Порфирьев Е. Живые — помните погибших. Возвращение из полета (Экипаж лейтенанта Галкина)

Весной 2018 года произошло еще одно знаковое для нас событие: успехом увенчался многолетний поиск места гибели экипажа самолета Пе-2 в составе старших лейтенантов Галкина и Джабадари. Без малого пять лет ушло на то, что бы поставить точку в этой запутанной истории. А началось все в 2013 году, когда мы реализовывали проект по созданию интерактивной карты мест падения самолетов на территории Краснодарского края. Именно тогда возникла идея нанести на карту не только места гибели самолетов и экипажей, но и места установки памятников погибшим летчикам. Так на карте появилась точка на месте обелиска, увековечивающего память экипажа Пе-2 40-го АП ЧФ, в составе старших лейтенантов Галкина Александра Федоровича и Джабадари Георгия Ревозовича на вершине горы Лысая северо-западнее г. Хадыженск Апшеронского района.

Не успокоившись на этом, поисковики «Кубанского плацдарма» задались целью найти непосредственное место гибели экипажа, но это оказалось не так просто. Вокруг памятника не удалось обнаружить никаких признаков падения самолета. Постепенно расширяя круг поиска, уже в 2014 году нам все же удалось найти самолетную воронку в 350 метрах западнее установленного памятника. Как раз в это время в г. Хадыженске проходила Краевая Вахта Памяти, в рамках которой было отработано это место падения. Какого же было наше удивление, когда выяснилось, что это совершенно другой самолет, другого типа с другим экипажем. Среди обломков дальнего бомбардировщика Дб-3ф (ИЛ-4) были обнаружены останки одного из членов экипажа и орден Красной Звезды № 47445, по которому установили имя воздушного стрелка-радиста 6 ДБАП 132 БАД старшего сержанта Рассохина Александра Ивановича, не вернувшегося с боевого задания 19.12.1942 г. Подробности о гибели этого экипажа я описывал в одном из своих предыдущих рассказов.

Будучи совершенно уверены в том, что где-то рядом находится место падения еще одного самолета, мы продолжили поиски. Поисковики «Кубанского плацдарма» выезжали в Центральный военно-морской архив в г. Гатчина Ленинградской области для изучения всех обстоятельств гибели экипажа Галкина. Мы даже заказывали в зарубежных архивах трофейные аэрофотоснимки люфтваффе предполагаемого района падения, чтобы по ним вычислить точку падения самолета, но все тщетно. Хотя, в результате проведенной архивной работы нам удалось собрать множество документов как о судьбах членов экипажа старшего лейтенанта Галкина, так и о их последнем боевом вылете.

Выписка из Журнала боевых действий ВВС ЧФ за 05.10.1942 г.:

«3 Пе-2 в 17:32 Н=4000 м бомбардировали войска противника в районе Хадыженская. Сбросили 12 ФАБ-100, 108 АО-8, 105 ЗАБ-2,5 и 24 ЗАБ-10. Разрывы бомб по центру Хадыженская. В районе цели сильный огонь ЗА. В момент сбрасывания бомб от прямого попадания снаряда ЗА самолет ведущего пошел со снижением вправо, а затем перешел в отвесное падение. Самолет упал и взорвался 4-5 км северо-восточнее Хадыженская. Экипажи наблюдали раскрытый парашют. Парашютист предположительно убит. Второй парашют зацепился за самолет и покрыл фюзеляж. Экипаж ст. л-т Галкин, ст. л-т Джабадари и ст. с-т Бондаренко. Самолет Пе-2 № 16/51, моторы 115-279 и 125-502».

Выписка из Акта расследования причин летных боевых потерь ВВС ЧФ от 10.10.1942 г.:

«Самолет Пе-2 № 16/51, экипаж летчик старший лейтенант Галкин, воздушный стрелок-бомбардир старший лейтенант Джабадария, воздушный стрелок старший сержант Бондаренко.

Боевая задача: бомбовый удар по войскам противника в пункте Маратуки. Запасная цель войска противника в ст. Хадыженская.

Обстоятельства гибели самолета: основная цель была закрыта сплошной облачностью. Ведущий пошел на запасную. В районе запасной цели облачность разорванная. Бомбили в «окна». На боевом курсе в момент сбрасывания от прямого попадания снаряда ЗА самолет ведущего загорелся, перешел в пике, упал и взорвался в 4-5 км северо-восточнее Хадыженской. От самолета отделился один парашютист ст. с-т Бондаренко».

Выбросившись с парашютом над территорией, занятой противником, старший сержант Бондаренко сумел оторваться от преследовавших его немецких солдат и спустя 12 дней успешно перейти линию фронта. Он вернулся в часть и продолжил летать, к концу войны дослужившись до звания старшины и должности начальника связи эскадрильи. Погиб старшина Бондаренко Николай Николаевич 22.05.1945 г. при катастрофе самолета во время учебного бомбометания с пикирования.

С самого начала войны Галкин, Джабадари и Бондаренко летали в одном экипаже, вместе совершили 210 боевых вылетов. К моменту трагического вылета 05.10.1942 года все трое членов экипажа были награждены боевыми наградами: старшие лейтенанты Галкин и Джабадари орденами Красного Знамени, а старший сержант Бондаренко Красной Звезды.

Это был едва ли не лучший экипаж полка. Достаточно сказать, что вскоре после гибели, 04.11.1942 года на Галкина и Джабадари командованием были составлены представления о присвоении им званий Героев Советского Союза. Однако, поскольку их судьба продолжала оставаться неизвестной, этого высокого звания они удостоены не были. Лишь в 1945 году, по представлениям на ГСС от 1942 года, они были награждены орденами Отечественной войны 1 степени.

И теперь нам предстояло найти место гибели этого героического экипажа. Но время шло, а найти место падения «пешки» не удавалось. Опросы населения и неоднократные разведывательные выезды в район предполагаемого падения, не давали желаемого результата. Хотя в процессе поиска были найдены места падения нескольких других советских самолетов.

По прошествии четырех лет желание найти именно место гибели экипажа Галкина притупилось и поисковая работа вошла в обычное плановое русло, пока зимой 2018 года от нашего Нефтегорского отряда не поступила информация об обнаружении места гибели советского пикирующего бомбардировщика в паре километров юго-восточнее г. Апшеронска. Вывод о типе самолета был сделан на основании найденных на сохранившихся обломках многочисленных технологических клеймах 22-го завода НКАП СССР, выпускавшего именно самолеты Пе-2.

Проблема заключалась в том, что воронка была доверху заполнена водой и для проведения поисковых работ необходимо было дождаться понижения уровня грунтовых вод.

А пока не было возможности заглянуть вглубь воронки, приходилось довольствоваться зачисткой территории вокруг места падения. И вот тут начались первые находки, которые позволили зародиться робкой надежде, что это то самое место: в бруствере воронки обнаружили обломок блока двигателя с частично сохранившимся номером мотора «Р125-…». Казалось бы, эти цифры указывают лишь на общую информацию о моторе: «1» — первый квартал; «2» — 1942 год выпуска; «5» — тип мотора М-105, а основная главная часть номера отсутствует, тем не менее именно так начинался номер одного из моторов «пешки» Галкина М-105 № Р125-502.

В конце апреля вода в воронке упала до приемлемого уровня и было принято решение о проведении экспедиции. 29.04.2018 г. поисковики «Кубанского плацдарма» совместно с казаками Нефтегорского хуторского казачьего общества, судебными приставами Апшеронского отдела ФССП по Краснодарскому краю и неравнодушными местными жителями, приступили к раскопкам на месте падения. На глубине около 1,5 метров начали попадаться первые фрагментированные обломки самолета. Одним из первых из раскопа был поднят фрагмент обшивки с нанесенным на нем красной краской номером «.6/51».

Без сомнения это был частично сохранившийся номер самолета 16/51. Следующей находкой стал обломок блока двигателя с выбитыми на нем цифрами «..5-279». И снова в точку: это был номер второго мотора М-105 № 115-279!

Вопреки нашим ожиданиям никаких крупных обломков на месте падения не сохранилось. Впрочем и глубина воронок оказалась всего навсего чуть более 2-х метров. Для самолета упавшего в штопоре с высоты 4-х километров это было явно недостаточно, хотя тому было логичное объяснение. Все дно воронки были устелено крупными обломками авиабомб. При соприкосновении с землей в самолете сдетанировал бомбовый запас и взрывная волна воздействуя на самолет в сторону противоположную направлению падения, не позволила моторам погрузиться в землю глубже двух метров, полностью разрушив конструкции самолета и моторы. В послевоенные годы все эти разбросанные на поверхности обломки были вывезены местными жителями и сданы в металлолом.

Особое внимание при проведении поисковых работ было уделено участку между двумя крупными воронками, образовавшимися в местах удара моторов о землю, поскольку именно там должны были быть остатки кабины. И именно в этом месте были найдены фрагментированные останки экипажа, элементы парашютной системы и летный шлемофон.

Так было найдено место гибели героического экипажа. Долгие годы памятник экипажу Пе-2 ст. л-та Галкина на горе Лысая в Хадыженске стоял на месте гибели другого экипажа Дб-3ф мл. л-та Волкова, а место гибели старших лейтенантов Галкина и Джабадари всеми забытое находилось в лесу в 2-х км юго-восточнее г. Апшеронска.

Сейчас, зная всю правду об обстоятельствах гибели обоих экипажей, по другому воспринимаешь воспоминания жителя Хадыженска Янгеля Николая Федоровича, явившегося свидетелем гибели экипажа Волкова, который в последствии, на основании воспоминаний Николая Федоровича, ошибочно приняли за экипаж Галкина. В своих воспоминаниях он пишет, что самолет был сбит ночью в конце 1942 года, что соответствует обстоятельствам гибели экипажа Волкова.

Кроме того, согласно наградного листа от 10.08.1943 г. на выжившего члена экипажа Галкина ст. с-та Бондаренко, его самолет был сбит 5 октября 1942 г. при выполнении боевого задания именно в районе ст. Апшеронской.

В далеком 1985 году кто-то сделал ошибочный вывод о месте гибели экипажа Галкина, но именно благодаря этому спустя 30 лет поисковики «Кубанского плацдарма» не только нашли реальное место его гибели, но и вернули из небытия еще один экипаж, действительно погибший на окраине г. Хадыженска. Теперь осталось сделать еще один важный шаг: захоронить останки старших лейтенантов Галкина и Джабадари там, где уже более 30 лет на мемориале Вечный Огонь увековечены их имена, там где их именами названы улицы — в г. Хадыженске. И чтобы окончательно восстановить историческую справедливость, увековечить там имя младшего лейтенанта Шевского Василия Константиновича из экипажа Волкова, погибшего 19.12.1942 г. на горе Лысая.

        Александр Галкин        

       Георгий Джабадари      

Николай Бондаренко

В послесловие к статье Евгения:

Вырезка с топографических карт районов Апшеронска и Хадыженска. Очертания станций «Хадыженская» и «Нефегорская» с воздуха похожи. Так что при ночной работе и действиях в условиях почти сплошной облачности можно было принять одну станцию за другую…

Примечание:

Тактико-технические характеристики Пе-2

— Главный конструктор: Петляков, Владимир Михайлович
— Первый полёт: 22 декабря 1939 года (ВИ-100)
— Конец эксплуатации: 1954 год (Югославия)
— Годы производства: 1940 — 1945
— Единиц произведено: 11 247

Экипаж Пе-2

— 3 человека (пилот, штурман, стрелок-радист)

Размеры Пе-2

— Длина: 12,66 м
— Размах крыла: 17,13 м
— Высота: 3,925 м
— Площадь крыла: 40,5 м²
— Нагрузка на крыло: 185 кг/м²
— Коэффициент удлинения крыла: 7,25
— Средняя аэродинамическая хорда: 2,65 м
— База шасси: 6,63 м
— Колея шасси: 4,72 м

Вес Пе-2

— Масса пустого: 5 840 кг
— Нормальная взлётная масса: 7 550 кг
— Максимальная взлётная масса: 8 500 кг
— Объём топливных баков 1 484 л

Двигатель Пе-2

— 2 × жидкостные М-105
— Мощность двигателей: 2 × 1100 л. с. (2 × 809 кВт)
— Тяговооружённость: 204 Вт/кг (3,6 кг/л. с.)
— Воздушный винт: трёхлопастные ВИШ-61Б

Скорость Пе-2

— Максимальная скорость на высоте: 540 км/ч на 5100 м
— Максимальная скорость у земли: 452 км/ч
— Скороподъёмность: 9,8 м/с (расч.)
— Время набора высоты: 5000 м за 8,5 мин.

Дальность полета Пе-2

— 1200 км

Практический потолок Пе-2

— 8700 м

Вооружение Пе-2

Стрелково-пушечное:
— 2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС в носовой части (на поздних сериях — 1 × 7,62 мм ШКАС и 1 × 12,7 мм УБ). На некоторых самолётах ранних серий устанавливались 4 направляющие для реактивных снарядов.

— 2 × 7,62 мм ШКАС у штурмана и стрелка. С середины 1942 года оборонительное вооружение включало 2 пулемёта УБ и один ШКАС. На некоторых самолётах ранних серий устанавливались 2 направляющие реактивных снарядов для стрельбы назад. Самолёты поздних серий были оборудованы установкой ДАГ-10 для сброса гранат АГ-2.

Боевая нагрузка: до 1000 кг (600 кг в бомбоотсеке) (хотя в виде эксперимента подвешивали одну ФАБ-1000 и до четырех ФАБ-500).
— 10 × 100 кг бомб или
— 4 × 250 кг бомб или
— 2 × 500 кг бомб (на внешней подвеске)

 

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Владимир

    Спасибо! Вечная память ребятам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *