В Новороссийске на мемориале «Малая земля» есть небольшой музей боевой техники. Там, в том числе выставлены моторы самолетов, защищавших Кубань во время Великой Отечественной войны. Моторы были подняты в 70-х годах прошлого века при очистке акватории Цемесской бухты. На табличке, прикрепленной около одного из моторов надпись: «Остов истребителя Як-1 образца 1940 года, поднятого со дна Цемесской бухты 14.07.1973года…». Еще мальчишкой я неоднократно бывал в музее и смотрел на этот мотор не думая о том, что мне придется заниматься архивным поиском погибшего на самолете летчика.
В позапрошлом году работая в ЦВМА по поиску архивных данных о летчиках Черноморского флота, погибших при обороне Причерноморья я наткнулся на данные о том, что 11 сентября 1943 года в воздушном бою над Цемесской бухтой сбит истребитель Як-1, который упал в бухту, его пилот погиб.
В начале этого года удалось найти номер на моторе из музея. Он совпал с номером мотора из акта расследования летной боевой потери. Согласно ему самолет принадлежал 9 истребительному авиаполку ВВС Черноморского флота. Просматривая имеющиеся у меня данные по потерям полка в 1943 году я не нашел фамилии пилота, погибшего 11 сентября (как оказалось впоследствии, мои данные были неполными).
Пришлось обратиться к базе данных «Мемориал» и расширить круг поиска до ВВС ЧФ. В базе данных нашлась такая запись:
Паззл сложился, пилот официально не числился в составе полка, а был к нему прикомандирован, поэтому и не было о нем данных. Дальнейший поиск привел в республику Адыгея, откуда родом погибший летчик. Из записи в картотеке:
Хочется сказать, что родные пилота до сих пор проживают в его родном ауле. Память о погибших земляках для адыгов священна. Благодарность поисковикам за их работу выразил глава Адыгеи Мурат Кумпилов. Так, благодаря архивным данным, удалось снять завесу с еще одной странички войны, вернуть из последнего полета еще одного летчика.
В дополнение к выше написанному:
В ноябре этого года мы отрабатывали найденное охотниками место падения советского истребителя. При работе на месте падения был найден номер самолета 5052. Этот самолет также был в составе 9 иап ВВС ЧФ и был потерян 11 сентября 1943 года. К сожалению в имеющейся базе данных не было данных летчика. В ходе поиска по архивным документам выяснено, что полк в этот день потерял три самолета. Один был сбит в воздушном бою, второй потерян при аварии, а третий числился не вернувшимся с боевого задания. В наградном листе на старшего лейтенанта Безлатного есть упоминание о том, что он был сбит в воздушном бою 11 сентября 1943 и посадил подбитый самолет в Цемесской бухте, сам был подобран нашим катером. Проверив еще раз донесение ВВС ЧФ о безвозвратных потерях я выяснил, что самолет лейтенанта Совмена был сбит огнем зенитной артиллерии в районе Новороссийска. Получается, что идентификация деталей самолета Як-1, находящихся в музее на Малой земле была проведена с ошибкой. Косвенным подтверждением этого стала архивная фотография периода 80-х годов, на которой видно, что каркас, двигатель и редуктор самолета имели хорошую сохранность и не были сильно повреждены. Итак паззл сложился снова (на этот раз уже правильно). Самолет лейтенанта Ромазана Совмена был найден охотниками в ноябре этого года, а на мемориале «Малая Земля» в Новороссийске хранятсяя остатки самолета старшего лейтенанта Безлатного (к сожалению время и мародеры их не пощадили, практически полностью исчез каркас самолета, пропали лопасти и кок воздушного винта)