Переславцев М. Скорбные хроники аэродрома авиации дальнего действия Остафьево (Ну, здравствуй, Дед!)

Оставфьево — субботник

Приближается для многих их нас трагическая и скорбная дата — 80- летие Великой Отечественной войны. Война, так или иначе коснулась каждой семьи, оставила нашей памяти неизгладимый шрам. Семейные трагедии, произошедшие в годы войны, до сих пор кровоточат и не заживают. Бередят нашу память…

В 2014 году поисковые дела привели меня в город Серпухов. И получилось так, что мое внимание привлекла история Высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. Даже, скорее не сама школа и ее история, сколько малоизученный вопрос расположения могил погибших лётчиков на местном Занарском кладбище. Кладбище это старинное, было основано еще в 1772 году. Располагается сегодня по адресу: Серпухов, ул. Чернышевского, 50А. Я обоснованно полагал, что погибших в результате авиакатастроф летчиков и курсантов школы могли хоронить именно на этом кладбище. Однако проведенный визуальный осмотр территории погоста в целях выявления захоронений погибших в 20-30-х годы лётчиков, увы, результата не дал.

Прошло несколько лет, и я вновь обратился к вопросу захоронения погибших летчиков. Неподалеку от Подольска в годы войны было два аэродрома. Первый — «Кузнечики», на котором базировался 177 истребительный авиаполк, в составе которого сражался Герой Советского Союза Виктор Талалихин.

Второй — «Остафьево». Сегодня этот аэродром «двойного подчинения», как военный, так и гражданский. Старожилы говорят, что строить его начали еще в середине 30-х годов, как раз, накануне зловещего 37-го года. Сведений о строительстве аэродрома в Остафьево я не нашёл, кроме вот такой небольшой справки: Приказом НКВД № 302 от 22 июля зам. начальника МВС Ф. Я. Яфедов был назначен (по совместительству) начальником строительства двух аэродромов: реконструкция и строительство аэродрома имени Фрунзе должны были быть закончены к декабрю 1936 года, а строительство гражданского аэродрома — к 1 июля 1937 года.

Отчего в те годы под строительство выбрали это место, непонятно. До столицы было довольно далеко. Единственное преимущество такого выбора — это расположенный неподалеку город Подольск и пролегающая довольно близко к аэродрому железная дорога. Можно осторожно предположить, что к концу сорокового года строительство было завершено и, накануне войны, аэродром был готов для базирования. Взлетно-посадочные полосы имели твердое покрытие, что позволяло летать круглогодично даже тяжелым самолетам.

Проживая недалеко от аэродрома Остафьево, в прошлом году, когда появилось свободное время,  я решил уточнить вопрос о потерях летно-технического состава и местах их захоронений. С помощью ОБД Мемориал из разрозненных сведений сформировал именные списки безвозвратных потерь авиаполков, базировавшихся на этом аэродроме. Стал сопоставлять разные документы, анализировать полученную информацию. И вот что получилось в конечном результате.

Надгробие капитана Взнуздаева

Информации о событиях на аэродроме Остафьево в начальный период войны выявить не представилось возможным. Первые документальные упоминания об аэродроме относятся к февралю 1942 года. В то время аэродром Остафьево получил обозначение, как аэродром специального назначения № 5.
По информации ряда исследователей истории военной авиации, размещенной в интернете, Приказом Народного Комиссара Обороны Союза ССР за № 00200 от 13 сентября 1942 года (и отданным на его основании 2 октября приказом по ВВС МВО за № 0186) Остафьевский аэродром специального назначения был передан в состав 17-й авиационной дивизии дальнего действия.

Новое надгробие капитану Взнуздаеву

Найти оригинал приказа не представилось возможным. Однако на интернет — сайте Солдат.ру за 13 сентября 1942 года есть ссылка на два приказа Народного Комиссара Обороны Советского Союза. Это Приказ №00198  Состав 3,17,24,1,53,62-й авиадивизий дальнего действия и Приказ № 00200 Эксплуатация и дислокация аэродромов.

Таким образом, по архивным документам военного времени на аэродроме АСН №5 Остафьево  базировались авиаполки из состава 17 авиадивизии дальнего действия, а также самолеты из состава 73 вспомогательной авиадивизии, 89-го, 678-го, 750-го транспортных авиаполков и др. Кроме того, аэродром активно использовался и для транзитных перелетов. Техническое обеспечение и обслуживание аэродрома осуществлял 783 батальон аэродромного обслуживания.

Поскольку целью моих исследований является уточнение судеб погибших летчиков, а не восстановление боевой летописи авиаполков или авиадивизии, круг поисков был ограничен только сведениями о потерях.

Исследование архивных документов позволили отчасти «восстановить» хронологию потерь личного состава авиачастей, базировавшихся на аэродроме Остафьево. Конечно, это не боевая летопись. Такой цели перед собой я и не ставил. Проведенное исследование было нацелено, прежде всего, на выявление персональных данных погибших или умерших от ран в целях последующего достойного увековечивания, сохранение памяти о погибших.

Ближайшим к аэродрому кладбищем является сельское Остафьевское кладбище, расположенное в пределах с. Остафьево и Рязаново. Именно здесь, на этом скромном погосте нашли свой покой погибшие летчики и техники. В 2017 году исполняется скорбная памятная дата — 75 лет с того времени, как на кладбище появилось первое воинское захоронение.

Скорбный список похороненных на Остафьевском кладбище первым открыл красноармеец Гончаров Прокофий Алексеевич, погибший 07 марта 1942 года. Память о нем увековечена в Книге Памяти Ростовской области (том 14). 

Могила Рябокнь и Железнякова

Спустя полгода, как раз накануне праздника революции, 04 ноября 1942 года, вследствие неосторожного обращения с люковым пулеметом ШКАС, погиб гвардии техник-лейтенант Тимофей Тимофеевич Пчелкин, механик по радио 3-го Гвардейского авиаполка 17 авиадивизии Дальнего Действия. Будучи уроженцем с. Ново — Слободка Курской области, память о нем бережно хранится в Книге Памяти Курской области (том 10).

21 декабря 1942 года при катастрофе автомашины трагически погиб гвардии старшина 3-го гвардейского авиаполка Федор Никифорович Щербанюк, уроженец Украины. 

Спустя неделю, 29 декабря при катастрофе самолета погиб уроженец города Моршанска Тамбовской области гвардии сержант Михаил Михайлович Оленин. Фактически, трагическая гибель М.М. Оленина является первым, документально зафиксированным на аэродроме Остафьево, случаем авиакатастрофы. Имя Оленина М.М. навечно занесено в Книгу Памяти Тамбовской области (том 5).

В наступившем 1943 году, 24 марта, в авиакатастрофе погиб экипаж майора Рудкевича Анатолия Сергеевича, летчика 2-ой гвардейской авиадивизии дальнего действия, уроженца Ялты. В состав экипажа боевой машины входили: штурман корабля младший лейтенант Бочкарев Георгий Федорович, уроженец Пензенской области. Воздушный стрелок-радист, старший сержант Никифоров Михаил Иванович, уроженец Чувашии, ушедший на фронт добровольцем. Воздушный стрелок, красноармеец Гаранкин Василий Кириллович, уроженец города Калач Воронежской области, доброволец.

Спустя два дня, 26 марта, при выполнении боевого задания произошла катастрофа с самолетом 8-го гвардейского авиаполка 2-ой гвардейской авиадивизии дальнего действия, в результате которой трагически погибли: штурман корабля старший сержант Букреев Георгий Андреевич, уроженец Сталинградской области, добровольцем ушедший на фронт. И воздушный стрелок – радист, старшина Ковалев Константин Тихонович, уроженец Ессентуков. Надо заметить, что в этот день — 26 марта 1943 года, 8 – ой авиаполк приказом командования стал гвардейским.

Рябоконь И.Е.

Весенний месяц апрель не принес спокойствия. В середине месяца трагически погиб зенитчик 1795 зенитно-артиллерийского полка сержант Александр Степанович Кудашев, уроженец Калужской области.

Немного спустя, 21 апреля 1943 года, накануне дня рождения В.И. Ленина, при катастрофе бомбардировщика Б-25 (В-25) погиб экипаж капитана Рябоконь Иосифа Евтихеевича, командира звена 747 авиаполка дальнего действия, уроженца с. Смирновка Приморского края. Вместе с И.Е. Рябоконь погибли: штурман авиаэскадрильи майор Железняков Сергей Никитыч, уроженец Калужской области и стрелок-радист, старшина Заболотнов Иван Тимофеевич, уроженец Курской области. Удалось установить контакт с родственниками капитана Рябоконь И.Е..  Жива его родная сестра, есть потомки, которые заслуженно гордятся этим человеком.

Личность капитана Рябоконь Иосифа Евтихеевича, командира звена 747 авиаполка Дальнего Действия во многом является легендарной. Посмотрим его наградной лист от 29 августа 1942 года: 

Командир звена 747 ап ДД капитан Рябоконь Иосиф Евтихеевич, 1914 года рождения. Член ВКП(б) с 1941 года. Участвует в войне с 1941 года. За мужество и отвагу, проявленных в борьбе с германским фашизмом дважды награжден орденом «Красного Знамени» (22.10.1941 и 20.02.1942). За время боевых действий на самолете ЕР-2 совершил 63 боевых вылетов днем и ночью с общим налетом 256 часов по тылам и коммуникациям врага. В Восточной Пруссии успешно бомбардировал город Рангит. На аэродромах Орша, Дугино, Харьков, железнодорожных станциях: Брянск, Смоленск, Витебск, Курск, Орел, поджигал эшелоны и разрушал железнодорожное полотно. Уничтожал живую силу и технику врага в Юхнов, Гомель, Харьков, Витебск.

За проявленные геройство и храбрость в боях с немецким фашизмом и образцовое выполнение боевых заданий представляется к высшей правительственной награде — ордену Ленина. 

Можно только сожалеть, что этот, вне всякого сомнения талантливый летчик и мужественный, сильный духом человек трагически погиб вместе с экипажем в катастрофе на аэродроме Остафьево.

Вот так сегодня выглядит «могила» И.Е. Рябоконь и Железнякова С.Н. А память об отважном стрелке-радисте Заболотнове И.Т. ни коем образом, к нашему стыду,  не сохранена на братской могиле летчиков.

Однако, на этом апрельские трагические события не прекратились. Два дня спустя, 23 апреля погиб экипаж гвардии лейтенанта Зуева Василия Ивановича, летчика 2-ой гвардейской авиадивизии дальнего действия, уроженца Пушкинского района Московской области. При выполнении боевого задания по разведке позиций противника, машина была подбита над целью огнем вражеской зенитной артиллерии. 

Гвардии лейтенант Зуев В.И. из последних сил дотянул боевую машину до родного аэродрома, но при посадке случилась трагедия и экипаж в составе штурмана корабля гвардии старшего лейтенанта Ковалева Павла Николаевича, воздушного стрелка-радиста, гвардии старшины Картамышева Дмитрия Захаровича и техника по фото — оборудованию, гвардии младшего сержанта Демина Василия Михайловича, уроженца Веневского района Тульской области, погиб. 

4 июля, от полученных при аварии самолёта ЛИ-2 ран умер командир корабля 102 авиаполка дальнего действия старший лейтенант Митрофан Сергеевич Воронин, уроженец с. Калмык Борисоглебского района Воронежской области. 

В августе погиб старшина Иван Александрович Барбашин, 1919 года рождения, уроженец Липецкой области.

17 августа на аэродроме Остафьево случилось ЧП. Покончила жизнь самоубийством укладчик парашютов 1-ой авиатранспортной дивизии красноармеец Клавдия Николаевна Потылицына, 1925 года рождения, уроженка Красноярска. Девушке было всего 18 лет. Что послужило поводом для этой трагедии, документально установить не удалось. В архивном документе сухо указано «покончила собой на нервной почве». Однако, война войной, но молодость есть молодость. Люди влюблялись, мечтали, думали о победе и будущей жизни. Как и сегодня, так и тогда, конечно, были среди офицеров и подлецы, и негодяи, которые обманывали. Может быть, именно неразделенная любовь или обман послужили поводом для этой трагедии… Вспомните кинофильмы — «Хроника пикирующего бомбардировщика» или «Торпедоносцы», где одной из сюжетных линий была именно любовная линия, когда боевые офицеры защищали честь женщины…

20 августа на аэродроме АСН №5 произошел несчастный случай. После выполнения боевого задания стрелок-радист самолета 5-ой гвардейской авиадивизии дальнего действия, старшина Григорий Яковлевич Овчинников, уроженец Чувашии, по неосторожности попал под лопасти винта работающего мотора.

Результативность боевых вылетов с аэродрома Остафьево, видимо, послужила причиной для нанесения вражеской авиацией бомбового удара. Такое предположение сделано на основании того, что в сентябре линия фронта от Остафьево была довольно далеко. Однако в ночь с 18 на 19 сентября 1943 года аэродром подвергся бомбежке, в результате которой погиб мастер авиационного вооружения 102-го авиаполка старшина Остапенко Яков Иванович. Можно предположить, что это была попытка фашистских пилотов отомстить за что-то.

В конце октября, 29 числа, погиб рядовой 891 батальона аэродромного обеспечения 5 – ой гвардейской авиадивизии дальнего действия Илья Афанасьевич Захаров. Его имя увековечено в Книге Памяти Рязанской области (том 6).

Накануне Нового 1944 года на аэродроме Остафьево произошла крайняя в 1943 году катастрофа с гибелью летного состава. 12 декабря потерпел аварию самолет 14 гвардейского Смоленского авиаполка дальнего действия под командованием командира корабля старшего лейтенанта Щекатурова Ивана Степановича, уроженца Удмуртии. В результате катастрофы погибли члены экипажа: командир корабля лейтенант Матийченко Афанасий Сергеевич, уроженец Полтавской области, член ВКП (б), с 1941 года, женат. Штурман корабля младший лейтенант Лысенко Александр Федотович, 1923 г.р., уроженец Харьковской области, начальник связи авиаэскадрильи, флагманский стрелок-радист, гвардии младший лейтенант Качанов Алексей Михайлович, уроженец Борисоглебского района Воронежской области, кандидат в члены ВКП (б) с 1942 года. Воздушный стрелок-радист, гвардии старший сержант Диденко Иван Минович, уроженец Киевской области, комсомолец с 1941 года.

И вот наступил 1944 год. Фронт приближался к государственной границе Советского Союза. Остафьево стал тыловым аэродромом. Мирная  размеренная жизнь расслабила офицеров наземных служб. В мае произошло ЧП. В озере, вблизи от усадьбы князя П.А. Вяземского, утонул инженер-капитан Александр Сергеевич Смирнов, уроженец Красноярска. Исполнявший должность старшего борттехника летного центра авиации дальнего действия.  

Спустя неделю после несчастного случая с инженер-капитаном Смирновым, 27 мая 1944 года на аэродроме Остафьево произошло чрезвычайное происшествие с самолетом СИ-47 из состава 73-ей вспомогательной авиадивизии дальнего действия, в результате которой погибли: техник-лейтенант Михаил Петрович Ежков, уроженец города Чкалов и начальник связи отряда, он же — флагманский стрелок-радист, старшина Георгий Леонтьевич Мордусевич. Названные военнослужащие самовольно произвели взлет на самолете, однако, не справились с его управлением и упали на землю в трех километрах от аэродрома. Транспортный самолет в результате аварии сгорел, а «воздушные угонщики» — погибли.

В конце июля, 26 числа, при выполнении тренировочных полетов на самолете ЕР-2 в авиакатастрофе трагически оборвалась жизнь командира 328 авиаполка дальнего действия, гвардии майора Ивана Мефодиевича Тибабишева, уроженца Донецкой области, г. Серго.

В архивах Министерства Обороны России бережно хранятся наградные листы на этого мужественного и отважного летчика, не мыслящего себя без неба. Вот, например, наградной лист от 07.02.1944 года…

Заместитель командира 21 гвардейского авиаполка дальнего действия гвардии майор Иван Мефодиевич Тибабишев, 1910, украинец, в КА с августа 1933, член ВКБ (б) с 1930. Награжден орденами «Красного Знамени» и орденом «Ленина». В действующей армии с августа 1942 года. Совершил 65 успешно выполненных боевых вылетов, из них-26 днем. На уничтожение вражеских эшелонов совершил 21 боевой вылет, по аэродромам врага -7 вылетов, остальные по фронтовым тылам противника.

В системе авиации дальнего действия совершил 39 боевых вылетов ночью, имеет общий налет 1151 час, из них 223 часа ночью. …Им введено в строй 40 молодых летчиков. За время пребывания в 21 Гвардейской АД ДД с июня 1943 года им введено в строй 20 летчиков. …Благодаря его умелой подготовке летных экипажей, полк совершил с мая 1943 года 2132 боевых вылета.

Достоин присвоения правительственной награды — ордена «Александра Невского». Командир 7 гвардейской авиадивизии дальнего действия гвардии полковник Широкий.

Конечно, скупые строки наградного листа не могут передать напряженности боевых вылетов летчиков дальней авиации. Когда многое в жизни летчиков зависело от метеоусловий, умения ориентироваться, от навигации в ночное время суток, от личной отваги и мужества при выполнении боевых заданий под обстрелом зенитной артиллерией противника и атак его истребительной авиации. Упоминание о проведенных в небе часах, для всех летчиков —  не пустой звук. 

В последней декаде августа, 26 числа, на аэродроме Брянск потерпел катастрофу самолет 73-ей вспомогательной авиадивизии авиации дальнего действия под командованием командира корабля лейтенанта Алексеенко Алексея Степановича, 1913 года рождения, уроженца г. Балашов Саратовской области. В состав экипажа входили: второй пилот (слушатель – летчик) старший сержант Малахов Владимир Иванович, уроженец Запорожья, штурман корабля — младший лейтенант Михаил Федорович Абакумов, авиационный бортовой механик, старший техник- лейтенант Александр Андреевич Олейников, уроженец Свердловска, член ВКП(б). За исключением М.Ф. Абакумова, все погибшие члены экипажа были похоронены на Остафьевском кладбище, в районе родного аэродрома.

В 1944 году имел место еще один трагический случай, в результате которого погиб старший сержант Евгений Георгиевич Прокушев, также похороненный на Остафьевском кладбище.

В ожесточенном и кровопролитном, и  всё же — победном 1945 году, к сожалению, потери продолжились. 27 февраля от бронхиальной астмы скончался сержант административной службы Дмитрий Михайлович Нилов, Он так и не узнал, что 9 мая 1945 года стал днем нашей Победы! Германия безоговорочно капитулировала!

Буквально за месяц до Победы, в результате катастрофы самолета ЛИ-2 678 отдельного транспортного авиаполка 8-ой воздушной армии, трагически погибли: командир корабля лейтенант Добжинский Ричард Брониславович, уроженец Кронштадта. Летчик, старший лейтенант Антропов Владимир Тимофеевич, уроженец Башкирии. Техник авиационный бортовой, техник-лейтенант  Иваница Андрей Павлович, уроженец Киевской области. Тогда же, 9 апреля, трагически погиб в катастрофе самолета ЛИ-2 бортовой авиатехник 73-ей вспомогательной авиадивизии старший техник-лейтенант Дмитрий Степанович Селифонов, уроженец Смоленской области.

Наконец, наступил долгожданный светлый праздник — день нашей Победы! Всеобщая радость и ликование, вперемешку со слезами от потерь близких людей и боевых друзей, праздничные салюты, поздравления, ожидания будущей мирной жизни – все это пережили герои-летчики! Однако, даже после Победы, в отличие от истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, для них задания командования не прекратились. Как и не прекратился скорбный счет потерь боевых друзей-товарищей. 

16 мая 1945 года скончался от ран старший техник-лейтенант, уроженец Серпуховского района Сергей Матвеевич Гераськин. Его имя увековечено в Книге Памяти Московской области.

День Победы

Спустя месяц после Победы, 9 июня 1945 года при катастрофе самолета погибли: командир корабля 98 транспортного авиаполка 73-ей вспомогательной авиадивизии ВВС, гвардии капитан Павел Иосифович Жук, уроженец Днепропетровской области. А также, командир авиаэскадрильи 89 ТАП майор Алексей Захарович Панков, уроженец Ворошиловграда и  бортовой техник, старший техник-лейтенант Пуртов Иван Иосифович, уроженец Омской области.

От заболевания сердца скоропостижно скончался 25 июня 1945 года исполняющий должность командира авиаэскадрильи 105 ВАП, уроженец Венева Тульской области, капитан, орденоносец Алексей Дмитриевич Взнуздаев. Попытки отыскать его родственников оказались безуспешными.

6 июля 1945 года в результате авиакатастрофы погиб уроженец Коми АССР авиационный механик 102-ой отдельной учебно — тренировочной авиационной эскадрильи 73-ей вспомогательной авиадивизии ВВС техник-лейтенант Иевлев Василий Степанович. 

Через три дня, в результате авиакатастрофы трагически погиб техник авиационный бортовой той же 102-ой отдельной учебно — тренировочной авиационной эскадрильи техник-лейтенант Венидикт Григорьевич Ильин, уроженец Кировской области.

10 ноября, после праздника, посвященного Великой Октябрьской революции, трагически погиб старший техник-лейтенант 73-ей вспомогательной авиадивизии Николай Васильевич Муратов, уроженец Горьковской области. 

Последней трагедией уходящего победоносного года стала гибель 16 ноября 1945 года в авиакатастрофе самолета 89 транспортного авиационного полка под командованием командира отряда, старшего лейтенанта Георгия Никитовича Кожина, уроженца д. Марьинка Кораблинского района Московской области. В катастрофе погибли и члены экипажа: второй летчик, старший сержант Владимир Нефедович Ануфриев, уроженец Минской области,  бортовой авиационный техник 89 транспортного авиаполка техник-лейтенант Иконников Степан Григорьевич, уроженец Мордовии и  старшина Павел Степанович Верюгин, 1923 г.р.,  уроженец Молотовской области. Так на Остафьевском кладбище появилась ещё одно братское воинское захоронение.

В  декабре-январе 2016-17 гг. в ходе выверки именных списков безвозвратных потерь с персональными данными военнослужащих, увековеченными на современных воинских захоронениях Остафьевского кладбища были установлены имена еще 15 погибших, которые по необъяснимым причинам «потерялись» во времени и никак не были увековечены на погосте. Тогда же было выявлено несколько фамилий красноармейцев, погибших при обороне Москвы в 1941 году и похороненных в совсем другом месте, но их имена стараниями местного военного комиссариата отчего-то были «увековечены» на братской могиле Остафьевского кладбище. Результаты исследований были направлены в Управление Минобороны по увековечиванию памяти погибших, в адрес органов местного самоуправления и в ветеранские организации. 

В марте 2018 года, когда погода позволила, был проведен визуальный осмотр воинских захоронений. Выявлены не поставленные на государственный учет братские могилы. Проведен осмотр состояния надгробных памятников.  

На момент начала исследований по учетам Министерства Обороны России на Остафьевском кладбище числилось всего два воинских захоронения. Реально же на кладбище имелось семь воинских захоронений. Пришлось потратить почти два года на переписку со столичными чиновниками, чтобы побудить чиновников оформить учетные карточки (паспорта) воинских захоронений и поставить их на государственный учёт.

Благодаря настойчивости и целенаправленности в вопросе увековечивания памяти, чиновники все же приложили усилия и заменили самодельный металлический обелиск на могиле капитана Взнуздаева Алексея Дмитриевича, в 90- е годы цинично расстрелянный сволочами из пистолета, на достойное гранитное надгробие.  Видимо, не у всех «очерствела» душа и совесть.

Проводились работы по благоустройству на могиле майора Железнякова и капитана Рябоконь И.Е.. Есть надежда, что память о героическом летчике — Иване Рябоконь также будет увековечена достойным образом. 

С начала исследований в 2017 году стало очевидным, что никто из местных должностных лиц никакого серьезного внимания к воинским захоронениям на Остафьевском кладбище не проявлял. Это обстоятельство побудило к непосредственному обращению к должностным лицам, местным депутатам и к руководителям ветеранских организаций. В столичные СМИ.

Глава местного поселения в своих ответах заверял, что «сохранение памяти является для них священной обязанностью». Однако, дальше слов, никаких дел не было.

Префект округа в своём ответе проявил участие и даже выразил благодарность и не более.

Обращение в Московский городской Совет Ветеранов к дважды Герою Социалистического Труда Владимиру Ивановичу Долгих с просьбой поддержать обращение к мэру Москвы (что могло сдать весомым аргументом) тоже осталось без какой- либо поддержки.

Руководитель одного из столичных департаментов целенаправленно старался перенаправить вопрос в любую другую сторону, только бы не заниматься им.

И только непосредственное письменное обращение к мэру Москвы позволило сдвинуть дело с мертвой точки и добиться желаемого результата. И это при том, что есть федеральный закон «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества». Есть поручения Президента России от 2013 года о повсеместном проведении паспортизации воинских захоронений.  Есть федеральный закон « О погребении и похоронном деле». Есть государственная программа Патриотического воспитания граждан России. Но даже такой внушительный пакет документов был не в состоянии переломить «стойкость» чиновников. 

Пару лет тому назад, накануне дня Победы, удалось договориться с соседней школой и силами школяров провести на воинских захоронениях кладбища субботник. Конечно, инструмент, краску, побелку и все необходимое пришлось закупать лично. И когда порой в СМИ читаешь хвалебные репортажи журналистов об участии школьников — подростков или студентов в «уборке и благоустройстве» воинских захоронений, всегда вспоминаю о нашем субботнике. Видимо, привычка к «халяве» со стороны чиновников неискоренима.

Тогда же, но уже в День Победы, при содействии местного центра социальной поддержки пожилых людей удалось провести небольшой митинг у братских могил летчиков. Повязать «Георгиевские ленточки» на обелиски и памятники. Добрыми словами, цветами и самодельными венками почтить память, выразить свою благодарность и уважение.

Казалось бы, теперь можно подвести черту. Но до сих пор меня тревожит один вопрос о том, где нужно и каким образом можно увековечить имена летчиков, погибших при выполнении боевых заданий? Вопрос не праздный. Сотни, а может и тысячи имен летчиков до сих пор находятся в забвении. Мы все говорим и говорим: «Никто не забыт!» А так ли это? 

С каждым годом на могилы погибших отцов, дедов и прадедов приезжает все меньше и меньше потомков… Казалось бы, чего уж проще, прийти к могиле и просто сказать:- Ну, здравствуй, Дед! 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *