За тех, кто в море!

Литературные произведения военных моряков и членов их семей. Общественное межрегиональное движение военных моряков и членов их семей "Союз ветеранов боевых служб ВМФ"

Соловьев С. Три полета длиной по три четверти века (морские штурмовики)

Все дальше от нас дни войны, унесшей больше 27 миллионов граждан Советского Союза. Но каждый год поднимают поисковики  по лесам и болотам останки воинов, павших в боях за Русскую землю, а значит память жива в народе.

О трех историях поиска, в двух из которых мне довелось лично принимать участие я и хочу рассказать, итак

История первая: лейтенант Георгий Попандопуло.

В марте 2017 года поисковиками отряда «Кубанский плацдарм» в горах Крымского района недалеко от бывшего хутора Куафо было обнаружено место падения советского штурмовика Ил-2. Практически сразу установили, что самолет одноместный, а значит был сбит скорее всего летом – осенью 1942 года.

Во время майского выезда место падения было основательно обследовано поисковой группой. Некоторые из довольно приличных кусков самолета нашли на бывших румынских позициях.  «Хозяйственные» захватчики приспособили их для своих нужд (использовали в качестве перекрытий своих блиндажей)

Путем кропотливого поиска и анализа имеющихся в наличии архивных данных был установлен пилот, управлявший самолетов в последнем боевом вылете. Из акта расследования летных боевых потерь: …23.09.1942 года Ил-2 № 1875821…летчик Попандопуло Г.П., сбит ЗА противника и упал в районе высоты 42,7 (излучина реки Абин). На момент гибели Георгию Петровичу было 29 лет.

Из донесения о безвозвратных боевых потерях:

Выдержка из журнала боевых действий 47 армии

   В донесениях о боевых потерях нашлись данные, что старший лейтенант Георгий Попандопуло представлялся к званию Героя Советского союза. Но так его и не получил. Посмертно, в 1946 году он был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.  Установив летчика, ребята начали поиск его родных. И в октябре 2017 года на Кубань приехал внук Георгия Петровича – тоже Георгий.

Все были поражены его сходством с дедом.

В конце октября 2017 года останки летчика были захоронены в Москве.

Еще один эпизод, найденный в архивных документах и ставший штрихом к портрету летчика:

Эта история произошла менее чем за три недели до гибели авиатора.

 

           История вторая: сержант Крылов

В ноябре 2017 года группа Новороссийских поисковиков обследовала давно известное место падения самолета Ил-2 в районе поселка Новокрымский (во время войны он назывался Греческий). Ими были обнаружены детали, подтверждающие тип и модификацию самолета. Самолет был одноместным. По сочетанию клейм боезапаса было установлено, что он погиб в 1942 году. Оставалось выяснить часть и фамилию пилота. В ходе выезда на место работ 18 ноября была сделана знаковая находка, позволившая установить принадлежность самолета к морской авиачасти – пуговица с якорем.

К тому времени, благодаря найденным на обломках технологическим клеймам, уже было известно, что самолет выпущен заводом № 18 НКАП СССР (в настоящее время это Самарский завод «Авиакор»). Теперь дело было за архивными данными. Согласно им, всем находкам мог соответствовать только один самолет: Ил-2 № 1861419 из состава 18 штурмового авиаполка ВВС ЧФ, сбитый зенитный огнем противника в районе хутора Греческий. Его пилот, сержант Крылов погиб. О том, что самолет успел повоевать красноречиво свидетельствовали заплатки на найденных кусках обшивки.

Согласно найденным архивным документам, за неделю до гибели Владимир Михайлович Крылов уже был сбит, но тогда ему удалось посадить свой самолет практически на линии фронта.

     История третья: экипаж Иноземцева

История установления этого экипажа началась еще в 2010 году, когда поисковиками «Кубанского плацдарма» в горах под Новороссийском было обследовано место падения советского штурмовика    Ил-2. Тогда в ходе работ были найдены фрагментированные останки экипажа и установлены две вещи:

  1. Самолет выпущен заводом № 1 НКАП СССР (сейчас это Самарское объединение «Прогресс»)
  2. Самолет погиб в 1943 году.

Дальнейшие поиски, как казалось, зашли в тупик. Этому способствовало то обстоятельство, что место падения было довольно основательно подчищено охотниками за металлом (недалеко от места падения находятся ныне заброшенные дачи жителей Новороссийска). Погибшие летчики были захоронены на аллее летчиков в Геленджике.

В конце прошлого и начале нынешнего года я предпринял несколько попыток найти номерные детали самолета, которые бы позволили установить его экипаж. В ходе этих выездов было найдено несколько технологических номеров, которые ни на шаг не приблизили к разгадке. Возникло предположение, что это мог быть самолет Ил-2 из 618 штурмового авиаполка 4 воздушной армии, сбитый в сентябре 1943 года в районе «Волчьих ворот» (так называют перевал по дороге из Анапы в Новороссийск). Но удача сопутствует упорным. Вчера, в ходе очередного выезда на место падения, нами была найдена смятая пуговица с флотского кителя.

Повторилась история с сержантом Крыловым (вот только самолет был двухместным). Всем данным отвечал только один экипаж – самолет Ил-2 № 7014, выпущенный заводом № 1, летавший в составе 47 штурмового авиаполк ВВС ЧФ и не вернувшийся с боевого задания в районе поселка Гайдук 11 сентября 1943 года. Его экипаж: старший лейтенант Евгений Иванович Иноземцев и младший сержант Николай Денисович Колесников. Конечно, пока это косвенные подтверждения, будем надеяться, что найдутся и прямые.

Ведь, как сказал, один политик: «…Война не окончена, пока не похоронен последний погибший в ней солдат…»

 

 

При работе использованы материалы:

— форума «Кубанский плацдарм»

— сайта «Территории поиска»

— объединенной базы данных «Мемориал»

— архивные документы Центрального архива Военно-морского флота

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

За тех, кто в море © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных Frontier Theme