Всего пять дней в начале года отделяют два Дня Воинской Славы России, по значению играющих значительную роль в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Знаменательно, что эти два события, разнесённые по времени на год — снятие блокады Ленинграда (27.1.44 г.) и разгром немецко-фашистской группировки под Сталинградом (2.2.43 г) имеют одно начало. Одновременно с операцией «Кольцо» (уничтожение армии Паулюса в Сталинграде 10.1 – 2.2.1943 г.), проходила другая операция «Искра» (по прорыву блокады Ленинграда 12.1 – 30.1.1943 г.) – обе операции закончились успешно.
В войне год 1943 был решающим в том отношении, что определял – к кому перейдёт стратегическая инициатива в войне? И две вышеназванные операции перевесили чашу весов в пользу СССР.
Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в Великой Отечественной и второй мировой войнах. Здесь, у стен Сталинграда , 200 дней и ночей происходило величайшее в истории войн сражение, которое завершилось разгромом вражеских войск. Подвиг Сталинграда вызывал и вызывает до сих пор восхищение народов планеты, и является символом мужества русского народа, как бы не старалась сегодня этот подвиг умалить западная пропаганда.
Идея запечатлеть этот подвиг художественно возникла ещё в годы войны, но осуществить её удалось уже в 1982 году. Кроме мемориала на Мамаевом кургане был создан второй мемориальный ансамбль-музей «Сталинградская битва», основу которого составляет панорама «Разгром немецко фашистских войск под Сталинградом». Это первая панорама, рассказывающая о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне. Длина холста по окружности составляет 120 метров, а высота 16 метров, весит он около тысячи килограммов. Холст был изготовлен по специальному заказу умельцами Сурского комбината Пензенской области. Грунтовала его бригада специалистов из Подольского производственного объединения Московской области. Проект уникального комплекса осуществлял коллектив под руководством народного архитектора СССР профессора В.Е. Масляева. Над панорамой работал талантливый коллектив художников-баталистов студии им. М.Б. Грекова. Консультантами были военачальники непосредственно участвующие в Сталинградской битве – маршалы А.И. Ерёменко, В.И. Чуйков, Н.И. Крылов и другие.
Со смотровой площадки перед зрителями раскрывается картина величайшей в истории человечества битвы. На полотне изображён завершающий этап Сталинградского сражения – разгром немецких полчищ в конце января 1943 года. Смотровая площадка панорамы словно расположена на вершине Мамаева кургана, позволяет чётко просматривать направления военных действий всех армий, участвовавших в разгроме фашистских войск. Полотно воспроизводит не только эпизоды сражения и отдельные героические подвиги советских воинов, но и раскрывает стратегический план завершающего удара в Сталинграде. Между смотровой площадкой и картиной находится предметный план – рельефный макет местности, занимающий свыше 1 000 кв. метров и приближающий зрителя к обстановке боя. Размеры панорамы позволили свободно размещать, не искажая исторической правды, общую картину битвы, развернувшейся на большом пространстве. Сюжет панорамы многосложен, действие многопланово…
Описать все впечатления от просмотра панорамы в коротком материале трудно, её надо смотреть. К тому же, у каждого человека свои впечатления. Но ясно одно, что ценность этого памятника несомненна. В России, и не только в нашей стране, в каждой семье есть свои герои, участники второй мировой войны. Эта панорама для тех, кто войны, к счастью не знал, тем более не видел. Важно то, чтобы они, посмотрев эту панораму, помнили и гордились подвигами своих предков – дедушек и прадедушек.
Этот небольшой материал, я хочу закончить словами неизвестного поэта, которые я прочёл в музейном комплексе «Сталинградская битва» —
Там, где двести дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там, где кровью тысяч людей
Каждый метр земли пропитан,
Там сегодня над Волгой-рекой,
На священной земле сталинградской
Рвётся к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской….