Пантелеев В.М. Как наш командир БЧ-5 «вылечил» дизель –генератор ЭМ арабов

Стояли мы как-то в Александрии. Году в 1969-м. То ли были на недельном отдыхе / помывке / заправке, то ли тогда, когда стояли в доке, то ли перед тем, как везти Первого Заместителя Командующего КЧФ адмирала Виктора Сергеевича Сысоева со своим штабом на Родину – в Севастополь.

В общем, находились мы какое-то время в Александрии. Обычно стоянка там занимала дней 10-12. И в такие времена приходили к нам на корабль наши военные советники. Все они знали, что мы — моряки рады таким гостям, как они, и с большим удовольствием привечаем их, так как моряки как никто знают, что долгое нахождение советников на чужбине, среди чужих людей, среди другой культуры, очень их угнетает, и что даже небольшая встреча с родными русскими людьми – по существу с земляками, — очень их радует.

На баке. Перекур

И вот один из советников-моряков сказал нам, что на однотипном арабском эсминце, переданном СССР в своё время арабам, не заводится главный корабельный дизель – генератор. Уж тамошние корабельные спецы и так и сяк пытались его и завести, и отремонтировать, и найти причину по которой он не заводится – ничего у них не получается. Нет ли, мол, у вас кого-нибудь, кто мог бы прийти на корабль, посмотреть на этот дизель-генератор и может быть подсказать тамошним офицерам и старшинам, что надо сделать, чтобы он заработал? Переводчика, мол, я обеспечу. Да и сам я буду всё время рядом, если что …

 

Справка.

В СССР было построено 70 кораблей проекта 30-бис. 16 из 70 построенных в СССР эсминцев пр. 30-бис были в 1950-х и 1960-х гг. переданы в аренду или проданы зарубежным флотам и в разное время служили под флагами ВМС трёх иностранных государств: Египта, Польши и Индонезии.

В июне 1956 г. первые два корабля пр. 30-бис, «Сметливый» и «Солидный», передали из состава КБФ в ВМС Египта. В составе египетских ВМС корабли получили новые названия. Первый переименовали в “Al Zaffer», а второй — в “Al Nasser”.

Позже последовала передача Египту ещё двух ЭМ пр. 30-бис — «Бурного» и «Беспощадного» из состава ЧФ, пришедших в Александрию в январе 1962 г. в составе отряда кораблей, в который входили также подводные лодки пр. 613 и ракетные катера пр. 183, также предназначенные к передаче египетской стороне. После передачи ВМС Египта «Бурный» переименовали в “Suez”, а «Беспощадный» — в “Damiet”.

В июне 1968 г. в Александрии состоялась передача египетским ВМС очередной пары эсминцев с ЧФ, «Бессменного» и «Отчаянного». «Бессменный» в составе ВМС Египта переименовали в “Damiet», а «Отчаянный» — в “Al Nasser”. Эти корабли заменили ранее входившие в состав ВМС Египта одноименные эсминцы пр. 30-бис, “Suez” и “Damiet”, которые тогда же возвратили советской стороне в Александрии.

Так вот, в моём рассказе речь идёт об эсминце “Damiet”.

 

Механик наш, капитан 3-го ранга Володя Гаврилов, с готовностью согласился: — Да я готов посмотреть. Когда надо? – Да хоть сейчас! – говорит советник. И Володя ушёл с советником на тот арабский эсминец, «больной» неисправным дизель-генератором. Благо их арабские 2 эсминца проекта, как и наш, 30-бис, стояли фактически рядом с нами.

Через полчаса Володя вернулся и рассказывает нам – корабельным офицерам — в кают-компании о своём первом визите на тот египетский эсминец, бывший наш советский эсминец. Спустился я, говорит, в машинное отделение, и вижу – там ступить некуда, повсюду грязь, какие-то тряпки, железки, деревянные обломки, бумажки, чёрт те что, в общем. Я говорит показал им и сказал через переводчика, что нет, ребята, в такой грязи я работать не буду, даже не подойду к дизелю, тут ступить просто некуда! Наведите порядок, приберитесь – завтра я приду к вам, и полез наверх!

Командир БЧ-5 Володя Гаврилов стоит рядом со мной. Круглолицый, широкий в плечах, улыбчивый

Пошёл он к арабам на их эсминец назавтра. И так же быстро, пожалуй, что через полчаса, опять вернулся назад. Спрашиваем его: — Что случилось на сей раз! — Отвечает нам: — Они прибрались. На машинной палубе стало почище. До настоящей-то чистоты, которую мы держим у себя, им ещё далеко, и я им сказал про это, но всё-таки стало существенно чище, чем было. Хоть куда-то ступить стало можно. — Подошёл, мол, я к дизель-генератору, а там, как в том анекдоте – он весь в грязюке, обвешан каким –то тряпьём, в масле, чуть ли не в говешках! — Не-е-е, — говорю я им. — Так нельзя содержать технику. Я даже дотрагиваться до неё не буду. Всё убрать! Отдраить как положено, чтобы дизель весь чистенький был. Наводите чистоту — завтра приду! – Вижу, что они недовольны мною, но что делать? Грязь она и есть грязь. Порядок наводить надо.

— Это как же они содержат наш корабль, нашу технику, да ещё хотят, чтобы она нормально работала? – говорит нам механик. — Скажу своим технарям – пусть у нас наведут должный порядок в машинном отделении. Завтра я арабов приведу к нам – пусть посмотрят на то, как у нас техника содержится! И как она, по идее, должна содержаться и у них. Пусть увидят какая чистота и порядок у нас.

На другой день он опять пошёл к арабам. Пришёл не сразу, а примерно через час, и привёл с собой арабов: офицера, старшину, матроса и ещё переводчик был с ними, ну, и наш знакомый советник. Повёл Володя Гаврилов их всех в наше машинное отделение. Через полчаса все вылезают оттуда. Арабы цокают языком, виновато улыбаются: – Да-а-а-а! Вот это да! Вот это порядок! Вот это чистота. — Уходят к себе. Советник остаётся у нас.

Дежурный по кораблю

Володя при нём рассказывает нам детали своего этого визита к арабам. Дизель уже чистый. Все навески убраны, вся ветошь свалена в углу, от большой грязи дизель очищен. Даже слегка протёрт от масла. Я, мол, сморщившись, брезгливо так, чтобы они видели это моё чувство брезгливости, начинаю проверять готовность дизеля к запуску: ну, там, проверяю щупом (кстати его долго искали, значит, не пользуются им) уровень масла в картере, открываю по очереди нужные лючки, смотрю смазку, проверяю нормально ли работают подшипники, смотрю на надёжность пайки проводов и прочее всякое –разное, что положено делать перед запуском дизеля. Внутри везде грязюка, ясно видно, что давно никто даже не открывал эти лючки, ничего не смазывал, не прибирался там. Сказал им, чтобы долили масла в картер до нужного уровня, чтобы вскрыли все лючки, всё прочистили от грязи, смазали маслом, всё то, что положено, всё проверили на чистоту и порядок. Завтра, мол, приду! И пригласил с собой ответственных за сей дизель-генератор моряков – арабов пройти со мной на наш корабль – посмотреть на наш дизель — генератор. Ровно такой же, как и у них. Вот они со мной и пришли. Вы их видели.

Советник подтверждает. — Да, — говорит нам советник: – Они в грязи и дома и на корабле живут. Это для них нормально. И требования вашего механика по чистоте встречают, конечно, с большим неудовольствием. Придирается, мол, ваш начальничек! Посмотрим, мол, что у него из всей его придирочной затеи получится …

Пошёл Володя к ним на следующий день — в очередной раз. Минут через 40-45 приходит. И со смехом рассказывает нам вот что. Пришёл. Встретили его, как обычно. Позвали переводчика. Пригласили советника. Проводили. Спустился вниз. Осмотрелся. Проверил всё то, что положено проверить перед запуском дизеля. До «люкса», конечно, далеко, но уже лучше, чем было. Поморщился, чтобы они видели. Мол, могло бы быть и почище и получше, да ладно, чего уж там, раз привыкли к грязюке, то что же мне с вами делать, попробую запустить!

Они стоят все вокруг с иронией на лице: – Ну, давай, мол, Начальничек, попробуй! Покажи нам, на что ты способен? — Подаю питание. Нажимаю кнопку запуска. И … дизель нормально запустился и заработал. Я проверяю его на всех режимах работы, на рабочем ходу, на холостом ходу, с эконом нагрузкой, с полной нагрузкой, в боевом режиме – работает, как часы, чётко реагирует на все переключения. Показываю арабам, видите, мол, всё работает, всё нормально, дизель ваш в полном порядке. Они все стоят, разинув рты! И наш советник тоже. — Останавливаю работу дизеля, приглашаю того старшину, который обслуживает дизель-генератор, – давай, мол, попробуй теперь ты запустить! — Тот подходит, трясущимися руками подаёт питание, нажимает кнопку запуска, и дизель утробно заурчал – он заработал так, как надо. Старшина ошалело смотрит на нашего механика. Он понял, в чём дело – надо просто технику содержать в надлежащем режиме чистоты, ухода, обслуживания и тогда всё с ней будет в полном порядке!

Так наш механик научил арабов тому, как надо содержать технику.

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Никита Трофимов

    Техника любит смазку и ласку!

  2. Техника — она ведь женского рода!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *