Воронов С. История создания корабельных БИУС на ЧФ

Прообразом современных боевых информационно-управляющих систем в ВМФ СССР стала аппаратура боевого информационного поста (БИП) «Звено», которая устанавливалась на крейсерах проекта 68-бис. В 1949 году «Звено» прошла заводские испытания на крейсере «Свердлов». В том же году аппаратура прошла государственные испытания на крейсере «Молотов» и была принята на вооружение.

В 50-е годы при постройке ГКП эскадренного миноносца проекта 56 был оснащён боевым информационным постом «Звено-56», основу которого составлял круглый электронный планшет обстановки, на который транслировалась радиолокационная картинка от РЛС Фут-Н.

По сути, он являлась началом построения современных автоматизированных систем управления (АСУ) надводных кораблей.   Она предназначалась для централизованного освещения обстановки от всех корабельных источников информации, отображая её на планшетах. Решались задачи    определения элементов движения целей, наведения истребительной авиации и торпедных катеров. При этом обеспечивалась одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям, наведение одной группы истребителей на одну воздушную цель, двух групп торпедных катеров на одну надводную цель.

В 1953 году на вооружение поступила более совершенная электронная аппаратура «Цель», которая успешно прошла испытания на крейсере «Дзержинский.  На её основе была создана самая массовая аппаратура — «Планшет», которая была установлена на крейсерах «Жданов» и «Сенявин».  В различных модификация она устанавливалась на многих надводных кораблях в 50-70-х годах.

БИУС «Планшет-35» — боевая информационно-управляющая система, предназначенная для координации работы корабельных средств освещения обстановки, отображения её на планшетах, обработки информации, определения элементов движения целей. При этом обеспечивалось одновременная обработка данных по 4-5 надводным и 7-9 воздушным целям.

Позже была создана аппаратура БИП «Дозор», «Сапфир» и др. Эта аппаратура благодаря своей простоте и компактности устанавливалась на многих НК постройки 70-90-х годов.

В это же период в научно-исследовательских институтах полным ходом шли работы по техническому внедрению на корабли аппаратуры автоматизации управления силами, оружием и техническими средствами тактических групп и одиночных кораблей.  В 1963 – 1964 годах корабли проекта 61 БПК «Комсомолец Украины» и «Сообразительный» оснащаются системой взаимного обмена информацией (ВЗОИ), трансляции и целеуказания между кораблями тактической группы «Море-У».

Практическое использование этой системы показало хорошие возможности для автоматизации обмена информацией между кораблями.  В частности, система «Море-У» предназначалась только для обеспечения автоматизированного обмена информацией о целях между кораблями тактической группы и выдачи целеуказания для применения оружия, особенно в таком, быстро текущем процессе, как противовоздушная оборона.  Эту систему в принципе можно рассматривать как первую БИУС, созданную для надводных кораблей. Однако она не решала задач по управлению корабельным вооружением.

В 1967 году на противолодочном крейсере «Москва», а 1968 году на ПКР «Ленинград», был установлен и прошел испытания комплекс систем электронно-вычислительной техники: «Корень-1123», «Море-У», «Ангара-А», «Лазурь-МК2», приборы «Опал».

Комплекс систем ЭВТ, которые позже стали называться БИУС, позволял автоматизировать большую часть ручной операторской работы, значительно сократить работное время, а также привнес решение многих новых задач, которые не предусматривались радиотехническим вооружением кораблей прежних проектов.  Новая техника требовала новых специалистов.

В 1962 году ВВМУРЭ им. Попова выпустило первых специалистов по обслуживанию этих систем – инженеров вычислителей, а в 1966 году —  программистов.  Кронштадтская ШМС (школа младших специалистов) начала подготовку мичманов – техников.

Дополнительно, Радиотехническое управление ВМФ спланировало обучение офицеров, мичманов и личного состава на предприятиях — изготовителях, с привлечением НИИ ВМФ, представителей военных приёмок и инженеров заводов. Подготовка дала свои результаты. Личный состав на государственных испытаниях самостоятельно обслуживал новую технику, и кроме того, оказал помощь экипажу второго крейсера проекта 1123 «Ленинград».

БИУС «Корень-1123» решала задачи:

— сбор, обработка и обмен информацией о различных целях в составе соединения;

— управление маневрированием соединения;

— управление оружием корабля и соединения;

— ведения ближней надводной обстановки с выработкой элементов движения целей и параметров расхождения с ними;

— самооборона корабля;

— наведение истребительной авиации на воздушные цели противника;

— управление средствами радиоэлектронного противодействия корабля;

— расчет поиска подводной лодки по вызову для вертолетов и управление ими при поиске;

Все это, в конечном счете, позволило упростить работу операторов на боевых постах. Тем не менее, слабым звеном оставался пост ПВО. При реализации выработанного плана целераспределения зенитных огневых средств корабля по-прежнему было не автоматизировано. Поэтому отражение массированных налетов оставалось трудной проблемой для тактической группы кораблей.  Это показали учения в группе кораблей ПКР «Москва», «Ленинград» и БПК проекта 61 «Комсомолец Украины» и «Сообразительный», вооруженные системами ВЗОИ «Море-У».

Вычислительные возможности БИУС “Корень”, как показали учения, были явно недостаточными, что потребовало перехода ко второму поколению корабельных систем автоматизации управления. На этом этапе промежуточным звеном в 1969 г. была создана и в 1972 году принята на вооружение следующая БИУС «Аллея»(пр.1134А) и его модификация «Аллея-1» (пр.1134Б). Главным конструктором этой БИУС был В.Г.Тодуров   на кораблях проекта 1134Б, впитавшей в себя модернизированные «Корень» и «Море-У».

В 1971 году на флот прибыл головной корабль БПК «Николаев». В последующие годы в состав флота вступили БПК «Очаков», «Керчь», «Азов», «Ташкент», «Таллинн», «Петропавловск».  Дополнительно на этих кораблях была внедрена задача управления стрельбой ракетно-торпедного комплекса «Метель».

Накопленный опыт использования БИУС первого поколения позволил в короткие сроки разработать и внедрить новейшую систему «Аллея-2» (главный конструктор В.И.Кидалов) для тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР), в которой уже технически были объединены и значительно расширены функции систем “Море-У”, “Корень” и «Аллея-1134Б».

В целях дальнейшего повышения оперативности управления ПВО соединения и корабля была создана новая базовая БИУС «Лесоруб». Перечень задач, решаемых этими системами, включал вопросы тактического маневрирования, централизованного распределения целей ЗРК тактической группы кораблей, применения ударного ракетного и противолодочного оружия тактической группы, управления авиационными средствами.

Для небольших кораблей в конце 80-х гг. был создан БИУС «Трон» и ряд других. Интересно отметить, что БИУС на надводных кораблях не смогли полностью вытеснить аппаратуру БИП, и она устанавливалась на тех НК, на которых по разным причинам не размещались БИУС (или по своим размерам не подходили или функционально они были не нужны).

Развитие БИУС постоянно шло в направлении совершенствования элементной базы, повышения степени автоматизации управления, расширения круга решаемых задач, оперативности, наглядности отображения информации, надёжности работы, скрытности и других параметров управления. Вместе с тем выйти на уровень БИУС ведущих морских держав полностью так и не удалось.

Кроме того, само развитие БИУС в конце 80-х годов вступило в полосу идеологического кризиса: вновь подверглись ревизии те задачи, которые они должны решать. Несмотря на значительную централизацию в БУИС надводных кораблей во всех системах вооружения в процессе их автоматизации фактически стали создаваться боевые управляющие системы (БУС).

Наиболее обосновано это было для решения задач БР и ПВО, поскольку лишние звенья управления отрицательно сказывались на время реакции в скоротечном бою, особенно с воздушными целями. Поэтому реально последние БИУС были способны влиять только на процессы управления кораблем и соединения в целом.

Ну и коротко, для сравнения с корабельными системами США. Интересно, что США, создав МФКС «Иджис» с функциями управления всем вооружением, за БИУС фактически оставили лишь функции информационного обеспечения и решения задач управления кораблем и соединением.        Уже три десятка лет на вооружении американских военно-морских сил состоит боевая информационно-управляющая система «Aegis» («Иджис» – «Эгида»).

В последних версиях эта БИУС позволяет вести наблюдение за пространством вокруг корабля с радиусом около 190-200 километров, сопровождать до трех сотен целей одновременно и атаковать до 18 из них. Управляющая система напрямую связана со всеми вооружениями корабля и способна выдавать на них всю необходимую информацию.

Основой комплекса «Иджис» являются несколько вычислителей, а также радиолокационная станция AN/SPY-1, оснащенная фазированными антенными решетками. Самые новые модификации РЛС и вычислителей, как утверждается, могут обнаруживать баллистические цели на высоте до 320 километров и производить их обстрел ракетами SM-2 или SM-3, в зависимости от высоты и скорости конкретной цели.

В современной системе «Иджис», стоящей на вооружении крейсеров УРО типа «Тикондерог»и эсминцах УРО типа «Арли Берк», в подсистемы объединены практически все важнейшие средства обнаружения, управления, применения оружия и тактической радиосвязи.

Кстати, подавляющее большинство функций боевого применения оружия может выполняться с помощью вычислительного комплекса. В результате ресурсы различных подсистем корабля становятся общесистемными и появляется возможность их более глубокого использования. Что это дает?        Это позволяет в тех или иных пределах перераспределять корабельные ресурсы соответствии с изменением тактической обстановки. В частности, при отражении воздушного налета, РЛС в системе «Иджис» может прекратить поиск целей , а высвободившиеся энергетический и временной ресурсы будут использоваться только для их сопровождения.  В итоге число сопровождаемых целей и частота обновления данных о них резко увеличатся.

Чем может ответить ВМФ России?  «Длинной рукой» кораблей может стать ЗРК «Редут». Примечательно, что почти всегда этот комплекс упоминается в паре с радиолокационной станцией «Полимент». Новые фрегаты и корветы ВМФ РФ получили сверхзвуковую дальнобойную ракету в составе комплекса противовоздушной обороны «Полимент-редут». Новая ракета сможет поражать аэродинамические цели на расстоянии до 400 километров и на высоте до 35 километров.

Внедрение в состав средств поражения ракет с увеличенной дальностью поражения целей позволит перехватывать тактические и стратегические крылатые ракеты на значительном удалении от зон воспрещения доступа, а также позволит создать дополнительный эшелон в составе системы противоракетной обороны Российской Федерации на наиболее ракетоопасных направлениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *