Соловьев С. Живые — помните погибших! Номер на обломке

В мае 2018 года поисковиками «Кубанского плацдарма» было отработано очередное место падения Советского самолета, на этот раз истребителя Як-1.          

Путь к месту падения по прибрежным камням был довольно длинным.

Место падения находилось на склоне горы в пяти километрах от ближайшего жилья. За прошедшие с момента обнаружения 10 лет количество обломков значительно уменьшилось.

Так место падения выглядело в 2008 году
А так в 2018 году

Единственный ранее найденный на месте падения номер был технологическим и ничего для установления номера самолета и данных управлявшего им летчика, к сожалению, не дал. В это раз посчастливилось найти еще один номер, который, казалось бы, мог помочь в установлении истины. Увы, но и он оказался технологическим.

Были найдены также остатки приборов, части редуктора воздушного винта и разные мелкие обломки, которые не приблизили к разгадке.

            Единственное, что было известно достоверно, это принадлежность найденного самолета к ВВС ЧФ.аш коллега Сергей Кузнецов из Москвы подсказал, что найденный самолет, скорее всего, 80-х серий.

            Казалось бы: снова не удалось установить принадлежность самолета к авиаполку, но 26 мая проводник, ходивший с нами, сообщил, что нашли «аборигена», утащившего часть обломков к своему «вигваму». Судя по присланным им фотографиям, там могли быть обломки, на которых могли сохраниться номера мотора

Вторую попытку предпринял уже я один. После получасовых поисков мне удалось найти тот самый «вигвам». Около него действительно нашлись куски коленвала. На одном из шатунов и был найден заветный номер: ПФ32-736

На алюминиевой шайбе обнаружился и его дубль

Честно говоря, с такой нумерацией мотора я столкнулся впервые, но переслал фотографии коллегам.

Пока я добирался по берегу до машины, ребята уже нашли данный номер мотора в базе данных.

Итак, самолет Як-1 № 4281 с мотором М-105 № ПФ32-736, входивший в состав 25 ИАП ВВС ЧФ, был потерян в воздушном бою 25 сентября 1943 года.

   Теперь предстояло установить имя пилота. В базе данных «Мемориал» потерь у 25 ИАП в этот день не было. Значит летчик остался жив. Но кто же он?

И вот на днях пришел ответ из Гатчины:

«По документам архива установлено, что 25 сентября 1943 года самолеты 25 истребительного авиаполка выполняли задачу по прикрытию сил флота в районе Анапы. Самолетом Як-1 № 4281 с мотором М-105пф 32-736 управлял летчик младший лейтенант Надтока Александр Андреевич.

            При выполнении боевой задачи от производственного дефекта загорелся мотор. Самолет упал в районе мыса Утриш. Летчик выбросился на парашюте в море, получив незначительные ушибы, благополучно приземлился, добрался до берега, остался жив.

            Старший лейтенант Надтока Александр Андреевич,… Служил в Военно-Морском Флоте до 1948 года, награжден орденом Красной звезды в 1944 году…».

            К сожалению, Александра Андреевича, как и многих других ветеранов, уже нет в живых. Его не стало в 2010 году, но осталась память.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *