Соловьев С. Возвращение из глубины

Так уж случилось, что к установлению имен погибшего экипажа этого самолета Пе-2 мы подключились после того, как его обломки были подняты спасательным судном «Эпрон» в районе Джубги.

WarWall.ucoz.ru 1zoom.ru Самолет ПЕ-2 времен войны

      Итак по порядку… 15 декабря 2019 года Александр Гартман сообщил мне, что в районе Джубги с глубины около 80 метров спасательным судном «Эпрон», входящим в состав АСС Черноморского флота, были подняты моторы, крыло, часть хвостового оперения и стойки шасси самолета Пе-2. На обоих моторах, один из которых (как выяснилось) поврежден огнем, сохранились их заводские номера.  По нашим базам данных один из номеров мотора нашелся. И это, казалось бы, поставило поиск в тупик. Дело в том, что мотор М-105Р № 125-483 числился…уничтоженным при оставлении нашими войсками Севастополя в 1942 году. Вся надежда оставалась на номер второго мотора. По нему нашли номер самолета в архивной книге учета самолетов и моторов, он числился установленным  на самолете, не вернувшемся с задания в июне 1942 года. Дальше опять пошли загадки. В июне 1942 года с боевого задания не вернулись четыре самолета Пе-2. Все данные указывали на то, что самолет мог принадлежать экипажу капитана Чеботарева. Но в дело опять вмешался его величество случай. У нас налажено взаимодействие с работниками музея истории 943 МРАП. Мы просили прислать отсканированные копии журналов боевых действий полка за 1942 год. За июнь месяц данных в них не нашлось. А вот за 25 сентября 1942 была запись: «…самолет Клюева в 15-20 км на траверзе Анапы подбит Ме-109. Ме-109 задымил и отвалил, одновременно на самолете [капитана] Клюева вывалилось шасси и загорелся правый двигатель. От двигателя повалил густой белый дым. На траверзе Береговой выпрыгнули штурман и стрелок. Летчик продолжал планировать и сел на воду. Штурман и радист приводнились 7-8 км и самолет 6 км от Береговой. Самолет быстро затонул…капитан Клюев погиб, старший лейтенант Яковлев и старший сержант Рыбальченко не подобраны… Самолет Клюева Пе-2 № 2/30, моторы 125-483, 115-581…» Александр Гартман, по его словам, аж подпрыгнул увидев эти строчки. Ведь описание боя в ЖБД полностью совпадало с описанием в Акте боевых потерь по самолёту Пе-2 № 2-30 экипажа капитана Клюева, а вот номера моторов полностью совпадали с номерами поднятых со дня моря! Злочастная «ошибка писаря»! Сколько раз мы уже натыкались на вот такие «сюрпризы», когда вместо одной информации написана совершенно другая, или указана дата не та, или место события…  Тем не менее совместными усилиями были установлены принадлежность номеров самолёта и моторов.

     Экипаж капитана Клюева:

Пилот  — командир звена 2 авиационной эскадрильи капитан Клюев Владимир Андреевич, участвовал в налетах на Констанцу в 1941 году, был награжден орденом Красной зведы

капитан Клюев В.А.

Воздушный стрелок- бомбардир (штурман) – старший лейтенант Яковлев Анатолий Александрович, был награжден орденом Красного знамени

старший лейтенант Яковлев А.А.

Воздушный стрелок-радист – старший сержант Рыбальченко Николай Иванович, участвовал в налетах на Констанцу в 1941 году, был награжден орденом Красного знамени.

Старший сержант Рыбальченко Н.И.

    До конца прошлого года экипаж числился не вернувшимся с выполнения боевого задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *