Матвеев А. Гибель клипера «Опричник»

При нахождении на практике в Кронштадте, нас курсантов военно-морского училища, привели в Летний сад, где мы увидели памятник погибшему клиперу «Опричник». Памятник погибшим морякам произвел на нас неизгладимое впечатление.

Сразу бросился в глаза сверкающий белизной и синевой Андреевский флаг — большая редкость для советского времени. Ведь в 1917 году его революционные матросы срывали Андреевские флаги с гафелей кораблей, сжигали и даже рвали, так как он считался ими олицетворением царского строя. Глумились над овеянными славой боевыми знаменами русских кораблей. Борис Лавренев в своем романе «Синие и белое» сравнивал Андреевский флаг с конвертом в котором запечатаны души угнетаемых офицерами матросов.

Сердце, при виде этого памятника, сразу тревожно забилось. Все же Кронштадт не просто крепость, а прежде всего город моряков и флота. Отсюда корабли уходили на бой, отсюда корабли уходили в дальние походы и кругосветные плавания. И не удивительно, что в Кронштадте можно встретить много памятников людям и кораблям, которые совершали героические проступки и прославляли нашу Державу.

На памятнике были выбиты фамилии тех офицеров, которые погибли на этом клипере:

ВЪ ПАМЯТЬ ПОГИБШИМЪ ВЪ ДЕКАБРЕ 1861 Г.

ВЪ ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ

НА КЛИПЕРЕ «ОПРИЧНИК»

Командир Капит. Лейт. Петръ Селивановъ

Лейтенанты Николай Купреяновъ, Францъ Де Ливронъ, Константинъ Сусловъ

Мичманъ Алексей Карягинъ

Корп. Флот. Штур. Подпоручик Николай Филиповъ

Корп. Инж. Мех. Подпоручик Федоръ Ивановъ

Доктор Помолицкий

Унтер-офицеров 14, нижних чинов 73 чел.”.

Случаи гибели кораблей, уходивших в дальние походы и на войны, которые вела России были не единичны. Можно назвать минимум десяток кораблей, не вернувшихся из походов и сражений к родным берегам. И память о погибших кораблях и людях должна быть. Люди в России должны их знать и помнить.

Как правильно сказал Михаил Васильевич Ломоносов, что народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего

В стенах Кронштадтского морского Никольского собора висят мраморные доски на которых увековечены моряки, погибшие в различных войнах и дальних походах. Увековечена практически вся морская история России. История, которую надо знать и которой можно и нужно гордиться.

О клипере «Опричник». Клипер «Опричник» заложен 5 января 1856 года на Архангельской верфи в числе однотипных клиперов «Разбойник», «Стрелок», «Пластун», «Наездник» и «Джигит».

Шла Крымская война с Турцией, Францией и Великобританией. Первоначально эти относительно небольшие кораблики, имевшие помимо парусного вооружения и машинное, были предназначены для крейсирования на коммуникациях противника. Однако к их вводу в строй война закончилась.

И назначением этих кораблей стало исследование огромных пространств Дальнего Востока, присоединенных к России по Пекинскому договору с Китаем.

Строительством «Опричника» занимался поручик Василевский В.П. 14 июля 1856 года на нем была установлена паровая машина и были проведены ее испытания. Команды клиперов комплектовались черноморскими экипажами, участниками обороны Севастополя.

14 июля клипер «Опричник» был спущен на воду и начались испытания паровых котлов.

Командиром клипера «Опричник2 был назначен капитан-лейтенант Сарычев Ф.В.

С 25 августа по 2 сентября только, что построенные клипера «Опричник» и «Наездник» произвели пробное плавание из Архангельска (Соломбальской верфи) до Соловецких островов.

12 сентября 1856 года оба клипера «Опричник» и «Наездник» под общей командой командира «Наездника» капитан-лейтенанта барона Майделя Г.Г. вышли из Архангельска в Кронштадт.

Однако в тумане, клиперы потеряв из вида друг друга совершали плавание самостоятельно.

Клипер «Опричник» 11 ноября бросил якоря на рейде замка Эльсинора в Копенгагене, где из-за непогоды, был вынужден зимовать. Весной 1857 года клипер благополучно прибыл на рейд Кронштадта.

«Корабль соответствует своему назначению и способен бороться со всеми прихотями моря”; “Капитан и гг. офицеры (последние большею частию недавно начавшие службу) изумляли… своею твердостию, с которой переносили труды едва возможные для человека и служили прекрасным примером для команды» — характеризовали моряков их начальники.

В 1858 году командование клипером принял капитан-лейтенант Федоровский М.Я. Он же и повел его в дальнее плавание.

24 июня 1858 года клиперы «опричник», «Рында», и «Гридень» в составе второго Амурского отряда под командованием капитана 1 ранга Попова А.А. вышли из Кронштадта на Дальний Восток с дипломатическими и исследовательскими целями.

Первая часть маршрута пролегала через Атлантику к Южной Америке. За время перехода выявилась склонность клипера приводиться к ветру, так как центр парусности находился позади центра бокового сопротивления корпуса. Этот недостаток был исправлен во время стоянки в Рио-де-Жанейро, путём изменения парусности по типу барка. Далее был пройден Индийский океан и взят курс на Сингапур, откуда А. А. Попов отправил в Морское министерство рапорт с новым чертежом парусности и укладкой ростров. Завершающая часть маршрута была из Сингапура в Манилу и через Кантон и Нагасаки в Николаевск. Как отмечал А. А. Попов, за время перехода после изменения парусности «Опричник» показал высокие мореходные и ходовые качества и мог обгонять другие клипера на всех курсах.

В Николаевск «Опричник» прибыл в июне 1859 года. Здесь командование клипером принял лейтенант Н. И. Бакалягин.

В течении почти года клипер занимался исследованиями Амурского лимана, побережья японских и корейских островов, а также выполнял различные дипломатические и снабженческие поручения.

5 марта 1860 года командиром назначен капитан-лейтенант Селиванов П.А. Клипер выполнял особые поручения в Японии и проводил исследования Дальнего Востока. Так, были проведены гидрографические работы в заливе Шветер, позже этот залив получил название залив Опричник.

Осенью 1861 года, Попов приказал клиперу самостоятельно вернуться в Кронштадт.

На клипер была собрана сборная команда со всех кораблей, находившихся на Дальнем Востоке.

Перед переходом клипер «Опричник» провел ремонт такелажа, рангоута и машины в Шанхае.

По утвержденному командиром отряда русских кораблей на дальнем Востоке адмиралом Поповым по плану перехода клипер должен был выйти из Шанхая в Батавию (Джакарту), затем через Индийский океан обогнуть Африку и через Атлантику прибыть Рио-де-Жанейро и через датские проливы в Кронштадт.

Из Шанхая клипер вышел 31 октября. Для пополнения запасов «Опричник» по плану зашёл в порт Батавия (Джакарту – Индонезия), откуда капитан-лейтенант Селиванов отрапортовал о полной готовности корабля к переходу.

10 декабря клипер «Опричник» покинул Батавию. И более клипер никто не видел.

На корабле пропали без вести 95 человек, как написано на памятной табличке 8 офицеров (включая доктора), 14 унтер-офицеров и 73 матроса.

Морское министерство пыталось проводить расследование пропажи клипера с экипажем. Были разосланы в различные страны мира запросы. Результаты были незначительные. Точное место гибели клипера и причины гибели так и не были установлены.

В «Морском сборнике» № 5 за 1863 год опубликована выписка из вахтенного журнала французского корвета Laplace:

— «Опричник» вышел из Батавии во вторник 10 декабря 1861 года… по выходу из Зондского пролива 12 числа, в 7 1/4 часов утра «Опричник» был виден под парусами, но вскоре потеряли его из виду. Зондский пролив прошли ночью и взяли курс на SW 45° и первый обсервованный пункт, в полдень был в широте 7°58′S, долготе 101°20’0 от Парижа. Русское судно было вблизи и при легком ветре держало более к северу. С тех пор его более не видали….

В ходе дальнейшего расследования в бортовом журнале голландского барка «Зваан» были найдены следующие записи:

— 21 декабря. Широта 19°24′ южная, долгота 79°11′, ветер ост-зюйд-ост 4-5 баллов, видимость хорошая. Наблюдается трехмачтовое судно, идущее одним курсом с «Звааном»… — 25 декабря. Широта 22°8′ южная, долгота 68°23′, ветер ост-норд-ост 10-11 баллов, море очень бурное, видимости нет. Полагаю, что центр урагана от судна к весту. Хочу заранее привестись к ветру и лежать правым галсом, чтобы ураган прошел западнее нас… — В полдень 25 декабря мы видели судно (барк), идущее в фордевинд курсом вест-тень-зюйд….

Предположительно экипаж «Зваана» видел именно «Опричник», но фактов, подтверждающих это, не выявлено.

В это время в Индийском океане был ураган. И в этом районе погибло четыре судна. Однако непонятно, как  «Опричник» преодолел 2250 миль за 13 суток, проходя более 170 миль каждые сутки (от точки, где «Опричник» был замечен в последний раз с «Laplace», до точки, где было замечено неопознанное судно с «Зваана»).

Официальное расследование Морского министерства предположительно установило, что, вероятно, в ночь с 25 на 26 декабря 1861 года, на полпути между Зондским проливом и мысом Доброй Надежды, корабль погиб, попав в центр урагана. Предположительное место гибели «Опричника» — в широте около 22°S, долготе около 67°25′.

Существовало и несколько неофициальных альтернативных версий гибели корабля. По одной из них, на корабле произошёл взрыв, по аналогии с собратом «Пластуном», который погиб 18 августа 1860 года в Балтийском море при возвращении в Кронштадт.

7 апреля 1863 года клипер «Опричник» был исключён из списков судов флота, а экипаж — из списков личного состава.

Замысел создания памятника клиперу “Опричник” возник среди родственников и сослуживцев офицеров погибшего судна. Произошло это после литургии и панихиды в церкви Св. Николая Чудотворца по случаю десятой годовщины гибели корабля “Лефорт”1. Уже спустя десять дней во флотских экипажах была открыта добровольная подписка по сбору средств на сооружение монумента и было определено место его установки — в Летнем саду.

Сбор денежных средств по добровольной подписке проходил не очень-то интенсивно. К маю 1872 года было собрано всего около 300 рублей серебром, главным образом, среди родственников, товарищей и сослуживцев погибших моряков2. Совсем небольшая сумма для памятника. Тем не менее было принято решение “закончить это дело приведением его в исполнение с теми небольшими средствами, которыми можно располагать”. Для этого была избрана комиссия в составе трех человек: капитана 1-го ранга Я. И. Купреянова, капитан-лейтенантов А. П. Новосильского и К. де Ливрона.

В июле 1872 года “Государь Император… Высочайше разрешить соизволил поставить в Летнем саду в Кронштадте памятник по погибшим на клипере “Опричник” согласно… рисунку”.

По первоначальному варианту монумент должен был состоять из креста, водруженного на скале, с большим якорем и другими военно-морскими атрибутами. В окончательном проекте крест исчез, скала осталась, якорь был выполнен надломленным, появились флагшток и приспущенный Андреевский флаг. При утверждении рисунка памятника было решено “о даровании помощи из казенного имущества следующих вещей: одного якоря весом от 40 до 50 пудов, восьми сажен цепного каната, шести пушечных орудий малого калибра и 24-х сажен такелажной цепи”.

Существенную помощь при сооружении памятника оказали жители Кронштадта — почетный гражданин и подрядчик И. А. Иконников и вольный штурман В. А. Волков. Они безвозмездно, на собственный счет возвели фундамент и гранитные ступени пьедестала, а также пожертвовали два больших гранитных камня весом в 500 и 300 пудов для скалы.

Автор памятника неизвестен. Но монумент клиперу “Опричник” — это не скульптурная композиция, а архитектурная. Поэтому автором этого мемориального сооружения мог быть только архитектор. Активизация действий по сооружению памятника клиперу “Опричник” относится к началу 70-х годов XIX века. В сентябре 1870 года в Кронштадте был торжественно открыт памятник адмиралу Ф. Ф. Беллинсгаузену. Можно предположить, что флотское начальство Кронштадта и будущие члены комиссии были достаточно близко знакомы с одним из авторов монумента “полярному мореплавателю” — архитектором И. А. Мониггети, которому принадлежало авторство пьедестала памятника. Кстати, Мониггети — один из авторов памятника “первому русскому плавателю вокруг света” адмиралу И. Ф. Крузенштерну в Петербурге, а также автор памятника погибшим в Гангутском сражении — “Гангутский крест”, который был торжественно открыт 27 июля 1870 года в 156-ю годовщину достославной Гангутской битвы. Кроме того, Мониггети — автор Морского павильона Московской политехнической выставки 1871 года и внутреннего убранства императорской яхты “Держава”. Одним словом, в творчестве архитектора Мониггети морская тематика занимала не последнее место, и предположение об его авторстве памятника клиперу “Опричник” не лишено веских оснований.

До недавнего времени на боковых сторонах памятника клиперу “Опричник” были укреплены две бронзовые доски, ныне не существующие.

Памятник был освящён 31 октября 1873 года. Также в этот день была отслужена панихида по погибшим морякам во всех церквях Кронштадта.

В честь клипера назван залив в Приморском крае (Японское море) 44°27’N 136°01’E.

В честь клипера названа бухта в Хабаровском крае (Японское море, залив Чихачёва) 51°25’16″N 140°49’30″E.

Имя «Опричник» получил спущенный на воду в 1880 году клипер типа «Крейсер».

Написано по материалам, взятым из Интернета

Фотографии взяты из базы данных Яндекс

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Видел этот памятник. Сложная и трагическая история.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *