За тех, кто в море!

Литературные произведения военных моряков и членов их семей. Общественное межрегиональное движение военных моряков и членов их семей "Союз ветеранов боевых служб ВМФ"

Соловьев С. Дважды представленный (три МиГа Николая Саввы)

В позапрошлом году случай свел меня с Анапскими поисковиками – членами дайвклуба «Поиск», занимающимися поиском объектов истории на дне Черного моря  Игорем Седракяном и Олегом Андроновым. В моей родной Анапе, как и в других городах и городках нашей необъятной Родины есть краеведческий музей. В экспозиции, посвященной годам Великой Отечественной войны, хранятся детали советского истребителя МиГ-3, поднятые в 1984 году со дна Черного моря. До недавнего времени не было точно известно, чей это самолет.  Известны были только полк и эскадрилья, которым он принадлежал. Это 3 авиаэскадрилья 7 истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота, базировавшегося во время Великой Отечественной войны на старом аэродроме Анапы. Экскурсоводы рассказывают посетителям, что это части самолета сержанта Федора Егорова, погибшего 11 января 1942 года при взлете на боевое задание.

Эта история давно не давала покоя Игорю Седракяну. Он был уверен, что тут что-то не так. По его просьбе я подключился к поиску.

В прошлом году, при работе в Центральном военно-морском архиве в Гатчине, я нашел в бюллетене летных происшествий ВВСЧФ за январь 1942 года следующую запись:

«… 10 января 1942, 7 иап, МиГ-3. Сержант Егоров… При взлете с вязкого грунта отклонился вправо, задел консолью крыла капонир, скапотировал и с обрыва упал в море, самолет разбит, летчик погиб…»

Но как мог самолет Егорова оказаться в на расстоянии более чем километра от границы старого аэродрома, ведь на направлении от аэродрома до места находки, судя по находящейся в архиве схеме аэродрома Анапа, не было капониров?  Ответ напрашивался сам собой – это остатки другого самолета, а не самолета Егорова. Подтверждением тому стала запись в том же бюллетене, только за другую дату: «…14 января 1942, 7 иап, лейтенант Савва… При взлете, на наборе высоты, самолет столкнулся с водонапорной башней, самолет разбит, летчик погиб…». На старом Анапском кладбище есть остатки старой водонапорной башни, причем они находятся как раз на линии взлета самолета. Итак, это остатки самолета лейтенанта Николая Саввы.

Кто-то спросит: « А при чем тут дважды представленный и три МиГа, ведь самолет-то только один». Да самолет один, но это не первый МиГ-3, на котором летал лейтенант Савва, а третий. Но обо всем по порядку…

Есть в Российском Крыму небольшой город Джанкой, именно в нем в 1916 году родился будущий летчик Черноморского флота Николай Иванович Савва. В 1936 году он был направлен по комсомольской путевке в Военно-Морское  Авиационное Училище, располагавшееся в Ейске. После его успешного окончания летчик был направлен 32 истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота, базировавшийся в Каче. С первых дней войны полк включился в боевую работу по прикрытию главной базы Черноморского флота. 17 июля 1941 года лейтенант Савва дежурил на своем аэродроме в готовности к боевому вылету. Когда прозвучал сигнал тревоги он взлетел и, набрав высоту, стал осматриваться. Не обнаружив противника, решил пройти в направлении Евпатории. Не обнаружив противника, летчик уже решил было возвращаться, когда на высоте 2500 метров заметил вражеский самолет. Это был дальний разведчик «Дорнье-215». Вражеский пилот, резким снижением решил уйти от преследования, но на высоте 50 метров над водой Николай Савва его настиг и несколькими очередями сбил, вражеская машина рухнула в волны Черного моря. Этим сбитым вражеским самолетом Николай Иванович открыл не только свой личный счет, но и боевой счет 32 истребительного авиаполка, впоследствии ставшего 11 гвардейским. Согласно Немецким архивным документам в это день из полета в район Севастополя не вернулся «Дорнье-215» с бортовым номером L2+AS из состава 3 эскадрильи дальних разведчиков.  За этот подвиг указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года лейтенант Савва Николай Иванович был награжден орденом «Красного знамени». Свой следующий самолет Николай Иванович сбил в августе 1941 года, причем без единого выстрела, на его самолете во время воздушного боя кончился боезапас. Имитируя атаки, советский летчик загнал вражеский бомбардировщик в прибрежные скалы. К октябрю 1941 года на личном счету летчика было уже три вражеских самолета. 18 октября 1941 года, вылетая на очередное боевое задание в паре с Евграфом Рыжовым, он даже не предполагал, что на следующий день о нем будет знать весь Севастополь. В воздушном бою у него кончился боезапас и тогда летчик пошел на таран, винтом своего самолета он отрубил киль вражеского самолета, по немецким данным в это день в районе Балаклавы был потерян самолет «Дорнье-215» с бортовым номером P5+LL из состава 3 эскадрильи дальних разведчиков. Но был поврежден и самолет Саввы. Выпрыгнув с парашютом, летчик больше двух часов провел в холодной воде и только чудом остался жив. Врачи спасли его. За этот подвиг он был в первый раз представлен к званию Героя Советского Союза. Эскадрилью, в которой служили Савва и Рыжов, ранее также совершивший воздушный таран, в полку прозвали «эскадрильей таранщиков». Поправившись, летчик вернулся в строй, но остался без самолета – их просто не хватало. И тогда он решился на отчаянный шаг, вместе в авиамехаником Семеном Иволгой он поехал на Качинский аэродром, уже находившийся под вражеским огнем и перегнал оттуда отремонтированный, но не облетанный самолет МиГ-3, который хотели просто взорвать при отступлении. При этом механика посадил в самолет У-2, стоявший там же и объяснил ему как самолетом управлять (за перегон этого У-2 на аэродром Херсонес старшина Семен Иванович Иволга был награжден медалью «За отвагу»), таким образом доставив в часть две боевых машины. Это был второй МиГ-3 лейтенанта Саввы. На нем летчик одержал еще две победы над вражескими летчиками. 16 ноября 1941 года в воздушном бою самолет лейтенанта Саввы был сбит, летчик выпрыгнул с парашютом.

Оставшийся без самолета лейтенант Николай Савва в конце ноября 1941 года был направлен на «большую землю» в Анапу, во вновь формируемый 7 истребительный авиаполк.  Свой третий самолет МиГ-3 летчик получил в Самаре на заводе №1, куда прибыл с группой летчиков ВВС ЧФ. Свой последний вражеский самолет Николай Иванович сбил 10 января 1942 года над Новороссийском. 14 января 1942 года летчик погиб при вылете на боевое задание. Из бюллетеня летных происшествий: «…Взлетая с мягкого грунта с выпущенными закрылками, подорвал самолет на малой скорости и, убрав преждевременно закрылки, вследствие просадки самолета столкнулся с водонапорной башней. Неправильный выбор направления на взлете на единственно-высокое препятствие еще раз говорит о том, что организация летной работы на Анапском аэродроме поставлена плохо…».  По воспоминаниям ветеранов полка тогдашний его командир майор Душин не любил летать на МиГ-3, предпочитая ему более легкий и маневренный Як-1. Похоронили летчика на Анапском кладбище, рядом с его боевым товарищем Федором Егоровым

Естественно, что после гибели летчика представление на звание Героя Советского Союза было просто-напросто по-тихому оставлено без рассмотрения. Ведь он, наряду с командиром полка и командиром эскадрильи, был назван виновником происшедшего. А раз виноват – то не может быть и речи о награждении (тем более, что тогда награды, в отличие от 1944-1945 годов, раздавались весьма и весьма скупо). В марте 1942 года командованием 62 авиабригады был направлен в штаб ВВС Черноморского флота наградной на посмертное награждение летчика орденом Ленина, который также остался без рассмотрения. В 1968 году, по инициативе Крымского областного комитета ЛКСМУ и поддержке командования Одесского военного округа в Москву было направлено представление на присвоение лейтенанту Савве Николаю Ивановичу звания Герой Советского Союза (посмертно). На это из Москвы последовал ответ, поразительный по своему бюрократизму: «В мирное время присвоение звания «Герой Советского Союза» не производится…».

Многие ветераны ВВС Черноморского флота до конца жизни были уверены, что Савве все-таки присвоено звание Героя Советского Союза. Самое интересное, что звание Героя Советского Союза было посмертно присвоено сержанту  Леониду Севрюкову, сбившему к тому моменту всего два вражеских самолета (один из них тараном).

Все дальше уходят от нас бои той страшной войны, но в небольшом Крымском поселке Азовский, где живут потомки героя, в местной школе создан музей его памяти. А в 2015 году школе присвоено имя летчика.

Николай Иванович Савва с дочерью.

При написании данной статьи использованы архивные данные Центрального Архива Военно-Морского Флота, а также исследовательский материал о летчике, подготовленный его правнучкой Марией Юдиной в 2005 году

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

За тех, кто в море © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных Frontier Theme