Прытков В.Ю. Почетная сабля линкора

Командир  дивизиона  миноносцев  Черноморского  флота  Владимир  Васильевич  Трубецкой  29  марта  1915  года  был  назначен  командиром  на  новый  линейный  корабль  «Императрица  Мария». Известие  это  не  очень – то  обрадовало  капитана  1  ранга: жаль  было  расставаться  с  боевыми  друзьями  по  дивизиону, с  которыми  он  смело  ходил  в  море, совершал  захваты  и  уничтожение  турецких  транспортов, став  в  скором  времени  настоящей  легендой  среди  врагов  и  сослуживцев. Управление  лёгкими  и  маневренными  миноносцами  больше  прельщало  душу  Владимира  Васильевича, чем  командование  новым  тяжёлым  линкором, хотя  и  носил  он  то  же  название  синопского  корабля – флагмана  адмирала  П. Нахимова. С  грустью  вспоминал  Трубецкой, как  тепло  прощался  с  друзьями, отчаливая  на  вельботе, гребцами  которого, в  знак  особого  к  нему  уважения, вызвались  только  офицеры.

Picture background

ru.ruwiki.ru

Новый  линкор  стал  первым  в  серии  двух  других  новейших  кораблей – «Императрица  Екатерина»  и  «Александр  III». Перед  мощью  и  величиной  «Императрицы  Марии»  старые  линкоры  Черноморского  флота – «Евстафий», «Иоанн  Златоуст»  и  «Пантелеймон»  казались  ветхими  и  неказистыми  коробками. От  залпа  орудий  «Марии»  деформировалось  даже  тонкое  железо  надстроек, содрогались, сгинаясь, коечные  стойки  в  кубриках. Линкор  выходил  не  раз  к  Босфору, испытывал  всю  мощь  своей  артиллерии, гонял  немецкий  крейсер  «Бреслау», но  не  разу  не  встретил  в  открытом  бою  флагман  немецко – турецкого  флота  «Гебен».

Разговор  Трубецкого  со  старшим  офицером  линкора  капитаном  2  ранга  А. В. Городысским  тоже  не  принёс  оптимизма:

«Вот, только  посмотрите, Владимир  Васильевич, у  меня  на  столе  уже  несколько  рапортов  молодых  офицеров  о  переводе  на  миноносцы, в  авиацию, в  подводники. Куда  угодно. Не  по  нраву  нашей  молодёжи  монотонность  походов  корабля, отсутствие  достойного  врага, однообразие  службы, им  подавай  приключения, опасности, их  влечёт  жажда  кипучей  деятельности  и  веселья», — жаловался  Городысский.

«Да, действительно, это  вполне  серьёзно  и  требует  обоснованного  решения, которое  должно  заинтересовать  молодых  офицеров  линкора, — отвечал  Трубецкой, — я  подумаю».

«Вот  останутся  на  новом  линкоре  только  такие, как, зачисленный  недавно  в  штат  корабля  герой  Синопа – 90 – летний  матрос  2  статьи  Александр  Марков  Абакумов, который  ещё  с  адмиралом  П. Нахимовым  на  старой  «Марии»  ходил, тогда, что  делать  будем?» — шутливо  произнёс  кавторанга.

«Да, но  этот  старикан – настоящий  службист, настырный  такой. Он, кажется,  проверяющим  на  сходне. Осматривает  всех  с  пристрастием  и  дотошно. Молодец!»

Как  и  чем  заинтересовать  молодежь  остаться  служить  на  линкоре? Эта  мысль  не  давала  покоя  новому  командиру. И  тут  его  осенило: стимулом  может  послужить  специально  изготовленная  для  этой  цели  почётная  сабля, выдаваемая  каждому  офицеру, прослужившему  на  корабле  без  перерыва, например, двухлетний  срок. Это  будет  включено  в  специальное  положение  о  ней.

О  своём  предложении  Трубецкой  поделился  со  страшим  офицером, тот  поддержал  его.

Решено  было  срочно  изготовить  саблю. Это  был  прекрасный  клинок  работы  златоустовских  мастеров; на  одной  стороне  лезвия  которого – гравировалась  надпись – кому, на  другой – «ЛИНКОР  ИМПЕРАТРИЦА  МАРИЯ». Эфес  украшала  миниатюра  с  образом  Николая  Чудотворца  (копия  с  образа  нахимовской  «Марии»). Для  начала, чтобы  утвердить  положение  о  сабле, придумали  на  предстоящем  смотре  вручить  её  самому  Государю, если  он  примет  почётную  саблю, значит, и  положение  утвердится.

Picture background

Наградная сабля zlatoust-air.ru

Торжественный  смотр  состоялся  12  мая  1916  года. На  мачте  линкора  взвился  Государев  Штандарт. Фалрепные  выстроились  по  всему  правому  трапу. Государь  и  свита  поднялись  на  палубу. После  осмотра  корабля  наступил  долгожданный  момент, когда  почётную  саблю  поднесли  Государю, он  сказал:

«Но  ведь  я  не  плавал  два  года  на  «Марии»!»

«Ваше  Императорское  Величество, для  Вас  это  не  обязательно».

«Тогда, с  большим  удовольствием!»  —  Государь  взял  саблю  и  передал  дежурному  флигель – адъютанту. Все  облегчённо  вздохнули.

В. Трубецкой  прослужил  на  «Императрице  Марии»  недолго, уже  в  августе  1916  года  он  назначается  Наминбригом  (Начальником  минной  бригады), а  линкор  принял  капитан  1  ранга  И. С. Кузнецов. Однако, за  столь  короткий  срок  Владимир  Васильевич  проявил  себя, как  думающий  и  заботящийся  о  корабле  командир, только  вот  почётную  саблю, кроме  Государя, больше  никто  не  получил.

6  октября  1916  года  «Императрица  Мария»  вышла  в  море  в  последний  раз, а  7  октября  погибла  на  рейде  Севастополя  от  мощных  взрывов.

Примечания: Синопский  герой – соплаватель П. Нахимова – матрос  2  статьи  А. М. Абакумов  в  возрасте  90  лет  действительно  служил  на  новом  линейном  корабле  «Императрица  Мария». Во  время  знаменательного  смотра  Государь  произвёл  его  в  кондукторы.

https://ok.ru/stengazeta/topic/156197692658592

Фалрепные – матросы, вызываемы  к  трапу  при  отъезде  или  приезде  офицера  или  кого – нибудь  из  начальствующих  лиц; их  обязанность – помочь  при  посадке  в  шлюпку  или  выходе  из  неё. Обер – офицеру  вызываются два  фалрепных, которые  становятся  у  входа  на  трап  лицом  друг  к  другу; штаб – офицеру – четыре, лицам  Императорской  фамилии  фалрепными становятся  молодые  офицеры, по двое  на  каждую  ступеньку  трапа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *