. Он то хотел быть с Аксиньей, то жить с Натальей. Она своей изменой, подталкивала его к внутреннему самоопределению.
— Принося себя в жертву? — Павел не мог еще внутри себя принять сказанное режиссером, — Наталья же так и осталась верна мужу. Как бы дождалась.
— А, стала ли она счастливее, понимая, сто муж ее просто жалеет, а не любит? Печально, конечно, что мы больше упираемся на фильм Герасимова, когда рассуждаем о «Тихом Доне», а не вчитываемся в текст, чтобы понять сказанное автором. А в тексте что? Если у Григория был дом и жена — ему было куда вернуться, то Аксинью ждал только Астахов со своими избиениями. Поэтому Аксинья остается с Лесницким пока он не женился. Оскорбленный Григорий мстит Лесницкому, хотя сам понимает, что вина больше на нем самом.
Режиссер встал, спустился вниз сцены и внимательно посмотрел на Хованскую.
— Елена Викторовна, вы не уступаете Элине Быстрицкой ни в красоте ни в игре. Но я не хочу, чтобы вы копировали. Подумайте над тем, что я сейчас сказал. Прочувствуйте и постарайтесь передать весь трагизм женщины, которая приносит себя в жертву ради любимого человека.
Хованская спустилась по ступенькам со сцены.
— Станислав Николаевич, я не считаю, что Аксинья — жертва. Жертва, скорее, Наталья. Женщина, которую любят ни при каких обстоятельствах не может вызывать сочувствие.
— А, вот это ты правильно говоришь. Привязать мужика, заставить жить обязательствами с удавкой на шее — это поведение слабой женщины, которая не уверенна в себе.
— Станислав Николаевич, не согласен! К Наталье сватались после того, как ее оставил Мелихов, но она отказалась от всех предложений, — почти выкрикнул со сцены актер Зверев.
— Да. Но ей в глаза сказал муж, что не любит ее и что любит другую. Скажите мне тогда: в чем заключается гордость женщины? Как пишет Шолохов : » Хмурясь, Григорий целовал пресные губы жены, водил по сторонам затравленным взглядом». В настоящей литературе, Павел, нет лишних слов. » Затравленным» целовать «Пресные губы»!
— Ну, про это можно много говорить, а истины не найти.
— Э, нет, Павел. Любому человеку, не только женщине, гордость нужна и важна, чтобы не допускать обесценивания личности. Жить с человеком, в мыслях которого другая женщина — это страшные отношения, которые ведут к полному уничтожению женщины внутри себя. Эти разрушения катастрофичны. Гордость – голос достоинства. Для женщины важно, чтобы ее любил мужчина! Тогда он становится защитником для нее и детей. «Жертвенная» мать не осознанно передает «жертвенность» своим детям, а должна передавать что? ЛЮБОВЬ! Кстати, Павел, вам тоже есть над чем подумать: Листницкий — человек чести, он не изменил присяге, не метался, как Григорий, от белых к красным, а потом к зеленым, банде Фомина. А женился он на жене погибшего товарища, поскольку, опять же, обещал ему. Кстати, в то время, когда писался роман, показать положительным героем царского офицера можно было только так, как это сделал М. Шолохов — исподтишка, на втором плане, не выпячивая.
Станислав Николаевич, ответив Звереву, стал одевать куртку, и как бы вдогонку добавил:
— У каждого времени свое понимание героев романа. Но, гениальность любого произведения состоит в том, чтобы такие чувства, как честь, долг, верность, любовь оставались вне времени и не были подвластны разночтению. Вот для этого и существует психология поступка. Для актера — это первоочередная задача. Все свободны. Завтра на репетицию без опозданий.
Елена Викторовна, сняв грим, переодевшись, вышла из театра и направилась вдоль улицы. Она любила неспеша пройтись, обдумывая слова режиссера, работая над образом своей героини. Слишком серьезной была роль и нужно было показать Аксинью правдиво и точно.
Рядом с ней просигналила машина. Елена остановилась. Машина остановилась и из нее вышел Вадим Петрович.
— Елена Викторовна, разрешите я Вас подвезу домой.
Уже в машине, когда он закрыв дверь, сам сел рядом в Хованской, произнес:
— Я всегда очень рад Вас видеть. Елена Викторовна, я приехал к Вам не просто так. У меня к Вам есть информация. Приятная. Ваш сын сейчас находится в экипаже, которым командует Комов Павел Андреевич. Вам это имя о чем-то говорит?
Хромова сначала посмотрела на адмирала, а потом медленно перевела взгляд к окну. Только через несколько минут, она ответила:
— Говорит. Он был близким другом моего мужа еще с училища. До гибели Сергея, мы общались часто. По любому поводу, если была возможность, собирались у нас. А, после гибели Сергея, он ни разу не позвонил и не пришел, даже когда я была еще в Рыбачьем. Он стал командиром? Я рада за него. Значит, Игорь сейчас под его командованием? Это хорошо, я знаю его, как достойного офицера знающего своего дело. Но, Вадим Петрович, скажите, а нельзя ли найти того офицера, который мне помог починить кран тогда? Вот его бы я рада была видеть. Он спас меня тогда, вернул к себе и заставил изменить жизнь. Я часто его вспоминаю. Интересно, как сложилась его судьба. Ведь оказались мы все на переломе эпох. Я всегда его вспоминаю с добрыми мыслями.
— Елена Викторовна, я приложу все, что будет в моих силах. Я попытаюсь его отыскать, тем более, что известно, что Комов и он служили вместе на одной лодке.
— Да. Он тогда мне четко сказал, что обо мне ему рассказал его старпом Комов.
У самого дома, прощаясь, Вадим Петрович поцеловал руку Елене.
— У меня скоро премьера спектакля » Тихий Дон». Я буду рада очень, если Вы придете, Вадим Петрович.
— Я приду. Обязательно приду.
В квартире тихо тикали часы.
Елена Викторовна справившись с домашними делами, села в кресло у лампы и открыла книгу «Тихий Дон». Прочла вслух : » Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь». Задумалась. Она открыла «Толковый словарь» и прочла: » Собачья бесила — дурман трава. Означает «вести себя подобно сумасшедшему». «Любить, как сумасшедшая — вот так надо играть Аксинью до того, как приняла решение навсегда его отдать Наталье. Как я любила мужа до того, как перешла порог детского дома. Любовь женщины меняется, когда в ее жизни появляется ребенок. Вот, когда она начинает любить мужчину лазоревым цветом. Это же НЕБО! Цвет алой лазури — это значит ярко голубой! Любить спокойно и бесконечно… Боже мой, как же я раньше этого не понимала, читая текст?» — Лена закрыла глаза, вспомнив и свои непростые моменты своей любви.
Все не приходит к нам просто так. На все нужно время для понимания. Всего два слова могут все изменить к лучшему. Стоит только произнести их : » Жизнь продолжается!». И она продолжается…
— Она поступила так, потому, что потеряв ребенка, пыталась найти утешение. Мне кажется, что она не совсем понимала, что делала,- ответила актриса.
— Да, нет. Здесь все не так просто. Вот подумайте сами. Аксинья безумно любила Григория, боролась за свое счастье с Натальей, законной женой, родила ребенка. И тут, когда он ее весь до остатка, получив своего Гришу, решается на поступок, который перечеркивает абсолютно все! При этом она прекрасно понимает, что Мелехов обо всем в любом случае узнает и никогда этого простить не сможет.
Актер Зверев, играющий Лесницкого, попытался внести некоторое уточнение:
— Мелихов на службе был. Кто узнал бы? Гульнула баба, да и ладно.
— Э, нет, Паша. Узнал бы, потому что добрые люди рассказали бы. Аксинья прекрасно понимала, что она делала, — режиссер поднялся на сцену и присел рядом с актерами, — Став матерью, Аксинья стала другой. Не женщиной, которая выдирает мужика у соперницы, той, которая готова отдать его ради его будущего. Она видела и ощущала метания Григория. Мелехов сражался с собственным выбором. То он был на стороне белых, то на стороне красных. То он хотел воевать, то — нет. Он то хотел быть с Аксиньей, то жить с Натальей. Она своей изменой, подталкивала его к внутреннему самоопределению.
— Принося себя в жертву? — Павел не мог еще внутри себя принять сказанное режиссером, — Наталья же так и осталась верна мужу. Как бы дождалась.
— А, стала ли она счастливее, понимая, сто муж ее просто жалеет, а не любит? Печально, конечно, что мы больше упираемся на фильм Герасимова, когда рассуждаем о «Тихом Доне», а не вчитываемся в текст, чтобы понять сказанное автором. А в тексте что? Если у Григория был дом и жена — ему было куда вернуться, то Аксинью ждал только Астахов со своими избиениями. Поэтому Аксинья остается с Лесницким пока он не женился. Оскорбленный Григорий мстит Лесницкому, хотя сам понимает, что вина больше на нем самом.
Режиссер встал, спустился вниз сцены и внимательно посмотрел на Хованскую.
— Елена Викторовна, вы не уступаете Элине Быстрицкой ни в красоте ни в игре. Но я не хочу, чтобы вы копировали. Подумайте над тем, что я сейчас сказал. Прочувствуйте и постарайтесь передать весь трагизм женщины, которая приносит себя в жертву ради любимого человека.
Хованская спустилась по ступенькам со сцены.
— Станислав Николаевич, я не считаю, что Аксинья — жертва. Жертва, скорее, Наталья. Женщина, которую любят ни при каких обстоятельствах не может вызывать сочувствие.
— А, вот это ты правильно говоришь. Привязать мужика, заставить жить обязательствами с удавкой на шее — это поведение слабой женщины, которая не уверенна в себе.
— Станислав Николаевич, не согласен! К Наталье сватались после того, как ее оставил Мелихов, но она отказалась от всех предложений, — почти выкрикнул со сцены актер Зверев.
— Да. Но ей в глаза сказал муж, что не любит ее и что любит другую. Скажите мне тогда: в чем заключается гордость женщины? Как пишет Шолохов : » Хмурясь, Григорий целовал пресные губы жены, водил по сторонам затравленным взглядом». В настоящей литературе, Павел, нет лишних слов. » Затравленным» целовать «Пресные губы»!
— Ну, про это можно много говорить, а истины не найти.
— Э, нет, Павел. Любому человеку, не только женщине, гордость нужна и важна, чтобы не допускать обесценивания личности. Жить с человеком, в мыслях которого другая женщина — это страшные отношения, которые ведут к полному уничтожению женщины внутри себя. Эти разрушения катастрофичны. Гордость – голос достоинства. Для женщины важно, чтобы ее любил мужчина! Тогда он становится защитником для нее и детей. «Жертвенная» мать не осознанно передает «жертвенность» своим детям, а должна передавать что? ЛЮБОВЬ! Кстати, Павел, вам тоже есть над чем подумать: Листницкий — человек чести, он не изменил присяге, не метался, как Григорий, от белых к красным, а потом к зеленым, банде Фомина. А женился он на жене погибшего товарища, поскольку, опять же, обещал ему. Кстати, в то время, когда писался роман, показать положительным героем царского офицера можно было только так, как это сделал М. Шолохов — исподтишка, на втором плане, не выпячивая.
Станислав Николаевич, ответив Звереву, стал одевать куртку, и как бы вдогонку добавил:
— У каждого времени свое понимание героев романа. Но, гениальность любого произведения состоит в том, чтобы такие чувства, как честь, долг, верность, любовь оставались вне времени и не были подвластны разночтению. Вот для этого и существует психология поступка. Для актера — это первоочередная задача. Все свободны. Завтра на репетицию без опозданий.
Елена Викторовна, сняв грим, переодевшись, вышла из театра и направилась вдоль улицы. Она любила неспеша пройтись, обдумывая слова режиссера, работая над образом своей героини. Слишком серьезной была роль и нужно было показать Аксинью правдиво и точно.
Рядом с ней просигналила машина. Елена остановилась. Машина остановилась и из нее вышел Вадим Петрович.
— Елена Викторовна, разрешите я Вас подвезу домой.
Уже в машине, когда он закрыв дверь, сам сел рядом в Хованской, произнес:
— Я всегда очень рад Вас видеть. Елена Викторовна, я приехал к Вам не просто так. У меня к Вам есть информация. Приятная. Ваш сын сейчас находится в экипаже, которым командует Комов Павел Андреевич. Вам это имя о чем-то говорит?
Хромова сначала посмотрела на адмирала, а потом медленно перевела взгляд к окну. Только через несколько минут, она ответила:
— Говорит. Он был близким другом моего мужа еще с училища. До гибели Сергея, мы общались часто. По любому поводу, если была возможность, собирались у нас. А, после гибели Сергея, он ни разу не позвонил и не пришел, даже когда я была еще в Рыбачьем. Он стал командиром? Я рада за него. Значит, Игорь сейчас под его командованием? Это хорошо, я знаю его, как достойного офицера знающего своего дело. Но, Вадим Петрович, скажите, а нельзя ли найти того офицера, который мне помог починить кран тогда? Вот его бы я рада была видеть. Он спас меня тогда, вернул к себе и заставил изменить жизнь. Я часто его вспоминаю. Интересно, как сложилась его судьба. Ведь оказались мы все на переломе эпох. Я всегда его вспоминаю с добрыми мыслями.
— Елена Викторовна, я приложу все, что будет в моих силах. Я попытаюсь его отыскать, тем более, что известно, что Комов и он служили вместе на одной лодке.
— Да. Он тогда мне четко сказал, что обо мне ему рассказал его старпом Комов.
У самого дома, прощаясь, Вадим Петрович поцеловал руку Елене.
— У меня скоро премьера спектакля » Тихий Дон». Я буду рада очень, если Вы придете, Вадим Петрович.
— Я приду. Обязательно приду.
В квартире тихо тикали часы.
Елена Викторовна справившись с домашними делами, села в кресло у лампы и открыла книгу «Тихий Дон». Прочла вслух : » Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь». Задумалась. Она открыла «Толковый словарь» и прочла: » Собачья бесила — дурман трава. Означает «вести себя подобно сумасшедшему». «Любить, как сумасшедшая — вот так надо играть Аксинью до того, как приняла решение навсегда его отдать Наталье. Как я любила мужа до того, как перешла порог детского дома. Любовь женщины меняется, когда в ее жизни появляется ребенок. Вот, когда она начинает любить мужчину лазоревым цветом. Это же НЕБО! Цвет алой лазури — это значит ярко голубой! Любить спокойно и бесконечно… Боже мой, как же я раньше этого не понимала, читая текст?» — Лена закрыла глаза, вспомнив и свои непростые моменты своей любви.
Все не приходит к нам просто так. На все нужно время для понимания. Всего два слова могут все изменить к лучшему. Стоит только произнести их : » Жизнь продолжается!». И она продолжается…
© Copyright: Лидия Сикорская, 2023
Свидетельство о публикации №223052600959
Свидетельство о публикации №223052600959