Жилин В.Г. Забытый экипаж. К-129

Посвящается памяти экипажа подводной лодки «К-129», который в марте 1968 погиб в холодных водах Тихого океана

Гибель атомной подводной лодки «Трешер» в апреле 1963 года подтолкнуло правительство США выделить дополнительные денежные средства на создание новой техники по поиску затонувших подводных лодок и спасению их экипажей. Разработки по теме спасения продвигались достаточно тяжело и в перспективе не сулили на выходе никакого технического прорыва, зато тема поиска превзошла все ожидания. Возникла идея переоборудовать некоторые подводные лодки специальной поисковой аппаратурой, которая бы позволяла скрытно, оставаясь в диапазоне своих рабочих глубин рассматривать любые участки дна мирового океана. Эта идея очень понравилась и руководителям военно-морской разведки. В те годы интенсивно шли испытания советских баллистических и крылатых ракет. Части этих ракет, а зачастую и целые ракеты, при испытаниях падали в море, представляя из себя большую ценность в части устройства и технологии изготовления и корпусов и отдельных частей аппаратуры. Большой интерес представлял и поиск мест расположения подводных кабелей связи в прибрежных морях Советского Союза, что будет также использовано для постановки подслушивающих устройств.

Весной 1966 года  Перл-Харборе на военно-морской верфи было закончено переоборудование АПЛ SSN 587 «Хэлибат». На ее борту в носовом отсеке-ангаре, где раньше хранились крылатые ракеты «Регулус», было смонтировано потрясающее для того времени оборудование для проведения океанографических работ. На лодке был установлен глубоководный аппарат под названием «Фиш», представляющий из себя раму весом около 2 тонн, на которой были установлены мощные светильники, гидроакустическая и видеоаппаратура, фотокамера. Рама с помощью троса-кабеля, намотанного на громадную катушку, опускалась в глубины океана, где на расстоянии нескольких метров «Фиш» как бы парила над грунтом, передавая по кабелю в отсек изображение морского дна.

С конца 1967 года до начала 1968 года «Хэлибат» уже занималась поиском фрагментов советских ракет в районах Тихого океана. В эти же годы была модернизирована вторая АПЛ SSN 579 «Сордфиш» и на ней была установлена почти такая же аппаратура, как и на «Хэлибат». К концу 1974 года была переоборудована третья АПЛ SSN 575 «Сивулф».

Трагедия с советской ракетной дизельной подводной лодкой ПЛ «К-129», которая в марте 1968 года при неизвестных обстоятельствах исчезла в водах Тихого океана, в будущем приоткроет завесу секретности в деятельности выше перечисленных подлодок США.

Командир ПЛ Владимир Кобзарь

старпом ПЛ Александр Журавин

ПЛ «К-129» вступила в строй 31 декабря 1959 года и за 8 лет своей службы успела сменить один ракетный комплекс на другой. Последний, так называемый «Д-4», был установлен 30 мая 1967 года и отличался от предыдущего тем, что позволял экипажу производить запуск ракет из-под воды на дальность до 1400 километров. Это была современная ПЛ на которой были установлены самые последние разработки навигационного комплекса, средств радиосвязи, в том числе антенно-фидерных устройств, новая радиолокационная и шумопеленгаторная станция, заменена аккумуляторная батарея на более современную с системой водяного охлаждения электролита и его механического перемешивания, одновременно были установлены новые газоанализаторы на водород, которые исключали неконтролируемое повышение его процентного содержания в отсеках и аккумуляторных ямах подлодки. В некоторых источниках можно встретить выражение, что это была устаревшая подлодка с допотопной аппаратурой. Автор этих строк в то время служил на атомной подводной лодке и может утверждать, что «К-129» отличалась от атомной   ПЛ только энергетической установкой и количеством торпед.

30 декабря 1967 года я встретился в аэропорту Елизово с командиром «К-129» капитаном 1 ранга Кобзарем Владимиром Ивановичем. Я его хорошо знал по нашей совместной службе в период 1958-1961 годов в Приморье на средних дизельных ПЛ проекта 613, да и жили мы в одном подъезде жилого дома в поселке Ракушка. В этот предпоследний день декабря мы летели рейсовым самолетом во Владивосток  в отпуск навестить свои семьи и затем перевезти на Камчатку к нашему новому месту службы. Он только что вернулся с боевой службы из района Тихого океана, собрался провести полный отпуск, а затем готовить подлодку снова к выходу в море. В самый последний момент он узнал, что лодка, которая должна его сменить, по техническим причинам не может этого сделать, и его предупредили, что он через несколько дней будет отозван из отпуска и снова на своей же подводной лодке выйдет в океан.

«Команда устала, материальная часть требует осмотра и ремонта», — сетовал он. Я был в курсе дела, что экипажу этой лодки особенно досталось тяжело, так как их подлодка  была первой на Тихоокеанском флоте в конце мая 1967 года переоборудована под подводный старт своих ракет, отработала полный курс задач боевой подготовки и вышла из Владивостока на боевую службу в Тихий океан с последующим возвращением на Камчатку к постоянному месту базирования. Я не стал его расспрашивать о деталях, так как прекрасно знал о состоянии экипажей и техники возвращавшихся из длительных походов кораблей. Я только спросил о том, что возможно сменщик подготовиться  сможет выйти в море, на что он ответил – «Это исключено и жду телеграммы, времени осталось только для того, чтобы перевести семью на Камчатку». По графику в море должна была выйти ПЛ «К-99», но ее переоборудование под подводный старт затянулось.

Поздно ночью мы прилетели в аэропорт Владивостока «Озерные Ключи». Я поймал такси в направлении Находки, а он остался ждать рейсового автобуса во Владивосток. Как сейчас помню в свете фор машины падающий крупный снег и его высокую фигуру на прощание машущую мне рукой.

24 февраля 1968 года от пирса базы подлодок на Камчатке отошла «К-129». Экипаж насчитывал 98 человек, через полмесяца после ее выхода по флоту была объявлена тревога и началась широкомасштабная поисковая операция в которой были задействованы большие силы флота – подводные лодки, надводные корабли, авиация, но к сожалению самой подлодки или каких-либо предметов на поверхности океана найти не удалось. Была взята проба морской воды с признаками наличия масла. Анализ показал, что это было дизельное топливо той марки, которой были заправлены цистерны «К-129».

Таинственное столкновение в Тихом океане

К поиску подлодки была привлечена бригада надводных кораблей Камчатской военной флотилии. 15 марта 1968 года отряд под командованием командира бригады капитана 1 ранга В.А.Чаркина в составе эсминцев «Влиятельный», «Бесшумный», пятью другими кораблями и танкером «Махачкала» следовал из Петропавловска по маршруту ПЛ «К-129». На ЭМ « Влиятельном» вместе с комбригом находился начальник политотдела бригады капитан 1 ранга Смирнов Сергей Афанасьевич. Примерно с 14.00 до 19.00 все корабли отряда пополнились топливом, и это было сделано вовремя, так как через несколько часов отряд вошел в зону жестокого урагана. Скорость ветра достигала такой величины, что зашкаливало прибор его измерения. Крен на эсминце доходил до критической отметки. Была сорвана броневая дверь в рубке, в носовой части корабля треснул сварной шов верхней палубы и вода стала заливать турбогенератор, который пришлось остановить. Были разбиты спасательные шлюпки и погнуты шлюпбалки, получил серьезную травму старший помощник командира (позднее на берегу он скончался). Обстановка складывалась критическая, о чем командир бригады успел сообщить на берег, так как через некоторое время была прервана связь из-за повреждения корабельных антенн.

И вот в этой ситуации, примерно в 03.00 16 марта по камчатскому времени, примерно в 270 милях от Петропавловска произошло столкновение эсминца «Влиятельный» с неопознанным подводным объектом. Удар был очень сильный, но на корабле посчитали за удар особо крупной волны. После этого урагана весь отряд был возвращен в Петропавловск, а сам эсминец был поставлен в док. В доке было обнаружено, что у форштевня эсминца в нижней части, начиная от киля, на высоту порядка 1,5 метра и в глубину до 0,5 метра толстые стальные листы были разорваны и разошлись в стороны. Примерно через месяц ремонт был закончен и корабль вышел из дока.

В марте месяце 1968 года разведке ТОФ стало известно, что АПЛ США SSN 579 «Сордфиш» возвратилась в Йокосуку с признаками разрушения ограждения рубки, но в то время никаких официальных заявлений в причастности этой лодки к гибели «К-129» американской стороне сделано не было, так как политическое руководство СССР хранило молчание о том, что на Тихоокеанском флоте исчезла советская подводная лодка.

Операция «Дженифер»

Активная деятельность ВМФ ТОФ в марте 1968 года озадачило американскую сторону. По характеру действия его сил, американское командование ВМС ТОФ догадалось, что советский флот потерял свою подводную лодку, и они также подключились к этому поиску, задействовав авиацию, разведспутники и систему гидроакустического наблюдения за подводной обстановкой в северной части Тихого океана, которая и до этого момента работала круглосуточно. Таким образом, американцы отрабатывали свое учение по поиску и обнаружению советской подводной лодки. В какой-то мерев этом им помогали советские корабли и авиация, которые следовали по маршруту развертывания «К-129». Выявив вероятный район гибели советской ПЛ, они направили туда АПЛ специального назначения SSN 587 «Хэлибат», которая после второго выхода в море с июля по август 1968 года обнаружила «К-129» на дне Тихого океана. За обнаружение и фотографирование корпуса ПЛ «К-129»  командир «Хэлибат» — Мур был награжден медалью «За выдающиеся заслуги» и получил «Благодарность» в приказе Президента США.

Прежде чем говорить об операции «Дженифер» о которой так много написано и создан в США даже фильм, я хочу коротко остановиться на эпизодах обнаружения «К-129» и описании повреждений ее корпуса. Впервые я прочитал об этом в 1998 году в книге в книге «Совершенно секретная миссия на дно Тихого океана. Лодка-шпион». Ее автор – оператор ядерного реактора Роджер Данхэм на АПЛ «Хэлибат» так описывает этот момент: «Фотограф лодки, проявляя фотографии, обнаружил на одной из них рубку ПЛ…. у нее было четыре похожих на перископ устройств, торчащих из крышки боевой рубки. Главная секция подводной лодки, лежащая на боку, рельефно выделялась на фоне окружающего ила, и он увидел фрагменты краев разорванной стали в углу фотографии. Номера ПЛ были закрашены и на ограждении имелись вмятины от разрушений последнего погружения. На следующей фотографии он увидел скелет, лежащий на илистом дне в 30 футах (9 метрах) от главного корпуса».

В Итоге «Хэлибат» доставила командованию, как написано в книге, достаточно большой чемодан с сотнями глянцевых фотографий. Данхэм не смог подробно описать разрушения корпуса «К-129», так как цензура в те годы даже запретила ему называть «Хэлибат» своим именем, а «К-129» значится в книге, как атомная ПЛ.

В 1999 году я прочитал в книге американских журналистов Шерри Зондаг и Кристофера Дрю «Игра в жмурки. Неизвестная история американского подводного шпионажа» более развернутое описание внешнего вида корпуса «К-129»: «Сразу же за ограничением боевой рубки была пробоина от взрыва шириной около 10 футов (~ 3 метра). Взрыв, вероятно произошел из-за скопления водорода при зарядке аккумуляторной батареи, когда лодка находилась в надводном положении. Это была одна из причин почему гидроакустическая система SOSUS зарегистрировала очень слабый сигнал. Хотя лодка была повреждена, но внешне выглядела целой. У двух ракетных шахт сорваны крышки. Внутри первой виден скрученный трубопровод, где ранее находилась ядерная головная часть, ожидая своего звездного часа. Внутри второй шахты головная часть ракеты также отсутствовала. Третья шахта выглядела целой.

Затем в поле камеры «Фиш» попало то, что шокировало даже командира АПЛ Мура. Это был скелет матроса, вероятно призванного по набору, молодого, одиноко лежащего вдоль лодки. Одна из его ног была сломана и согнута почти под прямым углом, вероятно от взрыва, который разрушил и лодку. Возможно, он погиб захваченный лодкой на глубину в три мили. Матрос находился вне прочного корпуса, когда случилась эта трагедия. На нем были одеты водонепроницаемый плащ поверх меховой канадки и застегнут около шеи, толстые шерстяные штаны и тяжелые флотские черные сапоги. Теперь эта одежда покрывала кости».

В этом эпизоде ничего не сказано о выдвижных устройствах, но уточнено, что «Хэлибат» доставила 9 сентября 1968 года 22000 снимков корпуса «К-129»

В газете «Совершенно секретно» № 5 от 1999 года, автор статьи «Тихая смерть К-129» Александр Мозговой к вышеописанному сюжету добавил, что кормовая ракетная шахта была согнута в сторону средней шахты. Вот это здорово! Взрыв водорода в V отсеке не только разрушил прочный корпус, но и согнул шахту, находящуюся в соседнем IV отсеке. Я сначала очень удивился этому и посчитал как ошибка в переводе с английского, но затем вспомнил, что американские журналисты называли Александра Мозгового «своим информатором». Вероятно А.Мозговой читал книгу еще до ее опубликования, а цензура при проверке книги посоветовала авторам шахту выпрямить, так как для взрыва водорода в V отсеке эти разрушения были слишком велики. Могу заметить, что история подводного флота не знает такого случая, когда из-за взрыва  водорода происходило разрушение прочного корпуса подлодки.

Суммируя то, что сообщили нам в своих книгах Данхэм и журналисты можно сделать вывод, что пробоина в районе аккумуляторного V отсека образовалась не в результате взрыва водорода, как утверждает американская сторона, а от взрывов ракетного топлива ракет, находившихся в соседнем IV отсеке. Прочный корпус в районе ракетных шахт выполнен толще, чем в V отсеке. Силой взрыва разрушило более слабую переборку между IV и V отсеками с одновременным разрушением прочного корпуса в этом районе и прогиба кормовой шахты в сторону средней. Взрывы ракет могли произойти при повышении давления в IV отсеке до 5 кг/см2 . Все зависело от состояния шахтной арматуры на этот момент (открытые запорные устройства шахт). При взрывах были сорваны крышки всех трех шахт. В процессе погружения ПЛ на глубину более 300 метров произошли разрушения корпусов емкостей и отсеков, где оставалось нормальное атмосферное давление. Дополнительные разрушения произошли и после удара подводной лодки о грунт.

Трагедия с ПЛ «К-129» могла произойти как в надводном, так и в подводном положении. Однозначно первопричину определить невозможно, любая из них требует слово – «предположительно». Если взять исправную ПЛ с полным боекомплектом ракет и открыть кингстоны , затопив ее на глубине более предельной, то внешняя картина разрушений будет похожа на описанную выше. Это можно пояснить примером.

В 1988 году советский исследовательский корабль «Академик Мстислав Келдыш» в Атлантике вышел на место, где в октябре 1986 года затонул атомный подводный крейсер стратегического назначения «К-219» с 15 баллистическими ракетами на борту. Погруженный самоходный глубоководный аппарат обнаружил, что подлодка лежала ровно на песчаном дне. Корпус в районе боевой рубки был расколот, все крышки ракетных шахт взломаны, а сами ракеты с головными частями исчезли. По своему принципу действия ракеты на «К-219» и «К-129» были одинаковы с двигателями на жидком топливе. При разрушении баков окислителя и горючего эти компоненты топлива соединялись и происходил мощнейший взрыв. Силой взрыва оторвало крышку шахты, при этом разрушалась и сама шахта и окружающий ее легкий корпус. В момент взрыва ракеты на «К-219» погибло 3 человека, а мог погибнуть и весь экипаж, но до взрыва лодка успела всплыть в коридор стартовых глубин, а командир ракетной боевой части успел отдраить кремальеру аварийной шахты. Даже в этом случае на ракетной шахте была разрушена часть арматуры и несколько тонн смеси морской воды и ракетного топлива попали в отсек. В дальнейшем из-за ошибочных действий личного состава ракетной боевой части в отсеке возник пожар, который распространился по всему кораблю. Экипаж был снят на торговое судно, подводная лодка затонула.

Можно ли было в данном случае определить первопричину гибели лодки, если бы погиб весь экипаж? Можно, только по тщательному изучению характера взлома всех 16 шахт. Я уверен, что специалисты нашли бы из 16 шахт одну, на фотографии у которой оставалось целое и невредимое кремальерное кольцо. Это натолкнуло бы их на мысль, что в этой шахте была аварийная ракета и личный состав успел отдраить кремальеру, но подводная лодка не успела всплыть на поверхность или по крайней мере в коридор стартовых глубин. Произошел бы взрыв компонентов топлива, отрыв крышки с большими разрушениями самой шахты, быстрое поступление забортной воды в отсек не позволило бы лодке всплыть на поверхность и она бы затонула. К большому счастью экипажа такого сценария удалось избежать.

Если с «К-219» все ясно, то с «К-129» до сих пор остается много неизвестного. Руководство Советского Союза в свое время не заявило о гибели подводной лодки, и по сути дела брошенной на дне океана корпус ничейной субмарины станет в будущем причиной торга и политических баталий между СССР и США.

После того, как американцы обнаружили «К-129», у ЦРУ появилось желание поднять эту подлодку на поверхность и сделать из нее музей. В этом деле переплелись интересы политики, затем разведки и в какой-то мере промышленности. В 1969 году под эгидой ЦРУ было создано «Национальное подводное разведывательное управление», которое приняло решение поднять на поверхность сразу всю подводную лодку. Руководством были разработаны планы подготовки  этой сложной операции, получивший шифр «Проект Дженифер». Эти планы, кроме технического определяли прикрытие этапов операции, организацию дезинформации, связи с прессой, юридические и правовые обоснования. Технический план предусматривал постройку специального судна под названием «Гломар Эксплорер», а подряд на его создание был дан верфи миллиардера Гаварда Хьюза. Это было серийное судно геологоразведки. В то время их было порядка 9 единиц. Эти суда предназначались для исследований шельфов и бурения морского дна на прибрежных материковых склонах с глубинами, как правило, не превышающих 200 метров. В отличии от остальных судов этого типа, на «Гломар Эсксплорере» были предусмотрены технические возможности для проведения работ на глубинах более 5000 метров, разработана уникальная техническая оснастка рабочего инструмента и подъемное устройство, что потребовало во многом изменить конструкцию корабля. Внутри судна был предусмотрен огромный, с открывающемся днищем, отсек под названием «Лунный бассейн» куда планировалось поднимать части корпуса ПЛ. По своим размерам «Лунный бассейн» не предусмотрен для размещения целой стометровой лодки весом 3609 тонн. По всей видимости за 4 года пока шла реконструкция «Гломара» ЦРУ изменило свое первоначальное решение о подъеме всей лодки сразу  прислушалось к мнению специалистов, которые утверждали, что корпус ПЛ после взрыва трех ракет и падения с высоты 5 километров нетранспортабелен. Кроме того, с учетом получившегося веса системы подъема, самой подлодки и дополнительной силы присоса ее корпуса не обеспечивался безопасный отрыв ее от грунта с последующей центровкой.

Летом 1973 года несколько родителей и членов семей погибших подводников с подлодки «К-129» прибыли в поселок Рыбачий на Камчатку, где были допущены командованием на базу подводных лодок. С момента гибели подлодки прошло 5 лет, и было решено помянуть погибших подводников. К тому времени все родители и родственники уже знали, что их сыновья, отцы, братья и мужья не исчезли в «никуда», а погибли в море при исполнении воинского долга. Каждая прибывшая семья была прикреплена к какому-нибудь экипажу, командир которого был ответственным за проведение этого печального события. К этому времени на базе был воздвигнут памятник погибшим подводникам. Мой заместитель по политической части капитан 2 ранга Козыр В.Н. организовал эту встречу в кают-компании плавбазы «Нева». Присутствовали отец и мать одного из погибших подводников, а также жена штурмана подлодки капитан-лейтенанта Пикулик – Тамара, которая осталась на Камчатке и работала директором школы в поселке Тарья. Было сказано много слов, отец погибшего подводника, к сожалению я забыл его фамилию, поблагодарил командование соединения за предоставленную возможность побывать здесь, где служил его сын. Сказал несколько слов и я, отметив, что именно на этой плавбазе жил экипаж и именно от этого пирса 24 февраля 1968 года в свой последний поход ушла «К-129». Затем мы выпили и помянули погибших.

В этом же году «Гломар» был построен, прошел все необходимые морские испытания и прибыл в точку «К», где завис над корпусом бывшей советской ПЛ. Что он там сверлил, пилил, резал – можно только догадываться, но работа увенчалась успехом. В декабре 1973 года военно-морская разведка ТОФ обнаружила «Гломара» в районе предполагаемого места гибели «К-129». В дальнейшем «Гломар» неоднократно появлялся в одной и той же точке, где занимался опусканием и подъемом труб. Наблюдение велось эпизодически, так как военно-морской разведке ТОФ было отказано в выделении необходимых для этого сил и средств. Надо отметить, что наблюдение разведки за «Гломаром» заключалось в пассивном созерцании в бинокль за деятельностью палубной команды, а то что делалось в глубине океана и внутри «Гломара» было недоступно. Основной же недостаток заключался в том, что постоянного наблюдения за этой точкой силами ВМФ ТОФ организовано не было, и о том, когда приходил и уходил «Гломар» говорить не приходиться, тем более определить даты подъема частей корпуса «К-129».

Так зам главного конструктора по проектированию подлодок проектов 629, 629а Всеволод Игоревич Жарков в статье «Подводная лодка проекта 629» (Военно-технический альманах «Тайфун» № 3 за 2002 год) писал: «В 1973 году пришлось в срочном порядке заниматься оформлением ответа главных конструкторов в Москву за запрос: «Что могли получить американские специалисты после подъема носовой части «К-129»?. Вопрос был поставлен – «ни что смогут», а «что могли». Вероятно уже в 1973 году часть подводной лодки была уже поднята, а последующие заходы «Гломара» в эту точку преследовали цели по подъему остальной части ПЛ.

Политические волны

Как я предполагаю, через дипломатические каналы Правительству СССР было сообщено о том, что в США подняли на поверхность советскую подлодку и они готовы передать тела погибших подводников. В прошлом уже имелся подобный пример, когда по решению руководства Советской республики в 1928 году на Балтике ЭПРОН с помощью спасательного судна «Коммуна» была поднята на поверхность погибшая 4 июня 1919 года английская ПЛ «L-55». Она была поставлена в док, останки английских моряков были уложены в 38 гробов  и переданы англичанам.

Советской стороне совершенно был не нужен этот планируемый американцами ритуал с передачей тел подводников перед телеобъективами агентств многих стран мира, а задача стояла сбить волну публикаций в американской прессе и не допустить создания на берегу музея из поднятых частей подлодки. В данном случае ожидалось, что прибудут представители СССР и им будут переданы останки погибших подводников. Никто не прибыл 19 марта газета «Нью-Йорк Таймс» поместила статью, в которой было сказано, что ЦРУ не смогло поднять всю лодку и ей досталась только носовая часть длиной 30,5 метров, из которой извлечено 70 тел погибших подводников. Надо заметить, что нахождение такого количества человек для I и II отсеков нереально, даже при просмотре кинофильма свободной вахты сменой.

Чтобы сбить накал публикаций в американских СМИ советская сторона прилагает большие усилия, которые увенчались успехом, так как американской стороне завязшей в войне во Вьетнаме, нужна была помощь в облегчении участи своих военнопленных и получение сведений о их судьбе.

Через некоторое время будет объявлено, что автор статьи в газете «Нью-Йорк Таймс» Сеймур Херч ошибся, как в длине корпуса, так и в количестве тел подводников поднятых на поверхность, и ВМС США вносят поправку о том, что на поверхность  был поднят отрезок длиной в 11,6 метров района I (торпедного) отсека из которого извлечено не 70 а только 6 тел подводников.

22 апреля 1975 года послу СССР в США А.Добрынину были переданы документы на 3-х моряков, еще троих идентифицировать не удалось. Если принять, сказанное выше, за правду, то I отсек надо было отрезать от II отсека и от носовой части подводной лодки, разрезая и торпедные аппараты вместе с торпедами. Это уже явный перебор.

В течении 1968 года американцы производили поиск не только ПЛ «К-129», но и своей атомной подводной лодки  SSN 589 «Скорпион», исчезнувший в мае того же года в Атлантике. В июле 1969 года «Хэлибат» обнаружила «К-129», а в октябре надводное океанографическое судно «Мизар» на дне Атлантического океана АПЛ «Скорпион». На следующий год глубоководный аппарат «Триест II» обследовал «Скорпиона», но однозначной причины гибели установить не удалось. В будущем будет сделано предположение, что подлодка погибла из-за конструктивного недостатка собственной торпеды, которая и взорвалась.

Напрашивается вопрос: почему в середине 70-х годов «Гломар» не поднял на поверхность «Скорпиона». Эта подлодка при равенстве водоизмещений, была шире, но на 22 метра короче, чем «К-129» и находилась на глубине не 5057 метров, а только на 3355 метрах. Но этого не произошло, не осуществилась в свое время мечта министра обороны Мельвина Р.Лейрда о том, что «Гломар Эксплорер» сможет поднять и американские подводные лодки, которые ранее затонули. Видимо этические соображения не позволяли резать братскую могилу своих собственных моряков.

Через два года после развала СССР, Роберт М. Гейтс показал Б.Н.Ельцину фильм о проведении в США операции «Дженифер» по подъему «К-129» и церемонию захоронения в море шести советских подводников. В 199 году все мы видели филь, показанный по каналу НТВ о проведенной США операции «Дженифер». Если этот фильм показывали Ельцину, то нужно руководителям США не уважать его и тех, кто вместе с ним смотрели этот компьютерный муляж. Очень впечатляет начало фильма, когда банда гангстеров чистит сейф в офисе судостроительной компании миллиардера Говарда Хьюза, но вместо ожидаемых больших сумм долларов, у них в руках оказываются документы особой важности, которые попадают тут же в руки нужного журналиста. Так налаживается связь ЦРУ с общественностью, которая узнает о проекте «Дженифер». Если бы не гангстеры, мы бы никогда не узнали об этой уникальной операции. И это правильно, ведь нельзя показывать всю реальную цепочку отработки этой сложной связи, да и начало фильма было не таким захватывающим. Впечатляет показанная реальная техника, принцип удержания корпуса подлодки гигантскими захватами, удачное начало подъема и вдруг внезапное разрушение трех захватов из пяти, падение подлодки обратно на дно океана, при этом все остается корпус длиной 11,6 метра. Надо признать, что при таком динамическом ударе вся эта конструкция вместе со всеми захватами и фермой улетели бы на дно, возможно, что со всей трубой, на которой держалась эта система. Далее еще интересней – в процессе падения – в процессе падения лодка переворачивается и из шахты на дно вываливается ракета с ядерной головной частью. Очень забавный кадр.

Такого не могло быть, потому что все три ракеты в процессе погружения лодки во время катастрофы взорвались, их просто не стало.

Этот эпизод был рассчитан на американского зрителя, как-то оправдывая старания ЦРУ добыть первую советскую ракету с подводным стартом, хотя она по своим характеристикам намного уступала американским «Поларис А2» и «Поларис А3», находившихся в то время на вооружении атомных подводных лодок ВМС США.

Сам подъем целой 100 метровой лодки после падения с высоты 5 километров и взрыва в средней части её корпуса топливных баков 3-х ракет, последовавшего удара о грунт, является делом сомнительным. Она была разрезана и поднималась по частям, но признать этот факт для государства является делом аморальным, вот и был придуман сюжет с поломкой захватов. Мол так получилось………, так вышло, но мы старались.

В фильме показаны также фальшивые координаты места гибели «К-129». Это сделано специально, чтобы указать жителям Гавайских островов, что они находились в радиусе действия ее смертоносных ракет.

Я согласен, что при этой сложной операции были большие проблемы, но они  подняли на поверхность то, что в тех условиях можно было надежно поднять, а все остальное навеяно политическими волнами. В результате чего и появился этот компьютерный муляж.

В книге «Неизвестная история американского подводного шпионажа» написано, что в конце 1974 года в район гибели ПЛ «К-129» была отправлена АПЛ США SSN 575 «Сивулф», которая с помощью аппаратуры «Фиш» снимки, на которых видно дно усеянное неподдающимися идентификации мелкими предметами. С другой стороны, бывший директор ЦРУ – Колби, который организовал операцию «Дженифер» до конца своей жизни (умер в 1996 году) сожалел. Что не была поднята вторая часть корпуса советской подлодки, а такие снимки, доставленные АПЛ «Сивулф» он никогда не видел.

Атомная подводная лодка «Сивулф»

ЭПИЛОГ

Еще во время поиска ПЛ «К-129» в марте 1968 года военно-морской разведке ТОФ стало известно, что АПЛ США SSN 579 «Сордфиш» прибыла в порт Йокосука (Япония) с признаками разрушения ограждения рубки. За ночь был сделан косметический ремонт и она убыла в США. Позднее это стало причиной, что ее командира объявят виновником гибели «К-129» , которая затонула в точке приблизительно с координатами Ш-400N, Д-1800О. Расстояние от этой точки до Йокосука и Перл-Харбора почти одинаковые. Я думаю, что адмиралы постарались бы спрятать ее на своей территории, а не посылать в Японию, где ей по заявлению разведки ТОФ, за ночь был сделан косметический ремонт и она убыла в США.

Через два года, в 1970 году, у берегов Камчатки произошло столкновение в подводном положении АПЛ «К-108» (командир капитан 1 ранга Б.С.Багдасарян) с АПЛ США SSN 639 «Тотог» (командир Балдерстон). Обе лодки получили тяжелые повреждения. «Тотог» была направлена в Перл-Харборе, хотя нам неофициально заявляли, что лодка прибыла в Йокосуку.

Что касается АПЛ «Сордфиш» (постройки конца 50-х годов), то она как и «Хэлибат» относилась к лодкам специального назначения и, по всей вероятности сопровождала отряд боевых кораблей, который вышел из Петропавловска по маршруту развертывания ПЛ «К-129», и во время урагана по причине ошибки в управлении или неисправности системы поиска ее выбросило под форштевень эсминца. Уже в те годы американское командование требовало от командиров подводных лодок противолодочной обороны скрытного слежения за советскими ракетными подлодками. Эту задачу могли выполнить атомные ПЛ более малошумные типа «Пермит» ( в строю 13 единиц) и типа «Стёрджен» (в строю 15 единиц) постройки 1962-67 годов.

О факте столкновения ЭМ «Влиятельный» с неопознанным подводным объектом рассказал мне бывший начальник политотдела бригады надводных кораблей, ныне контр-адмирал в отставке Смирнов Сергей Афанасьевич, который в то время был на борту эсминца. С целью уточнения деталей, а также содержания составленного в таких случаях акта, я связался по телефону с бывшим командиром эсминца, который отказался от встречи. Я предполагаю, что он в свое время дал подписку о неразглашении данного случая.

После гибели «К-129» главком ВМФ С.Г.Горшков приказал создать для флота глубоководные аппараты. Средства были выданы, и к 80-м годам прошлого века их было построено порядка 60 единиц разного назначения. Некоторые из них имели ядерную энергетику. Были и такие, которые могли погружаться в самые глубокие впадины мирового океана. С их помощью были обследованы погибшие подводные лодки «С-80», «Комсомолец», «К-219», затонувшая в Атлантике на глубине 6000 метров, обследован южно-корейский лайнер «Боинг-707», сбитый у острова Сахалин, поднята со дна моря ракета около Камчатки и многое еще другое. С помощью этих аппаратов были обнаружены части разрушенной торпеды и торпедного аппарата АПК «Курск», что во многом прояснило причину его гибели. Эти аппараты обследовали «Титаник» и обеспечили появление прекрасного фильма.

Только за прошедшие 37 лет со дня гибели «К-129» я не слышал и не читал о том, что эти аппараты обследовали то печальное место, где упала на дно эта подводная лодка. Но я уверен, что они обследовали. Ведь первоначальный толчок их развитию как раз и дала трагедия с «К-129». Что там осталось на дне? Возможно лежит затянутая илом ее кормовая часть, а может нет, как ничего не осталось от отрезанной части I отсека АПК «Курск». Видимо это уже никого не интересовало, политические волны сгладили океанское дно, похоронив под его покровом эту тайну.

За прошедшие годы официальная версия гибели «К-129» осталась неизменной – столкновение с американской АПЛ «Сордфиш». Когда я это слышу, то вспоминаю расстроенное лицо командира «К-129» в тот предпоследний день декабря 1967 гда, когда мы летели во Владивосток. Он ясно понимал, что оставшиеся в его распоряжении полтора месяца для подготовки подлодки к выходу в океан явно недостаточно.

По возвращению с боевой службы в декабре 1967 года экипаж должен был посменно отдохнуть в санатории с одновременным осмотром и ремонтом техники, пополнить запасы продовольствия, регенерации, топлива. Часть офицеров и сверхсрочнослужащих убыли в положенные отпуска за 1967 год, и которых потом пришлось отзывать телеграммами, но некоторые так и не смогли прибыть к отходу подлодки. Эта ПЛ была головной в серии 629А. С таким экипажем необходимо было пройти курс боевой подготовки как в базе, так и в море.

Против выхода в море «К-129» высказывался в то время исполнявший обязанности командующего Камчатской военной флотилии контр-адмирал Юрий Сергеевич Русин. Его доводы были отвергнуты и вызвали неудовольствие Главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова и командующего ТОФ адмирала Н.И.Амелько. Не прислушались к голосу старого подводника времен Великой Отечественной войны в водах Балтики, где он прослужил в разных должностях, в том числе и командиром ПЛ «М-90» и прекрасно помнил как опасно посылать в море неподготовленные экипажи. Сделали все наоборот – к своим 14 добавили еще 11 стажеров молодых матросов по 1 и 2 году службы и подлодку отправили в зимний бушующий штормами океан. Дату выхода назначили на 23 февраля – День Советской армии и ВМФ, но по просьбе командования эскадры перенесли на 24 февраля.

Конечно в наши дни интересней, удобно разместившись в креслеили на диване, смотреть фильм о подъеме «К-129» американским Гломаром» и восхищаться их техникой тех далеких лет. Американцы дважды поднимали наши лодки на поверхность. Первый раз «Гломар Эксплорер тихо и по воровски. Во второй раз американец Малколм Дейли, инженер-менеджер с помощью баржи «Джайнт-4». Молодцы все те, кто участвовал в этой операции по подъему «Курска», но ………………………. за Державу обидно!

Памятник подводникам с К-129 в Вилючинске

Я склоняю голову перед памятью погибших подводников в том далеком марте 1968 года и не хочу, чтобы они превращались в забытый экипаж.

25.10.2004                                              Бывший командир АПЛ ТОФ В.Г.Жилин

 

Список членов экипажа подводной лодки “К-129”, погибших 8 марта 1968 года.

Штатный офицерский состав:

1. КОБЗАРЬ Владимир Иванович, 1930 года рождения, капитан I ранга, командир подводной лодки.

2. ЖУРАВИН Александр Михайлович, 1933 года рождения, капитан II ранга, старший помощник командира лодки.

3. ЛОБАС Федор Ермолаевич, 1930 года рождения, капитан III ранга, зам. командира лодки по политической части.

4. МОТОВОЛОВ Владимир Артемьевич, 1936 года рождения, капитан III ранга, помощник командира лодки.

5. ПИКУЛИК Николай Иванович, 1937 года хождения, капитан-лейтенант, командир БЧ-1.

6. ДЫКИН Анатолий Петрович, 1940 года рождения, лейтенант, командир электронавигационной группы БЧ-1.

7. ПАНАРИН Геннадий Семенович, 1935 года рождения, капитан III ранга, командир БЧ-2. выпускник ВВМУ им.П.С.Нахимова.

8. ЗУЕВ Виктор Михайлович, 1941 года рождения, капитан-лейтенант, командир группы управления БЧ-2.

9. КОВАЛЕВ Евгений Григорьевич, 1932 года рождения, капитан III ранга, командир БЧ-3.

10. ОРЕХОВ Николай Николаевич, 1934 года рождения, инженер-капитан III ранга, командир БЧ-5.

11. ЖАРНАКОВ Александр Федорович, 1939 года рождения, старший лейтенант, начальник РТС.

12. ЕГОРОВ Александр Егорович, 1934 года рождения, инженер-капитан-лейтенант, командир моторной группы БЧ-5.

Прикомандированный офицерский состав.

1. ЧЕРЕПАНОВ Сергей Павлович, 1932 год рождения, майор медицинской службы, врач ПЛ Приказом ГК ВМФ N 0106 от 18.01.1968 года в связи с тяжелыми семейными обстоятельствами был переведен во Владивосток преподавателем медицинского института. По разрешению ОК КТОФ был оставлен на ПЛ для обеспечения похода.

2. МОСЯЧКИИ Владимир Алексеевич, 1942 года рождения, старший лейтенант, командир группы разведки ОСНАЗ. Прикомандирован на период выхода в море. Командир группы разведки ОСНАЗ ПЛ “Б-50”.

Рядовой и старшинский состав.

1. БОРОДУЛИН Вячеслав Семенович, 1939 года рождения, мичман, старшина команды рулевых-сигнальщиков.
2. ЛАПСАРЬ Петр Тихонович, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения рулевых-сигнальщиков.
3. ОВЧИННИКОВ Виталий Павлович, 1944 года рождения, матрос, рулевой-сигнальщик.
4. ХАМЕТОВ Мансур Габдулханович, 1945 года. рождения, старшина 2 статьи, старшина команды электриков навигац.
5. КРИВЫХ Михаил Иванович, 1947 года рождения, старший матрос, старший электрик штурманский.
6. ГУЩИН Николай Иванович, 1945 года рождения, старший матрос, командир отделения управления.
7. БАЛАШОВ Виктор Иванович, 1946 года рождения, старший матрос, старший электрик оператор.
8. ШУВАЛОВ Анатолий Сергеевич, 1947 года рождения, матрос, старший электрик оператор.
9. КИЗЯЕВ Алексей Георгиевич 1944 года рождения, старшина I статьи, старшина команды подготовки и пуска.
10. ЛИСИЦЫН Владимир Владимирович, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения борт. приборов.
11. КОРОТИЦКИХ Виктор Васильевич, 1947 года рождения, матрос, старший гироскопист.
12. САЕНКО Николай Емельянович, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения старта.
13. ЧУМИЛИН Валерий Георгиевич, 1946 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.
14. КОСТЮШКО Владимир Михайлович, 1947 года рождения, матрос, торпедист.
15. МАРАКУЛИН Виктор Андреевич, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения электриков торпедных.
16. ТЕРЕШИН Виталий Иванович, 1941 года рождения, мичман, старшина команды радиотелеграфистов.
17. АРХИВОВ Анатолий Андреевич, 1947 года рождения, матрос, радиотелеграфист.
18. НЕЧЕПУРЕНКО Валерий Степанович, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения телеграфистов.
19. ПЛЮСНИН Виктор Дмитриевич, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения мотористов.
20. ТЕЛЬНОВ Юрий Иванович, 1945 года рождения, старший матрос, старший моторист.
21. ЗВЕРЕВ Михаил Владимирович, 1946 года рождения, матрос, старший моторист.
22. ШИШКИН Юрий Васильевич, 1946 года рождения, матрос, старший моторист.
23. ВАСИЛЬЕВ Александр Сергеевич, 1947 года рождения, матрос, моторист.
24. ОСИПОВ Сергей Владимирович, 1947 года рождения, матрос, моторист.
25. БАЖЕНОВ Николай Николаевич, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения электриков.
26. КРАВЦОВ Геннадий Иванович, 1947 года рождения, матрос, моторист.
27. ГООГЕ Петр Иванович, 1946 года рождения, старшина 2 статьи, моторист.
28. ОДИНЦОВ Иван Иванович, 1947 года рождения, матрос моторист.
29. ОЩЕПКОВ Владимир Григорьевич, 1946 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения электриков.
30. ПОГАДАЕВ Владимир Алексеевич, 1946 года рождения, матрос, старший электрик.
31. БОЖЕНКО (иногда БАЖЕННО) Владимир Алексеевич, 1945 года рождения, старший матрос, старший электрик.
32. ОЖИМА Александр Никифорович, 1947 года рождения, матрос, электрик.
33. ГОСТЕВ Владимир Матвеевич, 1946 года рождения, матрос, электрик.
34. ДАСЬКО Иван Александрович, 1947 года рождения, матрос, электрик.
35. ТОЩЕВИКОВ Александр Николаевич, 1947 года рождения, матрос, электрик.
36. ДЕГТЯРЕВ Анатолий Афанасьевич, 1947 года рождения, матрос, электрик.
37. ИВАНОВ Валентин Павлович, 1944 года рождения, главный старшина сверх срочной службы, старшина команды машинистов трюмных.
38. СПРИШЕВСКИЙ (иногда – СПРИЩЕВСКИЙ) Владимир Юлианович, 1934 года рождения, мичман, старшина команды РТС.
39. КОШКАРЕВ Николай Дмитриевич, 1947 года рождения, матрос, В старший радиометрист.
40. ЗУБАРЕВ Олег Владимирович, 1947 года рождения, матрос, радиометрист.
41. БАХИРЕВ Валерий Михайлович, 1946 года рождения, старшина 2 статьи, химик-санитар.
42. ЛАБЗИН (иногда – ЛОБЗИН) Виктор Михайлович, 1941 года рождения, главный старшина сверх срочной службы, старший кок-инструктор.
43. МАТАНЦЕВ Леонид Владимирович, 1946 года рождения, старший матрос, старший кок.
44. ЧИЧКАНОВ Анатолий Семенович, 1946 год рождения, старшина 2 статьи командир отделения радиотелеграфистов.
45. КОЗИН Владимир Васильевич, 1947 года рождения, матрос, радиотелеграфист.
46. ЛОХОВ Виктор Александрович, 1947 года рождения, старший матрос, старший гидроакустик.
47. ПОЛЯКОВ Владимир Николаевич, 1948 года рождения, матрос, ученик машиниста трюмного.
48. ТОРСУНОВ Борис Петрович, 1948 года рождения, матрос, электрик
49. КУЧИНСКИЙ Александр Иванович, 1946 года рождения, старшина 2 статьи, старший инструктор.
50. КАСЬЯНОВ Геннадий Семенович, 1947 года рождения, матрос, ученик электрика штурманского.
51. ПОЛЯНСКИЙ Александр Дмитриевич, 1946 гора рождения, старшина 2 статьи, командир отделения машинистов трюмных.
52. САВИЦКИЙ Михаил Селиверстович, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения машинистов трюмных.
53. КОБЕЛЕВ Геннадий Иннокентьевич, 1947 года рождения, старший матрос, старший машинист трюмный.
54. СОРОКИН Владимир Михайлович, 1945 года рождения, старший матрос, старший машинист трюмный.
55. ЯРЫГИН Александр Иванович, 1945 года рождения, старший матрос, машинист трюмный.
56. КРЮЧКОВ Александр Степанович, 1947 года рождения, матрос, машинист трюмный.
57. КУЛИКОВ Александр Петрович, 1947 года рождения, старший матрос, командир отделения гидроакустиков.
58. КАБАКОВ Анатолий Семенович, 1948 года рождения, матрос, моторист.
59. РЕДКОШЕЕВ Николай Андреевич, 1948 года рождения, матрос, моторист.

По замене:

1. КУЗНЕЦОВ Александр Васильевич, 1945 года рождения, старшина 1 статьи старшина команды мотористов = 453 экипаж ПЛ.
2. ТОКАРЕВСКИХ Леонид Васильвич, 1948 года рождения, старший матрос, рулевой-сигналыцик = 453 экипаж ПЛ.
3. ТРИФОНОВ Сергей Николаевич, 1948 года рождения, матрос, старший рулевой-сигнальщик = 453 экипаж ПЛ.
4. ДУБОВ Юрий Иванович, 1947 года рождения, матрос, старший электрик-механик = 453 экипаж ПЛ.
5. СУРНИН Валерий Михайлович, 1945 пода рождения, старшина 2 статьи, старший электрик-механик = 453 экипаж ПЛ.
6. НОСАЧЕВ Валентин Григорьевич, 1947 года рождения, матрос, старший торпедист = 453 экипаж ПЛ.
7. ШПАК Геннадий Михайлович, 1945 года рождения, старшина 1 статьи, старший моторист = 453 экипаж ПЛ.
8. КОТОВ Иван Тихонович, 1939 года рождения, мичман, старшина команды электриков = 337 экипаж ПЛ.
9. НАЙМИШИН (иногда – НАЙМУШИН) Анатолий Сергеевич, 1947 года рождения, старший матрос, командир отделения радиометристов = ПЛ “К-163”.
10. ХВАТОВ Александр Владимирович, 1945 года рождения, старшина 1 статьи старшина команды радиотелеграфистов = ПЛ “К-14”.
11. ГУЩИН Геннадий Федорович, 1946 года рождения, старшина 2 статьи, специалист СПС = 337 экипаж ПЛ.
12. БАШКОВ Георгий Иванович, 1947 года рождения, матрос, машинист трюмный = 458 экипаж ПЛ.
13. АБРАМОВ Николай Дмитриевич, 1945 года рождения, главный старшина сверх срочной службы, командир отделения электриков = 337 экипаж ПЛ.
14. КАРАБАЖАНОВ (иногда – КАРАБОЖАНОВ) Юрий Федорович, 1947 года рождения, старший матрос, старший рулевой сигнальщик = ПЛ “К-163”.

Стажеры:

1. КОЛБИН Владимир Валентинович, 1948 года рождения, матрос, моторист = 453 экипаж ПЛ.
2. РУДНИК (иногда – РУДНИН) Анатолий Иванович, 1948 года рождения, матрос, моторист = 453 экипаж ПЛ.
3. ПЕСКОВ Евгений Константинович, 1947 года рождения, матрос, старший трюмный = 453 экипаж ПЛ.
4. КРУЧИНИН Олег Леонидович, 1947 года рождения, матрос, радиотелеграфист = 453 экипаж ПЛ.
5. ПЛАКСА Владимир Михайлович, 1948 года рождения, матрос, ученик радиотелеграфиста = ПЛ “К-116”.
6. МИХАЙЛОВ Тимур Тархаевич, 1947 года рождения, старший матрос, командир отделения радиометристов = 453 экипаж ПЛ.
7. АНДРЕЕВ Алексей Васильевич, 1947 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения гидроакустиков = ПЛ “К-163”.
8. КОЗЛЕНКО Александр Владимирович, 1947 года рождения, матрос, торпедист = 453 экипаж ПЛ.
9. ЧЕРНИЦА Геннадий Викторович, 1946 года рождения, матрос, кок=ПЛ “К-99”.
10. ПИЧУРИН Александр Александрович, 1948 года рождения, матрос, старший гидроакустик. Прибыл на “К-129” учеником гидроакустика 1 февраля 1968 года. Приказом командира дивизии был переведен в 453 экипаж. Однако фактически в экипаж не передавался и участвовал в подготовке подлодки к боевой службе. Перед выходом “К-129” старший помощник командира капитан II ранга Журавин о нахождении матроса ПИЧУРИНА на борту субмарины при докладе командиру дивизии не доложил и поданный им раньше список не откорректировал.
11. СОКОЛОВ Владимир Васильевич, 1947 года рождения, матрос, электрик = ПЛ “К-75”.

22 октября 1998 года на основании Указа Президента сыну командира Андрею, супруге старпома Журавиной Ирине Андреевне, супруге командира группы Зуевой Галине Николаевне вручены Ордена Мужества. Благодаря настойчивости Журавиной Ирины Андреевны сдвинуто с места дело восстановления доброй памяти о подводниках экипажа ПЛ “К-129”.

Данные и фотографии взяты из Интернета и с сайта

http://wwportal.com/tajna-gibeli-podvodnoj-lodki-k-129/

Дополнительная литература, использованная для написания статьи

  1. Статья Николая Бурбыги. «Подводная лодка из бухты «Могила» Газета «Известия» за 1992 г. № 154-157
  2. Справочник по иностранным флотам Москва. 1971 г.
  3. Книга «Spysub. Top-secret Mission to the Bottom of the Pasific».

Автор C. Dunhan. 1997

  1. Книга «Beind Man`s Bluff. The Untold story of Americon sibmarine espionage».

Авторы: Sherry Sondag and Christtpher

Drew with Annete Lawrence  Drew 1998.

  1. Книга «Военно-морской Флот страны в последние полвека»

Автор: Г.Г.Костев, Москва «Глобус» 2000 г.

  1. Книга «Катастрофы под водой»

Автор: Н.Г.Мормуль. С-Петербург 2001 г.

  1. Журнал «Военно-технический альманах» «Тайфун» № 3 2002 г.
  2. Книга «Запас плавучести»

Автор: Н.Г.Мормуль. Петрозаводск. 2003 г.

  1. Книга «Командиры советских подводных лодок 1941-1945 гг.

Авторы А.В.Платонов В.М.Лурье С-Петербург 1999 г.

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Благодарю автора за потрясающий рассказ. Пока мы помним о погибших моряках — их души ЖИВЫ! ВЕЧНО…

  2. Золотаврев Олег

    Добрый день! Писал человек, который не по наслышке знал. Жилин В.Г. был моим первым командиром во 2 экипаже на АПЛ К-415. Ходили в автономку с ним в январе — апреле 1974 г. Замечательный командир и человек!!!

    1. Олег Виктор Геннадьевич к сожалению умер в Таллинне. Он служил в Палдиски в Учебном центре и остался там после распада СССР. Я его знал лично. Это был замечательный человек, простой в обращении и переживающий за Россию.

  3. Золотарев Олег

    Добрый день! Писал человек, который не по наслышке знал. Жилин В.Г. был моим первым командиром во 2 экипаже на АПЛ К-415. Ходили в автономку с ним в январе — апреле 1974 г. Замечательный командир и человек!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *